Casual
РЦБ.RU

Почувствуйте розницу!

Сентябрь 2005


    Тенденцией последнего времени для российского фондового рынка стало смещение приоритетов инвесторов в пользу отраслей, не связанных с сырьевым сектором. Одним из самых перспективных направлений является сектор розничной торговли.

    По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2004 г. по сравнению с прошлым годом вырос на 12,1% - до 202 млрд долл., темпы роста продовольственного рынка составили 31%, розничного рынка мобильных телефонов - 90%. При этом бизнес крупных ритейлеров растет просто фантастическими темпами - на 50-120% в год (рис. 1). Таким образом, с полным основанием можно сказать, что сети розничной торговли представляют собой один из наиболее бурно развивающихся секторов российской экономики.


    В табл. 1 представлены данные по крупнейшим розничным сетям России по выручке за 2004 г.

Таблица 1. КРУПНЕЙШИЕ РОЗНИЧНЫЕ СЕТИ РОССИИ
Компания Специализация Регион присутствия * филиалов* Формат Выручка, млн долл.** Рост выручки, % той прибыли,%
Эльдорадо Бытовая техника, электроника Россия, Украина (462 города) 682 Дискаунтер 2471 83 Нет свед.
Пятерочка Холдинг Продукты питания 19 регионов РФ, Украина, Казахстан 440 Дискаунтер 1106 46 6,7
Группа Тандер Продукты питания 30 регионов, 60 городов РФ 1255 Дискаунтер 997 177 Нет свед.
Евросеть Сотовые телефоны и аксессуары 510 городов (Россия, Украина, Казахстан) 1750 Дискаунтер 968 198 2,1
М-Видео Электроника 12 городов 44 Дискаунтер 962 68
Перекресток Продукты питания 14 регионов РФ 115 Супермаркет 660 77 2,6
Связной Сотовые телефоны и аксессуары 20 регионов РФ 652 Дискаунтер 663 99 Нет свед.
Лента Продукты питания Санкт-Петербург 8 Cash & Carry 451 57 Нет свед.
Седьмой континент Продукты питания Москва 91 Супермаркет 496 45 5,4
Копейка Продукты питания Москва, Московская область 51 Дискаунтер 373 64 4
Аптечная сеть 36,6 Фармацевтика 8 регионов, 40 городов РФ 300 - 210 42 0,3
Источники: Данные компаний, оценка ЦКМ.
* По состоянию на июль 2005 г.
** За 2004 г.

