Casual
РЦБ.RU

ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме

Сентябрь 2005


    В последние годы сектор розничной торговли переживает период активного подъема. Одним из пионеров современного российского ритейла является крупнейшая розничная сеть ОАО <Аптечная сеть 36,6>. Бурное развитие и активная региональная экспансия компании потребовали привлечения значительного внешнего финансирования. Стадия активного роста, в которой сейчас находится компания, оказывает существенное влияние на текущие показатели прибыльности. Однако ОАО <Аптечная сеть 36,6> не планирует снижать темп и уверенно смотрит в будущее.

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ

    <Аптечная сеть 36,6> - первая публичная российская компания сектора розничной торговли. Первая аптека компании была открыта в Москве в 1998 г. Тогда же начался процесс консолидации некоторых региональных фармацевтических производств в дочернюю компанию <Верофарм>.
    В 2002 г. <Аптечная сеть 36,6> приняла решение выйти на рынок капитала. Основным фактором, оказавшим влияние на принятие решения о проведении публичного размещения акций, явились ограниченные возможности по заимствованиям и финансированию долгосрочных инвестиционных программ. В России плохо развита практика кредитования непроизводственных компаний, так как у данных структур ограничена залоговая база для обеспечения кредитов. В ходе IPO, которое было проведено в феврале 2003 г. на ММВБ, <Аптечная сеть 36,6> привлекла 14,4 млн долл. и разместила среди инвесторов 20% акций. <Аптечная сеть 36,6> была первой компанией потребительского сектора, которая провела публичное размещение акций на бирже.
    Вывод акций <Аптечной сети 36,6> в публичное обращение позволил значительно расширить возможности по привлечению финансирования для развития компании. С 2004 г. <Аптечная сеть 36,6> начала активную экспансию в российские регионы.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПАНИИ

    По состоянию на июнь 2005 г. <Аптечная сеть 36,6> управляет более 300 аптеками в 14 регионах и 40 городах России и является крупнейшей среди аптечных сетей компанией по обороту и количеству аптек. В <Аптечной сети 36,6> и ее дочерних предприятиях работает более 6000 сотрудников.
    В Москве брэнд 36,6 знает 73% населения (данные Gallup Media Survey). В течение 2004 г. в аптеках общероссийской сети было сделано более 25 млн покупок.
    По итогам 2004 г. объем продаж в аптеках сети превысил 134 млн долл., увеличившись за год на 64%. Следует отметить, что фармацевтический рынок России крайне фрагментирован. <Аптечная сеть 36,6> занимает первое место по контролируемой доле рынка, что, по оценкам аналитиков, соответствует 2,2%.
    По словам представителей компании, <Аптечная сеть 36,6> консолидирует фармацевтический розничный рынок, приобретая сети в других регионах страны. В течение 2004 г. <Аптечная сеть 36,6> увеличилась на 191 аптеку. К концу 2005 г. компания планирует довести общее количество своих аптек до 400.
    Дочерняя компания ЗАО <Верофарм> является стратегическим активом компании. На трех собственных предприятиях, расположенных в Воронеже, Белгороде и Покрове, <Верофарм> производит более 300 наименований лекарственных препаратов. <Верофарм> входит в пятерку крупнейших российских фармацевтических производителей. Объем его продаж по итогам 2004 г. составил 60,8 млн долл.
    Агентство Standard & Poor's включило <Аптечную сеть 36,6> в общероссийский рейтинг прозрачности российских компаний.
    Основные финансовые показатели и показатели рентабельности компании представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОАО "АПТЕЧНАЯ СЕТЬ 36,6" ЗА 2002-2004 ГГ., %
Показатель Год
2002 2003 2004
Ликвидность


Коэффициент текущей ликвидности 98 85 65
Коэффициент обеспеченности собственными средствами -22 -14 -43
Финансовая устойчивость


Коэффициент соотношения собственных средств к активам 29 36 25
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 147 107 185
Коэффициент соотношения долгосрочных и краткосрочных обязательств 41 12 14

Таблица 2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО "АПТЕЧНАЯ СЕТЬ 36,6" ЗА 2002-2004 ГГ., %
Рентабельность Год
2002 2003 2004
Инвестированный капитал 9,6 6,2 5,9
Продажи 2,8 0,7 0,3
Собственный капитал 3,9 1,1 0,5

Таблица 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОАО "АПТЕЧНАЯ СЕТЬ 36,6" В 2003-2004 ГГ.
Показатель КОНСОЛИДИРОВАНО РОЗНИЦА "ВЕРОФАРМ"
2004 г. 2003 г. Измене-ние, % 2004 г. 2003 г. Измене-ние, % 2004 г. 2003 г. Измене-ние, %
Нетто-продажи, млн долл. 211,0 147,8 42,7 134,3 81,9 64,1 60,8 52,8 15,1
Валовая прибыль, млн долл. 80,2 59,8 34,1 45,4 26,3 72,3 32,0 31,3 2,2
Маржа, % 38,0 40,5 - 33,8 32,2 - 52,6 59,2 -
EBITDA 18,5 13,6 36,2 6,5 1,8 251,7 17,6 15,7 12,0
Маржа, % 8,8 9,2 - 4,8 2,3 - 28,9 29,7 -
Чистая прибыль, млн долл. 0,7 1,0 -30,7 - - - - - -
Активы, млн долл. 172,3 113,1 52,3 - - - - - -
Капитал, млн долл. 43,5 40,2 8,1 - - - - - -
Долг, млн долл. 80,4 43,1 86,7 - - - - - -

