Casual
РЦБ.RU

Рынок IR в России только начинает формироваться

Сентябрь 2005

    Интервью с генеральным директором агентства East-West Communications Илоной Баклыковой

    Связи с инвесторами (investor relations) - достаточно новая сфера деятельности для России. На Западе каждая компания, котирующаяся на фондовом рынке, имеет собственный IR-отдел, а также обращается к услугам специализированных IR-агентств. У нас IR находится сегодня в процессе становления, и уровень развития этого рынка в стране пока нельзя назвать высоким. Между тем западный опыт показывает, что из-за нерешенных проблем в отношениях с инвесторами потерпела крах не одна крупнейшая компания мирового уровня. Достаточно вспомнить печальную судьбу такого гиганта, как компания Enron. В данном интервью речь пойдет об особенностях IR в России, сегодняшнем положении дел на российском IR-рынке и перспективах его развития.

    РЦБ: Илона Борисовна, кому нужны Investor Relations?

    И. Б. IR необходимы корпорациям, чьи акции котируются на биржах, предприятиям, которые планируют выйти на фондовый рынок, выпускают корпоративные облигации или намерены значительно расширить свою деятельность путем привлечения стратегических инвесторов; банкам, которые активно развивают инвестиционные проекты и занимаются поиском западных инвесторов. В IR-услугах также заинтересованы муниципальные и региональные органы власти, которые выпускают облигации. Наконец, связи с инвесторами необходимы учреждениям культуры и спорта, которые имеют программу развития и заинтересованы в продвижении своих коллективов, привлечении спонсоров.

    РЦБ: Что входит в стандартный набор услуг по IR?

    И. Б. Первый этап - исследование инвестиционного рынка, анализ восприятия компании инвестиционным сообществом, выбор потенциальных инвесторов. Необходимо установить, чем данная компания-эмитент может заинтересовать инвестиционное сообщество, определить, привлекательна ли она как возможность долгосрочного или краткосрочного вложения, инвестирования с большим риском или, напротив, с меньшей долей риска, но и с меньшей доходностью.
    В зависимости от того, что компания представляет собой как инвестиционная возможность, агентство по IR или инвестиционный банк подбирают для нее наиболее подходящих инвесторов. Далее следуют непосредственно контакты с инвесторами: организация встреч, подготовка документов для road-show и его проведение, создание ключевого сообщения компании о себе как об инвестиционной возможности. После этого агентство осуществляет follow-up, т. е. дальнейшие контакты, цель которых - выяснить, удовлетворяет ли предприятие целям потенциального инвестора, какой информации ему не хватает, какие еще вопросы он хочет задать. Кроме того, IR-программа включает в себя подготовку презентации компании, оформление корпоративной литературы (годовых отчетов, брошюр, буклетов), содержания IR-разделов на корпоративных сайтах и др.

    РЦБ: Чем отличаются процессы формирования рынков IR-услуг в России и странах Запада?

