Casual
РЦБ.RU

Один день с Анной Поповой

Октябрь 2005

    Анна Попова пришла в Минэкономразвития России в разгар проведения административной реформы в мае 2004 г. и возглавила Департамент корпоративного управления по итогам конкурса. Построение стройной, логичной системы законодательства и регулирования - не только стиль ее работы, но и стиль жизни. К сферам деятельности, в которых Департамент является непосредственным регулятором, помимо корпоративного управления, относятся процедуры банкротства и оценочная деятельность. Для подготовки качественного законодательства необходима обратная связь с рынком. При департаменте создано 4 экспертных совета по основным направлениям: в области банкротства, по корпоративному управлению, оценочной деятельности и управленческому учету. <В жестких дискуссиях рождается решение>, - с улыбкой говорит Анна Попова.

    10.00 - еженедельное оперативное совещание у министра экономического развития и торговли, посвященное обсуждению макроэкономической ситуации в стране.

    РЦБ: Анна Владиславовна, Вы возглавляете департамент корпоративного управления МЭРТ РФ. Как организуется работа вашего департамента? Какие сферы деятельности входят в его компетенцию? Какие направления являются приоритетными в настоящее время?

    А. П. На департамент замыкается широкий круг вопросов, связанных прежде всего с регулированием финансового рынка, стимулированием развития эффективной системы трансформации сбережений в инвестиции, привлечением капитала в реальный сектор экономики. Существуют также сферы, в которых департамент непосредственно является регулятором, это регулирование процедур банкротства и оценочной деятельности. В этом году мы подготовили 5 законопроектов, призваных улучшить регулирование в сфере банкротства, финансового оздоровления предприятия. Большой спектр законопроектных работ намечен на следующий год.
    Функция по регулированию оценочной деятельности перешла к МЭРТ в результате проведения административной реформы и ликвидации Минимущества. Оценочная деятельность имеет непосредственное отношение к корпоративному управлению, так как определение независимым оценщиком рыночной стоимости играет существенную роль при наличии конфликта интересов. Оценка и аудит - сферы, где намечается серьезная перестройка системы регулирования: с 1 января 2006 г. отменяется лицензирование данных организаций, взамен необходимо сформировать систему саморегулирования. У нас около 10 тыс. оценщиков, которым нужно будет вступить в саморегулируемые организации, а последним надо будет создать систему контроля, систему ответственности. Это очень непростая задача и для профессии, и для государственного органа.
    Законопроекты, которые описывают саморегулирование оценочной и аудиторской деятельности, уже внесены в Государственную думу и будут приняты в ближайшую сессию. Следующий важный шаг - разработка и принятие Федеральных стандартов оценки. Это очень серьезная и непростая задача, которую можно решить только при слаженной работе регуляторов, оценочного сообщества и, вероятно, зарубежных экспертов. Наши сегодняшние стандарты умещаются на нескольких страничках, в то время как оценочные стандарты любой страны - очень объемный документ, в котором содержится вся методологическая база оценки.
    Следующим приоритетным направлением деятельности департамента является корпоративное управление и корпоративное законодательство. Основная функция нашего департамента - регулирование сферы корпоративного управления и развитие корпоративного законодательства.

    12.00 - заседание Конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ для предоставления в 2005 г. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ.

    РЦБ: Как строится законотворческая работа в вашем департаменте? Вы привлекаете экспертов из профессиональных сообществ?

    А. П. Экспертные сообщества играют существенную роль как на стадии разработки концепции, так и на этапе подготовки текста законопроекта. При департаменте создано четыре экспертных совета: в области банкротства, по корпоративному управлению, оценочной деятельности и управленческому учету. Все экспертные советы работают достаточно эффективно. На последнем экспертном совете по корпоративному управлению, например, возникла оживленная дискуссия при обсуждении концепции развития корпоративного законодательства. Совет по оценочной деятельности собирается регулярно 1 раз в 3 месяца, в его состав входит около 40 экспертов, представляющих оценочное сообщество, потребителей оценочных услуг, а также представители ведомств.

