Casual
РЦБ.RU

Междепозитарные корреспондентские отношения как платформа для интеграции фондовых рынков стран СНГ

Октябрь 2005


ТЕКУЩИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ

    Как известно, в 2004 г. учреждена Ассоциация Центральных депозитариев Евразии, основными участниками которой стали Центральные депозитарии стран СНГ. И хотя Россия пока официально не имеет Центрального депозитария (ЦД), претенденты на эту роль известны, и вопрос создания ЦД, учитывая публичные комментарии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), является, вероятно, вопросом времени. От России в Ассоциацию вошли два расчетных депозитария - НДЦ и ДКК, которые, в частности, претендуют на роль или участие в формировании ЦД России.
    Профессиональные участники российского фондового рынка имели возможность ознакомиться с концепцией Закона о ЦД, принятой за основу ФСФР. По мнению некоторых участников рынка, к сожалению, не все из озвученных концептуальных условий создания ЦД России имеют однозначный характер. Некоторые концептуальные предложения вызывают сомнения с точки зрения удобства, целесообразности, однозначности принятия рисков инвесторами и т. п. Мнение профессиональных участников по спорным вопросам было высказано, однако последнее слово остается за ФСФР. По существу темы настоящей статьи следует отметить, что концепция Закона о ЦД России не запрещает российским депозитариям устанавливать корреспондентские отношения с иностранными депозитариями, что, безусловно, оставляет право выбора клиентам российских депозитариев.
    Развитие рынков в странах СНГ идет разными темпами, что обусловлено, вероятно, как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам можно отнести в первую очередь текущий уровень развития экономики страны, политическую стабильность и политическую позицию страны, открытость рынка, товарооборот с соседними странами, правовое поле. К субъективным факторам, вероятно, следует отнести наличие или отсутствие внутренних противоречий относительно концепции развития рынка, политическое лобби и др.
    Интеграционные процессы имеют достаточно большое значение для развития экономики стран СНГ, поскольку способствуют снижению большого количества барьеров, препятствующих развитию их экономик. Интегрированные рынки позволяют облегчить перетекание капитала, оперативно реагировать на изменение экономической конъюнктуры, способствуют ускорению товарооборота, стимулируют торговлю. Однако на пути серьезной интеграции всегда имеются определенные препятствия, которые необходимо преодолеть. В СНГ такими препятствиями, в первую очередь, являются:
    1) валютные сложности, связанные с отсутствием свободного обращения на международном рынке и свободной конвертации валют стран СНГ (в результате чего большая часть сделок заключается либо на условиях расчета твердыми валютами, либо на условиях бартера и зачета), а также обоснованные требования и ограничения, связанные с денежными счетами;
    2) таможенные барьеры, препятствующие развитию торговли и обращения товаров и, как следствие, ограничивающие рост капитализации компаний, рост потребностей в новых инструментах финансирования;
    3) налоговые ограничения и барьеры, тормозящие наращивание торгового оборота между странами (в качестве примера можно привести вопросы возврата НДС, ограничений, связанных с налоговым статусом и др.);
    4) законодательные ограничения и неясности в среде правового регулирования, в том числе на фондовых рынках (например, правовой запрет на работу нерезидентов - номинальных держателей на фондовом рынке России, Белоруссии, проблемы создания Центрального депозитария России);
    5) информационный дефицит в отношении тенденций развития рынков стран;
    6) неэффективная государственная поддержка реализации принятых на межправительственном уровне решений.
    Вполне понятно, что даже при наличии данных ограничений интеграционные процессы будут развиваться, поскольку свободные деньги должны вкладываться, имеются стратегические интересы, а емкости местных рынков и спектр инструментов для инвестиций ограничены, и инвестор в первую очередь обращает внимание на соседние рынки. Сегодня у нас уже есть масса примеров взаимных прямых инвестиций в экономику стран-партнеров по СНГ. Однако все эти инвестиции в настоящее время в условиях недостаточной интеграции несут в себе значительные риски (особенно в контексте отдельных стран) и хеджируются индивидуально.
