Casual
РЦБ.RU

Государственный долг Республики Башкортостан: итоги и перспективы

Июль 2005

    Республика Башкортостан среди регионов Российской Федерации входит в число лидеров по уровню экономического развития. Так, по объему валового регионального продукта в течение последнего десятилетия Башкортостан входит в число первых десяти регионов Российской Федерации, по объему промышленной продукции занимает 8-е место, по объему сельскохозяйственной продукции - 2-е место среди субъектов Российской Федерации.
    Темпы роста ВРП за последние годы находились в пределах 2,7-8,1%. В республике ежегодно производится около 3% общероссийского объема ВРП. По оценке органов государственной статистики, объем валового регионального продукта Республики Башкортостан за 2003 г. составил 280 млрд руб., а его рост - 8,9%. По оценке Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан, ВРП в 2004 г. составил 370,3 млрд руб. В 2005 г. прогнозируется рост ВРП в 6,5% по отношению к уровню 2004 г.
    Все это создает значительную материальную базу, которая увеличивается на протяжении последних лет. С 1999 г. объем поступлений доходов во все уровни бюджетов на территории Республики Башкортостан возрос практически в 4 раза.
    Согласно оценкам аналитиков рейтингового агентства Standard & Poor's, <показатели исполнения бюджета республики весьма высоки по международным меркам и лучше, чем у других российских регионов, имеющих рейтинги>.
    Социальная политика стала одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти. В республике отсутствует задолженность работникам бюджетной сферы и гражданам, получающим пособия на детей.
    Бюджетная политика в части расходов направлена не только на обеспечение текущих расходов бюджета и поддержание социальной сферы, но и на развитие экономики как основы налогового потенциала республики.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    Со вступлением в действие Бюджетного кодекса РФ в республике была активизирована работа по уточнению структуры государственного долга и созданию эффективной системы управления государственным долгом. Правительством Республики Башкортостан были приняты нормативно-правовые акты, утвердившие Положение о долговых обязательствах Республики Башкортостан, форму Государственной долговой книги Республики Башкортостан.
    В соответствии с этими нормативно-правовыми актами право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Республики Башкортостан либо уполномоченному на то решением правительства республиканскому органу исполнительной власти. В республике действует единая система учета долговых обязательств, которая предусматривает контроль за соблюдением предельных объемов внутреннего и внешнего долга, а также предельных объемов расходов на его обслуживание и погашение. Учет долговых обязательств Республики Башкортостан осуществляет Министерство финансов Республики Башкортостан, контроль их состояния и исполнения - республиканские органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.
    Подобная жесткая регламентация объемов и форм заимствований, прав и полномочий органов, их осуществляющих, позволила обеспечить полное исполнение всех принятых правительством республики платежных обязательств. В кредитной истории Республики Башкортостан нет прецедентов задержки или неосуществления платежей по обязательствам.
    Согласно Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществляться в целях финансирования дефицита бюджета либо при его отсутствии в целях финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение государственного долга.
    Необходимость осуществления заимствований с целью покрытия бюджетных дефицитов (покрытие кассовых разрывов, финансирование текущих расходов) вызвана диспропорциями в формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, связанными с неравномерными поступлениями налоговых платежей и потребностью в осуществлении бюджетных расходов. Потребность регионов в финансовых ресурсах за последнее время существенно увеличилась в связи с проводимыми федеральными реформами по перераспределению доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
    Заимствования на указанные цели решают краткосрочные задачи бюджета, но не приводят к решению проблемы стабилизации бюджета в долгосрочной перспективе, а тем более проблемы развития местной экономики.
    Правительство Республики Башкортостан в течение последних лет последовательно проводит политику поддержания нулевого первичного дефицита бюджета. При этом, несмотря на то, что передача обязательств по финансированию с федерального уровня бюджетной системы на региональный уровень привела к значительному росту объемов социально значимых расходов консолидированного бюджета, удается исполнять бюджет с профицитом. С 1999 г. бюджет с дефицитом исполнялся только в 2001 г. в сумме 761,5 млн руб. (3% расходов бюджета) при утвержденном размере дефицита в 1125 млн руб.
    Государственные заимствования Республики Башкортостан осуществляются в соответствии с Программой государственных заимствований, ежегодно утверждаемой Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
    Согласно требованиям, изложенным в ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, Законом о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год ежегодно начиная с 1999 г. устанавливается верхний предел государственного долга Республики Башкортостан. При этом планируемый и фактический объемы государственного долга не превышают объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы.
    Расходы на обслуживание государственного долга определяются в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров, решениями об эмиссии государственных ценных бумаг и иными документами, устанавливающими сроки и размеры выплат по обслуживанию заемных средств, и ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельной строкой. При этом планируемая и фактическая суммы расходов на обслуживание государственного долга не превышают 15% объема расходов бюджета согласно ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ (рис. 1).

