Casual
РЦБ.RU

Актуальные вопросы развития инфраструктуры российского фондового рынка

Август 2005


    По мнению большинства экспертов - специалистов по финансовым рынкам, у российского рынка очень хорошее будущее, но его настоящее нас пока не удовлетворяет. С точки зрения ФСФР, через какое-то время финансовый рынок будет играть значительную роль в экономике России, а нынешнее его состояние властями недооценивается. Действительно, на данный сектор приходится только 10% от всех инвестиций компаний, полученных от размещения долговых обязательств и акций. Но консолидированный финансовый сектор, включая банковскую сферу, дает 1/3 всех инвестиций, полученных компаниями через финансовые рынки за последние 4 года. Таким образом, роль финансового сектора весьма значительная.
    Тем не менее хотелось бы остановится на тех проблемах, которые мешают дальнейшему повышению роли финансового сектора в развитии экономики. Первая проблема - это инерционное формирование инфраструктуры, которое происходило после того, как в России с помощью широкой экспертной поддержки международных институтов были созданы основы фондового рынка. Инерционное развитие привело к тому, что на данный момент российская инфраструктура не выдерживает жесткую конкуренцию в этой сфере.
    Вторая серьезная проблема - слабый внутренний инвестиционный спрос. С одной стороны, формируются фонды, которые аккумулируют значительные средства, в том числе коллективных инвесторов, с другой - наблюдается слабый спрос на российском финансовом рынке (особенно в последний год). Это еще одна из причин того, что торговля российскими ценными бумагами перемещается на иностранные фондовые биржи, где есть устойчивый спрос на активы. Примечательно, что такая ситуация формируется в то время, когда правительство принимает долгосрочные решения относительно развития обязательных накопительных систем, прежде всего накопительной системы пенсионного обеспечения.
    Третья проблема связана с тем, что системы регулирования финансовых рынков, защиты инвесторов, законодательство, которое регулирует выход на рынки капиталов эмитентов, не завершены, несовершенны, а в ряде областей просто отсутствуют. Так, например, российским компаниям на внутреннем рынке до сих пор достаточно трудно реализовать классическую схему первичного размещения. Другой пример: существует большой пробел в регулировании инсайдерских сделок, нынешнее законодательство таково, что не позволяет препятствовать осуществлению инсайдерских сделок. Также есть сложности с использованием на российском финансовом рынке производных финансовых инструментов - сделки с ПФИ не имеют судебной защиты в России. Кроме того, не решены вопросы налогообложения и банкротства при проведении неттинга.
    Что сегодня требуется от российской инфраструктуры? Прежде всего большинство желающих купить российские активы надеются на создание в России Центрального депозитария. ЦД - привычный и понятный институт, в нем легко открывают счета номинального держания центральные депозитарии других стран, учет прав в ЦД вызывает доверие у большинства инвесторов. При правильном построении такого учетного института может снизиться и стоимость совершения сделок.
    Конечно, ЦД не решает всех существующих проблем, так как, помимо учета, есть значительная сфера, связанная с клирингом, его надежностью, а также с проведением сделок на бирже. Поэтому, обсуждая перспективы и вопросы, касающиеся модернизации инфраструктуры, нужно говорить не только о Центральном депозитарии. Если рассматривать данный процесс как диалог между основными игроками в этой области и главными регуляторами финансовых рынков - ФСФР и Центральным банком, необходимо указать на желаемые результаты такой модернизации.
    Основным из них, безусловно, должно стать создание Центрального депозитария, с чем соглашается большинство участников рынка. Далее возникают вопросы, связанные с клирингом: нужно его совмещать с ЦД либо должен быть самостоятельный центральный клиринг, или, может, необходимо сформировать систему клиринга, включающую несколько институтов, занимающих определенные ниши на этом рынке.