    Что может сегодня служить побуждающими импульсами к активизации взаимной интеграции? Наверное, можно говорить о следующих аспектах:
    1) Усиление контроля со стороны государств-партнеров по СНГ за принятыми ранее решениями;
    2) завершение реформ, которые влияют на прозрачность и понятность инфраструктур рынков;
    3) анализ проблем интеграции, увеличения товарооборота, торговли, инвестиций;
    4) принятие новых законодательных и межправительственных документов, для ликвидации <дыр>, которые существуют в действующих нормативных документах;
    5) активное участие профессионального сообщества стран СНГ в лоббировании принятия нормативных актов, способствующих дальнейшей интеграции финансовых рынков, повышению их открытости (безусловно, с обеспечением необходимого контроля, но не в виде запретительных барьеров);
    6) обмен накопленным опытом, информацией и результатами исследований;
    7) создание постоянно действующего информационного поля, консолидирующего информацию о финансовых рынках стран-партнеров по СНГ.
    Фондовый рынок, как зеркало экономики, отражает в себе все вышеуказанные противоречия и проблемы. Однако следует также помнить, что фондовый рынок является инструментом управления собственностью, ликвидностью, а также базой для свободных инвестиций, поэтому, безусловно, играет одну из решающих ролей в развитии экономик стран. В свою очередь инфраструктура фондового рынка является гарантом надежности инвестиций и в силу этого ключевым элементом, обеспечивающим развитие фондового рынка. Инвестиции не могут существовать без учетной инфраструктуры и правового поля, если речь идет о цивилизованном рынке. Таким образом, объединение и взаимная интеграция фондовых рынков должны начинаться с интеграции инфраструктур фондовых рынков.
    В этом смысле междепозитарные международные отношения представляют собой платформу, на основе которой создается база для обеспечения технологической и правовой поддержки иностранных инвестиций. Безусловно, эта платформа не может существовать сама по себе без цивилизованного правового поля, обеспечивающего безопасность и гарантии выполнения обязательств. Однако эта платформа обеспечивает понятные и прозрачные правила учета прав собственности, без которых говорить о четком управлении инвестициями трудно.
    Ограничения в установлении междепозитарных отношений между клиентскими депозитариями, которые имеются в ряде стран СНГ, негативно влияют на потенциальные возможности расширения рынков за счет прихода новых инвесторов. В частности, бизнес кастодианов построен на особом обслуживании клиентов, которые доверяют своим попечителям и не всегда готовы выставлять лимиты по рискам на новые инфраструктурные институты, тем более находящиеся в другой стране. Указанное ограничение отсекает от определенных рынков целые сегменты потенциальных инвесторов и тормозит интеграцию.
    Таким образом, основной задачей интеграции инфраструктур фондовых рынков стран СНГ на сегодняшний день является обеспечение механизмов сопряжения депозитарных систем с целью создания надежной и прозрачной платформы для учета прав на ценные бумаги эмитентов стран-участников интеграции, в том числе и усилиями учрежденной Ассоциации центральных депозитариев Евразии и инфраструктурных институтов, осуществляющих междепозитарное взаимодействие.

АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ КОРРЕСПОНДЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    Депозитарии, устанавливая между собой корреспондентские отношения, обычно руководствуются спросом со стороны своих клиентов. Однако в некоторых случаях, даже при отсутствии клиента, который уже сегодня готов учитывать иностранные ценные бумаги, имеет смысл налаживать корреспондентские отношения. В этом случае депозитарии объявляют о наличии возможности учета ценных бумаг, фактически приглашая клиента (в первую очередь, прямого инвестора или профессионального участника) обратить внимание на новый рынок и новые возможности.
    Позитивным следствием установления корреспондентских отношений является изучение депозитариями рынков партнерских стран, что позволяет яснее понять структуру учета прав собственности, которая лежит в основе экономических процессов.
