Casual
РЦБ.RU

Итоги работы Администрации Волгограда на рынке муниципальных ценных бумаг

Сентябрь 2005

    Проводимые в Российской Федерации реформы налогового и бюджетного законодательства повлекли за собой отмену практически всех местных налогов (остались только земельный налог и налог на имущество физических лиц), изменение порядка распределения регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов. В результате таких преобразований сократилась доходная база муниципальных образований.
    До настоящего времени расходные полномочия местных бюджетов существенно не уменьшились благодаря увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, повышению тарифов на теплоэнергоносители. Такая ситуация приводит муниципальные образования к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов в виде кредитов банков, а также размещения муниципальных ценных бумаг.
    В Волгограде муниципальные ценные бумаги (облигации городских займов Волгограда) начали размещать с 1997 г.
    Выпуская муниципальные ценные бумаги, администрация города преследовала несколько целей, в частности:

  • привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета города по ставкам ниже ставок коммерческих банков;
  • предоставление жителям города в условиях нестабильной финансовой обстановки возможности хранить свои сбережения в виде муниципальных ценных бумаг, обеспеченных бюджетом города, а также <под процент>, превышающий ставки кредитных организаций для физических лиц;
  • возможность привлечения средств для долгосрочных инвестиционных проектов.
        В настоящее время в городе сложился определенный опыт практической работы администрации с дилерами и инвесторами. Размещением муниципальных ценных бумаг на внутреннем рынке Волгограда занимается непосредственно Администрация г. Волгограда в лице Департамента финансов. Количество дилеров муниципальных займов Волгограда колеблется от 6 до 20, постоянными дилерами являются местные кредитные организации и финансовые компании. Кроме того, в размещении займов принимали участие финансовые компании и банки, зарегистрированные вне Волгограда.
        Безусловно, Администрация города с удовольствием вкладывала бы средства в долгосрочные окупаемые проекты, которые способствовали бы развитию экономики города, увеличению поступлений в его бюджет, улучшению социальных условий населения, однако межбюджетные отношения, существующие на данный момент, не позволяют это сделать.
        Хотелось бы подчеркнуть, что финансирование дефицита бюджета путем привлечения средств от размещения муниципальных ценных бумаг более выгодно для бюджета, чем финансирование посредством привлечения кредитов коммерческих банков. Это связано с тем, что ставки кредитования банков в основном превышают учетную ставку Центрального банка РФ на 3 пункта, в то время как займы можно разместить под меньший процент. Так, при ставке рефинансирования 18% займы можно было разместить под 12-14,5% годовых. В 2005 г. администрация при ставке рефинансирования 13% разместила муниципальные ценные бумаги под 9,7%. Кроме того, посредством выпуска облигаций можно привлечь значительно больший объем средств на длительный срок, так как обычно кредитные организации ограничены нормативами ЦБ РФ.
        С точки зрения стабилизации социальной обстановки в Волгограде муниципальные займы позволяют жителям города и региона получить больший доход от вложения денежных средств в муниципальные ценные бумаги, нежели от размещения средств на депозитах коммерческих банков.
        Всего с 1997 по 2004 г. было размещено 12 купонных и дисконтных займов (в том числе 25 траншей и выпусков) номинальной стоимостью 702,2 млн руб., в частности за 2003 г. размещено муниципальных займов на сумму 330 млн руб. К сожалению, в 2004 г. Администрация города не размещала займы. Но в текущем году ситуация изменилась, и мы продолжаем историю размещения муниципальных ценных бумаг (рис. 1).