    РЦБ: Эксперты подают заявки на добровольной основе?

    А. П. Мы приглашаем, как правило, известных экспертов, профессионалов. Также внимательно относимся к любым инициативным предложениям и выдвижениям. Например, совет по оценочной деятельности на 80% сформирован именно в инициативном порядке. Для экспертов работа в совете осуществляется на добровольной основе, она не оплачивается. Как правило, эксперты заинтересованы в участии в совете, в возможности высказывать свое мнение, отстоять позицию. У нас достаточно открытый для дискуссий департамент, есть своя страница в Интернете, где размещены наши наработки, законопроекты, информация о рассмотренных экспертными советами вопросах и о результатах.

    13.00 - заседание Рабочей группы по разработке проекта федерального закона, направленного на повышение эффективности привлечения капитала в национальную экономику путем упрощения порядка декларирования средств граждан.

    РЦБ: Каким образом ваш департамент взаимодействует с регуляторами других финансовых рынков - ФСФР, Минфином, Центральным банком?

    А. П. Взаимодействие происходит официально, в рамках регламента работы ведомств. И неофициально. Что касается более неформального, рабочего взаимодействия, то это происходит в рамках работы экспертных советов, в которые входят представители всех ведомств: Минфин РФ, ФСФР и др. Более того, сегодня мы ввели практику совместных заседаний ведомственных экспертных советов, например, по корпоративному управлению. Последние два заседания проведены совместно с ФСФР. Вопрос о целесообразности объединения двух экспертных советов с целью создания межведомственного совета по корпоративному управлению уже поднимался.

    РЦБ: В августе этого года МЭРТ подготовил Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 г. и основные параметры прогноза до 2008 г. Каковы основные мероприятиями по реформированию корпоративного управления, механизм их реализации? Какие приоритеты сегодня существуют при изменении корпоративного законодательства? Что, с Вашей точки зрения, является наиболее эффективным механизмом предотвращения корпоративных конфликтов?

