Casual
РЦБ.RU

Современное состояние биржевого рынка ценных бумаг Азербайджана

Октябрь 2005


    В октябре 2005 г. Бакинской фондовой бирже (БФБ) исполнится 5 лет. Именно столько в стране формируется биржевой рынок ценных бумаг. Азербайджан относится к странам с развивающейся экономикой, переживает период трансформации. Феномен переходного периода является предметом дискуссии ученых-экономистов. Одни считают, что страна уже давно прошла переходный период, другие - что она остается на неком промежуточном этапе. Отдельные элементы рыночного метода хозяйствования все еще находятся в зачаточном состоянии. Наглядный пример тому - формирующийся организованный рынок ценных бумаг. В статье рассматриваются тенденции рынка ценных бумаг на современном этапе развития.

    Прежде всего хотелось бы отметить некоторые макроэкономические аспекты развития Азербайджана. Экономика страны динамично развивается, ВВП растет двузначными темпами (рис. 1). Доля частного сектора здесь превышает 70%. Несложно отследить динамику некоторых отраслей, например бум в строительном секторе. Для этого достаточно просто выглянуть в окно дома или офиса.


    ВВП на душу населения уже перевалил за 1000 долл., что позволяет международным институтам пересмотреть свою политику в отношении Азербайджана как не бедной страны. Традиционно определяющую роль в экономике страны играет нефтяной сектор. В этот сектор промышленности направляется львиная доля инвестиций, за счет него обеспечивается значительная часть экспорта. Высокие цены на энергоресурсы в последние годы и соответственно резкое увеличение валютных потоков от продажи нефти обеспечивают стране стабильный доход и ведут к укреплению курса национальной валюты по отношению к доллару. Так, с начала года ревальвация составила 5%. Ожидается, что и впредь Национальный банк Азербайджана (НБА) будет проводить жесткую монетарную политику и бороться с инфляцией посредством регулирования денежной массы. Данный фактор, а также дальнейший рост объемов валютной выручки от экспорта нефти дают снования экспертам прогнозировать дальнейшее укрепления маната. На следующий год НБА прогнозирует курс на уровне 4500 манат, а это еще 5% ревальвации (рис. 2).

