Casual
РЦБ.RU

Мы за сотрудничество!

Август 2005


    Интервью с председателем Национального депозитария Украины Виктором Ивченко

    РЦБ: Виктор Анатольевич, как бы Вы могли охарактеризовать текущее состояние депозитарной системы Украины?

    В. И. На сегодняшний день главная проблема украинского фондового рынка - отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры. В Украине нет ни полнофункционального Центрального депозитария ценных бумаг, ни единых стандартов в системе электронного документооборота, ни надежной системы учета прав собственности. Вместо этого в стране действуют 3 (!) системы учета прав собственности на ценные бумаги (Национальный Банк Украины обслуживает государственные ценные бумаги, депозитарий <Межрегиональный Фондовый Союз> - бездокументарные корпоративные ценные бумаги, регистраторы - документарные именные ценные бумаги).
    Согласно рейтингу британской компании Thomas Murray по уровню инфраструктурного риска Украина (вместе с Россией и Казахстаном) занимает в списке 100 стран мира почетное место в последней двадцатке.
    Кроме того, в Украине отсутствует эффективно функционирующая фондовая биржа. Номинально их 8 (!). Тем не менее, 96% всех торгов в Украине осуществляется не на организованном рынке, как это принято в экономически развитых странах. Это неправильно, так как для обеспечения надлежащей ликвидности и прозрачности необходимо торговать на организованном рынке, т. е. на бирже.
    Что касается таких организаторов торговли ценными бумагами, как Первая фондовая торговая система (ПФТС), доля которой за последний год составляла 3/4 всего организованного рынка, то необходимо отметить, что ни одна из торговых систем в Украине, в том числе ПФТС, не является биржей. Участники системы - торговцы пытаются манипулировать рынком в выгодном им направлении. А потому говорить о том, что на акции, облигации или другие ценные бумаги, которые являются предметом торговли в системе, устанавливается справедливая цена, никак нельзя.
    Данная ситуация не способствует привлечению иностранных инвестиций в украинскую экономику, а также повышению эффективности работы отечественных предприятий, которые требуют справедливых и прозрачных механизмов получения дополнительного капитала.

    РЦБ: Как, по Вашему мнению, должна развиваться депозитарная система в Украине?

    В. И. Есть две новости, которые, надеюсь, будут интересны не только участникам украинской депозитарной системы, но и профессиональным участникам российского рынка ценных бумаг. Во-первых, мы смогли убедить правительство Украины в том, что фондовый рынок страны нуждается в радикальной модернизации. Более того, Национальному депозитарию Украины удалось не только добиться от бывшего правительства принятия Государственной программы развития национальной депозитарной системы Украины (по украинскому законодательству национальная депозитарная система и фондовый рынок - это фактически тождественные понятия), но и убедить нынешнее правительство в актуальности этой программы. Во-вторых, новые политические реалии в Украине создали возможность для интеграции украинского фондового рынка в финансовую систему объединенной Европы.

    РЦБ: Расскажите более подробно о госпрограмме развития национальной депозитарной системы.

    В. И. Реализовать госпрограмму планируется за 6 лет - с 2005 по 2010 г. Программа предусматривает создание Центрального депозитария, централизацию биржевой торговли ценными бумагами и создание системы торговли производными ценными бумагами.
    В данную программу правительство планирует вложить 150 млн евро и предполагает, что участники фондового рынка вложат около 200 млн евро в модернизацию учетной, расчетной и торговых систем. Именно эта сумма - 350 млн евро до 2010 г. на модернизацию рынка - существенно отличает принятую госпрограмму от аналогичных документов, внушает надежду на серьезную трансформацию рыночной инфраструктуры в Украине.
    В рамках данной программы предполагается усовершенствовать законодательство о ценных бумагах, унифицировать их учет, усовершенствовать размещение, обращение и реализацию прав по этим ценным бумагам. Мы хотим радикально поменять процедуру <рождения> ценной бумаги, ее <жизни> и <смерти>. При этом основная доктрина состоит в том, что в стране должен появиться институт, который не является государственным органом и отвечает за допуск финансовых инструментов на фондовый рынок, обеспечивает их надежное хранение и обращение.
    Программа состоит из 3 этапов. Первый этап заканчивается в следующем году. К этому времени мы планируем создать Центральный депозитарий в организационном отношении.