    А. П. Когда я пришла в департамент, то первое, что мы с нашими специалистами сделали, - это провели анализ всех корпоративных законопроектов, вынесенных на рассмотрение в Думу на тот момент. Мы установили, что единой стратегии развития корпоративного законодательства не прослеживается. Более того, прослеживается как раз ее отсутствие. Поэтому была поставлена задача: выработать приоритетные направления развития корпоративного законодательства. С этой целью была создана рабочая группа, и в результате полугодовой работы появилась Концепция. Основная цель Концепции - обозначить приоритеты, с которыми затем сверять все законодательные инициативы, задать понятный вектор развития корпоративного законодательства. В первую очередь это должно способствовать достижению баланса интересов участников корпоративных отношений, улучшить координацию при подготовке законопроектов, так как сфера корпоративного законодательства, как никакая другая, нуждается в четкой координации всех субъектов.
    Что касается приоритетов, могу их кратко перечислить.
    Это вопросы, связанные с правовым статусом юридических лиц. Большинство количество открытых акционерных обществ таковыми по факту не являются, т. е. не являются публичными компаниями. Действительно, предполагается, что акции ОАО доступны неограниченному кругу лиц и обращаются на торговых площадках. Однако лишь незначительная часть от общего количества организаций, зарегистрированных в форме ОАО, прошла процедуры листинга и проводила размещение акций по открытой подписке. По большей части данное несоответствие связано с тем, что в результате приватизации многие государственные предприятия были преобразованы в ОАО на безальтернативной основе, в то время как бизнес-модель владельцев приватизированных предприятий в силу различных обстоятельств не предполагала привлечение инвестиционных средств на рынке акций. Эта ситуация связана со многими негативными последствиями.
    Во-первых, функционирование организации в режиме открытого акционерного общества связано с дополнительными издержками, не свойственными <закрытым> формам ведения бизнеса, - например повышенным требованиям по раскрытию информации. В случае если <открытость> такого акционерного общества носит исключительно формальный характер, данные издержки не компенсируются выгодами от привлечения инвестиционных ресурсов на открытом рынке.
    Во-вторых, в настоящий момент переход от закрытой формы в открытую (от ЗАО к ОАО) также связан с определенными издержками, в том числе временными, направленными на преобразование общества. Между тем экономический смысл данного перехода заключается в расширении набора источников финансирования деятельности акционерного общества, допуске к его акциям неограниченного круга лиц. В рамках одной формы он мог бы реализовываться <автоматически>, с минимальными издержками. И, наконец, не существует процедуры <закрытия> компании, т. е. в существующем законодательстве отсутствует механизм обратного перехода организации - от <публичной> модели к <непубличной>. Общая цель необходимых изменений состоит в построении стройной, логичной и гибкой системы акционерных обществ, которая обеспечит соразмерность между возможностью обеспечить права собственности акционеров и затратами на поддержание системы корпоративного управления.
    Следующий приоритет, это вопросы, связанные с реорганизацией компаний. Известно, что сегодня бизнес активно заинтересован в процедурах реорганизации, а законодательно эта сфера прописана недостаточно. В результате этого возникают дополнительные временные и финансовые издержки, значительные юридические риски. Специальный закон о реорганизации, в котором будут четко прописаны все процедуры, решены вопросы проведения смешанных форм реорганизации, уточнены права кредиторов, создаст основу для повышения эффективности многих предприятий, нуждающихся в преобразовании для оптимизации своих бизнес-процессов.
    Сегодня много внимания уделяется проблемам поглощений. Уже внесен на рассмотрение Госдумы законопроект, регулирующий приобретение крупных пакетов. Данная норма, вводимая в российское законодательство соответствует международной практике, европейской директиве о поглощениях.
    Следующий приоритет - регулирование группы компаний. Скорее правилом, чем исключением, является совместное функционирование формально различных юридических лиц. Однако отсутствие четкого регулирования не только затрудняет нормальную деятельность группы компаний, но и зачастую позволяет им ущемлять интересы миноритариев. Наболевшими являются такие вопросы, как ответственность основного общества по обязательствам <дочки>, перекрестное владение акциями. Ситуация, когда дочерние общества владеют контрольным пакетом материнской компании, - не нормальное явление с точки зрения корпоративного управления. Мы изучали и американский, и немецкий опыт. В законодательстве многих стран есть ограничения на перекрестное владение.
    Необходимо совершенствовать законодательное регулирование аффилированных лиц. Речь о подготовке закона об аффилированных лицах ведется давно. Необходимо сдвинуть этот процесс с мертвой точки.
    Ну и, пожалуй, главным приоритетом сегодня является развитие законодательства по пресечению недобросовестных корпоративных захватов и корпоративных войн: это и пресечение захватов реестров, и совершенствование норм созыва внеочередных собраний, и усиление норм ответственности органов управления общества, и развитие норм процессуального законодательства.

    14.00 - заседание совета директоров <Агентства по Страхованию Вкладов>. Место проведения - Министерство финансов РФ.

    РЦБ: Иначе говоря, в рамках этой концепции планируется принять дополнения и ряд новых законов?

    А. П. В рамках Концепции мы наметили около 17 законопроектов. Некоторые из них, например законопроект о реорганизации, поправки в Арбитражно-процессуальный кодекс, находятся на стадии готовности. Законопроект об обществах с ограниченной ответственностью, который делает эту форму более удобной для ведения бизнеса, уже находится в Думе. Остальное - это концепции, находящиеся в разработке или на стадии согласования, и 2006-2007 гг.- это годы активной работы над этими законопроектами.

    16.00 - совещание у министра сельского хозяйства РФ А. В. Гордеева по вопросу совершенствования системы страхования в агропромышленном комплексе.

    РЦБ: По какому принципу, на Ваш взгляд, должен формироваться коллегиальный орган управления будущего мегарегулятора финансового рынка, на который в международной практике возлагается функция принятия нормативных актов? Должны ли в нем быть представлены СРО и на какой основе: разового делегирования с переходом в штат мегарегулятора или представительства на общественных началах?

