Casual
РЦБ.RU

Российский ритейл уходит в IPO

Июль 2005


    Наконец-то акционеры российских компаний осознали, что привлечение необходимых для развития средств можно осуществить не только с помощью долговых инструментов или банковских кредитов, а посредством продажи части акций компании на открытом рынке.
    В последнее время наибольшую активность проявляют металлурги (<Мечел>, <Евразхолдинг>, НЛМК), компании телекоммуникационного сектора и новых технологий (АФК <Система>, <Рамблер>) и компании потребительского сектора экономики (<Седьмой континент>, <Лебедянский>, <Пятерочка>). Попробуем проанализировать перспективы отраслей и компаний, особенно в свете дальнейшей динамики их акций после выпуска IPO.
    Хорошо известно, что металлургия относится к циклическим отраслям и подвержена рискам, связанным с изменением ценовой конъюнктуры. Максимальной отметки цены на сталь достигли в 2004 г., и в 2005 г. уже наблюдается снижение стоимости основной продукции металлургических компаний. Это не может не оказывать влияние на курс акций компаний. В этом отношении в выигрыше оказался <Мечел>, который провел размещение своих акций (в октябре 2004 г.) на максимуме цен на сталь и таким образом привлек 291 млн долл. Цена размещения составила 21 долл. за акцию при ценовом коридоре 19-21 долл. Таким образом, компании удалось удачно использовать благоприятную мировую конъюнктуру и получить максимум возможных средств.
    Размещение бумаг <Евразхолдинга> проходило уже не так успешно. 2 июня 2005 г. компании удалось продать 29,1 млн акций, получив таким образом 422 млн долл. В начале своего road show компания заявляла о намерении получить от размещения 392,85-494,7 млн долл. Очевидно, что привлеченные средства находятся где-то посередине заявленных компанией значений. Это стало отражением изменившихся цен на сталь.
    Рыночная конъюнктура поставила вопрос о целесообразности IPO перед владельцами Новолипецкого меткомбината (НЛМК). В нынешних условиях, и, учитывая опыт коллег по цеху, владельцы НЛМК могут несколько повременить с публичным размещением своих акций.
    Компании телекоммуникационного сектора являются пионерами IPO российских компаний. Первой компанией отрасли и вообще первой российской компанией, которая провела IPO на западных площадках, стал <ВымпелКом>, разместивший в 1996 г. свои акции на NYSE и выручивший 111 млн долл. После этого IPO провели Golden Telecom, МТС, АФК <Система>. Последняя, правда, к <телекомам> относится опосредованно, через владение МТС.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ

    Если рассматривать первичное размещение акций с позиции долгосрочных инвесторов, то наибольший потенциал увеличения курсовой стоимости акций имеют компании, ориентированные на массового потребителя. Среди подобных компаний хотелось бы выделить ритейловые сети (см. таблицу). Учитывая рост доходов населения и соответственно увеличивающийся потребительский спрос, ритейловые сети представляются неплохим объектов для инвестирования. Так, по данным Росстата, оборот розничной торговли в России вырос в прошлом году на 12,1% и достиг 200 млрд долл. Доля продовольственных товаров составляет 45,6%.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РИТЕЙЛЕРОВ-ЛИДЕРОВ РЫНКА ЗА 2004 г.
Компания Выручка, млн долл. Чистая прибыль, млн долл. Рентабельность, %
"Седьмой континент" 495,8 29,4 6
"Пятерочка" 1105 74 6,7
"Перекресток" 660 17 2,6
"Копейка" 415 18,4 4,5