        Доля средств, привлеченных от размещения муниципальных ценных бумаг, в общем объеме муниципальных заимствований составляет около 32% (в том числе за 2000-2004 гг. и в планах на 2005 г.) (рис. 2).
        До 2003 г. муниципальные ценные бумаги размещались на внутреннем рынке. В условиях исполнения бюджета города 2003 г. возникла необходимость привлечения заемных средств в большем объеме, чем привлекалось ранее на внутреннем рынке, в связи с чем Администрацией города было принято решение провести размещение на биржевом рынке. Выпуск ценных бумаг в крупном объеме более ликвиден, что положительно сказывается на доходности и позволяет увеличить срок привлечения средств.
        В мае 2003 г. Волгоград разместил муниципальные облигации 1-го выпуска 11-го городского займа на Московской межбанковской валютной бирже. Это был первый опыт биржевого размещения облигаций города, который оказался успешным: на аукционе по размещению было подано 72 заявки на общую сумму 369,7 млн руб., из них удовлетворено - 23. Цены, указанные в заявках, колебались от 100 до 112,5% от номинала. Доходность к погашению составила 11,7% годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ - 18%.
        Первый выпуск 11-го городского займа номинальной стоимостью 200 млн руб. был размещен в один день в полном объеме. Срок обращения облигаций составил 3 года, длительность купонного периода - 6 мес.
        В июле 2003 г. был полностью размещен 2-й выпуск 11-го городского займа номинальной стоимостью 100 млн руб.: срок обращения облигаций - 2 года, длительность купонного периода - 3 мес.
        Было подано 486 заявок на сумму 162,9 млн руб., из них удовлетворено 463 заявки. Цена <отсечения> составила 101,3% годовых, что соответствует доходности к погашению, равной 14,49% годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ - 16%. Показатель несколько превышает доходность к погашению по 1-му выпуску в связи с изменением ситуации на финансовом рынке, однако по сравнению со ставкой рефинансирования является положительным для бюджета города.
        Генеральным агентом 11-го городского займа выступил ОАО АКБ Банк <МЕНАТЕП СПб> (в настоящее время - ОАО <Национальный банк "ТРАСТ">), выигравший в 2002 г. конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение услуг генерального агента по обслуживанию размещения, обращения и погашения муниципальных облигаций Волгограда, обращающихся на биржевом рынке ценных бумаг.
        Администрация приняла решение не отказываться полностью от размещения муниципальных ценных бумаг на местном рынке, так как в процессе исполнения бюджета из-за неравномерности поступления налоговых платежей, связанной со сроками их уплаты, возникает необходимость привлечения заимствований не в таких крупных размерах, как на биржевом рынке. Поэтому в мае 2003 г. среди дилеров был размещен 1-й выпуск 12-го муниципального займа; размер 1-го купона составил 14,25% годовых, что представляет выгодную для бюджета доходность. Объем выпуска по номиналу - 30 млн руб., получено заявок на сумму 39,8 млн руб. Условия эмиссии дают эмитенту возможность изменять размер купонного дохода, поэтому доходность последнего купона составила 11% годовых.
        Средства, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг, позволили снизить напряженность процесса исполнения бюджета, погасить часть кредитов, которые город был вынужден привлечь в начале года для финансирования защищенных статей бюджета.
        Что касается планов Администрации г. Волгограда на 2005 г., то общий объем привлеченных средств от размещения муниципальных ценных бумаг предполагается в сумме 450 млн руб.
        Администрация города отдает предпочтение биржевому размещению. С этой целью в 2005 г. была проведена подготовительная работа для следующего размещения муниципальных облигаций на организованном рынке:
  • прошел конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение услуг генерального агента по обслуживанию размещения, обращения и погашения муниципальных облигаций Волгограда, обращающихся на биржевом рынке ценных бумаг (победитель - ОАО <Вэб-инвест Банк>);
  • разработаны и зарегистрированы в Министерстве финансов Российской Федерации условия эмиссии и обращения муниципальных облигаций Волгограда со сроком обращения 1-5 лет с фиксированным купоном;
  • согласованы документы с Московской межбанковской валютной биржей и Национальным депозитарным центром.
        Условия эмиссии и обращения облигаций муниципального займа Волгограда, зарегистрированные Министерством финансов Российской Федерации 6 июля 2005 г. (государственный регистрационный номер VGG-012/00274), предусматривали определение размера 1-го купона на аукционе с последующим уменьшением ставки купонного дохода на 0,5% в год.
        21 июля 2005 г. генеральным агентом от лица Администрации г. Волгограда на ММВБ были размещены муниципальные облигации города в объеме 400 млн руб. По результатам аукциона размер процентной ставки 1-го купона был установлен эмитентом в размере 10,2% годовых. Усредненная стоимость заимствования для эмитента составила 9,7% годовых.
        Общий объем спроса на муниципальные облигации Волгограда - 731,8 млн руб., что явилось превышением предложения в 1,8 раза. В заявках были указаны ставки купона в пределах от 9 до 10,76% годовых. Из общего количества заявок (81 заявка) в ходе аукциона было удовлетворено 25 заявок, что составило 31%. Облигации были размещены среди коммерческих банков, финансовых компаний и брокерских контор.
        Срок обращения облигаций составляет 1092 дня (почти 3 года). Облигации имеют 12 купонов с периодичностью в 91 день. Ставка первых четырех купонов определена в размере 10,2% годовых; 5, 6, 7, 8-го купонов - 9,7%; 9, 10, 11, 12-го купонов - 9,2% годовых.
        В конце июля 2005 г. в установленные сроки полностью погашен 2-й выпуск 11-го городского займа в сумме 100 млн руб. и выплачен последний купонный доход.
        На наш взгляд, успешное размещение муниципальных ценных бумаг Волгограда обеспечено высоким уровнем кредитного качества города.
        Соотношение муниципального долга Волгограда и собственных доходов бюджета города является вполне приемлемым и не угрожает его финансовой устойчивости (рис. 3).
        На 1 января 2005 г. муниципальный долг Волгограда составляет 16% от суммы собственных доходов бюджета города, что значительно ниже предельного объема, установленного ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
        Кроме того, если проанализировать отчетные данные за 2004 г. об исполнении бюджетов городов, являющихся эмитентами муниципальных ценных бумаг, чьи облигации обращаются на биржевом рынке, в части соотношения муниципального долга и собственных доходов бюджетов, то можно увидеть, что в отношении Волгограда наблюдается наиболее благоприятная картина (рис. 4).
        Проводя взвешенную политику в вопросе управления муниципальным долгом, Администрация г. Волгограда добилась наиболее выгодных для своего бюджета заимствований (рис. 5).