    А. П. Создание мегарегулятора финансового рынка должно, прежде всего, решить проблемы, связанные с межведомственной координацией, которая особенно актуальна в регулировании финансового сектора. Финансовый рынок является очень динамичным, его сегменты постоянно взаимодействуют, кроме того, финансовый сектор очень сильно влияет на все другие сферы национальной экономики. Поэтому необходима координация не только между регуляторами отдельных сегментов финансового рынка (ЦБ РФ, страхового надзора, ФСФР), но и при регулировании, например, предпринимательской деятельности. Кроме того, необходимо наладить эффективную обратную связь регулятора с рынком. Мегарегулятор должен решать такие задачи. Это означает, что в мегарегуляторе должны быть представители ведомств (для координации) и СРО (для обратной связи).

    РЦБ: Мегарегулятор поглощает ряд существующих ведомств или стоит над ними?

    А. П. В настоящее время подготовленная ФСФР и представленная на согласование концепция создания нового органа регулирования на финансовом рынке - финансово-экономической службы предполагает ее функционирование вне системы органов государственной власти. Данная служба будет действовать на основе специального закона, ей делегируются функции регулирования определенных сегментов финансового рынка. Субъектом законодательных инициатив при таком статусе служба являться не будет. Система построения органа управления службы предусматривает делегирование саморегулируемыми организациями своих представителей в службу и переход этих представителей на работу в совет директоров этого органа.

    18.00 - совещание по вопросам развития системы ипотечного кредитования.

    РЦБ: На что следовало бы сделать упор в деятельности будущего мегарегулятора: на нормотворчество или контрольно-надзорные функции?

    А. П. На мой взгляд, в деятельности мегарегулятора основными должны быть контрольно-надзорные функции. Поэтому речь может идти скорее о создании меганадзора на финансовом рынке. Однако нормативные полномочия для эффективного функционирования надзора также необходимы.

    РЦБ: В какой мере нормотворческие функции в сфере корпоративного управления и корпоративного законодательства могут быть распределены между МЭРТ и мегарегулятором финансового рынка?

    А. П. Распределение функций между МЭРТ и регуляторами финансового рынка предусмотрено уже сейчас. Не думаю, что это распределение претерпит существенные изменения, если будет принято решение о создании мегарегулятора. МЭРТ осуществляет общее регулирование предпринимательской деятельности, поэтому базовые законы, нормативные акты, направленные на реализацию данных законов, относятся к функциям министерства. В компетенции финансового регулятора - специфические вопросы регулирования рынка ценных бумаг, контроля и надзора за профессиональными участниками.

    20.00 - встреча с представителями иностранных инвестиционных компаний. Обсуждение перспектив развития отношений между государством и бизнесом.

    РЦБ: В настоящее время готовится ряд законопроектов по инфраструкутре рынка ценных бумаг. МЭРТ работает над законом, регулирующим деятельность бирж и биржевую деятельность. Почему министерство готовит именно этот закон? Каковы перспективы развития биржевого рынка?

    А. П. В разработанной ФСФР стратегии развития финансового рынка большая роль уделяется развитию инфраструктуры: торговой, учетной, расчетной. Три базовых закона, над которыми сегодня ведется работа, - закон о биржах и биржевой деятельности, закон о клиринге и закон о Центральном депозитарии - должны будут заложить законодательные основы для развития финансовой инфраструктуры. Чтобы придать импульс законопроектной работе, было принято решение распределить функции по написанию данных законов между ведомствами. МЭРТ достался закон о биржах. Это было связано с тем, что мы достаточно давно занимались инфраструктурными институтами, данная тема нам ближе, чем, например, Центральный депозитарий или клиринг. По той же причине Мифину РФ поручена подготовка закона о клиринге, а закон об учетной системе и центральном депозитарии <достались> ФСФР. Но это не значит, что каждое ведомство, опираясь на своих экспертов, самостоятельно осуществляет подготовку своего закона. Работа достаточно хорошо координируется. Рабочая группа состоит из представителей всех ведомств, более того, состав рабочих групп, например группы по подготовке законов о биржах и о клиринге, пересекается на 70-80%.

