Casual
РЦБ.RU

Развитие товарно-сырьевых бирж - путь к повышению конкурентоспособности российской экономики

Октябрь 2005


    В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на рынках. Если доступ на рынки свободен и обеспечена честная конкуренция, то цены на традиционные виды продукции и услуг будут сравнительно низкими при достаточно высоком уровне их качества.

ФИЛОСОФИЯ РЫНКА

    Среди производителей преимущество получает тот, чьи затраты окажутся минимальными. Низкоэффективные производители вытесняются с рынка и прекращают производство. Развитие общества в целом идет по пути повышения эффективности экономики, т. е. удовлетворения потребностей при минимальном расходовании имеющихся ресурсов. Построить такое общество оказывается не проще, чем построить коммунизм. Об этом свидетельствует состояние экономики в странах с наиболее развитой демократией. На практике не удается свести к минимуму влияние <сильных>, которые, например, на рынке способны существенно влиять на цены и условия, обеспечивая себе преимущества по сравнению с другими конкурентами. Развитие антимонопольного законодательства в странах с развитой экономикой позволило уменьшить негативное влияние монополистической деятельности и сохранить конкуренцию в качестве действующего экономического механизма.
    Сложнее обстоит дело с обеспечением свободы рыночных взаимоотношений на уровне рядовых, массовых производителей и потребителей товаров и услуг. Даже в отраслях, которые принято относить к сфере материального производства, на одного производственного рабочего приходится до 10 других работников, обеспечивающих продвижение и реализацию товара конечному потребителю. Влияние этих <посредников> настолько велико, что они в состоянии диктовать свои условия не только производителям, но и потребителям.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА

    В начале 1990-х гг. в России внедрение рыночных взаимоотношений привело к появлению тысяч бирж и бесчисленной армии посредников, торговавших всеми видами товаров, производимыми в стране или импортируемыми из-за рубежа. Сейчас информация о 55 российских товарных биржах стала редкостью, поскольку объем продаваемых на них товаров или сырья пренебрежимо мал по сравнению с объемами их производства в стране и, следовательно, влияния на цены товаров фактически не оказывает. Существенно большее влияние на установление цен внутри страны оказывают зарубежные рынки, причем нередко это влияние носит негативный характер и не способствует установлению справедливого уровня цен внутри страны, например, на моторное топливо.
    Необходимость организации свободного рыночного ценообразования признается всеми, но попытки создать такой биржевой рынок пока оканчиваются неудачей. Примером тому ситуация с созданием в 2003 г. ОАО <Биржа сельскохозяйственной продукции> (Тамбовская область). Массового предложения зерна на биржу со стороны рядового сельхозпроизводителя не произошло. Одной из основных причин этого являлось то, что урожай многими был заложен в обеспечение полученных кредитов, поэтому зерно не могло поступить в свободную продажу. Практической поддержки со стороны государства инициатива тамбовцев тоже не получила. Государство в лице Министерства сельского хозяйства в рамках государственных закупочных интервенций для поддержания высоких цен из урожая 2002/2003 г. закупило 1,56 млн тонн зерна на 2,7 млрд руб., а весной 2004 г. в целях <снижения цены на зерно и ограничения доходов перекупщиков> продало это зерно за 6 млрд руб. Полученная прибыль вряд ли соизмерима с утраченной возможностью создания цивилизованного рынка зерна в России.
    Развитие биржевой торговли на мировых товарных рынках пошло по пути преобладающего развития срочных рынков, поскольку биржевым посредникам проще заключать срочные сделки и фьючерсные контракты, которые редко заканчиваются реальными поставками, чем заниматься проведением сделок с реальным товаром. Например, оборот рынка <металлического> золота с центрами в Лондоне и Цюрихе составляет всего 1-2% от оборота рынка <бумажного> золота (фьючерсы, опционы) с центрами в Чикаго и Нью-Йорке. Такая схема биржевой торговли удобна для обеспечения контроля за рынками и удержания низких мировых цен на сырье, что наносит серьезный экономический ущерб странам-производителям, к которым относится и Россия.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