    И. Б. Отличия прежде всего исторические и хронологические. В Америке нынешняя модель рынка капитала зародилась около 200 лет назад. Первым предпринимателем, продавшим свои доли партнерам, был владелец текстильного предприятия Boston Manufacturing Company. В течение нескольких лет 10 партнеров этой компании утроили свой капитал на вложенные средства. И в дальнейшем эта бизнес-модель оказалась очень продуктивной. Развитие фондового рынка в США проходило очень бурно, а основной пик активности пришелся на 1920-е гг. - период, предшествовавший Великой депрессии. Работа на рынке капитала в то время считалась очень прибыльным, модным и престижным занятием. Например, герой романа Ф. Фицджеральда <Великий Гетсби>, от имени которого ведется повествование, приезжает в Нью-Йорк именно для того, чтобы заниматься куплей и продажей ценных бумаг.
    Долгое время рынок капитала в Америке развивался стихийно: не было общепринятых правил игры, отсутствовало государственное регулирование. Заключалось огромное количество недобросовестных сделок, в массовом порядке стали выпускаться необеспеченные ценные бумаги, разросся <мыльный пузырь>, который в конце концов лопнул. Результатом этого и стала Великая депрессия (аналогичные процессы, кстати, послужили причиной финансового кризиса 1998 г. в России).
    После того как кризис был преодолен, в США были приняты законы о рынке ценных бумаг (1933 г.) и о фондовых биржах (1934 г.), а также создана Комиссия по ценным бумагам (SEC). В этих законах прописаны правила раскрытия финансовой и нефинансовой информации и вообще поведения на фондовом рынке, как для профессиональных участников рынка, так и для самих эмитентов.
    Чтобы вести свой бизнес в соответствии с этими законами, предприятиям потребовались кадры со специальной подготовкой. И вскоре, в начале 1940-х гг., в Америке зародилась профессия Investor Relations. Так, наш партнер - международная компания D. F. King - оказывает IR-услуги с 1942 г.
    Сейчас IR на Западе - вещь абсолютно обыденная, выход на рынок капитала уже не является чем-то невозможным даже для физических лиц. Например, певец Дэвид Боуи в конце 90-х выпустил свои облигации. Рынок IR-услуг в США и Западной Европе исчисляется сотнями миллионов долларов.
    Что касается России, то здесь становление связей с инвесторами происходит примерно по тем же схемам, только в несоизмеримо более короткие сроки. Прошло немногим более 10 лет с того момента, как у нас начал работать фондовый рынок. В 1992 г. произошла чековая приватизация, двумя годами позже появилась Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), созданная по образу и подобию американской SEC. ФКЦБ установила требования к лицензированию организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, их собственному капиталу, сертификации и обучению сотрудников. Период <дикого капитализма> закончился.
    А с конца 1990-х гг. в России началось формирование IR-рынка. В 1997 г. услуги по связям с инвесторами предоставлялись <ВымпелКому> (при выходе на американский фондовый рынок), а также компании <Уралсвязьинформ> (в ходе реализации программы Европейского банка реконструкции и развития). В 2002 г. была создана национальная ассоциация профессионалов в области IR - Объединение специалистов по связям с инвесторами (ОССИ). Этот год мы и считаем временем рождения данной профессии в России.
    Таким образом, будучи вынужденными проходить бизнес-эволюцию в крайне сжатые сроки, мы не изобретаем велосипед, а пользуемся западными наработками и технологиями, но с учетом российских особенностей.

    РЦБ: Какие именно черты российской специфики наложили отпечаток на подход к IR и его становление в России?

    И. Б. Главную российскую особенность можно сформулировать так: <с бюджетом всякий сможет, ты без бюджета попробуй>. Бюджет на осуществление IR-программы - большая редкость для отечественного рынка. Мы проводили специальное исследование 39 крупнейших российских компаний, и выяснилось, что 89% из них имели IR-подразделения. Но лишь в 35% случаев из 100 они выделяли отдельный бюджет на организацию работы по IR.

    РЦБ: Какой размер IR-бюджета, на Ваш взгляд, необходим для успеха проекта, и как его следует рассчитывать?

    И. Б. Формулы расчета этой суммы - что от чего отнять, что на что разделить и как IR-бюджет должен соотноситься с рыночной капитализацией компании - не существует. Так же как не существует и готового рецепта по бюджетированию PR-активности.
    Могу сказать, что на Западе компании с крупной капитализацией могут позволить себе выделять на IR от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов в год.
    Но в конечном счете все решает то, насколько серьезно компания относится к своему позиционированию в инвестиционном сообществе. Это вопрос не щедрости, а целесообразности. Главное, чтобы этот бюджет был использован наиболее эффективным образом. Можно потратить 10 млн долл. и ничего не добиться. А можно за гораздо меньшие деньги достичь ощутимого резонанса.

    РЦБ: Насколько развитым можно считать отечественный IR-рынок на данный момент?

    И. Б. Пока речь идет скорее о топтании на месте, чем о развитии. Рынок у нас развивается, по сути дела, только за счет сделок по IPO, а со времен приватизации эмиссий в России было крайне мало. На всех российских фондовых биржах котируются около тысячи компаний, тогда как в США - 10 тыс., а в Европе - около 11 тыс. эмитентов.
    Основная проблема нашего рынка - отсутствие институциональных инвесторов. С кем в первую очередь взаимодействуют IR-специалисты на Западе? С паевыми инвестиционными фондами, пенсионными фондами, страховыми компаниями, хедж-фондами, частными банками для лиц с очень высоким доходом (для США это свыше 250 тыс. долл. в год на человека). В России институциональными инвесторами выступают только паевые инвестиционные фонды. А их, во-первых, немного, во-вторых, они привлекают средства в управление и, в-третьих, как правило, существуют при инвестиционных банках, аналитические отделы которых сами дают им рекомендации, в какие предприятия инвестировать.
    Но поскольку российским компаниям требуется помощь в работе на западных рынках, мы обеспечиваем их всем необходимым для успешного взаимодействия с западными инвесторами. Именно в этом мы видим сейчас свою миссию.
    До тех пор, пока не появится достаточное количество российских инвесторов, пока в стране не будет проведена реформа пенсионного обеспечения, не откроется доступ к инвестированию для страховых компаний, пока компании-эмитенты не начнут выделять бюджеты на реализацию комплексных крупномасштабных IR-программ, рынок связей с инвесторами не сможет интенсивно развиваться.