    РЦБ: Раньше Национальный депозитарий Украины предлагал создать международный российско-украинский депозитарий. Что стало с этим проектом?

    В. И. Ориентируясь на опыт Европейского союза, нам действительно следовало бы создать общий Центральный депозитарий. Актуальность данной темы не утрачена. Наоборот, сегодня добавились новые аргументы в ее пользу.
    Будучи международным финансовым институтом, российско-украинский депозитарий был бы больше защищен от несанкционированного влияния, коммерческих участников рынка и государства.
    Сегодня это достаточно серьезная проблема для депозитарной системы и Российской Федерации, и Украины. Мы являемся свидетелями утери реестров или важных документов из системы реестров и того, что административные органы, <люди в погонах>, нередко злоупотребляют своими полномочиями при разрешении корпоративных споров в интересах конкретного участника рынка.
    Кроме того, создав международный российско-украинский депозитарий, мы автоматически получаем интегрированные рынки ценных бумаг, единые правила допуска и оборота финансовых инструментов на рынке.
    Где он будет находиться - не принципиально. По целому ряду причин мы предлагаем Крым, но готовы рассмотреть и другие мнения. Важно, чтобы в юридическом отношении это было место, не доступное никому, кроме специально уполномоченного международным соглашением органа административного контроля.
    На данный момент Российско-украинская межправительственная комиссия по сотрудничеству, принявшая решение о целесообразности создания российско-украинского центрального депозитария, согласовала разработанную оргкомитетом концепцию. Национальный депозитарий Украины со своими российскими коллегами работает над проектом соглашения о создании МЦД. Однако эта работа продвигается медленными темпами из-за того, что Федеральная служба финансовых рынков РФ сосредоточила свои усилия на разработке проекта закона о создании Центрального депозитария в России, что значительно влияет и на содержание соглашения.
    Кроме того, на процесс образования МЦД оказывает влияние такой фактор, как создание единого экономического пространства. При определении конструкции Центрального депозитария необходимо учесть основные положения Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории ЕЭП.
    Несмотря на то что российская и украинская общественность очень мало знает об этом документе, он окажет серьезное влияние на нашу жизнь, потому что при всем нашем желании сделать его рамочным и максимально приблизить к нормативно-правовым актам, которые регулируют деятельность участников рынка в объединенной Европе, в соглашении будут прописаны и конкретные нормы, которые необходимо будет соблюдать.

    РЦБ: Почему Вы так активно продвигаете данный проект? В чем его актуальность?

