Casual
РЦБ.RU

Прогноз развития рынка IPO

Сентябрь 2005


РОССИЮ ЖДЕТ <БУМ> IPO

    В 2005-2008 гг. первичное публичное размещение своих акций осуществят не менее 40 российских эмитентов. При этом почти половина предполагаемых IPO должна состояться в 2007 г. Скорее всего, значительная часть размещений будет происходить в России. Большинство потенциальных эмитентов относятся к среднему бизнесу, имея выручку до 800 млн долл. в год, что делает для них более выгодным и доступным привлечение капитала через отечественные биржи.

IPO СНОВА В МОДЕ

    Первичные размещения акций отечественных компаний имеют почти 10-летнюю историю. Однако за последние 2 года IPO российских акционерных обществ демонстрируют особенно бурный рост. Увеличивается как само количество компаний-эмитентов, так и объем привлекаемых средств через публичные размещения. В любом случае в средне- и долгосрочной перспективе рост числа компаний-эмитентов будет происходить в соответствии с общим ростом российского фондового рынка, который на протяжении последних 5 лет демонстрирует устойчивую позитивную динамику.
    В целом конъюнктура фондового рынка такова, что он вполне может повторить, хоть и в меньших масштабах, западные достижения <бычьего> периода 1995-2000 гг. В рекордном 2000 г. на волне стремительного развития компаний информационно-технологического сектора на мировой рынок первичных размещений вышло около 2000 компаний, привлекших более 200 млрд долл. Затем наступил спад, который продолжился вплоть до 2004 г., когда на фондовые рынки США и Европы вышло более 300 компаний-эмитентов, которые привлекли в общей сложности более 60 млрд долл. По сути, российские тенденции сейчас находятся в русле мировых - IPO снова в моде.
    Сегодня индустрия IPO развивается в различных странах по-разному. Активность рынка публичных размещений в первую очередь определяется принятой моделью инвестиций и традициями построения финансовых систем в различных странах. Так, в англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада и пр.), ориентированных на фондовый рынок как на источник инвестиций, осуществляется основная часть первичных размещений. На эти рынки стремятся эмитенты других стран. Пример тому - Лондонская биржа, на основном рынке, который только в феврале текущего года было проведено 11 первичных размещений, в том числе компаниями из России1.
    Впрочем, стремление к публичности российских акционерных обществ во многом связано с позитивным опытом развивающихся стран. Сейчас они активно привлекают средства через первичные размещения акций своих компаний. Ниже приведены некоторые отрасли таких стран, как КНР, Южная Корея и др., компании которых за прошедший год привлекли суммы, сопоставимые с компаниями США и Канады.
    Объем привлеченных средств компаний развивающихся стран составил примерно 6 млрд долл., в то время как компании США привлекли 11 млрд долл. Суммарная капитализация компаний развивающихся стран составила 47 млрд долл., в то время как тот же показатель их американских собратьев - 34 млрд долл. Таким образом, развивающиеся страны сегодня могут привлечь почти в 2 раза меньше средств, чем компании США, в то время как капитализация <развивающихся> примерно такой же высокотехнологичной отраслевой ориентации почти на 40% превышает капитализацию американских компаний.
    Однако, кроме позитивного опыта зарубежных компаний, российских эмитентов стимулирует и такой немаловажный фактор, увеличивающий интерес российских компаний к IPO, как рост российской экономики, который привел к ужесточению конкуренции в большинстве отраслей. По сути, сейчас компании для увеличения своей рыночной доли необходимо привлекать значительные объемы средств. Для этого используются банковские кредиты, в том числе инвестиционные, выход на рынок корпоративного долга, частные размещения акций и т. д. Однако IPO остается одним из наиболее эффективных и дешевых инструментов привлечения капитала. Безусловно, приобретение публичного статуса накладывает на компанию целый ряд ограничений, привлекает к ней повышенное внимание инвесторов и СМИ, однако есть и позитивные моменты, в частности снижение стоимости заимствований. Типичный пример: ОАО <АПК "Хлеб Алтая"> сразу после объявления о своем намерении выйти на IPO смогло получить кредитную линию под низкий процент.
    Кроме того, стремление российских компаний привлечь средства на бирже связано с приходом на рынок РФ зарубежных игроков, как правило, являющихся публичными и оперирующих значительными ресурсами. Для целого ряда российских предприятий сейчас встает дилемма: стать объектом поглощения или же осуществить публичное размещение акций, получив дополнительный ресурс для конкурентной борьбы. Конечно, IPO не исключает последующей продажи бизнеса, выступая, в определенной степени, положительным фактором для собственников актива, так как размещение акций на бирже позволяет установить справедливую стоимость компании, при этом инвестор чаще всего предлагает основным акционерам определенную премию за контроль, которая, по нашему опыту, может превышать 50%.
    Собственно, положительные внешние и внутренние примеры, а также обострение конкуренции стимулируют интерес к IPO, но не создают для него материальной основы. Она заключается в развитии отечественных бирж, а также в объективном росте российского бизнеса. Размер все большего количества российских компаний удовлетворяет условиям выхода бизнеса на открытые (публичные) размещения. Кроме того, все больше игроков соответствуют целому ряду других условий успешного размещения своих акций, как, например:

  • устойчивая позиция на рынке;
  • рентабельность не ниже средней по отрасли;
  • современная организация управления;
  • финансовая отчетность, подготовленная по международным стандартам/GAAP;
  • четкая стратегия развития бизнеса.


    РОССИЯ НА БИРЖЕ

        История первичных размещений акций российских компаний началась на западных торговых площадках. В 1996 г. компания <ВымпелКом> разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже. В дальнейшем этот процесс шел равномерно в сторону как российского, так и западного фондового рынков.
        В 2000 и 2002 гг. еще две российские компании, МТС и <Вимм-Билль-Данн>, осуществили первичное размещение своих акций в США. В 2005 г. на российском фондовом рынке уже успешно прошли два IPO компаний пищевой отрасли консервного предприятия <Лебедянский> и зерноперерабатывающей компании <Хлеб Алтая> (не так давно она переименована в <Паву>).
        Ниже представлены российские компании, которые разместили свои акции на фондовых рынках в России и за рубежом.
        Динамика первичных размещений российских компаний в стоимостном вы-ражении представлена следующей диаграммой.

    КАНДИДАТЫ НА IPO

        Проведенный нами анализ показал, что всех потенциальных отечественных эмитентов можно разделить на 3 группы. К первой относятся крупные российские компании, в основном относящиеся к сырьевому сектору, имеющие солидную кредитную историю. В частности, здесь можно выделить такие компании, как <Сибур>, <Энергомашкорпорация>, <Белон>, <ТВЭЛ> и др. Всего к данной группе эмитентов относится около 25% всех компаний, способных в ближайшие годы осуществить размещение своих акций. Следует отметить, что многие из выделенных эмитентов уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на зарубежных биржах (в форме ADR). Активизации публичных размещений акций компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов.
        Ко второй группе потенциальных эмитентов относятся компании, ориентированные на внутреннего потребителя, динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. В частности, здесь можно выделить таких игроков, как ресторанный холдинг <Арпиком>, <Евроцемент>, БД <Открытие>, <Красный Восток>, <Мосмарт>, <Русский продукт>, торговый дом <Копейка> и др. На эту группу предприятий в 2005-2008 гг. будет приходиться до 65% IPO. Высокая активность таких компаний объясняется тем, что выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративного долга не может полностью удовлетворить потребности в <длинных> деньгах.
        Третья группа кандидатов на IPO включает в себя небольшие инновационные компании, например <Компьюлинк>, <Диксис Трейдинг>. Таких игроков в России пока очень немного, лишь при поддержке венчурного бизнеса они смогут занять заметные позиции на рынке публичных размещений в России. В частности, активизации IPO может способствовать деятельность в области прямых инвестиций. Например, при вхождении ИК <ФИНАМ> и Венчурного фонда ЕБРР Северо-Запада и Запада России NORUM в качестве одного из вариантов экзита рассматривалось публичное предложение акций.
        В настоящий момент более 70 российских компаний заявили о своей готовности провести IPO, однако, по нашему мнению, реально первичное публичное размещение могут осуществить лишь около 40 компаний. Ниже приведен краткий перечень этих эмитентов.
        При этом данный список может быть расширен за счет публичного размещения госпакетов акций российских компаний, например <КамАЗа>.

    ГДЕ РАЗМЕЩАТЬСЯ?