    Одной из основных проблем при установлении корреспондентских междепозитарных отношений является проблема отсутствия достаточного объема информации о рынках и правовом поле этих рынков. Однако даже при создании необходимых правовых условий для установления междепозитарных отношений депозитарию, открывающему счет в другой стране, нужно взвешивать возможные риски, связанные с учетом иностранных ценных бумаг, принадлежащих клиентам. Чуть менее значительными с точки зрения ответственности депозитария, но не менее значимыми с точки зрения качества оказания услуг являются следующие проблемы, возникающие в процессе установления корреспондентских отношений:
    1) языковые проблемы (если они имеются);
    2) проблемы налогового статуса и льгот;
    3) проблемы, связанные с денежными расчетами (режим счетов, конвертация валют и т. п.);
    4) коммуникационные проблемы;
    5) проблемы различной финансово-экономической терминологии и различие устройства финансовых систем.
    Установление междепозитарных корреспондентских отношений обычно начинается с обсуждения возможности их установления, т. е. с анализа допустимости их с точки зрения законодательства обеих стран. Если законодательство не препятствует налаживаю связей и открытию счетов, то следующим шагом обычно является изучение правил (условий осуществления деятельности) депозитария-корреспондента, рассмотрение тарифов и согласование текста междепозитарного договора (включая обсуждение технологических вопросов взаимодействия). Подробнее на технологических и юридических аспектах междепозитарных отношений мы остановимся ниже.
    Далее следует согласование окончательного текста договора, предоставление необходимых для открытия междепозитарного счета документов и подписание междепозитарного договора. После этого депозитарий-домицилиат, открывающий счет депозитарию-домицилианту, осуществляет открытие междепозитарного счета в своих учетных регистрах и выдает уведомление об открытии междепозитарного счета. С этого момента депозитарий-домицилиант фактически получает возможность подавать поручения на проведение операций по своему междепозитарному счету, открытому в депозитарии-домицилиате, т. е. получает возможность учитывать права на ценные бумаги.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДЕПОЗИТАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    В настоящее время документооборот при осуществлении депозитарных операций в рамках корреспондентских отношений между депозитариями разных стран зачастую осуществляется на бумажных носителях. Оперативность достигается за счет использования факсимильных каналов связи, экспресс-почты или электронных сообщений общепринятого обычного формата через Интернет (в том числе с использованием сканирования документов). Однако подобные технологии являются, мягко говоря, отсталыми.
    В рамках интеграции финансовых рынков переход на электронный документооборот (ЭДО) представляется основным и наиболее важным вопросом. При такой форме взаимодействия обмен информацией, связанный с распоряжениями, поручениями, подтверждениями, уведомлениями, справками, запросами, ответами на эти запросы и прочими документами, осуществляется только в электронном виде посредством передачи данных по каналам электросвязи и с учетом всех требований по защите информации. Использование электронного документооборота позволяет решить проблемы, связанные с долговременностью доставки бумажных документов от одного лица к другому, трудоемкостью ручной обработки информации, и, конечно, обеспечить возможность сквозной обработки данных (Straight through processing, STP), что исключает ошибки, связанные с человеческим фактором.
    В настоящий момент можно выделить следующие способы организации системы ЭДО между депозитариями, находящимися в разных странах:
    1. Передача электронных документов по системе ЭДО, предоставляемой и сопровождаемой третьим лицом. Подключение и сопровождение этой системы ЭДО, как правило, достаточно дороги. Наиболее широко используемым примером такой системы является крупнейшая международная организация в сфере финансовых телекоммуникаций - S.W.I.F.T.1, которая обеспечивает оперативную, безопасную и надежную систему передачи финансовых сообщений. Именно ее, в основном, используют депозитарии, выбирающие такой тип ЭДО, для взаимодействия друг с другом.
    2. Вторым наиболее часто встречающимся способом построения ЭДО является система, которая обеспечивается тем депозитарием-домицилиатом, который оказывается услуги и ведет счет депо депозитария-домицилианта. Как правило, это программное обеспечение, созданное самим депозитарием и настроенное непосредственно под свои услуги, а также удовлетворяющее всем требованиям по защите информации национального законодательства страны, в которой находится депозитарий. Как правило, такого рода системы базируются на передаче зашифрованных электронных сообщений через Интернет, а защищенные каналы связи используются реже, так как это дороже.
