Casual
РЦБ.RU

История ценообразования на рынке брокерских услуг

Сентябрь 2005


    Снижение брокерских комиссий в последние годы уже стало приятной для большинства инвесторов традицией, но для брокеров это означает необходимость контроля над издержками. Между тем поддержание определенного технического уровня также требует дополнительных расходов. До недавнего времени снижение комиссионных с успехом компенсировалось ростом оборотов большинства посредников, в итоге выручка в абсолютном значении росла. В течение последнего года обороты лидирующей десятки практически не изменились. Тем не менее все опасения по поводу того, что в поисках больших доходов посредники сосредоточатся на операциях с повышенным риском, создающих угрозу для их финансовой устойчивости, беспочвенны.

СПРОС НА БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ

    Тенденция к снижению комиссионных наблюдается во всем мире, и Россия здесь не исключение. Причин у этого явления несколько, и одной из основных является технический прогресс, позволяющий снижать стоимость услуг без ущерба для финансовой стабильности посредников. Чтобы наглядно продемонстрировать причину снижения брокерских комиссий более чем в 10 раз за последние несколько лет, рассмотрим простую микроэкономическую модель равновесия на рынке брокерских услуг.
    Услуги финансовых посредников (брокеров) - продукт очень специфический, имеющий ценность далеко не для каждого потребителя. Существует несколько групп потребителей, требования, предъявляемые каждой из них, различны. Так, услугами брокеров обычно пользуются две крупные категории потребителей - частные и институциональные инвесторы. К первым можно отнести как физических лиц, размещающих на фондовом рынке свои сбережения, так и компании, инвестирующие временно свободные средства в ценные бумаги. Вторые представляют собой различного рода фонды, банки и т. д. Необходимо учитывать, что в большинстве случаев посредник получает доход в виде определенного процента от суммы операций или фиксированной ставки за операцию, и ему более выгоден активный клиент, совершающий больше операций с меньшим объемом инвестиционных ресурсов, чем наоборот.
    Общий спрос на услуги финансовых посредников представляет собой совокупность спроса со стороны институциональных и частных инвесторов. В графическом виде он представлен на рис. 1, при этом здесь и далее цена услуг (P) - ставка комиссии брокера, количество услуг (Q) - оборот в деньгах.


    Спрос со стороны частных инвесторов обусловлен необходимостью инвестирования сбережений в определенные финансовые инструменты, позволяющие сохранить и приумножить сбережения либо получить доход от временно свободных средств. Обычно она составляет не более 10-15% от сбережений, если речь идет о физических лицах, сильно зависит от особенностей национального характера, а именно склонности к риску, и не последнюю роль в этом играет развитость инфраструктуры фондового рынка. Даже для российского фондового рынка по состоянию на конец 2004 г. эти суммы, по разным оценкам, доходят до нескольких миллиардов долларов. Для фондового рынка США речь идет о сотнях миллиардов долларов.
    Большая часть этих средств принадлежит активным инвесторам, часто совершающим операции. Менее активные инвесторы предпочитают варианты вложения средств с меньшим риском. Поскольку активность этого типа инвесторов высока, они предъявляют высокие требования относительно размеров вознаграждения посредника и обладают наибольшей чувствительностью к этому параметру. Зависимость спроса на услуги посредников от их стоимости представляет достаточно пологую кривую (см. рис. 1, участок D1), имеющую слабый отрицательный наклон. В случае роста комиссии выше определенного уровня спрос на услуги со стороны этой группы инвесторов упадет практически до нуля, а по мере снижения вознаграждения он растет за счет увеличения активности инвесторов, которые при более высоком вознаграждении предпочли бы воздержаться от лишних операций.
    Институциональные инвесторы - управляющие компании взаимных и пенсионных фондов, банковский сектор - предъявляют несколько другие требования к брокерам. Для этого типа инвесторов важнее небольшой стабильный доход в долгосрочном периоде, а не быстрая прибыль от спекуляций, поэтому количество операций по отношению к размеру активов ниже, чем для частных инвесторов. Но размеры активов у этого типа инвесторов несоизмеримо выше. Чувствительность к размеру вознаграждения посредника здесь существенно ниже, поскольку активность не так высока, но этот тип инвесторов обладает определенной особенностью: в случае чрезмерных ставок вознаграждения посредников институциональные инвесторы способны создать собственную брокерскую компанию.
    Более крутая кривая спроса на услуги посредников со стороны институциональных инвесторов объясняется жесткой необходимостью совершать определенный объем операций независимо от их стоимости (см. рис. 1, участок D2). Однако при увеличении вознаграждения посредника до определенного уровня институциональные инвесторы начинают задумываться о создании брокерского подразделения в своей структуре, и спрос на услуги резко ограничивается (см. рис. 1, участок D3).
    При этом объем спроса Q* обеспечивается преимущественно институциональными инвесторами, и только после того, как цены опускаются ниже определенного порога, на рынок приходят частные инвесторы и услуга становится массовой. История развития брокерских услуг за последние 10 лет полностью подтверждает существование двух участков кривой спроса на услуги с разной степенью эластичности. Фактически до 1990-х гг. услуги финансовых посредников не были массовыми. Основными игроками на фондовом рынке были институциональные инвесторы, а уровень вознаграждения посредников оставался высоким (1% и выше за сделку). Впоследствии по мере прихода на рынок электронных брокеров точка равновесия переместилась на более пологий отрезок кривой спроса, и обороты за счет прихода на фондовый рынок частных инвесторов выросли многократно.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БРОКЕРСКИХ УСЛУГ