    Указанные расходы определяются в законе как подлежащие финансированию в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению.
    Республика Башкортостан - один из немногих субъектов Российской Федерации, для которых проблема обслуживания государственного долга не является острой. Своевременно и полностью исполняются обязательства по обслуживанию и погашению своих долговых обязательств. Практика секвестирования бюджетных расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств в республике не применялась.
    Необходимо отметить, что к настоящему моменту Республика Башкортостан накопила достаточный опыт осуществления заимствований как на внутренних, так и на внешних финансовых рынках. Так, в соответствии с Программой государственных заимствований Республики Башкортостан на 2001 г. был осуществлен государственный облигационный заем общим номинальным объемом 1 млрд руб., сроком обращения 368 дней, с доходностью к погашению на дату размещения в 19,25% годовых.
    В 2002 г. были осуществлены 2 эмиссии государственных ценных бумаг:
  • 18 июня состоялось размещение выпуска облигаций общим номинальным объемом 500 млн руб., сроком обращения 368 дней. Доходность к погашению на дату размещения составила 18,10% годовых;
  • 12 сентября состоялось размещение выпуска облигаций общим номинальным объемом 500 млн руб., сроком обращения 546 дней. Доходность к погашению на дату размещения составила 17,65% годовых.
        Все выпуски облигаций погашены в установленные сроки и в полном объеме.
        В марте 2003 г. состоялось подписание Кредитного соглашения между Правительством Республики Башкортостан и ООО <Эйч-эс-би-си банк (РP)> на сумму 15 млн долл. сроком на 1 год. Полученные кредитные ресурсы были направлены на финансирование республиканских инвестиционных проектов.
        Подписание указанного выше соглашения явилось продолжением сотрудничества Республики Башкортостан с Банковской Группой HSBC, начавшегося в 1997 г. с предоставления кредита ОАО <УралСиб> на сумму 25 млн долл. В 1998 г. HSBC Bank и Moscow Narodny Bank Ltd предоставили непосредственно правительству республики синдицированный кредит на сумму 45 млн долл., что явилось отражением высокой степени доверия к республике как заемщику. Республика своевременно выполнила свои обязательства по погашению кредита и осуществила все платежи по обязательствам в полном объеме.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2004 Г.

        Учитывая основные направления бюджетной и налоговой политики на 2004 г., для управления государственным долгом Республики Башкортостан следует сохранить сложившуюся в предыдущие годы стратегию заимствований и направить ее в условиях бездефицитности бюджета на поддержание объема государственного долга на относительно стабильном уровне, формирование его оптимальной структуры, обеспечивающей сокращение всех видов рисков, а также сокращение расходов по его обслуживанию.
        Исходя из сбалансированности утвержденного бюджета Республики Башкортостан на 2004 г. по доходам и расходам привлечение заемных средств планировалось осуществить для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение государственных долговых обязательств. Согласно Программе государственных заимствований Республики Башкортостан на 2004 г. было предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета путем эмиссии государственных ценных бумаг на сумму 500 млн руб., заключения кредитных соглашений и договоров на сумму 45 млн долл., а также предоставления государственных гарантий на сумму 614 млн руб.
        В течение 2004 г. были успешно осуществлены следующие заемные программы:

