Casual
РЦБ.RU

Потребительский рынок и пищевая промышленность

Сентябрь 2005


    В течение последних 7 лет российский потребительский рынок показывал уверенные темпы роста, основными причинами которого после дефолта (1999-2001 гг.) стали эффект девальвации рубля, а затем (2002-2005 гг.) рост реальных доходов населения и изменения в потребительской психологии - акцентирование внимания на гарантии качества покупки и повышение удобства процесса покупки.

    В связи с этим наиболее оправданной стратегией участников розничного рынка является развитие торговых сетей и брэнда продукции, особенно это касается фармацевтической отрасли и розничной торговли. Отечественный потребительский рынок сохраняет потенциал роста, однако мы ожидаем снижения темпов роста за счет насыщения отдельных сегментов (пивная отрасль) и растущей конкуренции со стороны импорта (фармацевтическая отрасль).
    Сегодня российский потребительский сектор на фондовом рынке представляют 3 отрасли: пищевая (<Балтика>, <Ярпиво>, <Вимм-Билль-Данн>, <Лебедянский>), фармацевтическая (<Аптечная сеть 36,6>, <Красфарма>) и розничная торговля (<Седьмой континент>).

ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ: НАСЫЩЕНИЕ РЫНКА УЖЕ БЛИЗКО?

    Темпы роста отечественной пищевой отрасли замедлились в последние 2 года. Эта тенденция особенно характерна для пивоваренной отрасли: темпы роста производства пива в России в первом полугодии 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года оказались самыми низкими за последние 5 лет и составили 3,7% (по данным Росстата). Тенденция замедления темпов роста пивоваренной промышленности стала следствием ужесточения рекламного законодательства, продолжающегося укрепления рубля и роста популярности слабоалкогольных коктейлей. На фоне замедления темпов роста отрасли и близости насыщения рынка основным фактором сохранения рентабельности пивоваренных компаний становится сокращение издержек. Поэтому процессы слияния и поглощения, наблюдаемые в отрасли в 2005 г., выглядят вполне обоснованными: производители выстраивают собственные сырьевые комплексы и добиваются вертикальной интеграции производств с разными технологическими цепочками и сырьевыми источниками. Консолидация активов <Балтики> и <Пикры>, <Ярпива> и Воронежского пивзавода является иллюстрацией этого процесса. До 2006 г. планируется объединить компании <Балтика> и <Ярпиво>, в результате чего все российские пивоваренные заводы холдинга BBH будут принадлежать <Балтике>. Решение о консолидации было продиктовано, возможно, финансовыми результатами компании <Балтика> за 2004 г., согласно которым 35%-ное увеличение выручки компании привело к увеличению чистой прибыли всего лишь на 7%, что говорит об опережающем росте издержек (табл. 1).
    Замедление темпов роста прибыли и опережающую динамику издержек показали практически все пивоваренные компании, работающие на российском рынке. Высокие результаты холдинга Sun Interbrew в 2004 г. связаны с продвижением сортов пива класса <премиум> и увеличением производственных мощностей. Если по итогам 2004 г. темпы роста пивоваренной отрасли составили 10,7%, то по итогам первого полугодия 2005 г. рынок пива вырос лишь на 3,7%. Это дает основание предполагать, что результаты 2005 г. будут еще более скромными и главными факторами сохранения рентабельности в отрасли будут ставка на консолидацию производств с разными сырьевыми источниками и эффективное сокращение издержек.


РЫНОК СОКОВ: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ

    Динамичное развитие рынка в последние несколько лет связано с факторами улучшения экономической ситуации, повышения доходов, а также ориентацией россиян на здоровый образ жизни. Однако российский рынок соков пока не достиг насыщения: среднедушевое потребление соков в России составляет около 8-10 литров в год, тогда как в странах Западной Европы - 20-24 литра в год. Между тем, по нашему мнению, начиная с 2005 г. темпы роста рынка соков будут снижаться и коррелировать с темпом роста потребительских доходов: 9-10% в 2005 г. и в среднем 8% в последующие годы.
    В настоящее время емкость российского рынка соков оценивается в 2050 млн литров, что составляет порядка 1200 млн долл.
    Четыре крупнейших производителя занимают 93% рынка: <Лебедянский>, Wimm-Bill-Dann, <Мултон>, Nidan. В 2003 г. на рынке произошли значительные изменения: в лидеры по доле рынка выбился <Лебедянский> (30%), потеснив ближайшего конкурента Wimm-Bill-Dann (26%). До середины 2003 г. пальма первенства принадлежала ВБД. При этом по показателю рентабельности <Лебедянский> намного превосходит ВБД - 20% против 2,2% соответственно.
    Рынок соков является сегментированным: можно выделить высший, средний и низший ценовые сегменты. <Лебедянский> работает на всех сегментах, при этом стратегически важным для него остается нижний ценовой сегмент, где компания продает 57% от общего объема продаж в натуральном выражении (сок <Фруктовый сад>). При этом нижний ценовой сегмент является более динамично развивающимся, чем остальные. <Лебедянский> выпускает соки и нектары под торговыми марками <Я>, <Тонус>, <Фруктовый сад>, сокосодержащие освежающие напитки <Фрустайл>, детское питание и соки для детей <Фрутоняня>. Компания занимает 30% российского рынка соков в натуральном выражении, 32% рынка детских соков в натуральном выражении и 19% рынка пюре для детского питания.
    Сейчас рынок соков фактически поделен, дальнейшее его развитие будет идти на фоне обостряющейся конкуренции между указанными выше производителями и экспансии в регионы. При этом прогнозируется сохранение доли <Лебедянского> на текущем уровне, даже несмотря на опережающую динамику развития низшего ценового сегмента, составляющего большую часть в структуре продаж компании. Это объясняется факторами конкуренции со стороны Wimm-Bill-Dann (который, возможно, захочет вернуть лидирующие позиции) и компании <Мултон>.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ: СТАВКА НА РАЗВИТИЕ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