    При этом крупные торговые сети могут легко увеличить свои обороты на 30-50%. Пока по уровню ритейловой торговли Россия находится далеко позади развитых стран (15% розничных продаж продовольствия - по стране и чуть более 20% - в крупных городах). По прогнозам специалистов, к 2010 г. доля магазинов современных форматов достигнет 30-35% по стране и более 50% в Москве. А это, в свою очередь, потребует от крупных торговых сетей больших финансовых вложений. Сегодня на свое развитие крупные торговые сети (<Перекресток>, <Седьмой континент>, <Патерсон>) тратят 50-70 млн долл. в год.
    Для торговых сетей наиболее важными представляются не столько размеры прибыли (рентабельность у крупных торговых сетей, как правило, невысокая), сколько объемы продаж и доля на рынке. А увеличение этих показателей возможно только путем открытия новых магазинов, поглощения конкурентов и проникновения в регионы. К тому же в ближайшие годы ожидается приход на наш рынок крупнейших мировых игроков, что создаст для отечественных сетей большие сложности.
    Таким образом, перед отечественными сетями остро встает вопрос об источниках финансирования. Традиционные для России способы привлечения денег, такие как банковские кредиты и выпуск долговых инструментов, требуют больших процентных выплат. Соответственно, у компаний остается меньше средств на развитие и расширение. А так как именно эти цели являются приоритетными для ритейлеров, то подобные способы финансирования становятся невыгодными.
    Размещение акций на бирже представляется наиболее логичным способом привлечения ресурсов. <Первой ласточкой> среди ритейлеров стало размещение <Седьмого континента> (63 супермаркета в Москве) на РТС в ноябре 2004 г. Тогда ритейлеру удалось привлечь 80 млн долл. за 13% своих акций (причем раньше компания предпочитала привлекать средства, выпуская облигации). Большинство участников рынка оценило размещение акций <Седьмого континента> положительно. Во-первых, были даны некоторые ценовые ориентиры для компаний сектора. Во-вторых, рынок всегда положительно воспринимает появление новых инструментов, которые бы позволили еще больше диверсифицировать портфели. Учитывая, что в большинстве своем российский рынок акций представлен компаниями трех отраслей - энергетики, нефтегазовой и <телекомами>, то, разумеется, появление бумаги, представляющей потребительский сектор экономики, не может не радовать.
    Но наиболее успешным, по крайней мере с точки зрения привлеченных средств, можно считать публичное размещение <Пятерочки> (оборот в 2004 г. составил 1,59 млрд долл., имеет 445 магазинов). Разместив 30% своих акций на Лондонской фондовой бирже, компании удалось привлечь 598 млн долл. Таким образом, капитализация компании составила почти 2 млрд долл. Инвесторы оценили компанию выше, чем сумма ее годового оборота! Таким образом, были куплены перспективы (если можно так выразится), и надежда на дальнейший рост стала главным стимулом для покупки акций.
    Рассуждая об особенностях размещения <Пятерочки>, следует выделить один немаловажный момент. Компания предпочла провести IPO на западной площадке, что вызвало недовольство (и справедливое) ФСФР России. Руководители ФСФР считают, что практика первичных размещений на иностранных биржах тормозит развитие отечественного фондового рынка и лишает его потенциальных активов. Ведь, несмотря на то, что размещение провела голландская Pyaterochka Holding N.V., зарегистрированная соответственно в Нидерландах, ее основные активы находятся в России и соответственно размещать свои акции она должна в нашей стране. ФСФР планирует внести поправки в <Закон о рынке ценных бумаг>, которые детализируют правила выхода российских компаний на западные биржи. В частности поправки касаются иностранных компаний, имеющих более 75% активов в России. Новые поправки предусматривают получение разрешения российской компании для выхода на иностранные биржи только лишь после получения согласия ФСФР. С другой стороны, привлечение крупных инвестиций возможно только за рубежом. Российский фондовый рынок пока не может удовлетворить растущие потребности эмитентов в денежных средствах.
    Активность по подготовке к IPO проявляют и другие ритейлеры. ТД <Копейка> (89 магазинов) объявил о том, что будет преобразован в ОАО для проведения публичного размещения. По имеющейся информации, компания может продать 15-20% своих акций и привлечь около 100 млн долл. Холдинг <Марта> (Grossmart, BILLA, <Продмак>), основным видом деятельности которого является ритейл-бизнес, также заявил о планах по IPO (правда, не раньше чем в 2007 г.). Сеть <Магнит> (оборот около 1 млрд долл., 1019 магазинов), по данным газеты <Ведомости>, уже осенью этого года собирается определиться с организатором IPO.