    В международной практике системы ЭДО, которые используются депозитариями, находящимися в разных странах, базируются на различных системах защиты информации, но на едином стандарте форматов документов, посредством которых передается информация. Таким стандартом является - международный стандарт ISO2 15022, который в том числе используется в рамках системы S.W.I.F.T., и он применим для большинства фондовых рынков. Подчеркнем, что это не означает обязательное использование системы S.W.I.F.T. участниками ЭДО, они могут работать в иной системе ЭДО, которая использует язык ISO 15022. При обмене информацией все особенности и дополнительные требования конкретного национального законодательства по ценным бумагам конкретной страны, как правило, легко могут удовлетворяться путем использования ISO 15022 (например, расширение или уточнение свободных полей в рамках двусторонних соглашений участников ЭДО).
    В большинстве развитых стран (в том числе в России) действуют профессиональные рабочие группы (National Securities Market Practice Group, NSMPG) по выработке рекомендаций к использованию формата ISO 15022 на конкретном фондовом рынке соответствующей страны. Фактически этим занимаются те участники фондового рынка, которые давно и полноценно используют электронный документооборот при осуществлении операций с ценными бумагами. Разработанные NSMPG рекомендации носят необязательный характер для национального фондового рынка, но, как правило, соблюдаются всеми участниками, использующими такое ЭДО.
    Таким образом, в рамках интеграции финансовых рынков стран СНГ представляется наиболее правильным и результативным максимальное использование ЭДО на фондовом рынке и построение технологий, основанных не на бумажном документообороте. При организации ЭДО для осуществления операций с ценными бумагами представляется целесообразным ориентироваться на международный опыт и активно внедрять в свои технологии опыт, наработанный другими странами и сообществами, т.е. использовать международный стандарт ISO 15022.

    СПРАВКА
    Акционерный коммерческий банк <РОСБАНК> (открытое акционерное общество) является одним из крупнейших универсальных коммерческих банков России. Согласно официальным банковским рейтингам РОСБАНК стабильно занимает 5-6-ю позицию по размеру активов и капиталу. Депозитарий РОСБАНКа является структурным подразделением РОСБАНКа в форме департамента.
    Депозитарий РОСБАНКа является крупнейшим банковским кастодиальным депозитарием России (согласно рейтингу надежности отнесен к самому высокому классу надежности - ААА), который в настоящий момент обслуживает более 1800 клиентов и осуществляет хранение ценных бумаг клиентов стоимостью свыше 8,2 млрд долл. США. Депозитарий РОСБАНКа является одним из старейших и наиболее известных депозитарных брэндов, который ведет свою историю с 1996 г.
    Депозитарий РОСБАНКа, являясь банковским депозитарием, позиционируется на рынке в сегменте кастодиальных депозитариев, предлагая своим клиентам как стандартные депозитарные услуги, так и широкий спектр комплексных кастодиальных продуктов, включающих в себя в том числе банковские и клиринговые услуги.
    В соответствии со стратегией своего развития депозитарий РОСБАНКа расширяет корреспондентскую сеть, стремясь предложить своим клиентам доступ к максимальному количеству рынков и наиболее широкий спектр инструментов, которые можно учитывать на счете депо. Действующая корреспондентская сеть депозитария РОСБАНКа позволяет ему оказывать услуги по хранению и перерегистрации прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в крупнейших международных депозитарных системах, таких как Clearstream Banking S.A. (Люксембург), EUROCLEAR (Бельгия), DTC (США). Корреспондентами депозитария РОСБАНКа в настоящее время являются более 35 депозитариев, включая крупные иностранные депозитарии (например, Clearstream Banking S.A.), а также крупнейшие российские депозитарии, такие как НДЦ, ДКК, ING Bank (Москва), Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк России. Также депозитарий РОСБАНКа имеет широкую сеть счетов номинального держателя в реестрах более 1200 эмитентов, поддерживает отношения более чем с 70 регистраторами из 78 лицензированных российских регистраторов.
