Casual
РЦБ.RU

Модель "Бостонской матрицы" для оценки привлекательности инвестиций в экономику Удмуртии

Октябрь 2005

    Очевидно, что в настоящее время региональные власти не могут в равной степени развивать все отрасли экономики, так как имеющиеся государственные ресурсы ограниченны. Как правило, руководство регионов пытается определить приоритеты развития и затем через региональные программы воздействовать на развитие выбранных отраслей. В данной статье проанализирована ситуация в Удмуртской Республике.

    За последние 4 года действовали несколько отраслевых республиканских целевых программ. Все они имели разные объемы финансирования, но тем не менее были направлены на развитие конкретных отраслей.
    В течение 2000-2004 гг. на финансирование отраслевых целевых программ за счет средств бюджета УР и федерального бюджета в экономику республики было направлено примерно 832,4 млн руб. Из них сельское хозяйство в 2000-2004 гг. получило 453,5 млн руб.; строительство в 2003-2004 гг. - 316,9 млн руб.; торговля и общественное питание в 2004 г. - 57,2 млн руб., а лесная промышленность - 4,8 млн руб. При этом в соответствующие сроки было инвестировано за счет всех источников финансирования: в сельское хозяйство - 2896,2 млн руб.; в строительство - 733,2 млн руб.; в торговлю и общественное питание - 292,5 млн руб; в лесную промышленность - 4 млн руб.
    Теперь на основании имеющихся данных попробуем проанализировать эффективность государственной поддержки по развитию данных отраслей, что в конечном счете должно было отразиться на их инвестиционной привлекательности. С этой целью предлагается ввести показатель, отражающий долю господдержки в общем объеме инвестиций (RR).

    RR = I/G,
    где I - объем инвестиций за период программы развития отрасли; G - объем государственной поддержки за период программы развития отрасли.
    RR господдержки отраслей получился следующим:

  • RR (сельского хозяйства) = 6,39 руб.
  • RR (торговли и общественного питания) = 5,11 руб.
  • RR (строительства) = 2,31 руб.
  • RR (лесной промышленности) = 0,83 руб.
        Как видно из расчетных показателей RR, деньги, потраченные государством на развитие отраслей, не одинаково повлияли на инвестиционную привлекательность отрасли. По мнению автора, на показатель RR основное влияние оказывает текущая оценка привлекательности данной отрасли в общем. Вполне очевидно, что если, например, такая отрасль, как производство лаптей, не имеет рыночных перспектив развития, то даже в случае, когда государство предоставит помощь в виде полного финансирования процентной ставки по всем кредитам для данной отрасли, это вряд ли окажет влияние на активность инвесторов - продавать лапти в наше время просто некому.
        В связи с этим для оценки перспективности господдержки различных отраслей и видов хозяйственной деятельности предлагается адаптировать модель <Бостонской матрицы>, широко применяемой в маркетинге.
        Инвестиционный микроклимат, обеспечивающий функционирование всех представленных на территории отраслей и видов хозяйственной деятельности, разделим по аналогии с классификацией <Бостонской матрицы> на 4 группы в зависимости от того, какая доля инвестиций приходится на отрасль в общем объеме инвестиций региона и какова динамика данной отрасли в национальном масштабе.
        Согласно обновленной <Бостонской матрице> определены следующие виды отраслей:
  • <звезда> - отрасль, поддерживаемая и развиваемая государством, чья доля инвестиций в масштабе национальной отрасли (вида деятельности) является преобладающей по сравнению с таковыми в другие отрасли (виды деятельности) региона, может иметь тенденцию к увеличению, и, кроме того, в рамках всей страны переживает инвестиционный подъем;
  • <вопрос> - отрасль, поддерживаемая и развиваемая государством, чья доля инвестиций в масштабе национальной отрасли (вида деятельности) является незначительной по сравнению с таковой в другие отрасли (виды деятельности) региона, может иметь тенденцию к понижению, хотя в рамках страны она переживает инвестиционный подъем;
  • <корова> - отрасль, поддерживаемая и развиваемая государством, чья доля инвестиций в масштабе национальной отрасли (вида деятельности) является преобладающей по сравнению с таковой в другие отрасли (виды деятельности) региона, может иметь тенденцию к повышению, но при этом в рамках страны она переживает инвестиционный спад;
  • <собака> - отрасль, поддерживаемая и развиваемая, чья доля инвестиций в масштабе национальной отрасли (вида деятельности) является незначительной по сравнению с таковой в другие отрасли (виды деятельности) региона, может иметь тенденцию к снижению, и, кроме того, в рамках страны переживает инвестиционный спад.
        Таким образом, государственная стратегия по формированию благоприятного инвестиционного климата должна быть сосредоточена на расширении инвестиционной емкости <звезд>, на организации необходимых условий для перевода <вопросов> в разряд <звезд>, продлении срока эксплуатации <коров> и конверсии составляющих инвестиционного микроклимата <собак>, вплоть до полного устранения их государственной поддержки.
        Рассмотрим, каким образом могла бы сложиться государственная стратегия по формированию благоприятного инвестиционного климата в экономике Удмуртии. Для этого проанализируем динамику инвестиций и долю участия в них Удмуртской Республики (рис. 1).