ВМЕСТО ВЫВОДА

    Сразу сделаем большую оговорку. Акции компаний розничной торговли могут восприниматься только лишь как инвестиционные, а не спекулятивные инструменты. Они предназначены для тех, кто готов ждать долгое время отдачи от своих инвестиций. Более того, доход может быть получен только от роста курсовой стоимости акций. Ждать больших дивидендных выплат от ритейлеров не приходится. В условиях жесткой конкурентной борьбы за долю на рынке торговые сети будут использовать свои собственные финансовые ресурсы для экспансии.
    Следующим моментом, который стоит учитывать при приобретении акций торговых сетей, является низкий уровень ликвидности. Например, доля акций <Седьмого континента> в общем обороте торгов на ММВБ составляет сотые доли процента. Тем не менее в условиях, когда инвесторы находятся в поисках новых инструментов для вложений, именно акции крупных торговых сетей могут занять достойное место в их портфелях.
    По объему российский рынок продовольствия входит в десятку крупнейших в мире и развивается темпами, опережающими среднемировые. Немаловажным обстоятельством является и то, что среднестатистический россиянин тратит на продукты питания большую часть своего дохода (более 50%). Если учесть, что последние годы доходы населения растут (по итогам 2004 г. рост реальных располагаемых доходов населения составил около 14%), то, разумеется, увеличивающийся потребительский спрос будет в ближайшие годы оказывать значительную поддержку растущим розничным сетям. Можно смело сказать, что отечественные сети в ближайшее время будут показывать темпы роста, которым позавидуют представители других отраслей. Ритейлеры получили эстафетную палочку от компаний мобильной связи, которые в последние годы демонстрировали фантастические темпы роста. Что особенно приятно, и новые лидеры, и мобильные компании ориентируются в своей деятельности на внутреннего потребителя, который становится значительным фактором роста экономики.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Деривативы для инвесторов
Фьючерсы на процентные ставки: новые возможности для участников долгового рынка
Рынок ценных бумаг - в массы!
Анализ ликвидности высокодоходных облигаций на биржевом рынке
Обеспечение ликвидности высокодоходных облигаций организатором размещения
Фондовый рынок Кипра
НРК: 10 лет на рынке регистраторских услуг
Учет и контроль как основа инфраструктуры российского рынка ценных бумаг (по материалам конференции)
Управление рисками учетных институтов
Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
Индексы и индикаторы рынка облигаций России: принципы построения
Конструируем SPV
Новый кодекс раскрытия информации на рынке ценных бумаг
Долговые инструменты бюджетной и инвестиционной политики субъектов Федерации
Рынок региональных облигаций России: состояние, проблемы и перспективы
Планирование, учет и операции, связанные с управлением государственным долгом (на примере г. Москвы)
Государственный долг Республики Башкортостан: итоги и перспективы
Основные итоги развития инвестиционно-заемной системы г. Уфы (опыт и перспективы)
Информационное сопровождение управления государственным долгом Санкт-Петербурга
Опыт выпуска внутренних облигационных займов
Новости
Паритетное положение доллара и евро - объективная реальность нового этапа развития валютного рынка России
Спрос населения на евро: факторы, динамика и перспективы
Интерес банков к валютному рынку останется...
Российский ритейл уходит в IPO
Доходность ипотечных пифов не зависит от рыночных колебаний котировок
Web-сайты бирж стран Центральной и Юго-Западной Азии, а также Японии
Кадровые перемещения в биржевом сообществе
События

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100