    Состояние дел с организацией товарных рынков в России в настоящее время не устраивает ни власть, ни бизнес. Для российских товарно-сырьевых бирж нужно разработать такую схему организации биржевой торговли, которая была бы ориентирована на обеспечение свободной торговли товаропроизводителя и/или покупателя, а не посредника-перепродавца.
    На начальном этапе развития биржевой торговли нужны дополнительные экономические стимулы, при которых продажа и покупка товара именно через биржу будет безусловно выгодной. Сейчас активно обсуждаются вопросы стимулирования развития экономики путем администрирования налоговых платежей, включая снижение НДС с 18 до 13%. В мировой практике встречаются случаи снижения НДС на проданные через биржу товары. Например, правительство Китая в сентябре 2002 г. отменило НДС (17%) на биржевые операции с золотом и согласилось на возмещение НДС после выполнения трейдерами всех обязательств по сделке. Этот способ поощрения продавцов и покупателей биржевых товаров можно сегодня применить в России, снизив размер НДС с 18 до 13% в цене продаваемого на бирже товара.
    Применение льготной ставки НДС должно сопровождаться существенными изменениями в организации биржевой торговли, обеспечивающими выполнение следующих основных требований:

  • льготы распространяются только на сделки с реальной и обязательной поставкой товара, а на все виды срочных сделок (даже с поставкой товара по желанию покупателя) не распространяются. Эти торговые площадки разделяются <китайской стеной>;
  • сделки делятся на адресные и безадресные, причем льготы даются одинаковые;
  • адресные сделки предоставляют информацию о прямых договорах в установившихся хозяйственных связях, доля которых должна постепенно возрастать по мере усиления роли планирования в экономике государства;
  • безадресные сделки учитываются при определении среднерыночной цены биржевого товара за какой-либо временной период. В адресных сделках цены носят договорный характер и поэтому не должны учитываться при расчете <рыночной цены>. Для договорных цен устанавливается биржевой коридор, например + 15%, при выходе за его границы льгота снимается;
  • на внебиржевые сделки льготы по НДС не распространяются. Каких-либо исключений даже для особых случаев допускать не рекомендуется - лучше, если будут использоваться другие способы стимулирования, не связанные с биржевой торговлей;
  • свободный доступ к информации о результатах биржевых торгов и всех биржевых сделках, например, на сайте биржи (обязательное раскрытие). При экспорте товара эта информация позволит улучшить контроль таможенных органов и облегчит возврат НДС из бюджета. По адресной сделке раскрывается информация о продавце и покупателе с указанием договорной цены, объема и сроков поставки товара. По безадресной сделке информация раскрывается раздельно по продавцу (продал товар на бирже) и покупателю (купил товар на бирже) с указанием рыночной цены, даты продажи и периода поставки, в течение которого покупатель должен получить товар (устанавливается правилами биржи для конкретных видов товаров). При необходимости дополнительно раскрывается информация о поставщике и сроках поставки товара. Биржевой товар должен быть сертифицирован, желательно, чтобы партия товара по каждой сделке имела индивидуальный номер-код, указываемый в платежных документах. Объем информации по каждой сделке достаточно большой, что частично компенсируется ограниченным числом сделок, регистрируемых ежедневно или за биржевой период;
  • биржевой комиссар осуществляет контроль за соблюдением принципов биржевой торговли и ежедневно (или за биржевой период ) по окончании торговой сессии заверяет итоги торгов;
  • расчет НДС производится расчетным центром по каждой конкретной сделке, сумма налога удерживается сразу и перечисляется в бюджет. Продавец получает платежный документ за проданный товар с отметкой о сумме удержанного льготного налога. Покупатель биржевого товара получает документ о приобретении товара на бирже с указанием рыночной цены;
  • повторная продажа товара на бирже не запрещается;
  • по безадресным сделкам размер комиссионных должен быть фиксированным (лучше просто <0>) и не зависеть от ее размера. Для адресных сделок допустимо применять дифференцированную шкалу.

    СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА

        К категории биржевых можно отнести довольно большой круг товаров, механизм распределения которых в сфере общественного производства и потребления нередко специфичен. Поэтому некоторые биржи могут быть узкоспециализированными, например биржа золота и драгоценных металлов, один из центров которой можно было бы открыть в Санкт-Петербурге. Вероятно, самой универсальной схемой организации биржевой торговли является сетевая, в которой юридически самостоятельные биржи и их филиалы объединены в едином торговом пространстве и торгуют по универсальным правилам. Процессы объединения, проходившие на фондовом рынке России, свели ситуацию к конкуренции всего двух бирж - ММВБ и РТС, каждая из которых имеет свою сеть филиалов и агентов. С учетом того, что они скорее дополняют друг друга, осталось совсем немного для создания общего торгового пространства.
        Создание и развитие сети товарно-сырьевых бирж в масштабах всей страны невозможно без активного взаимодействия и участия как государства, так и бизнеса. Минэкономразвития разработало концепцию создания в России организованных рынков и биржевой торговли, на основе которой в 2005 г. будет создано единое законодательство для валютного, фондового и товарного рынков [1]. Создана Межведомственная комиссия по товарным биржам, на которую возложены контрольно-надзорные функции и лицензирование организаторов и участников биржевой торговли. Однако вопросы регулирования на товарных рынках в функции комиссии не включены, поскольку биржи являются саморегулируемыми организациями. Реализация отдельных проектов биржевой торговли идет по самостоятельно разработанным сценариям. РАО <ЕЭС России> создало свободный сектор рынка электроэнергии (НП <АТС>), объемы которого составляют 9% от всей вырабатываемой электроэнергии. Газпром уже в текущем году рассчитывает продать 5 млрд куб. м газа по свободной цене через специальную биржевую площадку. В перспективе объемы биржевых торгов, на которых будут определяться цены поставок газа промышленным потребителям, должны составить около 10% от поставок газа на внутренний рынок. ЗАО <Биржа "Санкт-Петербург"> совместно с НП <Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса> (МБНК создана в 2002 г., а в 2003 г. проводила первые торги по газу) во II кв. 2005 г. планирует создание рынка нефтепродуктов, на котором МБНК будет являться организатором торговли и обеспечит исполнение обязательств, а Биржа <Санкт-Петербург> будет осуществлять программно-технологическое обслуживание рынка (на срочном рынке торгуют фъючерсными контрактами на нефть марки Brent). В июне 2005 г. РАО <ЕЭС России> приняло решение о вступлении в НП МБНК (вступительный взнос 35 тыс. руб., ежегодный членский взнос 15 тыс. руб.), поскольку энергохолдинг является <крупнейшим потребителем продукции нефтегазового комплекса>. Все это примеры разрозненных проектов, и на создание общероссийской сети товарно-сырьевых бирж и единого торгового пространства понадобятся долгие годы.
        Рациональнее было бы сразу принять специальную федеральную программу по созданию сети товарно-сырьевых бирж как полугосударственных структур. Например, в каждом субъекте РФ создаются ОАО, в которых государственным органам (федеральным и местным) принадлежит 50% + 1 акция. В советы директоров (наблюдательные советы) биржи входят представители ФАС, ФСФР, ФСТ, Минпромэнерго и др. Торговля по видам товаров может проводиться в разных секциях (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), за работой которых наблюдают специализированные комитеты, образованные при совете директоров.