    РЦБ: В чем специфика коммуникаций с отечественными инвесторами?

    И. Б. Специфика заключается в том, что технологии взаимодействия с ними в западном понимании не существует. Здесь в каждом конкретном случае необходим свой индивидуальный подход. Практически все в России, как и раньше, решают личные контакты. Конечно, они играют роль и на Западе. Но там механизм отработан настолько, что вопросы организации инвестиционного проекта обсуждают не два генеральных директора, а управляющий или менеджер, со стороны как IR-агентства, так и фонда. Технология доведена до совершенства, и нет необходимости каждый раз придумывать для каждого нового инвестора какую-то новую историю. А у нас нередко едва ли не весь успех IR-проекта зависит от того, кто даст рекомендацию консультанту или посреднику, который его реализует.

    РЦБ: Как строится работа по IR в российских компаниях?

    И. Б. Только на крупных российских предприятиях есть IR-отделы численностью по 5-6 сотрудников, и там действительно ведется серьезная работа, к которой также привлекаются ресурсы специализированных агентств. Рынка этих услуг для средних и в особенности мелких компаний практически не существует.
    К тому же, и это еще один элемент российской специфики, у нас не принято обращаться к услугам внешних IR-консультантов. Большинство российских компаний нанимают специалистов только в штат. И то, как правило, не более одного. Естественно, услуги агентства обходятся дороже, чем работа одного человека в штате. Кроме того, люди, способные решать задачи IR, - очень образованные, квалифицированные и опытные профессионалы. И получается: зачем нанимать агентство, когда можно <повесить> всю работу на одного такого специалиста? Насколько это продуктивно - другой вопрос, но у нас привыкли так работать. И действительно <вешают> все - вплоть до контроля над ходом инвестиционных проектов в строительство.

    РЦБ: Какие IR-технологии наиболее востребованы на российском рынке?

    И. Б. В первую очередь это поиск и идентификация потенциальных инвесторов. При этом необходимо учитывать главную из специфических проблем российского рынка - неблагоприятный инвестиционный климат. Продолжает, увы, работать принцип, сформировавшийся в период первоначального накопления капитала: чем мутнее вода, тем больше рыбы в ней можно поймать. Конкретные программы развития бизнеса, четко сформулированные цели инвестирования, понимание задач, которые должны быть решены путем привлечения стороннего капитала, - все это у российских компаний присутствует пока в очень небольшой степени.
    И это главная проблема аргументации при привлечении иностранных инвесторов. <Почему я должен вкладывать в Россию?> - вот вопрос, который задает себе каждый инвестиционный управляющий, когда ему предлагают проект в России. <Инвестиции в Россию - это экстремальный вид спорта>, - сказал один западный бизнесмен. В самом деле, риски при инвестировании во все сферы российской экономики крайне высоки по сравнению даже со странами Восточной Европы. В то же время сейчас российская экономика переживает период бурного роста, что связано и с высокими ценами на нефть, и с увеличением объемов потребления. А это значит, что наш рынок будет вызывать интерес иностранных инвесторов.

    РЦБ: Разговоры о необходимости повышения инвестиционной привлекательности России в целом и отечественных предприятий в частности идут уже не первый год. Кто должен взять на себя решение этой задачи?

    И. Б. Главным образом этой задачей должны озаботиться специалисты по IR - сотрудники корпораций и специализированных агентств. Именно они должны разъяснять руководству наших корпораций, что ожидают инвесторы от России как от инвестиционной возможности. Ведь в своей повседневной работе они общаются с инвесторами и задают им те же самые вопросы об ожиданиях применительно к своим конкретным клиентам - корпорациям.
    Но результаты работы по повышению инвестиционной привлекательности России, конечно, зависят от активности не только самого IR-сообщества, но и руководства корпораций, государственных органов.

    РЦБ: Были ли попытки организовать такую работу со стороны государства?