    Другим положительным макроэкономическим фактором можно считать поступательное увеличение валютных резервов страны. Вместе со средствами Государственного нефтяного фонда они составляют 2 млрд долл., это превышает внешний долг страны в 1,3 раза и позволит стране в будущем выступать на внешних рынках нетто-кредитором.
    Говоря о негативных тенденциях в экономике страны, следует указать на две основные проблемы - инфляцию и значительное доминирование нефтяного сектора. Так, с конца 2004-начала 2005 г. в стране увеличились темпы инфляции, которые в отдельные месяцы этого года доходили до 15% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Отметим, что правительство в своих социально-экономических прогнозах допускало рост инфляции, но не такими темпами. В прогнозе на 2005 г. был предусмотрен показатель на уровне 5-7%. Свою роль сыграло повышение тарифов на коммунальные услуги (свет, газ, вода) и на топливо в несколько раз, а также увеличение трансферов на социальные расходы. Кроме того, наряду с такими причинами инфляции, как наличие теневой экономики и отсутствие добросовестной конкуренции, специалисты отмечают слабую развитость финансового рынка и отсутствие действенных рыночных инструментов для регулирования денежной массы. Решение проблемы нефтяной зависимости - один из приоритетов правительства. С этой целью государство активно финансирует инфраструктурные проекты (строительство дорог, энергетические проекты и т. д.), а также расширяет объемы кредитования бизнеса с помощью Национального фонда поддержки предпринимательства.
    Также хотелось бы отметить другую важную проблему, которая требует незамедлительного решения, - это становление рынка капитала, в частности рынка ценных бумаг. В данном направлении предпринимаются определенные меры, но они явно не достаточны для качественного скачка в развитии данного сегмента.
    На сегодня наиболее динамично развивающимся сектором рынка ценных бумаг является сектор государственны ценных бумаг (ГЦБ). Схожая ситуация наблюдалась у многих emerging markets на первом этапе становления национального рынка ценных бумаг.
    На данный момент этот сектор представлен государственными краткосрочными облигациями (ГКО) Министерства финансов, нотами Национального банка Азербайджана и государственными выигрышными облигациями. Последние размещаются среди населения через отделения государственного банка <Капитал Банк> (образованного на базе бывшего Сбербанка, Проминвестбанка и Агропромбанка). По нашему мнению, параметры данного инструмента не позволяют нам рассматривать их как перспективный биржевой инструмент.
    Инфраструктура рынка ГЦБ состоит их брокерских и дилерских компаний и БФБ, который является не только организатором торгов, но и депозитарием и клиринговой организацией. На сегодня брокеры и дилеры - в большинстве своем банки, имеющие соответствующие лицензии Государственного комитета по ценным бумагам (ГКЦБ), но согласно Гражданскому кодексу Азербайджана профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является исключительным видом деятельности. В связи с этим ожидается, что по окончании срока действующих лицензий банки будут выходить на рынок через брокерские компании или сами будут учреждать дочерние структуры по работе на рынке ценных бумаг. Касательно учетной системы необходимо отметить, что на рынке присутствуют две учетные организации. Основным учетным институтом является Национальный депозитарный центр, который ведет как депозитарный учет, так и реестр акционеров практически всех акционерных обществ в стране. БФБ, также имеющая лицензию на осуществление депозитарной деятельности, ведет учет владельцев государственных ценных бумаг (ГКО и ноты). На каждого владельца бумаги открывается счет депо. Это обусловлено тем, что законодательство Азербайджана не допускает совмещения брокерской и депозитарной деятельности, поэтому на рынке не существует института кастодианов. Порядок заключения и исполнения сделок на БФБ государственными ценными бумагами достаточно прост и предполагает полное депонирование средств перед торгами. Соответственно, клиринг осуществляется по схеме Т+0, и риски неисполнения сделок сведены к нулю. Естественно, что это не очень удобно для участников рынка, но мы считаем, что такая схема адекватна уровню развития рынка, а в перспективе предполагается либерализация данной схемы.
    Рассмотрим подробнее инструменты. В настоящее время в обращении находится ГЦБ на сумму примерно 200-220 млрд манат при средней доходности 10-10,5% и сроком обращения от 1 до 6 мес. История развития рынка ГЦБ корнями уходит в 1996 г., когда аукционы по ГКО проводились в Фондовой секции Бакинской межбанковской валютной биржи (БМВБ). Вплоть до 2003 г. объемы этого рынка росли. Причем увеличивались как объявленный эмитентом объем эмиссии, так и выручка, привлекаемая с рынка. Политика главного казначейства страны была направлена на наращивание внутреннего долга при дешевизне его обслуживания, что и отражалось на доходности: она неуклонно снижалась (рис. 3).
    Самый большой оборот был отмечен в 2002 г.: при объеме эмиссии в 580 млрд манат размещение составило 483 млрд манат, т. е. 83%. Однако на рис. 3 можно увидеть, что в 2004 г. объем рынка резко сократился до 80 млрд манат. За этот период было проведено всего 4 аукциона, и доходность снизилась до 4,5%. Данный процесс был обусловлен тем, что целью эмиссии ГКО не являлось инфляционное покрытие бюджетного дефицита. За последние 10 лет доходы бюджета выросли с 359 млн до 1923 млн долл., или на 435%, а расходы увеличились с 485 млн до 2041 млн долл., или на 320%. При этом дефицит бюджета демонстрирует неуклонное снижение, в том числе и по отношению к ВВП - не более 1% (рис. 4). Это послужило основанием того, что эмитент перестал выпускать ГКО.
    Таким образом, в стране сложилась ситуация, при которой на финансовом рынке отсутствовали безрисковые инструменты, что негативно отразилось на развитии и надежности всего рынка. Вместе с тем, как было отмечено выше, экономика столкнулась с резким ростом инфляции. Появившиеся в сентября 2004 г. ноты НБА стали эффективным инструментом регулирования денежной массы, но полностью не заменили ГКО. Данный инструмент законодательно доступен только для банков. Соответственно и количество участников было небольшим.
    Обострение указанных проблем стало основной причиной принятия решения правительством активизировать рынок ГЦБ. В мае 2005 г. Минфин РА принял принципиальное решение повысить ставку доходности с 4-5 до 10-11%, отражающих рыночные реалии. Вслед за этим повысился уровень доходности по нотам (рис. 5). Рынок положительно отреагировал на данное решение, что отразилось на объемных показателях рынка и прежде всего на структуре инвесторов: она стала более диверсифицированной относительно прошлых лет, когда количество инвесторов не превышало 4-5 финансовых институтов, а более 80% принадлежало государственным банкам. С 2005 г. на рынке произошла диверсификация бумаг среди большего количества инвесторов, включая страховые компании. Также стали появляться нефинансовые компании и физические лица. В целом количество инвесторов достигло 20 и имеется тенденция к росту. Доля банков по-прежнему достаточно высока, но она снижается по сравнению с прошлыми периодами, что указывает на возрастающий интерес рынка со стороны как страховых компаний, так и нефинансовых организаций.