  • 25 марта подписано кредитное соглашение между Правительством Республики Башкортостан и ООО <Эйч-эс-би-си банк (PP)>, в соответствии с которым республике был предоставлен несвязанный кредит на сумму 15 млн долл. сроком на 1 год;
  • 16 сентября на Московской межбанковской валютной бирже состоялся аукцион по размещению выпуска облигаций Государственного облигационного (внутреннего) займа Республики Башкортостан (государственный регистрационный номер RU25004BAS) общим номинальным объемом 500 млн руб. и сроком обращения 1092 дня. Условиями выпуска предусмотрена выплата купонного дохода в размере 4% от номинальной стоимости облигации за каждый период продолжительностью 182 дня.
        В ходе аукциона общий спрос на облигации превысил предложение в 2,4 раза и составил 1203,76 млн руб. по номиналу. Всего была подана 131 заявка с доходностью к погашению от 10,46 до 12,92% годовых. Цена отсечения составила 92,75% от номинальной стоимости облигаций, что соответствует доходности к погашению 11,23% годовых. В ходе аукциона были удовлетворены 33 заявки на общую номинальную сумму 500 млн руб.
        Таким образом, весь выпуск облигаций был полностью размещен на аукционе в течение 1 дня. Генеральным и платежным агентом по выпуску выступило ОАО <УралСиб>, организатором и андеррайтером - АКБ <ИБГ "НИКойл">, соандеррайтерами - ЗАО <Международный Московский Банк>, ОАО <Омскпромстройбанк>, ЗАО <ИК "Расчетно-фондовый центр">, АКБ <Сибирьгазбанк>, ОАО <КБ "Союз">, AКБ <Спурт>, ЗАО <АКБ "ЦентроКредит">. В настоящее время облигации обращаются на Фондовой бирже ММВБ и включены в котировальный лист <А> 1-го уровня;
  • 22 ноября состоялось подписание кредитного соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Moscow Narodny Bank Ltd, в соответствии с которым республике был предоставлен несвязанный кредит на сумму 30 млн долл. сроком на 1 год.
        Таким образом, Программа государственных заимствований Республики Башкортостан на 2004 г. реализована практически в полном объеме.

    ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В 2004 Г. ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ДОЛГУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

        В 2004 г. были осуществлены следующие выплаты в счет погашения государственных долговых обязательств Республики Башкортостан:

  • 11 марта погашен в установленный срок и в полном объеме выпуск облигаций Государственного облигационного (внутреннего) займа Республики Башкортостан 2002 г. (государственный регистрационный номер RU25003BAS) общим номинальным объемом 500 млн руб. При этом также в полном объеме и в установленные сроки было выплачено 6 купонных доходов в течение всего срока обращения облигаций;
  • 20 марта был погашен кредит на сумму 15 млн долл., предоставленный ООО <Эйч-эс-би-си банк (PP)> республике год назад, а также выплачены проценты за второй процентный период.
        Требования по обязательствам по государственным гарантиям к исполнению в 2004 г. к республике не предъявлялись, предприятия - получатели государственных гарантий самостоятельно рассчитываются с кредиторами по своим долгам.
        Таким образом, республика в полном объеме и установленные сроки рассчитывается с кредиторами по своим долговым обязательствам.

