РЦБ.RU

Новый кодекс раскрытия информации на рынке ценных бумаг

Июль 2005


    В настоящее время ФСФР изучает и перерабатывает правовое наследие, доставшееся этому органу от предшествующих регуляторов рынка ценных бумаг. В рамках этой работы создаются кодифицированные акты, регулирующие отдельные сегменты и направления работы на рынке ценных бумаг. Итогом проделанной работы стало рассматриваемое положение, описывающее все способы раскрытия информации на рынке ценных бумаг (далее - Положение), что облегчило труд лиц, отвечающих за раскрытие информации.

    Положения включило в себя не только переработанные нормы ранее действовавших актов, но и множество новшеств, которые и будут освещены в этой статье.
    Для удобства изложения данные изменения выделены в три группы: процессуальные (определяющие процедуру раскрытия информации), связанные с объемом раскрываемой информации и технические (связанные с изменением законодательства).

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    В данных изменениях ФСФР реализует план по сокращению своих контрольных функций путем передачи отдельных из них профессиональным участникам рынка ценных бумаг и инвесторам. Вместе с тем надзорные и карательные функции ФСФР оставляет за собой:

  • введен договорной порядок регулирования отношений по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, возникающих между эмитентом и организатором торговли. Ранее условия и порядок взаимодействия названных выше участников процесса эмиссии были четко регламентированы нормативными документами;
  • исключено требование о направлении в ФСФР копии сообщения о раскрытии информации. Теперь за этим следят финансовый консультант и инвесторы, которые информируют о нарушениях ФСФР;
  • увеличен срок, в течение которого ежеквартальный отчет эмитента должен быть доступен на его сайте в Интернете, - с 6 до 12 мес.;
  • введена обязанность финансового консультанта информировать регулятора о нарушениях, допущенных при размещении ценных бумаг;
  • вслед за стандартами эмиссии ценных бумаг Положение дополнено новой главой, определяющей порядок раскрытия информации иностранными эмитентами, проводящими размещение своих ценных бумаг на территории РФ.

    ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕМОМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

        Основные изменения направлены на увеличение информационной прозрачности юридических лиц, созданных в форме акционерных обществ. Это преследует цель, во-первых, защитить права инвесторов на информацию, во-вторых, ускорить процесс разделения юридических лиц по организационно-правовой форме на публичные и частные и устранить промежуточные формы, что упростит интеграцию российских предприятий в мировую экономику.
        Необходимо отметить следующие изменения:

  • увеличен объем информации об акционерах и номинальных держателях акций, раскрываемой как акционерными обществами с публичным обращением ценных бумаг (далее - Публичные компании), так и остальными обществами (далее - Частные компании):
  • Публичные компании обязаны раскрывать информацию о номинальном держателе своих акций.
  • Частные компании должны оперативно раскрывать в Интернете информацию о доле своего участия в уставном капитале другого юридического лица, составляющей более 20%. Ранее указанная информация направлялась регулятору на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета об аффилированых лицах такого общества;
  • впервые в подзаконном акте получили свое развитие нормы Федерального закона <Об акционерных обществах>, не действовавшие до этого из-за отсутствия регулирующего акта. В положении определен порядок, объем и сроки раскрытия частными компаниями своего годового отчета, бухгалтерской отчетности, положений учредительных документов. Это, с одной стороны, усиливает защиту права инвестора на информацию, с другой - подталкивает мажоритарного собственника, не планирующего превращение своей компании в публичную, к изменению ее организационно-правовой формы;
  • в рамках интеграции российских акционерных обществ в мировую экономику компаниям, формирующим бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, предписано ее раскрывать.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

        В данную многочисленную группу включены изменения, направленные на приведение норм ранее действовавших актов в соответствие с нормами действующих законов РФ, а также исправления лингвистических и технических неточностей, в частности:

  • исправлена техническая неточность, определяющая момент начала процедуры раскрытия информации. Теперь моментом раскрытия информации является не дата регистрации выпуска ценных бумаг, а дата получения эмитентом уведомления о регистрации, поскольку разрыв во времени между первым и вторым моментами может быть большим;
  • заменен ряд положений, касающихся деятельности финансового консультанта на рынке ценных бумаг, в связи с изменением его роли в процессе эмиссии. В настоящее время проспект ценных бумаг может быть не подписан финансовым консультантом. Вслед за Стандартами эмиссии ценных бумаг Положение предписывает эмитенту раскрывать сущность гражданско-правовых обязательств, существующих между ним и финансовым консультантом;
  • исключены нормы, регламентирующие необходимость дублирования информации, раскрываемой различными способами, а также обусловливающие внесение в ежеквартальный отчет информации, которая может быть отнесена к категории конфиденциальной. Например, эмитент может раскрывать только основные (а не все) используемые им банковские счета, не публиковать сведения об основных потребителях своей продукции и другие.
        Изложенное выше дает право утверждать, что в Положении не только кодифицированы ранее действовавшие нормы, но и внесены правила доктринального характера, не нашедшие пока своего отражения в других нормативных правовых актах.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Деривативы для инвесторов
    Фьючерсы на процентные ставки: новые возможности для участников долгового рынка
    Рынок ценных бумаг - в массы!
    Анализ ликвидности высокодоходных облигаций на биржевом рынке
    Обеспечение ликвидности высокодоходных облигаций организатором размещения
    Фондовый рынок Кипра
    НРК: 10 лет на рынке регистраторских услуг
    Учет и контроль как основа инфраструктуры российского рынка ценных бумаг (по материалам конференции)
    Управление рисками учетных институтов
    Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
    Индексы и индикаторы рынка облигаций России: принципы построения
    Конструируем SPV
    Новый кодекс раскрытия информации на рынке ценных бумаг
    Долговые инструменты бюджетной и инвестиционной политики субъектов Федерации
    Рынок региональных облигаций России: состояние, проблемы и перспективы
    Планирование, учет и операции, связанные с управлением государственным долгом (на примере г. Москвы)
    Государственный долг Республики Башкортостан: итоги и перспективы
    Основные итоги развития инвестиционно-заемной системы г. Уфы (опыт и перспективы)
    Информационное сопровождение управления государственным долгом Санкт-Петербурга
    Опыт выпуска внутренних облигационных займов
    Новости
    Паритетное положение доллара и евро - объективная реальность нового этапа развития валютного рынка России
    Спрос населения на евро: факторы, динамика и перспективы
    Интерес банков к валютному рынку останется...
    Российский ритейл уходит в IPO
    Доходность ипотечных пифов не зависит от рыночных колебаний котировок
    Web-сайты бирж стран Центральной и Юго-Западной Азии, а также Японии
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    События

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Яков Миркин
    Инвестиции: макроэкономические вызовы
    Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
    Константин Угрюмов
    Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
    Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
    Александр Баранов
    Solvency II для НПФа
    Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
    Светлана Бик
    Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
    В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100