    По итогам 2004 г. рост фармацевтического рынка в целом оценивается в 17%. Однако на фоне гораздо более солидного роста импорта доля российских медикаментов продолжает снижаться - рост сектора отечественного производства оценивается только в 3%. Такое отставание обусловлено высокой конкуренцией и ростом импорта, который в настоящее время занимает доминирующий объем на фармацевтическом рынке: по данным ЦМИ <Фармаэксперт>, в денежном выражении на него приходится около 70% от общего объема.
    Для отечественной промышленности переломным стал 2003 г., когда долларовый объем производства впервые перешагнул за миллиардный рубеж. По данным компании RMBC, производственный сектор фармацевтического рынка России за 2004 г. можно оценить в 1,27 млрд долл. в отпускных ценах (отечественные производители).
    За 2000-2004 гг. объем производства отечественных производителей увеличился на 39%. Тем не менее доля российской продукции на фармрынке снизилась с 42% в 2000 г. до 27% в 2004 г. Такая ситуация обусловлена тем, что импорт за этот же период вырос почти в 2,5 раза.
    Фактор конкуренции со стороны импорта является существенным для любого отечественного производителя лекарственных средств. В ближайшем будущем мы ожидаем сохранения негативной тенденции сжатия отечественного сектора фармацевтического рынка. В этих условиях производство многих препаратов российскими компаниями станет нерентабельным, а для достижения международных стандартов качества (в частности, в рамках реализации программы GMP), могут понадобиться значительные инвестиции.
    Прогнозируя динамику рынка до 2010 г., считаем, что темпы роста российского фармацевтического рынка будут постепенно снижаться - с 14-16% на данный момент до 10% в 2010 г. - и далее станут коррелировать с ростом реальных располагаемых доходов населения. При этом рост сектора отечественного производства не превысит сегодняшних 3-4% в силу значительной конкуренции импорта и необходимости значительного объема инвестиций в производственный сектор. Таким образом, сокращение отечественного сектора фармацевтического рынка, очевидно, продолжится.

Таблица 1. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПИВОВАРЕННЫХ КОМПАНИЙ В 2004 Г.
Компания Выручка за 2004 г., млн долл. Изменение к 2003 г., % Чистая прибыль за 2004 г., млн долл. Изменение к 2003 г., %
Балтика 1091 35,49 131,9 7,15
Пикра 54,4 20,09 4,6 -4,17
Ярпиво 227 8,10 38 -23,39
Sun Interbrew 691,3 27,95 50,4 136.62
Efes Breweries 398,5 51,00 35,6 -33,00

     При этом лучшей стратегией компаний на фармацевтическом рынке, очевидно, станет ставка на розничный, а не на производственный сегмент, а именно на усиление бизнеса аптечных сетей. С этих позиций наиболее привлекательной компанией в отрасли выглядит <Аптечная сеть 36,6>. Компания обладает производственными мощностями (<Верофарм>), тем не менее в долгосрочной стратегии развития компания делает ставку именно на интенсивное развитие аптечных сетей. Сейчас розничный бизнес занимает более 60% в выручке компании, мы прогнозируем увеличение его доли до 77-80% к 2015 г. Стратегия компании подразумевает, что к 2008 г. холдинг будет управлять не менее 1000 аптек в крупных городах России с населением от 250 тыс. человек. Региональная экспансия будет успешна при росте располагаемых реальных доходов населения и сокращении разрыва между уровнем жизни в Москве и остальными регионами. В 2003 г. потребление лекарств на душу населения в Москве составляло около 60 долл. в год по сравнению с 25-26 долл. в год в среднем по России и 40-45 долл. в год в среднем по крупных городам с населением свыше 500 тыс. человек.
    Планы компании по увеличению аптечной сети до 1000 аптек, по нашим оценкам, осуществятся только в 2009-2010 гг., при этом компании придется увеличивать сеть в среднем на 150 аптек в год, что потребует значительного роста капиталовложений и агрессивной региональной экспансии. В прошлые годы аптечная сеть прирастала в среднем на 90 аптек в год. Средние темпы роста выручки розничного сектора компании будут примерно соответствовать темпу роста числа аптек и в период до 2010 г., по нашим оценкам, будут составлять 25%.
    Среди фармацевтических компаний производственного сектора лучшей, на наш взгляд, является <Красфарма> в силу успешной реализации программы по сокращению издержек и запуску новых проектов. В настоящее время отечественный фармацевтический рынок характеризуется высокой степенью концентрации - на долю 5 крупнейших производителей (<Микроген>, Фармстандарт, Фарм-Центр, <Отечественные лекарства>, <Верофарм>) приходится 44% рынка. При этом наибольшую долю в продажах российской фармпродукции занимают антибиотики и витамины. <Красфарма>, у которой стратегическим видом продукции являются антибиотики, имеет перспективы увеличения рыночной доли в этом сегменте. В то же время многие из выпускаемых на предприятии видов продукции (пенициллин) явно не пользуются популярностью, и по ним ожидается сокращение продаж.
    Вхождение в холдинг <Отечественные лекарства> обеспечивает предприятию широкий доступ к маркетинговым и финансовым ресурсам. Средства от облигационного займа на 11 млн долл., который холдинг привлек в 2003 г. (поручителем по займу выступила <Красфарма>), почти целиком пошли на модернизацию производства и реализацию программы сокращения издержек ОАО <Красфарма>.


РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

    Последние 5 лет российский сектор розничной торговли показывал уверенную положительную динамику в силу роста реальных располагаемых доходов населения и роста национальной валюты. Московский розничный рынок вырос за 2004 г. на 8,3%. Ситуация на потребительском рынке характеризуется повышением стандартов питания по мере роста доходов населения, особенно значимы становятся гарантия качества приобретаемых товаров и услуг и повышение удобства процесса покупки. На этом фоне лучшей стратегией торговых предприятий является создание торговых сетей. Наиболее привлекательной в этой сфере выглядит сеть <Седьмой континент>, доля компании на московском розничном рынке составляет 24%.
    По итогам первого полугодия 2005 г. <Седьмой континент> показал увеличение рентабельности по чистой прибыли с 5 до 6,2% (табл. 2), что стало следствием открытия компанией гипермаркетов нового формата.

Таблица 2. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ "СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ" ЗА I КВ. 2005 Г.
Показатель Первое полугодие 2005 г., млн долл. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., %
Выручка 329,7 45,6
Чистая прибыль 20,2 80
EBITDA 33,8 93

    В связи с тем что столичный розничный рынок уже поделен между основными игроками, долгосрочная стратегия компании предполагает расширение сети магазинов в существующем формате, а также вывод на рынок нового формата гипермаркетов и торговых центров. В дальнейшем способность крупнейших торговых сетей к сохранению рентабельности будет определяться экспансией в регионы, которые по уровню развития розничной сферы отстают от столичного рынка, по разным оценкам, на 3-5 лет. Самое большое количество региональных магазинов среди торговых сетей имеют (по состоянию на начало 2005 г.) <Магнит> (более 500), <Пятерочка> (122), <Седьмой континент> (48), <Патэрсон> (12). Все они строят довольно обширные планы дальнейшего развития. В частности, в ближайшие 1-2 года <Магнит> планирует открыть 150 магазинов, <Пятерочка> - 150, <Седьмой континент> - 25, <Патэрсон> - 20, <Копейка> - 20, <Перекресток> - 15.
    В целом в ближайшее время следует ожидать перемещения спроса в сегмент акций <второго эшелона> в связи с тем, что <голубые фишки> уже достаточно хорошо оценены рынком и имеют незначительный потенциал роста. На этом фоне российский потребительский сектор, активно развивающийся в течение последних лет, представляется удачной покупкой. Тем не менее потенциал роста ограничен насыщенностью многих рынков (пивоваренная отрасль), замедлением роста реальных доходов населения и укреплением рубля.

  • Рейтинг
  • 3
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Исторический максимум
Есть рекорд!
Во что инвестируют ПИФы недвижимости?
Роль специализированного депозитария
Фондовая война в Украине
О новой концепции Закона "О производных финансовых инструментах"
Потребительский рынок и пищевая промышленность
Акции "второго эшелона" на ФБ ММВБ: тенденции и перспективы
Почувствуйте розницу!
ОАО "Аптечная сеть 36,6": температура в норме
История ценообразования на рынке брокерских услуг
Рынок IR в России только начинает формироваться
Голосование по доверенности
Профучастник как агент холдинга на рынке корпоративного контроля
Новости
Вексельный рынок: итоги января-июля 2005 г.
О недействительности подписи вексельного должника
АО "Банк "Каспийский"" на казахстанском вексельном рынке
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Деятельность УЗРТСБ на товарном рынке Узбекистана
Роль финансового рынка в развитии банковской системы России и стран СНГ
Деятельность международной ассоциации бирж стран СНГ и перспективы консолидации финансовой инфраструктуры
Республиканской фондовой бирже "Тошкент" - 11 лет
Прогноз развития рынка IPO
О кандидатах на IPO на российском рынке
Основные тенденции экономического развития стран-участниц ЕЭП в первом полугодии 2005 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100