    В. И. Мне хотелось бы сказать не о планах, перспективах российско-украинского сотрудничества, а о серьезной альтернативе, которая возникла в настоящее время в Европе и может значительно повлиять на состояние нашей инфраструктуры. И нам необходимо реагировать на соз-давшуюся ситуацию достаточно быстро.
    Вы знаете, что в объединенной Европе инфраструктура подвержена очень серьезным трансформациям. В этом процессе есть обстоятельства, которые могут открыть новые перспективы, но могут стать и серьезной проблемой.
    Речь идет о том, что консорциум австрийских и немецких банков, определив Венскую биржу как флагман, пытаются объединить инфраструктуру в некогда социалистической Центральной Европе. Это уже перестало носить теоретический характер - Будапештская биржа, Центральный депозитарий Венгрии уже куплены консорциумом. Но не только центральные институты рыночной инфраструктуры Венгрии находятся в руках данной группы, аналогичный процесс заканчивается в Любляне. Есть предварительная договоренность, что польская инфраструктура будет куплена этой же группой инвесторов. С поляками получилась заминка, потому что политическая ситуация в Польше не позволяет принять решение по инфраструктуре, там идет предвыборная борьба. Но я думаю, что через год проблема с польской биржей будет решена. Болгария и Румыния - еще две страны, с которыми в настоящее время активно работает группа инвесторов из объединенной Европы.
    Мне кажется очень удачной модель, избранная нашими австрийскими коллегами. Они не лишают страну биржи, своего Центрального депозитария. При этом в Центральной Европе все биржи и депозитарии скоро могут быть объединены в единый холдинг.
    Сегодня до конца не понятно, хорошо это или плохо для Украины и России, но я знаю, что наши страны не останутся в стороне от этой интеграции. Думаю, что ММВБ никому не продадут, залог тому - российская история. Но я не уверен в аналогичной позиции Украины. С учетом нашего стремления к европейской интеграции предложение о вступлении в создаваемую Центрально-европейскую ассоциацию в Украине может быть воспринято позитивно. Тем более что усилия Украины по созданию российско-украинского депозитария не находят у России живого отклика.
    Поэтому если предложение о создании общего института инфраструктуры, которое мы сформулировали еще 3 года назад, не будет востребовано и реализовано в ближайшее время, то вполне возможно, что уже через год начнется реализация альтернативной программы. Мне не хотелось бы, чтобы это произошло, потому что при всей неизбежности и желательности международной интеграции наш мир достаточно велик для того, чтобы инфраструктурой финансового рынка управляли мы сами, а не наши добрые друзья с венской пропиской, при всей моей симпатии к ним лично и тем технологиям, которыми они владеют.
    Но реалии именно таковы. И участники рынка будут пользоваться той инфраструктурой, которая обеспечивает максимально высокое качество и при этом немного стоит. И я боюсь, что если в ближайший год-полтора не будет предпринято серьезных шагов для модернизации собственной инфраструктуры, то нам грозит гораздо больше неприятностей, чем 80%-ное размещение ценных бумаг через схемы депозитарных расписок. Если мы и дальше будем уговаривать друг друга и спорить о том, как лучше интегрироваться, вместо того, чтобы внедрять новые технологии и осуществлять реальную интеграцию, то очень скоро будем просто вынуждены пользоваться чужими финансовыми услугами. Мне кажется, что это не правильно, ведь мы достаточно сильны и умны, чтобы играть самостоятельную роль.

    РЦБ: Планируют ли регуляторы двух стран разрешить открытие счетов депо номинального держателя российским депозитариям в Украине и наоборот?

    В. И. Все немного сложнее. Если бы одного решения регуляторов было достаточно для того, чтобы это сделать, то проблема уже была решена. Но, во-первых, наши учетные системы несопоставимы, во-вторых, между ними нет активных и понятных с точки зрения международных аналогов технологических связей. У нас нет возможностей технологически обеспечить такое решение.
    Существует проблема и с взаимодействием наших регуляторов. Оказалось возможным собрать целую армию людей, которые на протяжении последних 2 лет пытаются создать единое экономическое пространство. А собрать вместе наших регуляторов - пока неразрешимая проблема. Однако наибольшие сложности - технологические, но они носят системный характер. Наилучший вариант - создать общий Центральный депозитарий, так как это позволит разработать общие правила, сократить транзакционные издержки и решить другие проблемы взаимодействия участников финансовых рынков.

    РЦБ: Среди соглашений, подготовленных в рамках работы над единым экономическим пространством, есть проект соглашения о расчетах, которое при условии его подписания Украиной создаст нормативную базу для последующих шагов. Одна из целей данного соглашения - создание такой структуры. Подпишет ли Украина данное соглашение?