    Исторически универсальные брокерские компании были основным каналом розничной покупки или продажи акций, облигаций, взаимных фондов, опционов, фьючерсов и других ценных бумаг. Эти компании предоставляли свои услуги через сеть местных офисов и высокооплачиваемых профессиональных брокеров (финансовых консультантов), в чьи задачи входило привлечь клиента, выяснить его предпочтения в инвестициях, дать дельный совет, провести все необходимые операции по купле/продаже. Брокеры выступали в качестве главного продавца услуг и основного связующего звена между компанией и клиентом.
    Универсальные компании также содержали большой штат аналитиков, постоянно составлявших отчеты о положении дел в компаниях, отраслях и по различным типам инвестиций. Возможность создания собственной информации, предлагаемой клиентам, рассматривалась как важнейший фактор дифференциации. Считалось, что надежные сведения, широкий набор услуг и персональное обслуживание штатными профессиональными брокерами оправдывают высокие комиссионные, взимаемые с клиентов. Начиная с конца 1980-х и до конца 1990-х гг. в сегменте универсальных брокерских услуг происходила консолидация за счет слияний и приобретений. К началу 2000 г. лидерами отрасли были Merrill Lynch, Palm Webber, Morgan Stanley Dean Witter, Salomon Smith Barny и Prudential Securities и еще 10-15 региональных универсальных компаний, таких как A. G. Edwards, Robinson-Humphrey, J.C. Bradford и Edward D. Jones.
    Российский фондовый рынок прошел тот же путь, только за более короткий срок. В середине 1990-х гг. на рынке доминировали именно универсальные компании, количество которых исчислялось единицами, что, впрочем, соответствовало размеру рынка. В течение нескольких лет им удавалось удерживать достаточно высокий уровень комиссионных.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ БРОКЕРСКИХ УСЛУГ