    Несмотря на впечатляющие темпы роста и значительный потенциал, сектор розничной торговли до последнего времени находился на периферии интересов инвесторов. Причиной этому прежде всего было практически полное отсутствие на рынке акций сетей розничной торговли. В обращении находилось всего 3 бумаги, которые можно было отнести к этому сектору: акции <Аптечной сети 36,6>, ГУМа и ЦУМа. При этом только первая из них представляла собой акции розничной сети. Размещение акций <Аптечной сети 36,6> прошло среди ограниченного круга инвесторов, в результате чего бумага характиризовалась крайне низкой ликвидностью.
    Крупные российские ритейлеры - это в основном частные компании. Свои потребности в финансовых ресурсах для развития бизнеса они удовлетворяли за счет банковских кредитов и размещения векселей и облигаций. Но желание владельцев бизнеса поднять стоимость своих активов за счет преобразования компаний в публичные привело их на фондовую биржу.
    Старт этому процессу дало проведение IPO сети супермаркетов <Седьмой континент> осенью прошлого года. Компания провела первичное размещение на бирже РТС, продав 13% своих акций за 80,7 млн долл. Рынок по результатам IPO оценил стоимость компании в 621 млн долл. С момента проведения IPO по август 2005 г. цена акций выросла на 60%.
    В середине апреля 2005 г. торговая сеть <Пятерочка> объявила о своем намерении стать публичной компанией, разместив на Лондонской фондовой бирже (LSE) глобальные депозитарные расписки (ГДР) на акции Pyaterochka Holding N. V., владеющей 100% акций всех компаний группы.
    Торговая сеть <Пятерочка> на сегодняшний день является лидером российского розничного продовольственного рынка. На конец 2004 г. в компанию входило 235 собственных магазинов и 207 работающих по франчайзингу в 10 регионах России, а также в Казахстане и Украине. Консолидированная выручка Pyaterochka Holding N. V. в 2004 г. выросла на 46% и достигла 1,1 млрд долл., чистая прибыль увеличилась на 120% и составила 74 млн долл., EBITDA - 111 млн долл. Общий объем продаж с учетом франчайзинговых магазинов в 2004 г. равен 1,59 млрд долл. Общая торговая площадь собственных точек компании - 146 тыс. кв. м. Сеть принадлежит четырем членам наблюдательного совета Pyaterochka Holding: Андрею Рогачеву (более 50%), Александру Гирде, Игорю Видяеву и Татьяне Франус. Готовясь к IPO, компания опубликовала аудированную международную отчетность за 3 последних года.
    <Пятерочка> первой из российских розничных сетей вошла в число 20 самых перспективных торговых компаний мира в 2005 г. В рейтинге Rising stars-2005, опубликованном в RETAIL WORLD - авторитетном западном журнале о розничной торговле, компания заняла 8-е место среди <восходящих звезд>.
    В ходе road show был установлен ценовой диапазон для ГДР - 13-16 долл., т. е. компания планировала получить 598-735 млн долл. В случае успеха размещения владельцы компании планировали реализовать на рынке дополнительно еще 4,5% акций. Заявленный ценовой коридор соответствовал капитализации компании в размере 1,99-1,24 млрд долл.
    Размещение прошло по 13 долл. за акцию, т. е. по нижней границе объявленного ценового диапазона, а компания была оценена в 1,99 млрд долл. Кроме того, дополнительно по той же цене было продано еще 2% ГДР на сумму 40 млн долл.
    Осуществленное размещение стало крупнейшим в секторе компаний розничной торговли. С учетом изначально заданной высокой оценки стоимости бизнеса IPO прошло более чем успешно. Компания была оценена с 35%-ной премией к стоимости <Седьмого континента> и 15%-ной премией к стоимости аналогичных компаний на развивающихся рынках. Данная премия была уплачена инвесторами за ускоренные темпы роста и более высокую рентабельность. Фактически проведенная оценка бизнеса <Пятерочки> задала новые ценовые ориентиры для всех крупных российских розничных сетей.
    Практически одновременно с объявлением IPO <Пятерочки> крупнейшая в России розничная сеть по торговле бытовой техникой <Эльдорадо> и британская розничная сеть Dixons Group заявили о подписании опционного соглашения. В соответствии с данным соглашением Dixons Group получает опцион типа call на приобретение до 2008 г. 10% акций <Эльдорадо> по цене 190 млн долл. Кроме того, Dixons получила право (но не обязанность) до 2011 г. приобрести оставшиеся 90% акций <Эльдорадо>. Таким образом, полная стоимость компании была оценена в 1,9 млрд долл. С момента проведения IPO по август 2005 г. цена акций выросла на 35%.
    <Эльдорадо> представляет собой крупнейшую в России розничную сеть по торговле электроникой и бытовой техникой. В сеть входит 320 собственных и 290 работающих по франчайзингу магазинов в более чем 300 городах России и Украины. Общая торговая площадь собственных точек компании составляет 235 тыс. кв. м. Оборот <Эльдорадо> в 2004 г. составил более 2,47 млрд долл., увеличившись на 83%. Доля компании на российском рынке электроники и бытовой техники составляет около 22% (по данным самой компании). Структура владельцев компании непрозрачна, значительный пакет акций принадлежит основателю компании Игорю Яковлеву.
    Dixons Group PLC - британский оператор сетей розничной торговли. Владеет 1250 магазинами в странах Европы под различными брэндами. Капитализация - 2,765 млн ф. ст. Оборот в 2004 г. - 11,5 млрд долл. (рост на 9%).
    Основное значение заявленного соглашения в том, что крупный западный капитал перестал интересоваться исключительно сырьевыми российскими компаниями и демонстрирует свою готовность к масштабным инвестициям в компании, работающие в потребительском секторе.
    На наш взгляд, процесс выхода крупнейших ритейлеров на фондовый рынок будет в ближайшее время ускоряться, и задачей инвесторов является определить компании, демонстрирующие максимальные темпы роста и лучшие финансовые показатели.
    Мы попытались разделить розничные сети на несколько сегментов, в зависимости от их специализации, а затем выявить лидеров внутри каждой группы.