        Такой вопрос сегодня стоит перед многими потенциальными эмитентами, готовящимися к IPO. На сегодняшний день можно говорить о том, что наши компании отдают предпочтение российским торговым площадкам: количество раз-ме-щений на наших площадках почти в два раза превосходит количество размещений на западных (10 против 5, не считая <Рамблера>, разместившегося на AIM).
        В среднем компании готовы отдавать примерно одинаковый контроль западным и <российским> (включая нерезидентов) инвесторам.
        По объему привлекаемых средств крупным компаниям оптимально подходят более емкие западные рынки.
        Небольшим (объем выручки до 100 млн долл.) и средним российским компаниям с объемом выручки от 100 млн до 800 млн долл. имеет смысл попробовать свои силы разместив свои бумаги сначала в России, а затем выходить на международные фондовые биржи.
        Таким образом, на российском фондовом рынке целесообразно размещать свои акции прежде всего предприятиям среднего размера, спрос на бумаги которых достаточно обеспечен инвестиционным потенциалом фондового рынка. Это в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию отечественного рынка акций. Размещение акций российских предприятий среднего размера на мировых рынках финансово нецелесообразно в силу высокой стоимости проведения на них IPO.

    Таблица 1. IPO НА РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ (СЕНТЯБРЬ 2004 Г.-МАЙ 2005 Г.)
    Компания Страна Отрасль зация, млн долл. размещения, млн долл. Объем размещения, % УК Выручка, млн долл. Чистая прибыль, млн долл. P/S P/E
    51job КНР Реклама 379 74 20 34 4 11 95
    China Finance Online КНР IT, финансы 122 81 66 Нет свед. 5 - 24
    China Netcom КНР Телекоммуникации 9 132 1 141 12 7 427 708 1 13
    China Techfaith Wireless КНР Телекоммуникацион-ное. оборудование 699 141 20 47 18 15 39
    Hurray! Holding Co. КНР Телекоммуникации 226 71 31 53 17 4 13
    KongZhong Corporation КНР Телекоммуникации 265 100 38 8 2 33 133
    eLong КНР Интернет-торговля 240 62 26 9 Нет свед. 27 -
    The9 Limited КНР Интернет-игры 488 104 21 Нет свед. Нет свед. - -
    Hutchison Telecom Гонконг Телекоммуникации 4 200 899 21 1 918 9 2 467
    CPFL Energy Бразилия Энергетика 3 485 284 8 2 537 105 1 33
    Gol Intelligent Airlines Бразилия Авиатранспорт 3 005 281 9 667 131 5 23
    Arlington Tankers Бермуды Транспорт 325 230 71 29 6 11 54
    New Skies Satellites Бермуды Телекоммуникации 513 196 38 211 -5 2 -
    Diana Shipping Греция Транспорт 598 211 35 25 9 24 66
    DryShips Греция Транспорт 500 234 47 63 Нет свед. 8 -
    Top Tankers Греция Транспорт, нефтепродукты 278 146 53 94 Нет свед. 3 -
    GuruNet Corp Израиль IT, интернет 23 12 53 Нет свед. Нет свед. Нетсвед. -
    PowerDsine Ltd. Израиль Электроника 183 69 38 41 5 4 37
    Shamir Optical Industry Израиль Оптика 286 56 20 71 7 4 41
    Shopping.com Ltd. Израиль Интернет-торговля 389 124 32 99 20 4 19
    Syneron Medical Израиль Медтехника 764 60 8 58 27 13 28
    GRAVITY Co. Южная Корея ПК игры 259 108 42 62 28 4 9
    LG. Philips LCD Южная Корея Электроника 16 038 1 008 6 8 043 1 652 2 10
    Mechel Steel Group Россия Металлургия 3 490 292 8 2 052 144 2 24
    Teekay LNG Partners L.P. Багамы Нефтегазовая промышленность 774 132 17 124 14 6 55
    Итого 46 658 6 116 - 23 672 2 906 - -

    Среднее

    1 866 245 30 1 076 145 9 62
    Мин.

    23 12 6 8 -5 1 9
    Макс.