    В. И. Думаю, что в ближайшем будущем такое соглашение подписано не будет. На данный момент политическая ситуация такова, что нам придется потратить еще много времени и сил, чтобы убедить тех политиков, которые сегодня представляют Украину, в целесообразности и необходимости подобных действий. Национальный депозитарий Украины этим занимается, но пообещать, что такое соглашение будет подписано в ближайшее время, я не могу. Могу утверждать только, что соглашение об инвестиционной деятельности и свободном движении капиталов включено в перечень первоочередных. Это означает, что в сентябре должно состояться его подписание. Но в этом соглашении заложена только база, требующая дальнейшей расшифровки путем подписания соглашения о расчетах. Некая правовая платформа в этом направлении в сентябре-октябре этого года все-таки будет создана. А дальше надо работать.
    К сожалению, реальной заинтересованности российской стороны использовать этот рычаг для решения собственных проблем не наблюдается. С моей точки зрения, это реальный процесс, имеющий значение для руководителей государств. Надо его использовать как паровоз, который вытянет и наши с вами проблемы.

    РЦБ: Не проще ли сначала создать в России Центральный депозитарий, который будет контактировать с Центральным депозитарием Украины, и только потом работать над организацией единого международного депозитария?

    В. И. Я не считаю, что создание в России Центрального депозитария следует противопоставлять созданию международного депозитария. Это процессы, которые могут и должны идти параллельно. Я уверен, что Олег Вьюгин и Андрей Козлов начали серьезно заниматься созданием ЦД России не без влияния перспективы создания международного депозитария.
    Мы должны понимать, чего хотим. Если мы хотим обслуживать внутреннего инвестора, который здесь живет и владеет ценным бумагами, то международный депозитарий нам мало нужен. Если мы хотим одновременно решить проблему инвестора, который здесь живет и хотел бы здесь обслуживаться, но владеет собственностью в Украине, и наоборот, то в этом случае нам нужно создавать международный депозитарий.
    Что касается национальных центральных депозитариев, то эти институты, конечно, необходимы. Вопрос заключается только в том, будут ли они национальными подразделениями международного финансового института или независимо созданными национальными институтами, деятельность которых необходимо будет опять согласовывать в будущем?
    Главная проблема взаимодействия наших стран состоит в их различиях. И когда я говорю, что создание международного депозитария и национального депозитария в каждой стране должно быть единым процессом, я отдаю себе отчет в том, что первый этаж должен быть ниже второго и явно ниже крыши. В противном случае мы ничего не построим. При этом я имею в виду, что все должно строиться по общему чертежу и на совместимых, сопоставимых принципах. Если мы это сделаем на национальном уровне, у нас не будет проблемы совместимости учетных систем двух стран.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Стабильные позиции рынка долгов
Субфедеральные займы: история рынка и анализ текущих тенденций
Роль банковской системы и фондового рынка в финансировании реального сектора
Фондовые качели последних лет - экономический анализ динамики индекса РТС
Между добром и злом Конкуренция на рынке спецдепозитарного обслуживания пенсионных накоплений Пенсионного фонда России
Особенности моделирования бизнеса генерирующих компаний
Анализ инвестиционной деятельности эмитентов субъектов РФ в СЗФО при выпуске акций в 2001-2004 гг.
Сколько стоит российский банк
Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
Индексы и индикаторы рынка государственных облигаций России: методика расчета и интерпретация
Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг
Первые шаги регулирования деривативов
Структурированный коллар: построение сложных опционных продуктов
По следам форума
Как насчет "российского риска"?
Мы за сотрудничество!
Российские ценные бумаги - реалии и перспективы
Актуальные вопросы развития инфраструктуры российского фондового рынка
Проблемы консолидации расчетно-депозитарной инфраструктуры Российского фондового рынка
О технологической платформе Центрального депозитария
Практические шаги Национального депозитарного центра на пути создания Национального центрального депозитария
Финансовый рынок на распутьи: куда, зачем, как?
Операционная инфраструктура в России: взгляд западно-европейских и американских участников рынка
По страницам старых депозитариумов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100