    РЦБ: Как вы привлекаете экспертов при подготовке того или иного законопроекта?

    А. П. Это эксперты из числа членов экспертных советов, которых, как я говорила, у нас 4. Среди них - победители конкурсов на проведение научно-исследовательских работ по заказам министерства. Что касается закона о биржах, у нас дважды проводился такой конкурс. Первый закончился в том году, а второй продолжается и в настоящее время.

    РЦБ: Подобная практика свойственна только некоторым законопроектам?

    А. П. Конечно, только приоритетным проектам, работа над которыми требует проведения комплексных исследований и связана с привлечением высококвалифицированных экспертов.

    РЦБ: Как складывалась Ваша профессиональная карьера? Что послужило мотивом для перехода в сферу государственного регулирования?

    А. П. Большая часть моей карьеры связана с научной и преподавательской деятельностью. В 1993 г. после защиты кандидатской диссертации я начала вести курс корпоративных финансов, финансовых рынков по программе МВА в Университете экономики и финансов, а затем в Санкт-Петербургском государственном университете. Параллельно с этим работала в инвестиционной компании <Энергокапитал>. В 2001 г. меня взял в свою команду Сергей Васильев, сенатор от Ленинградской области. Спектр проблем, которыми приходилось заниматься, был таким же, как сейчас. В ходе административной реформы я неожиданно для себя получила приглашение принять участие в конкурсе на должность директора департамента корпоративного управления МЭРТ РФ. В этой должности я работаю чуть больше года.

    РЦБ: Чем Вы увлекаетесь в свободное время, как проводите отпуск?

    А. П. Отпуск стараюсь проводить в горах. Совсем недавно вернулась из Восточных Саян. Люблю отправиться с палаткой, рюкзаком на природу. Горный туризм, наверное, самое любимое увлечение. В горах по-другому все воспринимается.
    Люблю читать. Недавно узнала, что <Код да Винчи> Д. Брауна - самая популярная книга среди английских лордов во время отпуска, на втором месте - <Гарри Потер>. Я с ними наполовину согласна.
    Уже 3 года работаю в Москве, поэтому появились друзья московские и московско-питерские. Периодически общаюсь со школьными, институтскими друзьями. Сначала Москва поражала совсем другим темпом жизни, который проявлялся практически во всем, даже в том, как люди ходят по улицам, но сейчас я уже привыкла и передвигаюсь пешком, наверное, быстрее, чем среднестатистический москвич.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с Анной Поповой
Осенний урожай на рынке долгов
Негосударственные рублевые облигации. Жаркое лето - когда похолодание?
Высокодоходные облигации строительной отрасли
Нельзя "легко" тратить "легкие" деньги
Маршрут длиной в 10 лет: Лондон-Токио-Северный полюс...
Специфика управления активами открытого паевого инвестиционного фонда
Потребление нефти как болезнь
Долговая нагрузка Газпрома
Рыночные долговые инструменты ОАО "Газпром"
Инвестирование в облигации: теория и практика
Применимость кривых доходности
Модель "Бостонской матрицы" для оценки привлекательности инвестиций в экономику Удмуртии
Электронный архив как эффективный инструмент развития оценочного бизнеса
Финансово-правовая природа опционного договора
Стратегия конкуренции
О некоторых вопросах правового регулирования деятельности специализированных депозитариев
Электронный документооборот: технологическое развитие рынка коллективных инвестиций
Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Российский фондовый рынок: свежий ветер перемен
Междилерское РЕПО как наиболее динамично развивающийся сегмент денежного рынка
Становление и развитие организованного межбанковского рынка востребовано временем
Депозиты и ломбардные кредиты Банка России на ММВБ
Рынок межбанковского кредитования на ММВБ - новый этап развития российского денежного рынка
Тенденции рынка ГЦБ
Повышение ликвидности рынка госдолга - насущная необходимость

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100