ПРОДУКТОВЫЕ СЕТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

    В списке 10 крупнейших розничных сетей России с большим перевесом лидируют продуктовые ритейлеры. Связано это с тем, что на торговлю продуктами питания приходится около 50-60% всего розничного оборота, т. е. 101-121 млрд долл. По данному показателю российский рынок находится на 9-м месте в мире.
    На современные форматы торговли, такие как супермаркеты, приходится, по данным ACNielsen, примерно 21% продовольственного рынка в крупных городах, но эта доля в последние 5 лет быстро растет.
    Мы выделили среди ритейлеров, действующих на продовольственном рынке, 4 основных лидера: <Пятерочка>, <Седьмой континент>, <Перекресток> и <Копейка> (табл. 2). Две первые компании уже провели IPO, две другие заявили о своих планах осуществить первичное размещение в течение ближайшего года.

Таблица 2. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕДУЩИХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ)

Показатель
Компания
Пятерочка Седьмой континент Перекресток Копейка
Выручка, млн долл. 1106 496 660 373
Изменение выручки к 2003 г., % 46 45 77 64
EBITDA, млн долл. 111 43 35 26
Норма EBITDA, % 10 8,6 5,3 7
Чистая прибыль, млн долл. 74 27 17 15
Изменение чистой прибыли к 2003 г., % 120 197 102 112
Рентабельность по чистой прибыли, % 6,7 5,4 2,6 4
Выручка с 1 кв. м за год, долл. 8600 7236 7969 10609
Долг, млн долл. 71 0 91 49
Долг/EBITDA 0,64 0 2,6 1,88
Источники: Данные компаний, оценка ЦКМ.

    Приведенные данные свидетельствуют о том, что <Пятерочка> и <Седьмой континент> занимают лидирующее положение по показателям рентабельности. Темпы роста выручки выше у <Перекрестка> и <Копейки>. Это обеспечивается за счет более высокого уровня долговой нагрузки на компании - рост бизнеса обусловлен в значительной мере заемными средствами.
    Все указанные компании реализуют амбициозные программы региональной экспансии и формирования национального торгового брэнда. <Копейка> существенно уступает другим участникам <большой четверки> в абсолютных масштабах своей деятельности. Это может спровоцировать попытку поглощения компании со стороны более крупных участников.
    Поскольку акции <Пятерочки> - лидера среди продуктовых ритейлеров обращаются на LSE, большинству частных инвесторов можно рекомендовать покупку бумаг <Седьмого континента>.
    Компания демонстрирует высокие темпы развития и улучшение показателей рентабельности. Недавно она обнародовала результаты своей деятельности за первое полугодие 2005 г. Выручка торговой сети выросла на 45,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чистая прибыль - на 78,7%. Чистая рентабельность увеличилась с 5 до 6,1% и практически сравнялась с показателями <Пятерочки>.
    Компания проявляет высокую активность в проведении экспансии в регионы. В июле <Седьмой континент> купил 12 магазинов розничной сети <Алтын> в Калининграде за 36 млн долл. Магазины перейдут на брэнд <Седьмого континента> в сентябре.
    Сейчас сеть насчитывает 88 магазинов. До конца текущего года <Седьмой континент> планирует открыть еще 24 магазина, увеличив, таким образом, общее число магазинов сети до 112. В 2005-2006 гг. ОАО <Седьмой континент> намерено войти в новый сегмент розничной торговли, открыв несколько магазинов в формате гипермаркета в Москве и Московской области.
    На данный момент компания занимает 2,2% московского продовольственного рынка. Мы ожидаем, что в ближайшие 5 лет эта доля может увеличиться вдвое.
    Руководство компании сообщило 5 августа о планах разместить на бирже 13%-ный пакет своих акций. Срок размещения намечен на первое полугодие 2006 г., когда, по прогнозам компании, котировки акций достигнут 19-20 долл. Исходя из этой цены, компания планирует выручить при первичном размещении около 200 млн долл. Напомним, что в ноябре 2004 г. аналогичный пакет был реализован за 80,3 млн долл., т. е. в 2,5 раза дешевле.
    Привлеченные средства компания планирует направить на строительство гипермаркетов и расширение сети традиционных форматов. Мы положительно рассматриваем планы компании, направленные на расширение ее торговых форматов. Другим перспективным начинанием компании является продажа товаров под собственной торговой маркой (privat label). Ассортимент этих товаров должен в ближайшее время увеличиться до 50. По статистике ACNielsen, товары под собственной торговой маркой в среднем на 31% дешевле, чем аналогичные товары под брэндом производителя.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ И КОСМЕТИЧЕСКИЕ СЕТИ

