Casual
РЦБ.RU

Финансовым рынкам - новый контроль

Сентябрь 2005


    В июне 2005 г. вступил в силу новый порядок проведения проверок организаций, подконтрольных ФСФР России. В настоящей статье анализируются положения, рассматриваются проблемные вопросы, связанные с Порядком проведения проверок организаций, утвержденным Приказом ФСФР России от 20 апреля 2005 г. № 05-16/пз-н.

ПРОВЕРКА - ГЛАВНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ

    Эффективное функционирование финансовых рынков немыслимо без соблюдения их участниками требований законодательства. В свою очередь соблюдение требований законодательства невозможно без осуществления государственного контроля деятельности участников рынка.
    Основной задачей государства является формирование такой системы контроля, которая, обеспечивая эффективное выявление нарушений на финансовых рынках, вместе с тем не создавала бы участникам этих рынков препятствий к осуществлению деятельности и не приводила бы к высоким издержкам. Установление оптимального баланса интересов регулятора и участников рынка в процессе регулирования - задача непростая, однако без ее решения невозможно достичь результатов в развитии отечественного рынка капитала.
    Полномочия по осуществлению контроля на финансовых рынках России предоставлены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России).
    Основной формой государственного контроля соответствия деятельности организации установленным требованиям является проведение проверки деятельности подконтрольной организации.
    Приказом ФСФР России от 20 апреля 2005 г. № 05-16/пз-н утвержден Порядок проведения проверок организаций (далее - Порядок), который вступил в действие 18 июня 2005 г. В настоящей статье анализируются положения упомянутого нормативного акта, рассматриваются проблемные вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий на финансовых рынках.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

    Согласно п. 1.3 Порядка ФСФР России или его региональное отделение могут проводить выездные и камеральные проверки. При этом выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными.
    Под плановой выездной проверкой понимается ревизия деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план выездных проверок ФСФР России или ее регионального отделения.
    Проверка организации, не включенная в план выездных проверок, является внеплановой. Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью ревизии исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, требований законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
    При этом следует учитывать, что в силу п. 6.1 Положения о ФСФР России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам. То есть ФСФР России вправе запросить предоставление документов вне рамок соответствующей проверки, без соблюдения установленной для проверки процедуры.
    Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России или ее регионального отделения посредством изучения имеющихся и предоставленных организацией, другими лицами или государственными органами документов и сведений.
    Новый Порядок не предусматривает комплексной проверки, которая была прописана ранее в Постановлении ФКЦБ России от 24 сентября 2003 г. № 03-40/пс и под которой понималась проверка деятельности организации на рынке ценных бумаг, включая ее обособленные подразделения. Это связано с тем, что данный вид проверки не имеет практического значения, так как не существует никаких препятствий к проверке обособленных подразделений проверяемой организации при наличии такой необходимости.

ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

    В соответствии с п. 2.1 Порядка выездная проверка проводится по решению руководителя ФСФР России или ее регионального отделения или замещающего его лица и оформляется приказом.
    Основанием для проведения плановой выездной проверки, как следует из ее определения, служит включение организации в соответствующий план проведения проверок. Такой план подготавливается и утверждается ФСФР России или ее региональным отделением на определенный период (квартал, полугодие и т. п.), определяемый контрольным органом самостоятельно.
    Проверка организации, не включенная в план выездных проверок ФСФР России или ее регионального отделения, является внеплановой. Она назначается с целью контроля осуществления предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
    Пунктом 6.1 Порядка определены основания проведения камеральной проверки. Так, ее назначают при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке. Также причиной проверки может стать нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и в других необходимых для исполнения ФСФР России или ее регионального отделения своих полномочий случаях.
    К сожалению, необходимо отметить, что Порядок не предусматривает требований к включению в документы, которыми оформляются решения о проведении проверок, сведений об основаниях их проведения. Это касается и приказа, которым оформляется решение о проведении выездной проверки (п. 2.1 Порядка), и поручения, которым оформляется проведение камеральной проверки (п. 6.1 Порядка). Если составленный по результатам выездной проверки документ должен содержать основания такой проверки, то к акту камеральной проверки подобные требования не предъявляют. Это положение создает условия для злоупотреблений при принятии решений о проведении в отношении тех или иных организаций камеральных проверок.
    Более того, проверка отдельных сведений о возможном нарушении организацией законодательства РФ, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, может быть проведена без составления поручения и акта камеральной проверки.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

