РЦБ.RU

Финансовый рынок на распутьи: куда, зачем, как?

Август 2005


    В проекте Стратегии развития финансового рынка РФ до 2008 г., разработанном ФСФР РФ, выделяются три основных стратегических направления:
    1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям современного финансового рынка.
    2. Нормализация законодательства - создание правового обеспечения для инфраструктуры и инструментальной базы финансового рынка.
    3. Решение вопроса о структуре регулятора и модернизация механизмов регулирования рынка.
    Если эти задачи будут решены, это станет таким же прорывом для российского финансового рынка, каким стало в свое время принятие Закона <О рынке ценных бумаг>.
    В рамках Стратегии обозначены основные вопросы инфраструктуры рынка, которые должны быть решены в 2005-2008 г. Приоритетный среди них - разработка пакета из трех нормативных актов: Закона о Центральном депозитарии, Закона о клиринге и Закона о биржах и биржевой деятельности. Необходимо обеспечить единый подход к разработке этих законопроектов, поскольку речь идет об общей терминологии, технологии и принципах регулирования. Важнейшая предпосылка этого процесса - консолидация экспертного ресурса. На данный момент существуют отдельные рабочие группы при МЭРТ, Минфине, Совете Федерации, Госдуме, которые используют неунифицированную терминологию и разную методологию. Нет единого центра подготовки этих законов, нет единого видения, а они позволили бы ускорить процесс принятия решения и повысить качество конечного продукта. Задача создания вышеуказанного пакета законов беспрецедентно сложна, поэтому требует качественно новых подходов в своем решении.
    Наиболее острая дискуссия развернулась по вопросу о Центральном депозитарии. Позиция регулятора в том, чтобы с помощью независимой консалтинговой компании найти пути консолидации существующей расчетно-депозитарной структуры.
    Очевидно, что необходимость реформирования российской инфраструктуры возникла в связи с тем, что она стала проигрывать в конкурентной борьбе западным рынкам и давление иностранных инфраструктурных организаций на российский рынок стало увеличиваться. Однако прежде чем отдавать на аутсорсинг этот проект, следовало бы в рамках экспертной дискуссии, привлекая Центральный банк, регулятора фондового рынка, Минфин, профсообщество, решить три ключевых вопроса:
    1. Обеспечение конфиденциальности информации, гарантирующее отсутствие доступа к информации по счетам со стороны клиентов, владельцев депозитария и государственных структур, в том числе правоохранительных органов.
    2. Структура собственности и управления Центральным депозитарием.
    3. Формирование принципиального подхода к решению конфликта интересов, возникающего при установлении тарифной политики ЦД.
    Эти вопросы не только не решены, но и не обсуждались широко в открытой дискуссии. Тем временем процесс изменения в структуре собственности двух основных претендентов на звание ЦД протекает не в рамках логики создания удобной инфраструктуры, а в рамках конкурентных отношений двух бизнес-структур.
    Другой вопрос, получивший широкий общественный резонанс - вопрос о принципиальной структуре регулятора финансового рынка России и модернизации самих механизмов и принципов регулирования. ФСФР был заявлен курс на создание мегарегулятора.
    Развитие взаимодействия государственного регулятора и саморегулируемых организаций через передачу части полномочий по регулированию последним и реализацию модели коллегиального регулирующего органа - одно из приоритетных направлений работы СРО. Реализация стратегии на этих направлениях встретит активную поддержку со стороны СРО. Безусловно, консолидация подотраслевых СРО является важной предпосылкой и усиления СРО, и создания базы для полномасштабного исполнения СРО части функций регулирования. Однако механизмы этой консолидации - принципиальный момент.
    Использование административного ресурса для форсирования этого процесса контрпродуктивно, поскольку противоречит ключевым принципам саморегулирования. В его основе лежат добровольность, доверие участников рынка к коллегам по бизнесу и тем лицам, которые выбираются ими в органы управления, поэтому излишнее администрирование деятельности СРО, а тем более директивный стиль отношений со стороны государства недопустимы. Идея сокращения числа СРО до трех (по одной для каждого сегмента финансового рынка) фактически подменяет приоритет усиления СРО простым количественным сокращением. СРО на финансовом рынке создавались снизу, профессиональным сообществом, и администрирование объединительных процессов может разрушить наработанный авторитет СРО как инструмента выстраивания государственно-общественных отношений и важного института гражданского общества, способствующего укреплению рыночной дисциплины, совершенствованию и развитию профессиональной деятельности на финансовом рынке.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Стабильные позиции рынка долгов
Субфедеральные займы: история рынка и анализ текущих тенденций
Роль банковской системы и фондового рынка в финансировании реального сектора
Фондовые качели последних лет - экономический анализ динамики индекса РТС
Между добром и злом Конкуренция на рынке спецдепозитарного обслуживания пенсионных накоплений Пенсионного фонда России
Особенности моделирования бизнеса генерирующих компаний
Анализ инвестиционной деятельности эмитентов субъектов РФ в СЗФО при выпуске акций в 2001-2004 гг.
Сколько стоит российский банк
Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
Индексы и индикаторы рынка государственных облигаций России: методика расчета и интерпретация
Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг
Первые шаги регулирования деривативов
Структурированный коллар: построение сложных опционных продуктов
По следам форума
Как насчет "российского риска"?
Мы за сотрудничество!
Российские ценные бумаги - реалии и перспективы
Актуальные вопросы развития инфраструктуры российского фондового рынка
Проблемы консолидации расчетно-депозитарной инфраструктуры Российского фондового рынка
О технологической платформе Центрального депозитария
Практические шаги Национального депозитарного центра на пути создания Национального центрального депозитария
Финансовый рынок на распутьи: куда, зачем, как?
Операционная инфраструктура в России: взгляд западно-европейских и американских участников рынка
По страницам старых депозитариумов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100