    По данным компании MR&D Consalting, в 2004 г. средняя российская семья тратила на приобретение продуктов питания 42,2% своего бюджета. При этом в Польше этот показатель составил 29,0%, а в США - 7,8%. Но в последние 2 года наблюдается активный рост продаж бытовой электроники и средств сотовой связи. Постепенное перемещение покупательского спроса от продовольствия к одежде, бытовой электронике, услугам связи является среднесрочной тенденцией рынка. Таким образом, увеличение доходов населения будет стимулировать ускоренное развитие розничных сетей, торгующих бытовой техникой, строительными материалами, парфюмерией и косметикой.
    Лидером рынка розничной торговли фармацевтическими товарами является <Аптечная сеть 36,6> (рис. 2). Еще в начале 2003 г. компания провела первичное размещение на ММВБ. Рост котировок акций с момента первичного размещения составил 188%. По темпам роста выручки (42% в 2004 г.) компания не уступает другим лидерам розничной торговли. <Аптечная сеть 36,6> в августе 2005 г. объявила о намерении разместить 7% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE) в форме ГДР. Размещение бумаг на западных биржах, как правило, вызывает всплеск интереса к компании и провоцирует рост котировок ее акций.


    Но финансовые показатели <Аптечной сети 36,6> демонстрируют крайне негативную динамику, поэтому мы рекомендуем воздержаться от покупки ее акций. Рентабельность по EBITDA снизилась с 15,3% в 2002 г. до 6,7% в первом полугодии 2005 г. Мы крайне негативно воспринимаем стремительный рост задолженности компании, которая на 30 июня 2005 г. достигла 97,6 млн долл.
    Показатель <долг/EBITDA> в первом полугодии 2005 г. достиг 5,14, <долг/капитал> - 2,46. Несмотря на внушительный торговый оборот, рентабельность бизнеса компании остается близкой к нулю (рентабельность по чистой прибыли за 2004 г. составила 0,3%). На рентабельность компании отрицательно влияют значительные расходы по агрессивному расширению сети (40,5 млн долл. в 2004 г. и 11,6 долл. в текущем году).
    На наш взгляд, компании следует снизить темпы региональной экспансии и сосредоточиться на максимизации акционерной стоимости существующей структуры. Мы не рекомендуем инвестировать в акции компании до того момента, пока не будет видно изменение динамики финансовых показателей в положительную сторону.
    В секторе компаний, действующих на рынке розничных продаж парфюмерии и косметики, мы рекомендуем присмотреться к косметической сети <Арбат Престиж>. Рынок парфюмерии и косметики в России растет стремительными темпами. В 2004 г. Россия вышла на 6-е место в мире по продажам косметической продукции. Компания <Арбат Престиж> владеет сетью из 16 магазинов в Москве площадью 40 тыс. кв. м.
    Акционерами компании являются Владимир Некрасов (60% акций) и УК <Тройка Диалог> (40% акций). Выручка за 2004 г. - 234 млн долл., чистая прибыль - 14 млн долл. Рентабельность по чистой прибыли компании в прошлом году составила 6%, что соответствует уровню лидеров в секторе.
    В текущем году компания планирует увеличить выручку на 90% - до 445 млн долл. Недавно руководство компании заявило о достаточно амбициозных планах развития. Они включают открытие в течение ближайших 5 лет 500 магазинов в регионах. Большая часть магазинов будет открываться по франчайзинговой схеме. По словам генерального директора В. Некрасова, в <Арбат Престиж> уже сейчас поступило более тысячи заявок на открытие региональных магазинов от желающих сотрудничать с московской косметической сетью. Мы считаем, что финансовые ресурсы <Тройки Диалог> делают планы компании достаточно реалистичными. Создание крупнейшей в России розничной сети продаж косметики позволит существенно повысить стоимость компании.
    В марте компания заявила о своих намерениях провести IPO в начале 2006 г. Конкретные параметры первичного размещения не раскрываются. На наш взгляд, профессиональная репутация <Тройки Диалог> служит определенной гарантией того, что корпоративное управление, отчетность и раскрытие информации в компании будут налажены на самом высоком уровне. Мы планируем по итогам 2005 г. провести анализ динамики финансовых показателей компании <Арбат Престиж>, чтобы оценить, в какой степени планы компании реализовываются на практике.