    Необходимость в большом количестве высокооплачиваемых работников, как правило, определяет высокую стоимость посреднических услуг универсального брокера, кроме того, наем дополнительных сотрудников будет обходиться брокеру еще дороже. Именно по этой причине кривая предложения услуг на рынке, где преобладают универсальные брокеры, имеет ярко выраженный положительный наклон как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде (рис. 2, сплошная линия). Пересечение с осью ординат значительно выше нулевой отметки обусловлено необходимостью высоких начальных капиталовложений, которые невозможны при низкой рентабельности бизнеса. Помимо этого, в краткосрочном периоде предложение имеет ограничение по объему (Q*), поскольку затруднительно нанять дополнительную рабочую силу и обеспечить рост пропускной способности информационных каналов. В долгосрочном периоде такое ограничение практически отсутствует.
    В США с 1985 по 1995 г. структура предложения на рынке услуг финансовых посредников значительно изменилась, на первый план вышли дисконтные брокеры. Их низкие комиссионные привлекали опытных инвесторов, которые принимали активное участие в управлении своим портфелем, часто покупали и продавали акции (иногда по несколько раз в течение рабочего дня) и не видели смысла переплачивать за рекомендации универсальных брокеров. Поскольку комиссионные были главной статьей расхода, таким активным клиентам было выгодно размещать счета в компании, взимающей минимальную плату за выполнение их распоряжений на куплю/продажу. Обычно активные клиенты получали информацию из многих источников и не нуждались в профессиональных советах и аналитической информации, которые входили в пакет услуг универсальных брокеров. Пониженные комиссионные дисконтных брокеров нравились также небогатым инвесторам со скромным балансом: экономия на услугах консультантов позволяла больше вкладывать в ценные бумаги.
    Комиссионные у дисконтных брокеров были существенно ниже, чем у универсальных компаний, в том числе и потому что они отказались от услуг высокооплачиваемых аналитиков и профессиональных брокеров. Торговые операции выполняли работающие по контракту представители отдела обслуживания, которые по телефону сообщали клиентам биржевые котировки, выполняли распоряжения по купле/продаже, но не имели права давать советы по вложению капитала. Условием найма на работу этих служащих было умение вежливо и дружелюбно общаться с клиентами по телефону; их зарплата колебалась от 28 тыс. до 40 тыс. долл. в год. В некоторых компаниях они получали еще и небольшие премии, зависящие от ежедневного количества телефонных звонков и проведенных операций. Дисконтные брокеры либо вовсе не предоставляли клиентам никакой финансовой информации, либо предоставляли минимальную. Некоторые из них имели небольшие офисы в крупных городах для персонального обслуживания клиентов, однако большинство вели свои дела исключительно по телефону из центрального офиса.
    Очевидно, что себестоимость услуг дисконтных брокеров существенно ниже. Таким образом, использование бизнес-модели дисконтного брокера позволило сместить кривую предложения посреднических услуг вниз. Кроме того, наклон кривой сильно сократился, поскольку нанять менее квалифицированный персонал намного проще. Начальные капиталовложения при входе на рынок невысоки, поэтому точка пересечения с осью ординат в нашей модели также будет ниже. Но в краткосрочном периоде ограничение по пропускной способности информационных каналов осталось, кривая предложения дисконтного брокера показана пунктирной линией на рис. 2.
    Еще одно принципиальное изменение рынок посреднических услуг претерпел в середине 1990-х гг., когда широкое распространение получила сеть Интернет, причем изменения носили столь масштабный характер, что их можно назвать революцией.
    Первые электронные брокерские компании появились в 1995 г., когда более или менее успешно была решена проблема защиты данных. В середине 1996 г. в сегменте электронных брокерских услуг было всего 15 компаний, а к 1998 г. их количество увеличилось до 60. Среди них было несколько новых компаний во главе с молодыми Интернет-предпринимателями, самыми известными из которых стали Е*'Trade и Web Street Securities. Остальные электронные компании были организованы как подразделения либо дисконтных брокерских контор, таких как Charles Schwab и Quick & Reilly, либо компаний с взаимными фондами, например Fidelity, либо других финансовых организаций.
    Традиционные универсальные и дисконтные брокерские компании сначала отнеслись к Интернету как к высокотехнологичной игрушке для энтузиастов ПК, однако довольно быстро электронные финансовые операции стали главным направлением развития отрасли. Инвесторов, знакомых с Интернетом, привлекла возможность самостоятельно вести операции с ценными бумагами, автоматически контролировать портфели и при этом экономить на комиссионных, поэтому объем финансовых операций через Интернет стал быстро увеличиваться.
    В начале 1995 г. в США насчитывалось 412 тыс. электронных счетов, через год эта цифра возросла до 800 тыс., а к началу 2000 г. их было уже свыше 13 млн. Доля брокерских операций, совершаемых через Интернет, также росла: в 1996 г. она была меньше 8%, в 1997 г. достигла 17%, в середине 1998 г. - 25%, в первой половине 1999 г. - 37%, а во второй половине 1999 г. составила уже 48%. В 1999 г. активы на этих счетах достигли 900 млрд долл.
    В России первая система торговли акциями через сеть Интернет появилась в 1999 г., а массовое распространение такие услуги получили в 2001-2002 гг. Посредники, предоставляющие услуги через Интернет, всего за несколько лет обошли традиционных брокеров по объему операций, структура фондового рынка претерпела кардинальные изменения, основной объем торгов переместился с внебиржевого рынка на биржи.
    Структура затрат электронных брокеров радикально отличается от структуры традиционных брокеров. Накладные расходы электронных брокеров намного ниже, потому что мы не требуются большие представительные помещения и не надо платить профессиональным брокерам. Несмотря на то что они содержат штатных сотрудников (финансовых консультантов, официальных представителей и специально обученных сотрудников, в обязанности которых входит общение по телефону с теми инвесторами, которым хочется поговорить с <живым брокером>), основным средством связи с потребителями является Интернет. Чтобы открыть счет, достаточно заполнить электронную форму (или запросить информацию об открытии счета и получить соответствующие документы по почте). С помощью программного обеспечения клиенты могут получать биржевые котировки в реальном времени, размещать распоряжения на куплю/продажу и получать подтверждения, а также проверять состояние своего счета и портфеля активов, просматривать динамику курсов акций, знакомиться с новостями отрасли или компании и получать доступ к отчетам отраслевых аналитиков.
    Большинство электронных брокеров не занимаются обработкой информации, а имеют договорные отношения с компаниями, которые специализируются на поставках финансовой информации через Интернет. Таким образом, постоянные издержки сокращены до минимума. Поскольку информационные каналы электронных брокеров, как правило, резервируются с многократным запасом, нарастить объем предоставляемых услуг в ограниченном отрезке времени и в долгосрочной перспективе для такого брокера не составляет труда, и это существенно меняет вид кривой предложения на рынке посреднических услуг. Благодаря тому, что каждый дополнительный электронный информационный канал для брокера стоит столько же, сколько и предыдущий, т. е. предельные издержки неизменны, кривая предложения становится горизонтальной. Точка пересечения с осью ординат в нашей модели оказывается, однако, выше, потому что вход на рынок стоит дороже, чем для обычного дисконтного брокера из-за высоких первоначальных затрат на оборудование (рис. 2, кривая предложения электронных брокеров обозначена двойной линией).