    Хотелось бы остановиться на одном из этих вариантов. На мой взгляд, клиринг, если он будет включен в Центральный депозитарий, сразу ставит проблему капитализации ЦД. Поскольку данный инфраструктурный институт несет все риски по учету прав собственности, в том числе и риски проведения сделки по клирингу, его необходимо хорошо капитализировать. А это в свою очередь означает, что создатели данного инфраструктурного института должны будут вложить в него значительный капитал. Сразу возникает вопрос участия, что обостряет проблему собственности.
    Есть и другой вариант: клиринг осуществляется крупнейшими участниками рынка, которые хорошо капитализированы, - в случае России это банки. На сегодняшний день существуют также клиринговые брокеры. Однако банки могли бы кредитовать участников рынка для завершения сделок. Если ЦД начнет эффективно функционировать, для торговых систем это будет значительным рыночным стимулом и к консолидации, и к обособлению определенных видов деятельности, например проведению срочных сделок.
    Что касается создания в России ЦД, то была проведена большая работа по взаимодействию между ФСФР, ЦБ РФ и основными игроками на рынке с целью учета всех мнений по данному вопросу. В итоге мы пришли к пониманию того, как ЦД может быть оформлен в российской инфраструктуре, а также рассчитали примерную стоимость данного проекта. Единственное, в чем не удалось достичь консенсуса, - вопрос о том, кто и в какой степени будет принимать участие в Центральном депозитарии. Я считаю, это будет решаться в зависимости от того, какие функции возложат на ЦД.
    Клиринг - это бизнес, и если ЦД придать функции клиринга, то крупная бизнес-организация с большим капиталом. Если клиринг не будет входить в состав ЦД, то стоимость проекта окажется значительно ниже, сократится и участие в управлении ЦД. Что окажет влияние на его политику - тарифную и инвестиционную. В таком случае это будет проблема не собственности, а участия в управлении.
    В данном случае есть несколько вариантов, которые можно обсуждать. В связи с этим мы не хотим педалировать вопросы собственности, а пытаемся ускорить процесс подготовки необходимой законодательной среды, привлекая специалистов в этой области в качестве консультантов. Вопросы управления и собственности будут решаться в процессе этой работы. Государственное участие будет представлено ЦБ РФ и составит 25%. Далее возникают варианты: либо это привлечение бирж, либо участников рынка.
    В концепции закона, которая уже одобрена всеми заинтересованными ведомствами и правительственной комиссией по законотворческой работе, предполагается, что ЦД будет обладать уникальным правом - открытия счетов номинального держателя в реестре. Это наиболее дискутируемая часть в концепции. Фактически это означает, что вся инфраструктура будет перестроена. Система учета прав собственности упростится. Безусловно, сохранятся регистраторская деятельность, кастодиальные услуги и услуги расчетных депозитариев. У российского рынка есть несколько лет на реализацию данного проекта.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Стабильные позиции рынка долгов
Субфедеральные займы: история рынка и анализ текущих тенденций
Роль банковской системы и фондового рынка в финансировании реального сектора
Фондовые качели последних лет - экономический анализ динамики индекса РТС
Между добром и злом Конкуренция на рынке спецдепозитарного обслуживания пенсионных накоплений Пенсионного фонда России
Особенности моделирования бизнеса генерирующих компаний
Анализ инвестиционной деятельности эмитентов субъектов РФ в СЗФО при выпуске акций в 2001-2004 гг.
Сколько стоит российский банк
Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
Индексы и индикаторы рынка государственных облигаций России: методика расчета и интерпретация
Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг
Первые шаги регулирования деривативов
Структурированный коллар: построение сложных опционных продуктов
По следам форума
Как насчет "российского риска"?
Мы за сотрудничество!
Российские ценные бумаги - реалии и перспективы
Актуальные вопросы развития инфраструктуры российского фондового рынка
Проблемы консолидации расчетно-депозитарной инфраструктуры Российского фондового рынка
О технологической платформе Центрального депозитария
Практические шаги Национального депозитарного центра на пути создания Национального центрального депозитария
Финансовый рынок на распутьи: куда, зачем, как?
Операционная инфраструктура в России: взгляд западно-европейских и американских участников рынка
По страницам старых депозитариумов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100