    16 038 1 141 71 8 043 1 652 33 467

    Таблица 2. ПЕРВИЧНЫЕ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
    Компания Дата размещения Биржа
    1 "ВымпелКом" Ноябрь 1996 г. РТС/ММВБ
    2 "Мобильные телесистемы" Июнь 2000 г. NYSE
    3 "Вимм-Билль-Данн" Февраль 2002 г. NYSE
    4 "Росбизнесконсалтинг" Апрель 2002 г. ММВБ
    5 "Аптечная сеть "36,6"" Январь 2003 г. ММВБ
    6 НПО "Иркут" Март 2004 г. РТС/ММВБ
    7 Концерн "Калина" Апрель 2004 г. РТС
    8 "Мечел" Октябрь 2004 г. NYSE
    9 "Седьмой континент" Ноябрь 2004 г. РТС
    10 "Открытые инвестиции" Ноябрь 2004 г. РТС
    11 АФК "Система" Февраль 2005 г. LSE
    12 ЭКЗ "Лебедянский" Март 2005 г. РТС/ММВБ
    13 "Хлеб Алтая" Март 2005 г. РТС/ММВБ
    14 "Северсталь-авто" Апрель 2005 г. РТС/ММВБ
    15 "Пятерочка" Май 2005 г. LSE
    16 "Rambler" Июнь 2005 г. LSE (AIM)

    Таблица 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
    Компания Сфера деятельности * Время проведения IPO
    1 ОАО "Агромашхолдинг" Тяжелое машиностроение 2007-2008 гг.
    2 ОАО АПК "Агрос" Агропромышленный комплекс 2005-2007 гг.
    3 ОАО "Арпиком" Общественное питание 2005-2007 гг.
    4 ОАО "Белон" Добыча и реализация угля 2007 г.
    5 ОАО "Брокерский дом "Открытие"" Брокерские операции 2005 г.
    6 ОАО "Банк Внешней Торговли" (ВТБ) Банковские услуги 2005-2007 гг.
    7 ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" Энергетика 2007 г.
    8 ОАО "Группа компаний DIXIS" Мобильная связь 2005-2007 гг.
    9 ОАО "ЕвроХим" Химия/минеральные удобрения 2006 г.
    10 ОАО "Евроцемент" Производство цемента 2006 г.
    11 ОАО "Комстар - Объединеные Телесистемы" Телекоммуникации 2005 г.
    12 ОАО "Красный Восток" Производство пива 2006-2007 гг.
    13 ОАО "МТУ-Интел" Телекоммуникации 2005-2007 гг.
    14 ОАО "Мосмарт" Ритейл 2007 г.
    15 ОАО "Нидан-Фудс" Производство соков 2007 г.
    16 ОАО "Полюс" Золотодобыча 2007 г.
    17 ОАО "Русский продукт" Производство продуктов питания 2007-2008 гг.
    18 ОАО "Сибур" Нефтехимия 2005-2007 гг.
    19 ОАО "СТС Media" СМИ 2005-2007 гг.
    20 ОАО "Силовые машины" Машиностроение 2005-2006 г.
    21 ОАО "ТВЭЛ" Производство урана, атомная энергетика 2005-2007 гг.
    22 ОАО "Трансаэро" Пассажирские авиаперевозки 2007 г.
    23 ОАО "Трубная металлургическая компания" (ТМК) Производство труб 2008 г.
    24 ОАО "Туполев" Авиастроение 2007-2008 гг.
    25 ОАО "Уральский горно-металлургическая компания" (УГМК) Производство меди 2006 г.
    26 ОАО "ВЕДА" Производство алкогольной продукции, стеклотары, коммерческая недвижимость и строительство 2005-2010 гг.
    27 ОАО "Челябинский ТПЗ" Производство труб 2006 г.
    28 ОАО "Шатура" Производство и продажа мебели 2007 г.
    29 ОАО "Энергомашкорпорация" Машиностроение 2006 г.
    30 ОАО "Эталон-ЛенСпецСМУ" Строительство и эксплуатация недвижимости 2005-2007 гг.
    31 ОАО "Юнимилк" Производство молочной продукции 2008 г.

    • Рейтинг
    • -2
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Исторический максимум
    Есть рекорд!
    Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
    Роль специализированного депозитария
    Фондовая война в Украине
    О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
    Потребительский рынок и пищевая промышленность
    Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
    Почувствуйте розницу!
    ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
    История ценообразования на рынке брокерских услуг
    Рынок IR в России только начинает формироваться
    Голосование по доверенности
    Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
    Новости
    Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
    О недействительности подписи вексельного должника
    АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
    Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
    Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
    Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
    Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
    Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
    Прогноз развития рынка IPO
    О кандидатах на IPO на российском рынке
    Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100