    Приказ ФСФР России или ее регионального отделения о проведении выездной проверки определяет предмет и срок проведения проверки, состав группы инспекторов с указанием ее руководителя.
    Пунктом 2.3 Порядка установлено, что срок проведения выездной проверки не может превышать 60 дней. Кроме того, с учетом сложности изучения объекта, количества и объема проверяемой информации срок выездной проверки может быть продлен на 60 дней. Таким образом, максимальный срок проведения проверки - 120 дней, что составляет около 1/3 календарного года.
    По сравнению со сроком проведения контрольных мероприятий, установленным базовым законом в сфере защиты предпринимательских организаций в отношениях с государственными контрольными (надзорными) органами (согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ <О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)> такой срок не может превышать 1-2 мес. в исключительных случаях), срок проведения проверки ФСФР России представляется излишне длинным.
    Выездная проверка изучает период деятельности организации, не подлежавший контролю при проведении предыдущих выездных проверок, но не превышающий 3 лет деятельности организации, непосредственно предшествовавших году этого события (проверяемый период), за исключением проверки эмитентов.
    Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев, когда она, во-первых, проводится в период реорганизации или ликвидации организации в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и, во-вторых, осуществляется ФСФР России в порядке контроля деятельности ее регионального отделения, проводившего проверку.
    Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации, которое осуществляется посредством телефонной, факсимильной или электронной связи не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки. К письменному уведомлению может быть приложен список документов, которые организация обязана представить инспекторам в указанный в уведомлении срок.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ

    Согласно п. 6.1 Порядка ФСФР России либо ее региональное отделение по результатам рассмотрения актов выездной или камеральной проверок принимает решение в отношении ревизованной организации. Решение принимается в форме распоряжения, предписания, предупреждения или в иных установленных законодательством РФ формах.
    Порядком не установлено, какие по содержанию виды решений может принимать ФСФР России по результатам проверки. Однако, исходя из предоставленных полномочий, ФСФР России вправе принимать следующие решения:

  • вынести предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки;
  • вынести постановление о привлечении проверенной организации к административной ответственности за правонарушения, дела по которым рассматриваются регулятором;
  • направить протокол об административном правонарушении в суд с требованием привлечь правонарушителя к административной ответственности;
  • запретить или ограничить на срок до 6 мес. проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг;
  • приостановить действие лицензии проверенной организации;
  • аннулировать действие лицензии проверенной организации;
  • в случае обнаружения в деятельности организаций нарушений законодательства РФ или иных нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не входит в функции ФСФР России, направить материалы, полученные при проведении проверки, в соответствующий надзорный орган;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации проверенной организации, аннулировании выпуска ценных бумаг или признании сделок с ценными бумагами недействительными в целях защиты прав и законных интересов инвесторов.
        Решение, его заверенная копия либо уведомление о принятом решении направляются в организацию не позднее, чем через 3 дня с даты его принятия.