    Важным сигналом для рынка послужил подписанный Президентом Азербайджана в июне 2005 г. специальный указ об усилении антиинфляционных мер, в котором правительству предписывалось принять меры по вовлечению свободных ресурсов в инвестиционный процесс и использованию возможностей финансового рынка для устранения последствий инфляции. Иными словами, правительство отметило важность и необходимость создания условий для развития финансового рынка в целом и рынка ГЦБ в частности.
    Наметившиеся тенденции - объемы рынка, количество инвесторов, вторичный рынок - свидетельствуют о том, что это только начало становления организованного рынка. Необходимо решить некоторые первоочередные задачи:
  • сделать более прозрачной и предсказуемой политику эмитента. Предполагается, что эмитент будет раскрывать график выпусков на определенный период времени;
  • координировать политику Минфина и НБА на рынке. На сегодня и Минфин, и НБА являются эмитентами, но, кроме того, НБА достаточно активно проводит операции на открытом рынке, поддерживая ликвидность своих нот. В ближайшее время ожидается, что НБА будет проводить операции и на рынке ГКО, что позволит как увеличить объемы рынка, так и начать эмиссию среднесрочных и долгосрочных инструментов;
  • совершенствовать налоговое законодательства по операциям с ценными бумагами. Сегодня в налоговом кодексе страны не существует определения дисконта, что, естественно, является - проблемой для инвесторов.
        На фоне активизации рынка ГЦБ в сегменте корпоративных бумаг ситуация несколько иная. Начиная с 2000 г. только созданный ГКЦБ при Президенте АР активизировал работу по формированию инфрасруктуры рынка и ее законодательной базы. Были приняты нормативные документы, регулирующие деятельность профессиональных участников, определен порядок эмиссии акций, облигаций и других ценных бумаг. В 2004 г. вступили в силу изменения в ГК, куда были внесены пункты касательно рынка ценных бумаг и акционерных обществ. Появились требования к раскрытию информации АО, были детализированы права акционеров, дано определение сделкам с использованием инсайда и т. д.
        С 2004 г. начал зарождаться рынок корпоративных облигаций. Эмитентами являются преимущественно банки. При 7 эмитентах и 11 выпусках и объеме эмиссии в 61 млрд манат (12,4 млн долл.) размещение составило 83%. При этом ставки колебались от 7 до 12%, сроки - от 1 года до 5 лет. Выпуски были осуществлены в национальной и иностранной валютах. С 23 августа 2005 г. началось размещение облигаций первой небанковской организации, одной из отечественных лизинговых компаний с объемом в 0,5 млн долл.
        Анализируя рынок акций, мы отметили, что такие факторы, как сверхконцетрация акций в руках одного акционера уже в процессе приватизации и сохранения в собственности государства наиболее привлекательных предприятий, являются основными барьерами развития рынка капитала. Страх потери контроля над компанией и отказ внедрения требования корпоративного правления со стороны менеджмента привели к тому, что сегодня ни одна акция не вошла в листинг БФБ. Сделки с акциями носят разовый и фрагментарный характер, а первичный рынок растет благодаря требованию в законодательстве, обязывающему открытое акционерное общество проводить эмиссии через фондовую площадку. При этом большинство компаний используют преимущественное право приобретения акций действующими акционерами.
        В завершение необходимо обозначить основные перспективные направления. Скорее всего, в государственном секторе следует ожидать увеличения объемов данного рынка и расширения круга участников. Идет разработка и рассмотрение предложений по эмиссии среднесрочных инструментов. Участники рынка могут начать работу на рынке в качестве маркетмейкеров, что может послужить толчком для повышения ликвидности на рынке. Считаем, что не в полной мере задействован потенциал нефинансовых структур и физических лиц. Особенно будет интересен выход на рынок нерезидентов. Единичные случаи уже имеются. Не менее привлекательным инструментом является РЕПО. Предполагается либерализация данного рынка и применение его при межбанковском кредитовании, а в дальнейшем и по схеме <банк-клиент>.
        Положительное влияние на перспективы рынка ГКО окажет и дебют Азербайджана на рынке евробондов. Правительство уже декларировало намерение выхода на этот рынок. Президент поручил правительству провести работу по привлечению второго рейтингового агентства. Отметим, что Fitch 22 ноября 2004 г. повысило долгосрочный кредитный рейтинг страны с B+ до BB.
        Определенный оптимизм связан и с корпоративным сектором. Биржей ведется предварительная маркетинговая работа для выхода в ближайшем будущем на рынок производственной компании, специализирующийся на выпуске кирпича. Это позволяет нам предполагать, что если 2004 г. стал годом банковских облигаций, то 2005 г. обещает стать годом небанковских облигаций. Совместно с экспертами Международной финансовой корпорации БФБ ведет работу по усовершенствованию правил и процедур листинга, что должно послужить стимулом для выхода компаний на рынок. Однако мы убеждены, что определяющим фактором является реформа приватизационного процесса исходя из целей развития рынка капиталов. Так как планируется приватизация привлекательных компаний энергетического, транспортного, коммуникационного и других секторов, то мы не теряем надежды на пересмотр правительством свох приоритетов, что станет катализатором для развития всего рынка ценных бумаг в Азербайджане.