    ПАРАМЕТРЫ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

        С учетом осуществленных в 2004 г. заимствований и исполнения обязательств по государственному долгу его объем на 1 января 2005 г. составил 2,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с объемом госдолга на 1 января 2004 г. на 27%. Указанный рост связан с увеличением активности по привлечению кредитов коммерческих банков.
        Государственный долг Республики Башкортостан составляет около 70% от предельного размера, установленного Законом Республики Башкортостан <О бюджете Республики Башкортостан на 2004 г.>.
        В структуре государственного долга Республики Башкортостан наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по кредитным соглашениям - 52%. Долговые обязательства по государственным гарантиям составляют 26% от общего объема долга, по государственным ценным бумагам - 21%, по бюджетным кредитам из федерального бюджета - 1%.
        Внешний долг республики составляет 69%, внутренний - 31%. Внешний государственный долг республики составляет 1640,6 млн руб., или около 59 млн долл. по курсу Банка России, и сформирован из долговых обязательств по выданным гарантиям и поручительствам в сумме, эквивалентной 14 млн долл., и кредитным договорам и соглашениям в сумме 45 млн долл. Объем внутреннего государственного долга составляет 754 млн руб. и состоит из обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам на сумму 500 млн руб., задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета в размере 11,9 млн руб., выданных государственных гарантий и поручительств на сумму 242 млн руб.
        Объем государственного долга равен 10,6% собственных доходов бюджета, что соответствует требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (норматив - 100%).
        Объем расходов бюджета на обслуживание государственного долга Республики Башкортостан на 2004 г. был запланирован в объеме 256 млн руб., т. е. менее 1% расходов бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга Республики Башкортостан составили 88 млн руб., сократившись по сравнению с таковыми в 2003 г. на 37%. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов бюджета за 2004 г. составила менее 1%.
        В процессе управления государственным долгом обеспечивалось соответствие объема государственного долга и суммы расходов на его обслуживание требованиям, установленным бюджетным законодательством, поддержание объема государственного долга на относительно стабильном уровне, а также формирование его оптимальной структуры, что обеспечило сокращение расходов по обслуживанию долга.
        Все предельные значения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для государственного долга субъектов Российской Федерации, республикой соблюдены в полном объеме.
        Динамика объема государственного долга Республики Башкортостан за последние 5 лет представлена на рис. 2, 3, 4.



        Таким образом, на протяжении последних лет республика, привлекая необходимый для реализации запланированной бюджетной политики объем заемных средств, обеспечивает безопасный уровень государственного долга при низком уровне расходов на его обслуживание.
        Происходит снижение доходности и удлинение сроков обращения государственных ценных бумаг.

    КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

        Наличие у региона международных кредитных рейтингов является одним из условий при привлечении заемных средств самим регионом, а также обеспечивает интерес стратегичес-ких инвесторов к инвестиционным проектам, реализуемым предприятиями данного региона.
        С учетом данного фактора в 1998 г. в республике была начата работа по получению международных кредитных рейтингов. В июле 1998 г. Республика Башкортостан направила обращения к агентствам Moody's и Standard & Poor's о присвоении республике кредитного рейтинга.
        В связи с кризисной ситуацией, возникшей в августе 1998 г. на мировых и российском фондовых рынках, процесс получения республикой кредитного рейтинга был на время отложен.
        Происшедшая в 1999-2000 гг. стабилизация на финансовых рынках позволила республике возобновить процесс получения кредитного рейтинга.
        В апреле 2001 г. рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's присвоили рейтинги кредитоспособности Республике Башкортостан на уровне соответственно В- и В3. Это были первые новые рейтинги ведущих международных рейтинговых агентств в секторе регионального и местного самоуправления России после кризиса 1998 г. Уровень этих рейтингов Республики Башкортостан на тот момент соответствовал суверенному рейтингу Российской Федерации и был равен рейтингу таких ведущих регионов России, как Москва и Санкт-Петербург.
        Рейтинговые агентства в своих пресс-релизах отметили низкую по международным и российским стандартам долговую нагрузку, высокую ликвидность бюджета республики, финансирование капитальных вложений за счет собственных средств, создающее дополнительную финансовую гибкость, возобновившийся экономический рост (главным образом как результат увеличения промышленного производства) и ожидаемый 3%-ный прирост ВРП в 2001-2003 гг., хорошее исполнение бюджета и хороший уровень финансового управления.
        В соответствии с соглашениями, заключенными с рейтинговыми агентствами, осуществляется постоянный мониторинг за состоянием социально-экономического развития, финансовой и политической системы республики на основании непрерывного взаимодействия аналитиков рейтингового агентства и республиканских органов исполнительной власти.
        На протяжении всего времени, в течение которого осуществляется наблюдение аналитиками рейтинговых агентств за рейтингами республики, происходило повышение их уровней.
        12 марта 2004 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг Республики Башкортостан по обязательствам в иностранной валюте с уровня В+ (прогноз <Стабильный>) до уровня ВВ- (прогноз <Стабильный>).
        24 ноября 2004 г. международное рейтинговое агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Республики Башкортостан по обязательствам в иностранной и национальной валютах с уровня Ва3 (прогноз <Стабильный>) до уровня Ва1 (прогноз <Стабильный>).
        Полученные республикой кредитные рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств позволяют осуществлять заимствования на международных рынках капиталов с привлечением более широкого круга инвесторов, обеспечить более выгодные условия привлечения займов, удлинить сроки займов.

    ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2005 Г.

        Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан в сфере управления государственным долгом на 2005 г. определены:

  • обеспечение привлечения заемных средств на условиях, обеспечивающих минимально возможную стоимость их обслуживания;
  • обеспечение удлинения сроков привлекаемых заемных средств в целях реализации возможности долгосрочного инвестирования в приоритетные для республики инвестиционные проекты;
  • обеспечение исполнения долговых обязательств республики в полном объеме.
        Бюджет Республики Башкортостан на 2005 г. утвержден с дефицитом в 2,5 млрд руб., источником покрытия которого является уменьшение остатков денежных средств на счетах бюджета на сумму 2,5 млрд руб.
        Согласно утвержденному бюджету Республики Башкортостан в 2005 г. запланировано погашение бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 6 млн руб., ранее полученных кредитов в иностранной валюте на сумму 1350 млн руб.; в целях исполнения в 2005 г. обязательств по погашению государственного долга планируется привлечение заемных средств путем заключения кредитных соглашений на сумму 45 млн долл.
        Верхний предел государственного долга на 1 января 2006 г. установлен в объеме 2,95 млрд руб., в том числе по гарантиям 1,09 млрд руб. Расходы на обслуживание государственного долга планируются в объеме 172 млн руб. (менее 1% от общего объема расходов бюджета) с уменьшением по сравнению с планом на 2004 г. на 33%.
        Параметры государственного долга, утвержденные Законом о бюджете на 2005 г., полностью отвечают требованиям и ограничениям, установленным бюджетным законодательством.

    • Рейтинг
    • 1
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    ппц
    06.04.2011 20:59:01
    пиздец
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Деривативы для инвесторов
    Фьючерсы на процентные ставки: новые возможности для участников долгового рынка
    Рынок ценных бумаг - в массы!
    Анализ ликвидности высокодоходных облигаций на биржевом рынке
    Обеспечение ликвидности высокодоходных облигаций организатором размещения
    Фондовый рынок Кипра
    НРК: 10 лет на рынке регистраторских услуг
    Учет и контроль как основа инфраструктуры российского рынка ценных бумаг (по материалам конференции)
    Управление рисками учетных институтов
    Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
    Индексы и индикаторы рынка облигаций России: принципы построения
    Конструируем SPV
    Новый кодекс раскрытия информации на рынке ценных бумаг
    Долговые инструменты бюджетной и инвестиционной политики субъектов Федерации
    Рынок региональных облигаций России: состояние, проблемы и перспективы
    Планирование, учет и операции, связанные с управлением государственным долгом (на примере г. Москвы)
    Государственный долг Республики Башкортостан: итоги и перспективы
    Основные итоги развития инвестиционно-заемной системы г. Уфы (опыт и перспективы)
    Информационное сопровождение управления государственным долгом Санкт-Петербурга
    Опыт выпуска внутренних облигационных займов
    Новости
    Паритетное положение доллара и евро - объективная реальность нового этапа развития валютного рынка России
    Спрос населения на евро: факторы, динамика и перспективы
    Интерес банков к валютному рынку останется...
    Российский ритейл уходит в IPO
    Доходность ипотечных пифов не зависит от рыночных колебаний котировок
    Web-сайты бирж стран Центральной и Юго-Западной Азии, а также Японии
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    События

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100