    ЗАЩИТА ПРАВ ПРОВЕРЯЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

        В литературе принято разделять формы защиты гражданских прав на юрисдикционную и внеюрисдикционную. Под первой формой понимают деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. При этом такая защита может осуществляться в судебном (путем подачи иска) либо административном (путем подачи жалобы) порядке.
        Под второй формой понимают самостоятельные действия организаций по защите своих прав. Иначе такая форма защиты прав именуется самозащитой и предусмотрена ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
        Судебная защита гражданских прав позволяет признать недействительным ненормативный акт ФСФР России или незаконными действия (бездействие) ее должностных лиц.
        Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
        Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ определено, что организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативные правовые акты, незаконными решения и действия (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
        Вопросы самозащиты гражданских прав организации достаточно плохо исследованы. К самозащите относят совершение управомоченным лицом действий фактического характера, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов, интересов и прав других лиц1.
        Самозащита гражданских прав при проведении проверок может включать неисполнение незаконных требований сотрудников ФСФР России, недопущение проникновения на территорию организации лиц, полномочия которых не подтверждены соответствующим образом, и иные действия.
        Пунктом 3.5.2 Порядка руководителю, должностным лицам или работникам проверяемой организации, ответственным за взаимодействие с инспекторами, предоставляется право обжаловать действия инспекторов руководителю ФСФР России или ее регионального отделения. Вместе с тем порядок такого обжалования не определен.
        В данной ситуации можно порекомендовать составить жалобу в произвольной форме с указанием имен, фамилий и должностей инспекторов, а также перечислить их действия, которыми нарушены права и законные интересы проверяемой организации. Жалобу с требованием защитить или восстановить нарушенные права следует направить в адрес руководителя ФСФР России или ее регионального отделения.
        Согласно ст. 44.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ <О рынке ценных бумаг> ФСФР России обязана предоставлять в течение 30 дней мотивированные ответы на запросы юридических лиц по вопросам ее компетенции. Хотя жалоба и запрос - различные по форме документы, однако, используя аналогию права, следует требовать мотивированного ответа на жалобу организации в указанный срок.
        Необходимо отметить, что судебная форма защиты является более эффективной, чем остальные. Главным образом это связано с независимым статусом судей, обязательностью исполнения судебных решений и оперативностью вступления в силу решений арбитражных судов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

        Административная ответственность - основная форма ответственности, предусмотренная за нарушения на рынке ценных бумаг.
        Статей 23.47 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП РФ) ФСФР России и ее региональным отделениям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.17-15.24 КоАП РФ. Дела по указанным составам рассматриваются от имени ФСФР России ее руководителем, его заместителями, руководителями региональных отделений.
        Кроме того, должностные лица ФСФР России и ее региональных отделений уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ. Протоколы об административных правонарушениях и другие материалы направляются сотрудниками ФСФР России или ее регионального отделения для рассмотрения дела в суд.
        Согласно п. 3.9 Порядка в случае неисполнения уполномоченным лицом организации предусмотренных в пп. 3.7 и 3.8 Порядка обязанностей (противодействия проверке) руководителем группы инспекторов в день оказания противодействия проверке составляется акт по данному факту или оформляется протокол об административном нарушении.
        Акт по факту противодействия проверке составляется в 2 экземплярах и подписывается руководителем группы инспекторов и не менее чем одним инспектором. Второй экземпляр акта вручается (направляется) уполномоченному лицу организации. При вручении первого экземпляра акта производится запись с указанием даты вручения, должности, фамилии, имени, отчества и подписи уполномоченного лица организации. При отказе уполномоченного лица организации получить такой акт руководителем группы инспекторов производится в нем соответствующая запись.
        Сведения об акте по факту противодействия проверке включаются в документ, составляемый по результатам проверки, и могут влиять на принятие ФСФР России или ее региональными отделениями соответствующего решения.

    НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        Любая проверка, проводимая государственными контрольными органами, с точки зрения психологии, стресс, как для руководителей проверяемой организации, так и для ее сотрудников.
        Однако можно увереннее себя чувствовать, если следовать некоторым несложным рекомендациям.
        В процессе проведения проверки организациям следует:

  • проверять полномочия инспекторов (требовать предъявления служебных удостоверений и вручения копии приказа ФСФР России или ее регионального отделения о проведении выездной проверки) и не допускать на территорию организации неуполномоченных лиц, не передавать им документы организации или их копии;
  • требовать от руководителя проверки разъяснения прав и обязанностей. Кроме того, не помешает самостоятельно изучить свои права и обязанности, а также права и обязанности уполномоченных сотрудников контрольных органов;
  • не допускать взаимодействия инспекторов с неуполномоченными сотрудниками организации, за исключением случаев, когда такое взаимодействие происходит по требованию руководителя группы инспекторов;
  • не бояться осуществлять защиту своих прав всеми дозволенными способами, в том числе обжаловать ненормативные акты ФСФР России, а также незаконные действия (бездействие) инспекторов в суде.


        КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Андрей Салащенко
        заместитель начальника управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России


        Новый порядок проведения проверок во многом основан на сложившейся практике проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями Постановления ФКЦБ России от 24 сентября 2003 г. № 03-40/пс. При этом требования нового порядка распространены на весь спектр организаций, контроль и надзор за которыми возложен на ФСФР России.
        По сравнению с предыдущим порядком проведения проверок новый документ содержит ряд нововведений, имеющих практическое значение для поднадзорных ФСФР России организаций.
        В частности, необходимо отметить, что с учетом требований Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30, изменены основания проведения внеплановых проверок. Теперь внеплановые проверки назначаются только с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также реализации требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
        Также важные изменения внесены в сроки рассмотрения акта проверки проверяемой организацией. С одной стороны, в документе уточнено, что срок рассмотрения акта организацией начинается со дня его получения организацией, если акт был отправлен по почте заказным письмом, а не по истечении 6 дней с момента направления акта проверки организации, как было установлено в предыдущем порядке проведения проверок. Это позволит избежать проблем, связанных с почтовым пробегом между ФСФР России и поднадзорной организацией. С другой стороны, срок рассмотрения акта проверки проверяемой организацией после его получения увеличен с 7 календарных до 10 рабочих дней, что должно позволить поднадзорным организациям более детально изучать выявленные группой инспекторов ФСФР России нарушения и более оперативно принимать соответствующие меры, направленные на устранение нарушений, еще на этапе изучения акта проверки.
        В новом порядке учтена проблема некоторых организаций, использующих для внутреннего или депозитарного учета программное обеспечение, которое не позволяет осуществлять экспорт данных в запрашиваемые инспекторами ФСФР России форматы. Теперь, если документы не могут быть предоставлены в электронном виде в требуемом группой инспекторов формате, организация вправе предъявлять документы в любом ином формате с приложением программного обеспечения для работы с указанными документами в режиме <только для чтения>.
        Отдельное внимание в документе уделено возможности составления протокола об административном правонарушении в случае неисполнения уполномоченным лицом организации предусмотренных порядком обязанностей, в частности в случае непредставления необходимых инспектору документов или их копий.
        Суммируя сказанное выше и учитывая ряд иных нововведений, можно говорить о том, что утвержденный ФСФР России порядок проведения проверок представляет собой документ, направленный на упорядочение процедуры проверки поднадзорной организации. При этом он учитывает прежний опыт проведения проверок и ряд пожеланий участников рынка.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Аккумулирование ликвидности банковcкой системы
    Курс или инфляция: выбор сделан или его предстоит сделать?
    Доллар: очередной "пузырь" или реальное укрепление?
    Южное гостеприимство
    Индекс РТС: прогноз на основе макроэкономических факторов
    "Торговцы" и "держатели" ГКО/ОФЗ
    Российский рынок IPO: факторы дальнейшего роста
    Листинг ценных бумаг на рынке AIM
    Начальные доходности IPO-акций на российском рынке
    Российский рейтинг IPO: второе полугодие 2004 - первое полугодие 2005 г.
    IPO: вопросы, не нашедшие отражения в законодательстве
    Преимущества IPO перед прочими источниками инвестиций
    Правовые барьеры для привлечения капитала путем выпуска акций (IPO)
    Самостоятельность филиала на рынке ценных бумаг - осознанная необходимость
    Финансовым рынкам - новый контроль
    События
    Влияние динамики процентных ставок развитых стран на российскую экономику
    Долгосрочная рыночная информация для инвестиционных аналитиков Совместный проект ГИФА и ВШФМ АНХ
    Международная сертификация инвестиционных аналитиков ACIIA
    Новости законодательства, новости Группы ММВБ, новости МАБ СНГ, World News
    Биржевой товарный рынок - путь к развитию бизнеса
    Знания и учет всех интересов участников приведут к ликвидности рынка
    Реалии и перспективы биржевого рынка зерна в России
    Тенденции биржевого обращения паев
    Перспективы развития российской банковской системы
    Российский рейтинг IPO.
    Web-сайты бирж стран Африки
    Информация о кадровых перемещениях внутри биржевого сообщества

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100