        E-mail авторов: a.akhundov@bse.az; mustafa@bse.az.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рынок деривативов
    Рынок - это сфера услуг!
    Венчурные горизонты финансовых рынков
    О принципах политики России в области управления государственным долгом
    Современное состояние биржевого рынка ценных бумаг Азербайджана
    Акции новых энергокомпаний впервые вышли на биржу
    Развитие товарно-сырьевых бирж - путь к повышению конкурентоспособности российской экономики
    К вопросу о голосующей акции
    Анализ финансово-правовой природы форвардного договора
    Сравнительный анализ рынков АДР российских и китайских эмитентов
    Мнение профессионала
    Будем управлять или глазки строить?
    Арбитражные стратегии с применением фьючерсов на облигации Москвы
    Определение справедливой цены процентного фьючерса на московские облигации
    Волатильность процентных ставок на российском рынке капиталов
    Тенденции развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций
    Рынок процентных свопов в РФ: необходимость и перспективы
    АЦДЕ как инструмент межгосударственного сотрудничества
    Междепозитарные корреспондентские отношения как платформа для интеграции фондовых рынков стран СНГ
    Расчетно-учетная инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг
    Фондовый рынок Республики Азербайджан
    Опыт создания центрального депозитария
    Депозитарная система в Украине
    Украина и Россия: перспективы развития инфраструктуры фондового рынка
    О подготовке доклада "Корреспондентские счета депо нерезидентов в депозитариях АЦДЕ"

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100