Таблица 4. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОАО "АПТЕЧНАЯ СЕТЬ 36,6" ЗА I КВ. 2004 И 2005 ГГ.
Показатель Консолидировано Розница "ВЕРОФАРМ"
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. Измене-ние, % I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. Измене-ние, % I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. Измене-ние, %
Нетто-продажи, млн долл. 65,2 46,4 40,6 45,6 30,2 50,8 15,0 12,0 24,4
Валовая прибыль, млн долл. 24,4 17,8 36,9 15,2 10,4 45,5 8,7 6,3 36,6
Маржа, % 37,4 38,4 - 33,3 34,5 - 57,8 52,7 -
EBITDA 3,4 4,1 -15,9 1,4 3,0 -52,4 3,2 2,0 60,4
Маржа, % 5,3 8,8 - 3,1 9,9 21,3 16,5 -
Чистая прибыль, млн долл. -1,1 0,7 -262,3 - - - - - -
Активы, млн долл. 180,4 173,4 4,0 - - - - - -
Капитал, млн долл. 42,4 43,5 -2,4 - - - - - -
Долг, млн долл. 86,5 80,4 7,5 - - - - - -

    <Аптечная сеть 36,6> ежеквартально раскрывает финансовые результаты по МСФО.
    Ежегодная отчетность компании по МСФО за последние 3 года аудирована Deloitte.

    Работа на фондовом рынке
    Основные акционеры компании - Артем Бектемиров и Сергей Кривошеев совместно с менеджментом контролируют примерно 75% акций. Около 25% акций <Аптечной сети 36,6> находятся в свободном рыночном обращении.
    Начиная с февраля 2003 г. акции торгуются на ММВБ. В феврале 2004 г. торговля акциями <Аптечной сети 36,6> началась в Российской торговой системе (РТС). В конце 2004 г. акции компании были включены в котировальные листы <Б> ММВБ (символ RU14APTK1007) и РTC (символ APTK). Общее количество размещенных акций - 8 млн шт. Номинальная стоимость одной акции - 0,64 руб.
    В августе 2005 г. <Аптечная сеть 36,6> получила разрешение ФСФР РФ начать обращение 20% акций на западных рынках. Иностранные инвесторы, не имеющие доступа на российский фондовый рынок, смогут приобретать акции <Аптечной сети 36,6> через глобальные депозитарные расписки (ГДР). Депозитарием по программе ГДР выступает The Bank of New York, депозитарием по акциям - ING Bank.
    По состоянию на 1 августа 2005 г. рыночная капитализация компании составила более 180 млн долл. (по данным РТС), увеличившись с момента IPO в 2003 г. почти в 2,5 раза.
    Котировки на покупку акций эмитента в RTS Board в 2005 г. показаны на рисунке.
    Акции <Аптечной сети 36,6> характеризуются как низколиквидные. Одна из причин низкой ликвидности акций - небольшой объем free-float, составляющий около 50 млн долл. Акционерами компании являются крупные международные институциональные инвесторы, ориентированные на среднесрочные инвестиции, что в свою очередь также ограничивает предложение акций на рынке. Периодические биржевые сделки по акциям эмитента связаны прежде всего с пересмотром акционерами своих инвестиционных портфелей. Капитализация компании в период активных торгов, как правило, скачкообразно растет.

    Инвестиции
    Инвестиции <Аптечной сети 36,6> в 2004 г. составили 44,7 млн долл. Инвестиционная программа на 2005 г. предполагает капиталовложения в размере 45 млн долл.
    Основные инвестиции компания делает в приобретение и открытие новых аптек, а также ребрэндинг. Важная статья расходов <Аптечной сети 36,6> - создание и приобретение современных технологий розничной торговли.
    Для осуществления инвестиционной программы компания использует заемные средства. В настоящий момент кредитный портфель <Аптечной сети 36,6> составляет более 85 млн долл. Компания ориентируется на увеличение объема долгосрочных обязательств путем замещения краткосрочных заимствований долгосрочными кредитами.
    В ближайшие 2 года <Аптечная сеть 36,6> не планирует выплачивать дивиденды, направляя заработанную прибыль на дальнейшее развитие сети.


ПЛАНЫ

    Краткосрочные планы
    В настоящий момент <Аптечная сеть 36,6> работает в 7 из 13 российских городов-миллионников. Компания планирует продолжать активную экспансию в российские регионы. В 2006 г. аптеки сети будут открыты во всех российских городах-миллионниках.
    В течение 2005 г. <Аптечная сеть 36,6> планирует вывести на рынок линию товаров под собственной торговой маркой. Кроме того, компания разрабатывает новую программу лояльности покупателей, которую планируется внедрить в 2006 г.

    Среднесрочные планы
    <Аптечная сеть 36,6> заинтересована в открытии аптек во всех городах с населением более 500 тыс. жителей, где компания планирует занять 15-20% рынка. Среднесрочная стратегическая цель <Аптечной сети 36,6> - достижение к концу 2009 г. объема продаж в размере более 1 млрд долл.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Исторический максимум
Есть рекорд!
Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
Роль специализированного депозитария
Фондовая война в Украине
О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
Потребительский рынок и пищевая промышленность
Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
Почувствуйте розницу!
ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
История ценообразования на рынке брокерских услуг
Рынок IR в России только начинает формироваться
Голосование по доверенности
Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
Новости
Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
О недействительности подписи вексельного должника
АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
Прогноз развития рынка IPO
О кандидатах на IPO на российском рынке
Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100