    И. Б. Да. Например, в настоящий момент Правительством РФ совместно с ООН реализуется программа <Инфраструктура привлечения иностранных инвестиций в экономику России> по содействию инвестпроводящей системе в регионах РФ. На государственном уровне давно присутствует понимание того, что России необходимо стать инвестиционно привлекательным рынком. Проблема заключается в неготовности российских корпораций соответствовать требованиям международных стандартов ведения отчетности, раскрытия информации, корпоративного управления и пр. Задача IR - донести эти требования до рынка, привести российские предприятия в соответствие с ожиданиями инвесторов.

    РЦБ: Правильно ли воспринимать связи с инвесторами как одну из разновидностей PR, как это нередко у нас бывает?

    И. Б. Скорее нет, чем да. По большей части IR-специалисты осуществляют коммуникации не с широкой публикой, а с достаточно узкой группой аналитиков, управляющих инвестиционными фондами. Но применительно к организации единого информационного потока, взаимодействия с финансовой прессой задачи связей с инвесторами и PR соприкасаются. На этом поле подразделения по связям с инвесторами и с общественностью в корпорациях работают в тесном сотрудничестве.

    РЦБ: В чем особенности восприятия IR-услуг в России? Насколько оно адекватно?

    И. Б. Сразу скажу, что у связей с инвесторами нет таких проблем с имиджем и восприятием профессии, какие возникали и продолжают возникать в нашей стране у PR-отрасли. IR - это технологичная, тяжелая работа, которую выполняют специалисты с финансовым образованием, дипломами MBA и знанием английского языка. Так что демонизировать IR-специалистов, обвинять их в манипуляции массовым сознанием, придавать им образ <серых кардиналов> или <рыцарей плаща и кинжала> никому в голову не приходит.

    РЦБ: То есть нет никакой романтики?

    И. Б. Романтика появляется по мере вовлечения в тот или иной процесс, и даже такая сухая технологичная сфера, как IR, исключением не является. Она - в деталях: порой в ходе реализации IR-проектов возникают совершенно неожиданные ситуации. Например, на road-show, которое проводилось в США российским предприятием с участием наших партнеров из компании D. F. King, одна из управляющих фондом взяла своего грудного ребенка. Его просто не с кем было оставить. Какое-то время малыш лежал спокойно, а потом начал плакать. Повлияло ли как-то это на результат IR-проекта? Нет, ребенка успокоили, презентация продолжилась. И в Америке это в порядке вещей, а вот в России подобное пока просто немыслимо.
    Или другой пример: наши клиенты из компании <Вимм-Билль-Данн> решили показать в ходе презентации для инвесторов на Лондонской фондовой бирже рекламный ролик одного из своих региональных брэндов. В ролике два сына дерутся на ножах за отцовское наследство, но в самый последний момент появляется корова и поит их молоком, после чего братья мирятся. Хотя у нас были сомнения, стоит ли включать такой кровожадный ролик в презентацию для инвесторов, клиент все же настоял на его показе. Презентация прошла успешно, никакого негативного эффекта ролик не произвел.

    РЦБ: А что действительно может произвести негативный эффект при презентации для инвесторов?

    И. Б. Недоделанная работа, т. е. плохо подготовленные материалы, некорректные цифры. Если в презентации допущена ошибка, ее можно успеть исправить до раздачи материалов инвесторам. Самое опасное - преднамеренное искажение информации. Любая цифра должна быть четко обоснована.

    РЦБ: Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития рынка IR-услуг?

    И. Б. Рынок будет развиваться по мере интеграции России в глобальную экономику, выхода российских компаний на фондовые рынки, по мере активизации выпуска облигаций предприятий, учреждений, муниципальных и региональных облигаций. Сегодня сказать, как быстро это произойдет, достаточно сложно. Но есть основания ожидать роста этого рынка в ближайшие 5-6 лет.

    РЦБ: Как правильно называть IR-специалиста, можно ли пользоваться терминами или <иарщик>?

    И. Б. Обычно используется термин . Но есть еще название (IR-officer), так говорят скорее в шутку, но в этой шутке есть доля правды, и немалая: справиться с такой работой по силам действительно только <офицеру> в области корпоративного управления.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Исторический максимум
Есть рекорд!
Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
Роль специализированного депозитария
Фондовая война в Украине
О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
Потребительский рынок и пищевая промышленность
Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
Почувствуйте розницу!
ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
История ценообразования на рынке брокерских услуг
Рынок IR в России только начинает формироваться
Голосование по доверенности
Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
Новости
Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
О недействительности подписи вексельного должника
АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
Прогноз развития рынка IPO
О кандидатах на IPO на российском рынке
Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100