    В рамках развития корреспондентских отношений с депозитариями стран СНГ 26 июля 2005 г. депозитарием РОСБАНКа открыт междепозитарный счет в АО <Центральный депозитарий ценных бумаг> (Казахстан) для учета ценных бумаг казахстанских эмитентов, принадлежащих клиентам депозитария РОСБАНКа. В стадии открытия находятся счета в депозитариях ряда других стран.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДЕПОЗИТАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    В настоящее время в рамках СНГ не существует какого-либо международного договора, прямо и четко регулирующего вопросы выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг эмитента одной страны на территории другого государства или содержащего какие-либо коллизионные нормы и уж тем более особенности учета ценных депозитариями других стран. Однако ряд международных документов затрагивает вопросы, которые касаются некоторых правовых аспектов, связанных с обращением ценных бумаг, либо в будущем может привести к созданию правовых норм, имеющих отношение к подобным моментам.
    В первую очередь необходимо отметить международные договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также международные договоры, регулирующие вопросы об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Первый вид договоров, как правило, содержит положение об осуществлении и защите капиталовложений и иностранных инвестиций, в том числе в ценные бумаги на территории той или иной страны, и осуществлении и защите капиталовложений и российских инвестиций за пределами этой страны. Второй вид договоров содержит нормы, связанные с налогообложением, доходов в том числе от операций по ценным бумагам. Указанные международные договоры дают возможность использовать определенные средства защиты прав инвесторов, приобретающих ценные бумаги иностранного эмитента на территории другого государства и соответственно вступающих в определенные правоотношения в инвестиционной и налоговой сфере.
    В рамках СНГ существует несколько документов, которые в будущем могут повлиять на создание (развитие) правовых норм, связанных с регулированием отношений в сфере ценных бумаг. Например, одним из таких документом является Решение Совета глав правительств СНГ <О создании Совета руководителей органов по регулированию рынков ценных бумаг государств участников СНГ> (Ялта, 18 сентября 2003 г). По состоянию на 1 мая 2005 г. оно не вступило в силу. Согласно утвержденному указанным Решением Положению о Совете руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ (п. 2.2) основными задачами деятельности Совета являются:

  • углубление экономической интеграции государств-участников СНГ в области рынка ценных бумаг;
  • обеспечение сотрудничества по установлению международных стандартов регулирования, обеспечивающих создание эффективных и транспарентных рынков ценных бумаг государств-участников СНГ;
  • создание условий для дальнейшей либерализации движения капиталов в рамках СНГ;
  • обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов инвесторов на рынках ценных бумаг государств - участников СНГ;
  • создание эффективной системы контроля на рынках ценных бумаг государств-участников СНГ.
        В настоящий момент влияние этих международных соглашений на вопросы, связанные с правовым регулированием обращения и учета иностранных ценных бумаг, минимально.
        Главная роль как источника права (особенно в части материально-правовых норм) для правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг, принадлежит гражданскому законодательству страны эмитента ценных бумаг, т. е. национальному праву конкретной страны. Так, например, в России, Гражданский Кодекс РФ (далее - ГК) является основным (базовым) источником права по ценным бумагам. В большинстве стран правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ценных бумаг, содержатся в различных отраслях национального права и, как правило, регулирование рынка ценных бумаг носит комплексный характер: нормы содержатся как в гражданско-правовых, так и в публично-правовых отраслях права.
        В части изучения мирового опыта хотелось бы отметить, что существенное влияние на регулирование рынка ценных бумаг оказывают также принципы и нормы, выработанные международными организациями, ассоциациями и объединениями профессиональных участников фондового рынка, которые носят, как правило, рекомендательный характер для фондового рынка в целом и обязательный для членов этих организаций. Последняя форма регулирования играет, пожалуй, наиболее важную роль на рынке ценных бумаг, так как она заполняет тот правовой вакуум, который существует в законодательстве большинства стран в отношении иностранных и международных ценных бумаг и обеспечивает саморегулирование участников возникающих правоотношений.