        Отрасль промышленности можно отнести к <вопросам>, исходя из того, что в рамках страны эта отрасль переживает инвестиционный подъем (на это указывает линейная линия тренда), но при этом доля, приходящаяся на УР постепенно снижается - с 1,1% в 2001 г. до 0,5% в 2004 г.
        Отрасль сельского хозяйства можно отнести к <коровам> (рис. 2), потому что в рамках страны она переживает инвестиционный спад, на это указывает линейная линия тренда, но при этом доля инвестиций, приходящаяся на отрасль в УР, сравнительно высокая, хотя постепенно и снижается - с 1,8% в 2001 г. до 1% в 2004 г.
        Отрасль строительства можно отнести к <собакам> (рис. 3), так как в рамках страны эта отрасль переживает инвестиционный спад, на что указывает линейная линия тренда, при этом доля этих инвестиций, приходящаяся на УР, сравнительно низкая и постепенно снижается - с 2,8% в 2001 г. до 0,4% в 2004 г.
        Отрасль транспорта можно отнести к <вопросам> (рис. 4), ввиду того что в рамках страны эта отрасль переживает инвестиционный подъем, на что указывает линейная линия тренда. При этом доля инвестиций, приходящаяся на УР, сравнительно низкая, хотя постепенно и повышается - с 0,1% в 2001 г. до 0,3% в 2004 г.
        Отрасль связи можно отнести к <вопросам> (рис. 5), ввиду того что в рамках страны она переживает инвестиционный подъем, на что указывает линейная линия тренда, при этом доля инвестиций, приходящаяся на УР, сравнительно низкая и постепенно снижается - с 1% в 2001 г. до 0,6% в 2004 г.
        Отрасль торговли можно отнести к <собакам> (рис. 6), так как в рамках страны отрасль переживает инвестиционный спад, на что указывает линейная линия тренда, и при этом доля от этих инвестиций, приходящаяся на отрасль в УР, сравнительно низкая и постепенно снижается - с 1% в 2001 г. до 0,4% в 2004 г.
        Таким образом, <Бостонская матрица> инвестиционного климата для УР приняла вид, представленный на рис. 7.

    <БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА> ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ УДМУРТИЯ

        Исходя из полученных результатов, региональным властям Удмуртской Республики целесообразно сосредоточить свои усилия на формировании необходимых условий для развития инвестиционного микроклимата следующих отраслей: промышленности, связи и транспорта. Учитывая возрастающий спрос инвесторов к данным отраслям в национальном масштабе, конкуренция среди регионов за привлечение инвесторов в данную отрасль может быть не слишком обостренной и увеличение доли привлеченных инвестиций в данную отрасль может обходиться региону не так дорого. В малопривлекательных отраслях борьба за ограниченное число инвесторов может быть очень серьезной и издержки региона на создание максимально привлекательного инвестиционного климата могут превысить потенциальные социально-экономические выгоды региона от ожидаемых инвестиций.
        Так, в 2004 г. Правительство Удмуртской Республики оказало инвестиционную поддержку отраслям промышленности и связи, которые согласно анализу относятся к категории <вопросов>. Ряду предприятий данных отраслей были предоставлены льготы по налогу на прибыль и на имущество для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, объем господдержки для отрасли промышленности составил 30,26 млн руб., а для отрасли связи - 3,88 млн руб. При этом дополнительные инвестиции для промышленности составили 457,39 млн руб., для связи - 162,5 млн руб.
        Рассчитаем показатель RR господдержки для данных отраслей за 2004 г.:

  • RR (отрасли связи) - 15,11 руб.
  • RR (отрасли промышленности) - 41,87 руб.
        Данные результаты наглядно демонстрируют более высокую отдачу в виде полученных инвестиций в расчете на 1 руб. вложенных средств господдержки по формированию благоприятных инвестиционных условий для отрасли, чем в случае с господдержкой отраслей <собак>, рассмотренном выше.
        Если предположить, что объем государственных ресурсов, затраченных на формирование благоприятных условий для отраслей <собак> за период с 2001 по 2004 г. по линии республиканских целевых программ, был использован на создание инвестиционных микроклиматов для отраслей <вопросов> (промышленности, связи) с рассчитанными уровнями RR, то тогда объем инвестиций составил бы 16,45 млрд руб. вместо полученных 3,9 млрд руб., что могло бы перевести инвестиционные микроклиматы отраслей <вопросов> в разряд <звезд>.
        Как видно из анализа, данная модель позволяет эффективно планировать государственное участие в формировании инвестиционного климата региона в зависимости от потенциального уровня инвестиционной отдачи разных отраслей.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день с Анной Поповой
    Осенний урожай на рынке долгов
    Негосударственные рублевые облигации. Жаркое лето - когда похолодание?
    Высокодоходные облигации строительной отрасли
    Нельзя "легко" тратить "легкие" деньги
    Маршрут длиной в 10 лет: Лондон-Токио-Северный полюс...
    Специфика управления активами открытого паевого инвестиционного фонда
    Потребление нефти как болезнь
    Долговая нагрузка Газпрома
    Рыночные долговые инструменты ОАО "Газпром"
    Инвестирование в облигации: теория и практика
    Применимость кривых доходности
    Модель "Бостонской матрицы" для оценки привлекательности инвестиций в экономику Удмуртии
    Электронный архив как эффективный инструмент развития оценочного бизнеса
    Финансово-правовая природа опционного договора
    Стратегия конкуренции
    О некоторых вопросах правового регулирования деятельности специализированных депозитариев
    Электронный документооборот: технологическое развитие рынка коллективных инвестиций
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
    Российский фондовый рынок: свежий ветер перемен
    Междилерское РЕПО как наиболее динамично развивающийся сегмент денежного рынка
    Становление и развитие организованного межбанковского рынка востребовано временем
    Депозиты и ломбардные кредиты Банка России на ММВБ
    Рынок межбанковского кредитования на ММВБ - новый этап развития российского денежного рынка
    Тенденции рынка ГЦБ
    Повышение ликвидности рынка госдолга - насущная необходимость

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100