СЕТИ СЕКТОРА СОТОВОГО РИТЕЙЛА

    Лидерами по темпам роста в 2004 г. стали компании, специализирующиеся на розничной торговле средствами сотовой связи. На наш взгляд, это связано с резким расширением рынка мобильной связи. Напомним, что за прошлый год число абонентов сотовой связи выросло на 104% и достигло 78 млн человек. Темпы роста значительно превышают среднеевропейские (17%).
    Рынок мобильного ритейла характеризуется чрезвычайно высоким уровнем централизации - по состоянию на I кв. 2005 г. на 5 крупнейших операторов приходится 54% продаж. Мы выделили в секторе сотового ритейла 3 компании-лидера, демонстрирующие стремительное увеличение доли продаж (табл. 3). Эти компании имеют максимальные шансы в дальнейшем сохранить свои позиции. Кроме того, <Евросеть> и DIXIS заявили о своих планах проведения IPO, поэтому мы сочли необходимым провести предварительную оценку инвестирования в эти компании.

Таблица 3. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕДУЩИХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ (СОТОВАЯ СВЯЗЬ)
Показатель Компания
Евросеть Связной DIXIS
Доля рынка,% * 24 13 7
Количество торговых точек, шт. 1750 652 350
Выручка в 2004 г., млн долл. 968 663 314
Изменение выручки к 2003 г., % 195 99 55,4
EBITDA, млн долл. 53 11 13
Норма EBITDA, % 3 1,7 3,7
Чистая прибыль, млн долл. 37 Нет свед. 2
Рентабельность по чистой прибыли, % 2,1 Нет свед. 0,6
* Данные исследовательской компании Mobile Research Group (по состоянию на I кв. 2005 г.).
Источники: Данные компаний, оценка ЦКМ.

    Безусловным лидером в секторе мобильного ритейла является холдинг <Евросеть>, занимающий около 24% рынка продаж сотовых телефонов (рис. 3). Компания неоднократно заявляла о своих планах проведения первичного размещения акций, но, по нашим оценкам, IPO может состояться не ранее 2006-2007 гг. Мы полагаем, что <Евросеть> в дальнейшем будет рассматриваться в качестве основного кандидата для инвестирования в секторе сотовых ритейлеров.
    Темпы роста компании впечатляют. За последние 5 лет оборот увеличился в 300 раз - с 3,2 млн долл. в 1999 г. до 968 млн долл. в 2004 г. Число торговых точек увеличилось за 5 лет в 140 раз - до 1850 филиалов в России, Украине и Казахстане. В то же время подобное стремительное расширение присутствия обусловлено прежде всего небольшими затратами на открытие новых салонов связи (15-35 тыс. долл.). Открытие продуктового дискаунтера в Москве обходится в 200-300 тыс. долл., супермаркета - в 3-5 млн долл., гипермаркета - в 15-30 млн долл.
    Средняя выручка с 1 кв. м в год у <Евросети> по итогам 2004 г. составила 4677 долл., что существенно ниже, чем у <Седьмого континента> (7236 долл.) или <Перекрестка> (7969 долл.). Уровень рентабельности компании (3,8% по чистой прибыли за 2004 г.) существенно ниже по сравнению с продуктовыми ритейлерами (5,5% у <Седьмого континента>).
    Серьезной проблемой, снижающей привлекательность инвестиций в компании сектора, является непрозрачность финансовых потоков большинства крупных операторов мобильного ритейла. Компания в настоящее время находится в стадии реструктуризации, которая сделает структуру холдинга более прозрачной для инвесторов. Кроме того, в конце 2004 г. был осуществлен перевод отчетности на международные стандарты. Мы считаем, что без существенного улучшения уровня корпоративного управления и повышения прозрачности выход компании на фондовый рынок маловероятен.
    Достаточно негативно выглядит тот факт, что экспансия компании на региональные рынки осуществляется в немалой степени за счет краткосрочных заимствований. В 2003-2004 гг. компания реализовала программу выпуска векселей на общую сумму 321 млн руб. со сроком обращения от 1 до 9 мес. В октябре 2004 г. ТД <Евросеть> выпустил облигации на сумму 1 млрд руб. и сроком обращения 1,5 года. Помимо привлечения ресурсов, выпуск облигаций служит формированию положительной публичной кредитной истории.
    Другим негативным моментом является тот факт, что перспективы развития бизнеса сотовых ритейлеров полностью зависят от темпов роста рынка сотовой связи. Между тем рынок в этом году ожидает неизбежное замедление темпов роста абонентской базы. Степень проникновения сотовой связи в РФ, по данным ACM-Consulting, к концу июля 2005 г. достигла уровня в 70,0% (из расчета численности населения 145,2 млн человек). В Москве проникновение составило 121% (20,6 млн абонентов), в Санкт-Петербурге - 105% (6,7 млн абонентов). Уже сегодня, по данным Mobile Research Group, 40% всех покупок приходится на рынок замещения старых моделей.
    Мы ожидаем в начале 2006 г. переход рынка мобильной связи в стадию насыщения, которая будет характеризоваться сменой интенсивной фазы развития на экстенсивную. Замедление темпов роста рынка будет стимулировать поглощение менее эффективных операторов более эффективными. На наш взгляд, конкурентное преимущество на этом этапе получат операторы, которые сконцентрируются на перестройке своей деятельности в целях концентрации стоимости и диверсификации структуры выручки в направлении увеличения в ней поступлений от услуг. В настоящее время выручка компании на 84% зависит от продажи телефонов и контрактов на подключение (рис. 4). Мы хотели бы увидеть снижение доли от продажи телефонов до 55-60% выручки, прежде чем рассматривать возможность инвестирования в акции сотовых ритейлеров в случае проведения ими первичного размещения.