        Среди таких организаций необходимо выделить Международную организацию комиссий по ценным бумагам ИОСКО, (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в рамках которой осуществляется формальное сотрудничество между национальными регулятивными органами на фондовом рынке. С течением времени ИОСКО, первоначально основанная как межамериканская организация в 1974 г., стала включать регулятивные органы всех основных стран. В 1995 г. членом ИОСКО стала российская ФКЦБ (тогда имевшая иное название). К началу 1999 г. членами ИОСКО стали регулятивные органы 94 стран мира3. На первый взгляд можно подумать, что ИОСКО является межгосударственной организаций специальной компетенции. Однако это не так, потому что кроме национальных государственных органов, ее членами являются, например, саморегулируемые организации участников фондового рынка. ИОСКО провозгласила четыре цели своей деятельности: кооперация в области регулирования фондовых рынков; обмен информацией; объединение усилий для выработки стандартов в области регулирования; взаимное оказание содействия в области регулирования.
        Еще одной организацией, имеющей важнейшее значение для регулирования выпуска и обращения международных ценных бумаг, является Ассоциация участников международных фондовых рынков (International Securities Markets Association, ISMA)4. В соответствии с Уставом целями ISMA являются:
  • способствование взаимоотношениям между ее членами и обеспечение базы для совместного изучения и обсуждения вопросов, имеющих отношения к рынкам международных ценных бумаг, а также выработка правил и рекомендаций, регулирующих операции на них;
  • предоставление услуг и содействие участникам рынков международных ценных бумаг.
        Правила и рекомендации ISMA применяются к сделкам с ценными бумагами между членами ассоциации. Они также могут применяться между любыми участниками рынка, если стороны оговорили их применение в момент заключения сделки. Правила Ассоциации включают рекомендацию членам ISMA, заключая сделки с ценными бумагами, в том числе не относящимся к международным, дополнительно оговаривать, что к сделке применяются Правила и рекомендации ISMA с тем, чтобы вне зависимости от применяемого национального права сделка попадала под понятие сделки с международными ценными бумагами и к ней были применим нормы, содержащиеся в документах ISMA. Устав, а также Правила и рекомендации ISMA содержат достаточно подробное описание процедур разрешения споров между участниками международного фондового рынка. К сожалению, полностью документы, разработанные ISMA, свободно доступны только ее участникам, в противном случае получать документы можно только на платной основе.
        В настоящее время в национальном праве стран СНГ институт ценной бумаги, а также связанные с ним правовые институты сходны, например ценная бумага отнесена к категории вещей, но имеются некоторые серьезные различия. Например, правовые нормы в отношении типов, видов и форм ценных бумаг, требования к сделкам с ценными бумагами, учетные организации и их статус, порядок перехода права на ценную бумагу и прав из ценной бумаги, порядок выплаты доходов по ценным бумагам и др.
        В праве стран СНГ существует аналогичное российскому понятие бездокументарной ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения учета владельцев ценных бумаг или на основании записи по счету депо. Подобный институт дает возможность <перешагнуть> границы страны эмитента и/или страны депозитария, осуществляющего учет ценных бумаг, и обеспечить относительно свободное обращение финансовых инструментов на территории других стран. При этом очевидны все выгоды такого <расширения> границ. Одной из главных выгод, на наш взгляд, является то, что владельцы ценных бумаг могут учитывать и реализовывать свои права по иностранным ценным бумагам в депозитариях своей страны, что обеспечивает им более простой и легкодоступный порядок работы. Депозитарий же в силу того, что он является профессиональным участником, обладает большими возможностями и опытом для того, чтобы при установлении корреспондентских отношений с иностранным депозитарием обеспечить максимальную защиту прав своих депонентов и учесть все особенности иностранного права по ценным бумагам.