    АНАЛИЗ ТОПЛИВНОГО РЫНКА

        Одной из самых острых тем, обсуждаемых в связи с разработкой среднесрочной стратегии развития экономики России, является сложившаяся ситуация с ценами на топливо, которые, похоже, превысили предельно-допустимый для современного состояния экономики уровень и стали серьезно мешать дальнейшему развитию страны. Поэтому рассмотрим состояние дел в этой сфере и ее готовность к внедрению биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
        Суммарный объем потребления продукции нефтепереработки всеми предприятиями транспортной отрасли превышает 40 млн тонн: по автотранспортным предприятиям ежегодный объем потребления автомобильного бензина и дизельного топлива составляет 8 млн и 9 млн тонн соответственно; авиационная отрасль потребляет около 7 млн тонн топлива; на железнодорожный транспорт приходится около 2 млн тонн бензина и свыше 7 млн тонн дизельного топлива, а также более 2 млн тонн топочного мазута и свыше 7 млн тонн угля; на нужды дорожного хозяйства требуется в настоящее время около 4 млн тонн битума. Число крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) невелико - всего 27, и владеют ими несколько нефтяных компаний. Так, компания <ЛУКОЙЛ> контролирует 4 НПЗ суммарной мощностью 40,8 млн тонн нефти в год (в 2004 г. они переработали 35,3 млн тонн). Поэтому производители часто занимают монопольное положение во многих регионах по качественным видам продукции, например по высокооктановым бензинам. Так, 95% российских аэропортов имеют одного поставщика авиационного топлива. Цена на керосин в течение 2004 г. увеличилась почти в 2 раза, достигнув 500-700 долл. за тонну. В структуре затрат доля расходов на топливо у российских авиакомпаний достигла 32%. Для сравнения: иностранные авиакомпании в 2004 г. потратили на закупки топлива 61 млрд долл., что составило 22% от суммарных затрат (в 2003 г. - 19%). Почти с 50%-ным ростом цен на топливо столкнулись отечественные автоперевозчики и сельхозпроизводители (в Кемеровской области с начала 2005 г. стоимость дизельного топлива для сельхозпроизводителей выросла еще почти на 25%). Даже Министерство обороны в 2004 г. смогло приобрести только 90% от запланированного годового объема топлива, несмотря на дополнительное финансирование по этой статье расходов. Местные власти пытаются бороться с таким положением дел путем проведения аукционов (тендеров) на поставку нефтепродуктов, но, по данным ФАС, в настоящее время до 20% средств от сделок на рынке нефтепродуктов поступает в качестве <отката> в муниципальные предприятия <коррумпированным чиновникам> (следовательно, общая рентабельность этого бизнеса достигает 30%).
        В Европе (в странах ЕС) нефтепереработка уже давно имеет низкую или даже отрицательную рентабельность из-за ограничений на рост цен для потребителей (регулярные забастовки автоперевозчиков и сельхозпроизводителей заставляют власть ограничивать уровень цен на топливо) и увеличивающихся расходов на обеспечение все более жестких экологических требований. В этих условиях выгоднее ввозить готовое топливо из развивающихся стран, закупаемое на международных рынках по более низким ценам.
        Зависимость внутрироссийского рынка нефти и нефтепродуктов от международных рынков также сильна, поскольку он ориентирован на экспорт. Государственное регулирование с помощью экспортных тарифов на нефть и нефтепродукты не обеспечивает в полной мере защиту интересов российского потребителя. Следует отметить, что общая рентабельность производства и продажи, например, бензина АИ-95 в рамках вертикально интегрированной российской нефтяной компании, имеющей свою сеть АЗС, не меньше 25%. Цена 1 литра бензина АИ-95 (15,6 руб.) состоит из стоимости самого бензина (затраты на добычу, переработку нефти и сбыт) - 4,2 руб., дохода производителя бензина (рентабельность НПЗ - 8%) - 1,25 руб., налогов, включая налог на добычу полезных ископаемых (48%), - 7,5 руб., выручки бензоколонки (17%) - 2,65 руб. [2].
        Проблемы с ценами на топливо накапливались годами, но меры по их решению оказались неэффективными или нереализованными. Еще в 2003 г. МАП выступил за создание российских бирж и развитие биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами до уровня, соответствующего 25-30% от объемов их производства в стране [3]. Сейчас даже высказываются сомнения в их необходимости: <В России нет рынка нефти, который движется в рамках одной интегрированной компании. А нефтяным компаниям выгоднее продавать ее за рубеж. Если такая биржа появится сейчас, то она не будет отражать истинных колебаний на рынке> (А. Шаронов, замминистра Минэкономразвития РФ [4]). Тем не менее делается попытка объединить разрозненные нефтяные активы и создать серьезную государственную нефтяную компании, с помощью которой можно будет восстановить возможности государственного регулирования на этих рынках.
        С 2005 г. компания <ЛУКОЙЛ> переводит свои НПЗ с работы по схеме процессинга (поставка нефти для получения нефтепродуктов при оплате за переработку деньгами либо частью нефтепродуктов - 5-6% от переработанного) на куплю/продажу сырья и готовой продукции. Часть произведенных нефтепродуктов, предназначенную на экспорт и для госпоставок, у НПЗ будет покупать ЛУКОЙЛ, а остальное скупят его дочерние сбытовые предприятия для реализации через собственные розничные сети и мелким оптом сторонним покупателям [5].
        В такую схему работы достаточно легко вписываются товарно-сырьевые биржи, торгующие нефтью и нефтепродуктами. Так, НПЗ могли бы на нефтяной бирже покупать более дешевое сырье (с пониженной ставкой НДС - 13%) и в больших объемах, обеспечивая более полную загрузку своих мощностей. Небольшим нефтедобывающим компаниям выход на биржи упростил бы реализацию добытой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов, например, по схеме процессинга. Для НПЗ продажа нефтепродуктов через биржу принесет выгоду за счет не только снижения ставки НДС, но и расширения круга покупателей.
        Регулирующая роль государства при наличии бирж также упрощается. На биржах можно проводить госзакупки, планируемые пока в размере всего 2-5% от объемов производства (в целях проведения интервенций по типу зерновых). Правда, для этого не хватает объема хранилищ и требуется расширение резервных мощностей государственного предприятия <Транснефтепродукт> с нынешних 30 тыс. до 1 млн тонн. В случае возврата к системе уплаты топливных акцизов непосредственно производителями (НПЗ) государство смогло бы в зачет налоговых платежей получать нефтепродукты, причем в объемах, достигающих 50% от объемов всего рынка нефтепродуктов (если оплата <натурой> будет соответствовать доле налогов в их цене). Таким образом, государство через свои уполномоченные структуры может стать основным участником биржевых торгов нефтепродуктами, в качестве как продавца, так и покупателя: армии требуются большие по объемам и регулярные поставки различных видов топлива, а субъекты РФ закупают топливо для муниципального транспорта.