        Первоначально муниципальные бумаги размещались на срок от 3 мес. до 1,5 года на сумму от 4,5 млн до 90 млн руб. При этом в отдельные периоды (1997, 2002 г.) доходность муниципальных ценных бумаг была на уровне средней учетной ставки ЦБ РФ.
        Выход на биржу позволил привлечь заемные средства, в 3-5 раз превышающие предыдущие заимствования по объему и срокам, а также с доходностью на 3-4 п. п. ниже, чем действующие на период размещения учетные ставки ЦБ РФ.
        Немаловажную роль в привлекательности муниципальных ценных бумаг Волгограда для инвесторов играет тот факт, что за весь период размещения муниципальных займов ни разу не было допущено нарушения обязательств бюджета города перед инвесторами - все облигации и купонные доходы выплачивались строго в установленные сроки. Эту практику Администрация города намерена продолжать и в дальнейшем.
        Хочется отметить, что размещение муниципальных ценных бумаг на организованном рынке (бирже) потребовало от Администрации города освоения новых для нее функций: проведения конкурсов по выбору генерального агента (на внутреннем рынке роль генерального агента выполнял Департамент финансов Администрации Волгограда), взаимодействия с НДЦ, ММВБ. Анализ стоимости обслуживания муниципальных заимствований путем размещения ценных бумаг показывает, что размещение муниципальных ценных бумаг на биржевом рынке, несмотря на то что появляется такой вид платежа, как комиссия генерального агента, более выгодно, так как при увеличении объема размещения значительно уменьшается доходность ценных бумаг.
        Привлекая заемные средства, Администрация Волгограда управляет внутренним муниципальным долгом посредством:
  • использования различных видов заимствований в зависимости от текущей ситуации;
  • анализа структуры долга и его оптимизации (уменьшение стоимости обслуживания);
  • обеспечения равномерности нагрузки на бюджет.
        Волгоград и в дальнейшем планирует развивать практику размещения муниципальных займов, совершенствовать процесс управления муниципальным долгом для выполнения задач, стоящих перед муниципальным образованием.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Экономика США формирует ожидания
    Обзор американского фондового рынка
    Рынок евро-доллар. Кто же фаворит?
    Новости
    Паевые фонды в январе-июле 2005 г.
    Рост на фоне стагнации
    Junk bonds для паевого фонда
    Эффективность ПИФов на падающем рынке
    Украинский рынок акций - рынок двух эмитентов
    Оценка инвестиционной стоимости кризисного предприятия
    Клиринг как актуальное понятие
    Центральный депозитарий Республики Казахстан
    Секьюритизация и инвестиционные фонды
    Стратегия управления долгом города Москвы
    Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования (долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке)
    Ценные бумаги субфедеральных и муниципальных эмитентов на СПВБ
    Итоги работы Администрации Волгограда на рынке муниципальных ценных бумаг
    Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований: будущее за публичным долгом
    Принципы формирования доходности по субфедеральным займам
    Региональная политика Некоммерческого партнерства "Национальный депозитарный центр"
    Особенности депозитарного учета ценных бумаг при залоговых операциях
    Преимущества работы на фондовой бирже без посредников
    Вторичное обращение паев паевых инвестиционных фондов
    Размещение ценных бумаг на депозите
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов за первые шесть месяцев 2005 г.
    Конференция АЦДЕ "Взаимодействие центральных депозитариев стран СНГ: проблемы и перспективы"

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100