        Одна из основных проблем, возникающих у депозитария при учете иностранных ценных бумаг, заключается в правильном толковании и применении норм иностранного законодательства по ценным бумагам, а также в адекватном обеспечении и защите своих прав и прав своих депонентов, в том числе в судебном порядке. Кроме того, необходимо знать и учитывать императивные нормы в отношении ценных бумаг, содержащиеся в своем национальном праве и праве иностранных государств, на территории которых осуществляется их размещение или обращение, а также страны эмитента, в случае если она отлична от страны депозитария-домицилиата ценных бумаг.
        В части защиты прав владельцев следует отметить, что если договорная база четко не фиксирует место разрешения спора и права, применимого к отношениям между депозитариями разных стран, то, как правило, депозитарий-домицилиант с целью защиты своих прав в судебном порядке вынужден подавать иск в судебные органы страны-местонахождения депозитария-домицилиата ценных бумаг для обеспечения эффективной реализации судебного решения. Это, соответственно, означает большие денежные, трудовые и временные затраты. При этом довольно часто стороны (депозитарии - резиденты разных стран) включают в депозитарный договор положение о том, что споры разрешаются в государственных судах страны ответчика. Подобная договоренность сама по себе является некорректной и неудобной, так как в большинстве случаев к отношениям сторон должно применяться материальное право страны эмитента ценных бумаг, как наиболее тесно связанное с отношениями сторон. Государственный суд, к сожалению, как правило, плохо знаком с материально-правовыми нормами другого государства и часто выносит решения только на основе национального права без учета иностранного права, которое и должно применяться. Кроме того, судьи в государственных судах часто не имеют достаточных знаний и квалификации в такой области правоотношений, как иностранные ценные бумаги или правоотношения, особенно осложненных иностранным элементом.
        Для защиты своих интересов при возникновении споров можно рекомендовать депозитариям тщательно изучать предлагаемую договорную базу (или разрабатывать свою), которая будет обеспечивать легитимность устанавливаемых правоотношений. В случае вынесения каких-либо разногласий сторон на судебное разрешение суд будет исходить не из устных договоренностей, собственного понимания или дополнений сторон, а из правового содержания договоров и возможности объективно и независимо оценить сущность того или иного события и факта.
        При установлении корреспондентских отношений (открытие счета депо или его аналога5 иностранному депозитарию для учета ценных бумаг, принадлежащих ему или его клиентам) депозитариям желательно устанавливать порядок разрешения споров вне государственных судов, внося в соответствующие договоры арбитражную оговорку и предусматривая возможность разрешения споров в третейских судах (арбитражах), т. е. рассматривать их с привлечением специалистов в конкретной области. При этом стороны должны четко оговаривать в тексте договора применимое право к отношениям, вытекающим из депозитарного договора. В настоящее время на фондовом рынке уже наблюдается подобная тенденция. Чаще встречается институциональный арбитраж (осуществляется постоянно действующим арбитражным судом на основании своего регламента) нежели ad hoc (осуществляется арбитражным судом, учрежденным сторонами конкретного спора и действующими в соответствии с правилами, установленными сторонами). При условии грамотного договора все выгоды от такой процедуры разрешения споров очевидны (конфиденциальность, профессионализм арбитров, возможность выбора арбитров, скорость и конечность решения, обязательность решения для сторон, возможность принудительного исполнения арбитражного решения и др.).
        В качестве рекомендации хотелось бы добавить, что, устанавливая корреспондентские отношения с иностранным депозитарием, до начала приема на обслуживания иностранных ценных бумаг, необходимо тщательно изучить законодательство страны эмитента и страны депозитария-места хранения, в частности, если их юрисдикция разнится. Такой анализ особенно важен в части правовой природы финансовых инструментов, выпуска, обращения и учета ценных бумаг, налоговых и валютных требований и ограничений законодателя. Также необходимо досконально проработать договорную базу с тем, чтобы заполнить все пробелы законодательства в части правоотношений по ценным бумагам, осложненных иностранным элементом, обеспечить быстрое и четкое разрешение возможных споров и реализацию судебных решений и, конечно, чтобы исключить возможную нелегитимность заключаемых сделок, неправомочность подтверждения каких-либо прав своим депонентам в качестве депозитария-кастодиана и, как следствие, проблему реализации и защиты прав владельцев ценных бумаг. При этом для избежания возможного некорректного толкования тех или иных аспектов не следует базироваться на данных, полученных только от депозитария, в котором открывается корреспондентский счет депо.

    НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНФРАСТРУКТУР ФОНДОВЫХ РЫНКОВ СТРАН СНГ

        Как следует из настоящей статьи, на сегодняшний день интеграция фондовых рынков стран СНГ возможна по нескольким направлениям:
        1) на высоком политическом уровне (уровне Правительств стран СНГ);
        2) на уровне различных ассоциаций и иных объединений профессиональных участников в рамках стран СНГ;
        3) на уровне конкретных междепозитарных отношений отдельных инфраструктурных институтов.
        Безусловно, это разные уровни, имеющие разный масштаб и скорость достижения практических результатов. Однако по всем этим направлениям возможно активное участие профессиональных участников фондовых рынков, учетных инфраструктурных институтов. В частности, по первому направлению, профессиональным участникам рынков требуется налаживать диалог с регуляторами рынка и правительством (через саморегулируемые организации, путем коллективных обращений или иным способом) с целью выработки и принятия наиболее эффективных решений.
        При этом основными вопросами, которые требуется решить в рамках работы по указанным направлениям, безусловно, являются следующие вопросы:
        1) создание единого (схожего) правового поля;
        2) обеспечение современных технологий взаимодействия;
        3) информационное обеспечение участников рынков данными об экономиках и устройствах финансовых систем стран-участников интеграции.
        Прикладывая необходимые усилия в указанных направлениях и участвуя в решении основных вопросов интеграции, профессиональные участники рынков обеспечивают необходимый потенциал не только своего собственного развития, но и развития фондовых рынков своих стран и стран-партнеров по интеграции.

        Предисловние
        1 www.swift.com, www.swift.ru
        2 ISO - International Organization for Standardization, всемирное негосударственное объединение национальных организаций по стандартам из 140 стран (www.iso.ch). ISO 15022 - международный стандарт сообщений по ценным бумагам (S.W.I.F.T. является уполномоченной организацией ISO по указанным стандартам сообщений по ценным бумагам).
        3 Основная группа (94) - полные члены (regular members), ведущие органы регулирования. Кроме них выделяются также 10 ассоциированных членов (регулятивные органы, выполняющие вспомогательные функции) и 50 аффилированных членов (саморегулируемые организации, биржи и др.). Полный список адресов см. в Интернете на сайте www.iosco.org.
        4 www.isma.org.
        5 В разных правовых системах название учетного регистра может быть различным.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рынок деривативов
    Рынок - это сфера услуг!
    Венчурные горизонты финансовых рынков
    О принципах политики России в области управления государственным долгом
    Современное состояние биржевого рынка ценных бумаг Азербайджана
    Акции новых энергокомпаний впервые вышли на биржу
    Развитие товарно-сырьевых бирж - путь к повышению конкурентоспособности российской экономики
    К вопросу о голосующей акции
    Анализ финансово-правовой природы форвардного договора
    Сравнительный анализ рынков АДР российских и китайских эмитентов
    Мнение профессионала
    Будем управлять или глазки строить?
    Арбитражные стратегии с применением фьючерсов на облигации Москвы
    Определение справедливой цены процентного фьючерса на московские облигации
    Волатильность процентных ставок на российском рынке капиталов
    Тенденции развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций
    Рынок процентных свопов в РФ: необходимость и перспективы
    АЦДЕ как инструмент межгосударственного сотрудничества
    Междепозитарные корреспондентские отношения как платформа для интеграции фондовых рынков стран СНГ
    Расчетно-учетная инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг
    Фондовый рынок Республики Азербайджан
    Опыт создания центрального депозитария
    Депозитарная система в Украине
    Украина и Россия: перспективы развития инфраструктуры фондового рынка
    О подготовке доклада "Корреспондентские счета депо нерезидентов в депозитариях АЦДЕ"

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100