    Мы положительно оцениваем планы <Евросети> по диверсификации своего бизнеса посредством создания виртуального оператора мобильной связи, но в то же время считаем, что они должны на практике подтвердить свою жизнеспособность, прежде чем найдут отражение в оценке стоимости компании инвесторами.
    Компания DIXIS демонстрирует существенное отставание от лидеров по темпам роста. На сверхдинамичном рынке мобильного ритейла это грозит потерей своей доли рынка. В первом полугодии 2005 г. темпы роста выручки компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились до 34%. Единственным положительным моментом является увеличение рентабельности по чистой прибыли в первом полугодии до 1,7%, что остается крайне низким показателем.
    Однако мы выделили в бизнес-модели компании DIXIS положительные моменты, которые могут сделать компанию более устойчивой к замедлению темпов роста российского рынка мобильной связи. DIXIS принимает активные меры по увеличению доли продаж новой товарной группы - цифровой техники. По итогам 2004 г. доля цифровой техники составила 5% продаж, но к 2007 г. ее планируется увеличить до 25%. Оборот сервисного подразделения компании в прошлом году удалось увеличить вдвое - до 9,2 млн долл.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

    Если говорить о тенденциях развития крупнейших розничных сетей, то все последние годы важнейшим рынком оставался столичный. Москва и Московская область вместе составляют примерно 30% российского розничного рынка.
    Причина этого кроется в высоком уровне покупательной способности населения. По данным РАО <Консалтинг>, в 2004 г. доход жителей столицы находился на уровне 750 долл. в месяц, в то время как доход жителя крупнейших городов России составлял от 250 до 450 долл. в месяц. Поэтому за 2004 г. столичные ритейлеры увеличили свой оборот в среднем на 56%, а для регионов темпы роста были почти в 2 раза ниже. Основная доля выручки крупных ритейлеров приходится на Москву и Московскую область. Исключение составляют только <Магнит>, <Лента> и <Эльдорадо>.
    Одной из основных тенденций отрасли является стремительная концентрация рынка. Сейчас на пятерку крупнейших участников приходится около 6% от объема рынка. В Германии этот показатель находится на уровне 70%, в Чехии - 27%, в Польше - 17%.
    По нашему мнению, в ближайшие годы агрессивный рост крупнейших игроков за счет их более мелких конкурентов будет только усиливаться, как в Москве, так и по всей России. Финансироваться этот процесс будет за счет выхода ритейлеров на финансовый рынок со своими акциями и облигациями, а также за счет привлечения западных партнеров.
    Так, в конце 2004 г. <Дикси> приобрела 14 магазинов <Гастроном "Эконом"> у Millhouse Capital, управляющей непрофильными активами акционеров <Сибнефти>. <Седьмой континент> присоединил к себе сеть магазинов <Петровский>.
    Ожидается целая волна крупных сделок между компаниями розничной торговли в течение ближайшего года. В качестве косвенного подтверждения начала этого процесса мы рассматриваем периодически появляющуюся информацию о проводимых между крупнейшими игроками переговорах. В марте всеобщий интерес привлекло сообщение о готовящейся покупке <Пятерочкой> 100% акций <Копейки>. Буквально через месяц в своем интервью журналу <Профиль> генеральный директор торгового дома <Перекресток> Александр Касьяненко сообщил о переговорах по поводу возможного слияния с <Седьмым континентом>. Пока подобные сделки остаются на стадии заявлений.
    При этом следует отметить, что, хотя конкуренция на рынке находится на высоком уровне, она ведется между сетями одного формата. Таким образом, <Седьмой континент>, работающий в основном в формате супермаркетов, конкурирует с <Перекрестком>, <Рамстором> и <Патэрсоном>, которые действуют в том же формате.