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

        Развитие сети товарно-сырьевых бирж при активном участии государства позволит сделать серьезный шаг на пути развития свободной рыночной экономики в России. Как заявил заместитель главы ФАС А. Голомолзин <Биржа создаст объективные рыночные показатели цен на бензин, и мы сможем, наконец, решить проблемы с непрозрачным трансфертным ценообразованием на внутреннем нефтяном секторе> [1]. Если сделки от имени государства будут совершаться на бирже как безадресные, то фактически они будут заключаться по свободным рыночным ценам. Этой же цели сейчас пытаются достичь путем проведения различных аукционов и конкурсов, на организацию и проведение которых приходится расходовать государственные средства. Также наблюдается экономический эффект. Например, в Татарстане за счет проведения открытых торгов на право заключения госконтрактов в 2004 г. сэкономлено 870 млн руб. бюджетных средств, что составляет 16,7% от стартовой цены. Объем госзакупок на федеральном и региональном уровнях составляет практически 30% всех бюджетных расходов. В 2004 г. было проведено 112 тыс. конкурсов, что позволило получить экономию около 5% при общем объеме закупок на конкурсной основе в 548 млрд руб.
        Сегодня некоторые из крупных нефтяных компаний являются основным оптовым поставщиком, занимая до 90% рынка в соответствующем регионе. ФАС предлагает ввести норму, согласно которой одна компания не может контролировать более 50% (а лучше не более 35%) розничного рынка нефтепродуктов в регионе. Использование возможностей биржевой торговли позволит исправить ситуацию: не менее 50% топлива поставщики будут обязаны приобрести на бирже по рыночным ценам в режиме безадресных сделок. Если местные власти установят норму рентабельности с учетом транспортных издержек, то уровень цен на топливо в каждом субъекте будет достаточно стабильным.
        Бирже нефти и нефтепродуктов в России должна быть отведена особая роль. В 2004 г. в России добыто 459 млн тонн нефти, из которых было экспортировано 239,5 млн тонн (выручка - 55,02 млрд долл.). Экспорт нефтепродуктов достиг 80,9 млн тонн на сумму 18,9 млрд долл. Всего в 2004 г. российские нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании заплатили налогов на сумму 1290,8 млрд руб. (46,1 млрд долл.) в бюджеты разных уровней. За эти деньги государство могло бы получить право на реализацию через биржу свыше 200 млн тонн нефти и нефтепродуктов, т. е. практически весь объем внутренних потребностей страны. Для обеспечения контроля за уровнем цен внутри страны достаточно 25-30% от этих объемов. Следовательно, реализуя через биржу около 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов, государство могло бы эффективно выполнить функции регулирования цен внутри страны. Для этого необходимо иметь развитую сеть торговых площадок (филиалов биржи) по всей стране, начиная с центров нефтедобычи (нефтепереработки) и узловых центров экспортных маршрутов (Новороссийск, Омск, Мурманск, Санкт-Петербург и т. д.).
        Биржа нефти и нефтепродуктов может помочь в обеспечении конвертируемости рубля. Заместитель председателя Центрального банка К. Корищенко утверждает, что <рубль останется только российской валютой, пока отечественные импортеры и экспортеры не начнут рассчитываться им с партнерами> [6]. И с этим нельзя не согласиться. Если бы все товары и сырье проходили процедуру продажи за рубли на российских товарно-сырьевых биржах и только после этого получали право на экспорт, то спрос на рубли обеспечил бы нашей валюте достаточно высокий и устойчивый курс. Поэтому создание собственных, не подконтрольных иностранному капиталу, товарно-сырьевых рынков - единственный реальный путь к достижению конвертируемости рубля. Предстоящее вступление России в ВТО без принятия мер для защиты и усиления рубля вызывает вполне справедливое опасение со стороны российских производителей, которые в одиночку не устоят в конкурентной борьбе с финансово-сильными противниками. Защита, которую даст сильный рубль, будет значительно эффективнее любых антидемпинговых мер и штрафов, которыми обмениваются страны - члены ВТО.
        Нью-Йоркская товарная биржа приступает к открытию своей операционной площадки в Лондоне для торговли нефтью марки Brent, на которую приходится около 2% от мировой добычи, но котировки именно этого сорта диктуют цену на 65% от мировой добычи нефти, являясь референтным показателем для ОПЕК и большинства нефтедобывающих стран мира. Поэтому пока Лондонская биржа во многом определяет мировые цены на нефть. Разрушение монополии Лондона на мировом рынке <черного золота> приведет к перераспределению сил и установлению совершенно новых порядков. Защитить интересы России на этом рынке можно только имея собственную биржу и устанавливая свои правила торгов для покупателей нашей нефти. На Urals приходится около 12% мирового экспорта нефти (в 2004 г. - 34,5 млн баррелей в день) и около 5% мирового потребления (82,4 млн баррелей в день). Будь Urals биржевым сортом в прошлом году, экспортная выручка российских нефтяников была бы выше почти на 900 млн долл. [7]. О том, что мы опаздываем, свидетельствуют планы Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) торговать фьючерсами на российскую нефть марки Urals. Правда, торги она намерена проводить не в США или Москве, а в Будапеште начиная с 2006 г.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Нет ничего практичнее <хорошей теории>. Снижение НДС до 13%, проводимое поэтапно, по мере включения в биржевую торговлю все новых групп биржевых товаров не вызовет усиления инфляции, а, скорее, замедлит ее. Этому будет способствовать снижение уровня цен на сырье для перерабатывающих отраслей, что приведет к уменьшению себестоимости, соответствующему снижению уровня цен на промышленные товары и повышению их конкурентоспособности на мировых рынках. Распределение финансовых ресурсов по отраслям народного хозяйства станет более равномерным.
        Реализация мер по развитию биржевой торговли требует принятия в основном управленческих решений на уровне правительства, подкрепленных изменениями действующего законодательства, и готовности к их исполнению со стороны отечественного бизнеса. Мы опять оказались на пороге реформ, проведение которых позволит перейти к новому этапу развития экономики России, соответствующему более совершенному уровню рыночных отношений.
        Разработка федерального закона <О биржах и биржевой деятельности> запланирована на конец 2005 г., но на проведение каких реформ он будет ориентирован?