ВЫВОДЫ. СПРОС = ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Состояние равновесия на рынке посреднических услуг, как описано выше, нарушалось дважды: с появлением дисконтных брокеров в 1980-х гг. и электронных брокеров в 1990-х гг. В обоих случаях на рынке устанавливалось равновесие на новом уровне. Первоначально, когда на рынке преобладали универсальные брокерские компании, кривые спроса и предложения пересекались на отрезке кривой спроса, где преобладают институциональные инвесторы, которые могут позволить себе более высокие расценки на посреднические услуги. Появление в отрасли дисконтных брокеров приводит к смещению точки равновесия на отрезок кривой спроса, где преобладают частные инвесторы. Новая точка равновесия определяет больший объем операций и более низкие цены на услуги в отрасли, тем не менее резкого роста объемов операций в нашей модели не происходит. Это соответствовало действительности: простого снижения комиссионных оказалось недостаточно для резкого наращивания оборотов, необходимо было принципиально изменить подход к обслуживанию клиентов. Появление электронных брокеров решило проблему. Соответственно, кривая предложения приобрела вид горизонтальной линии, и точка равновесия на рынке сместилась в положение Q*, как показано на рис. 3. Результатом стал резкий рост объемов операций, более того, как следует из нашей модели, по мере снижения издержек брокерскими компаниями, обусловленного снижением стоимости оборудования и информационных каналов, объем операций должен расти очень быстрыми темпами, что объясняется высокой чувствительностью спроса на услуги к цене на этом участке кривой.


    В России появление дисконтных брокеров совпало с распространением Интернета, поэтому резкий рост оборотов сопровождался также не менее резким снижением стоимости услуг. Единственной проблемой в данном случае является практическое отсутствие резерва для дальнейшего снижения стоимости операций. В период бурного роста рынка электронных брокерских услуг комиссионные уменьшились в несколько раз. Однако даже в случае кризиса на этом рынке серьезного роста комиссии не последует. Стоимость услуг электронного брокера определяется в основном стоимостью информационных каналов, а она по мере развития инфраструктуры будет только снижаться, медленно, но верно приближая кривую предложения к горизонтальной оси.

  • Рейтинг
  • 4
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Исторический максимум
Есть рекорд!
Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
Роль специализированного депозитария
Фондовая война в Украине
О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
Потребительский рынок и пищевая промышленность
Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
Почувствуйте розницу!
ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
История ценообразования на рынке брокерских услуг
Рынок IR в России только начинает формироваться
Голосование по доверенности
Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
Новости
Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
О недействительности подписи вексельного должника
АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
Прогноз развития рынка IPO
О кандидатах на IPO на российском рынке
Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100