    На наш взгляд, серьезно стимулировать процесс укрупнения игроков будет приход на российский рынок крупных западных операторов. В настоящее время в России открыли свои магазины Metro, Auchan, Rewe и Marktkauf. На очереди такие глобальные игроки, как Tesco и Intermarche. Крупнейшая в мире компания розничной торговли Wal-Mart объявила в прошлом году о создании группы по изучению перспектив российского рынка.
    Мы ожидаем существенного роста доходов населения в регионах в ближайшие несколько лет. Это повлечет за собой потребительский <бум>, основными выгодоприобретателями которого станут крупные розничные сети. Практически все основные игроки проводят активную региональную экспансию.
    Еще одним направлением развития становится для ритейлеров выход на рынки стран СНГ, прежде всего Украины, Казахстана, Молдавии. На самом деле многие российские ритейлеры достаточно давно обосновались на этих рынках. Так, например, компания <Эльдорадо> открыла первые магазины в Украине уже 3 года назад. Доходы населения в Украине ниже, чем в российских регионах (официальная средняя зарплата в Киеве составляет 100 долл. в месяц), но темпы развития рынка превышают даже российские - за последние 2 года розничная торговля в стране выросла на 40%. В ряде городов Восточной Украины число торговых центров за 2004 г. увеличилось вдвое. Не следует забывать о том, что Украина - вторая по численности населения (60 млн человек) страна Восточной Европы после России. Расстояние от Москвы до Киева сравнимо с расстоянием от Москвы до Санкт-Петербурга, что позволяет надеяться на более эффективное решение проблем логистики, чем в удаленных российских регионах.
    В марте <Перекресток> купил 100% украинской розничной сети Spar (5 магазинов в Киеве и пригородах). По словам генерального директора <Перекрестка> Александра Косьяненко, компания намерена инвестировать в украинский рынок до 200 млн долл. в 2005-2008 гг. Это стало крупнейшей сделкой подобного рода. В январе <Патэрсон> открыл в Киеве магазин. Торговая сеть <Пятерочка> продала свою франшизу в Украину и Казахстан.
    Выход на рынок новых эмитентов будет способствовать увеличению интереса инвесторов к сектору и позволит провести диверсификацию портфелей ценных бумаг. Мы считаем, что сектор сетей розничной торговли находится в самом начале фазы долгосрочного роста, основной движущей силой которого будет выступать увеличение платежеспособного спроса населения. Нашей основной идеей при инвестировании в потребительский сектор является покупка акций стремительно развивающихся компаний, действующих на растущем рынке.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Исторический максимум
Есть рекорд!
Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
Роль специализированного депозитария
Фондовая война в Украине
О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
Потребительский рынок и пищевая промышленность
Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
Почувствуйте розницу!
ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
История ценообразования на рынке брокерских услуг
Рынок IR в России только начинает формироваться
Голосование по доверенности
Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
Новости
Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
О недействительности подписи вексельного должника
АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
Прогноз развития рынка IPO
О кандидатах на IPO на российском рынке
Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100