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
        1. Чайка Ф. Государство выйдет на биржу // Финансовые известия. 2004. 6 октября.
        2. Пищук А. С кем конкурирует ФАС //Время новостей. 2005, 18 марта.
        3. Корнышева А. Российская биржа возродится с нефти // Коммерсантъ. 2003. № 91.
        4. Тихомирова Е. Биржевиков посадят под колпак // Независимая газета. 2004. 8 декабря.
        5. Тутушкин А., Чичурина Е. ЛУКОЙЛ отказался от процессинга //Ведомости. 2005. 7 февраля.
        6. Проскурнина О., Мязина Е. Только за рубли // Там же. 2004. 19 ноября.
        7. Егорова Т., Борисов Н. Русская нефть на бирже //Там же. 2005. 21 апреля.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рынок деривативов
    Рынок - это сфера услуг!
    Венчурные горизонты финансовых рынков
    О принципах политики России в области управления государственным долгом
    Современное состояние биржевого рынка ценных бумаг Азербайджана
    Акции новых энергокомпаний впервые вышли на биржу
    Развитие товарно-сырьевых бирж - путь к повышению конкурентоспособности российской экономики
    К вопросу о голосующей акции
    Анализ финансово-правовой природы форвардного договора
    Сравнительный анализ рынков АДР российских и китайских эмитентов
    Мнение профессионала
    Будем управлять или глазки строить?
    Арбитражные стратегии с применением фьючерсов на облигации Москвы
    Определение справедливой цены процентного фьючерса на московские облигации
    Волатильность процентных ставок на российском рынке капиталов
    Тенденции развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций
    Рынок процентных свопов в РФ: необходимость и перспективы
    АЦДЕ как инструмент межгосударственного сотрудничества
    Междепозитарные корреспондентские отношения как платформа для интеграции фондовых рынков стран СНГ
    Расчетно-учетная инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг
    Фондовый рынок Республики Азербайджан
    Опыт создания центрального депозитария
    Депозитарная система в Украине
    Украина и Россия: перспективы развития инфраструктуры фондового рынка
    О подготовке доклада "Корреспондентские счета депо нерезидентов в депозитариях АЦДЕ"

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100