Casual
РЦБ.RU

Учет и контроль как основа инфраструктуры российского рынка ценных бумаг (по материалам конференции)

Июль 2005

    Говоря о проблемах нормативного регулирования учетной деятельности, хотелось бы отметить, что в настоящее время готовится ряд взаимосвязанных законопроектов, касающихся прежде всего изменения инфраструктуры рынка ценных бумаг. Это новые законы и поправки в законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также 3 взаимосвязанных законопроекта: закон о биржах, закон о центральном депозитарии и закон о клиринге, которые будут в значительной степени коррелировать друг с другом, иметь единую идеологию, единые подходы и терминологию.
    Формально эти законы разрабатываются разными ведомствами и имеют разную степень готовности. Наиболее <продвинутым> из них является закон о биржах и организаторах торговли, который готовит Минэкономразвития. Это совершенно новый закон, который должен будет заменить соответствующие положения в законах о рынке ценных бумаг, о товарных биржах и установить единые правила функционирования, принципы корпоративного поведения, регулирования для бирж и организаторов торговли на всех рынках. Согласно этому закону будут выделены 3 уровня этих организаций в зависимости от своих функций и жесткости регулирования:

  • информационный брокер - лицо, предоставляющее информационные услуги участникам рынка;
  • организатор торговли - лицо, которому позволяется заключать сделки, но не гарантировать их исполнение;
  • биржа - лицо, которое выполняет функции и организатора торговли, и информационного брокера, но также гарантирует исполнение сделок.
        Остальные законопроекты проработаны гораздо в меньшей степени. Пока, исходя из концепции Закона <О центральном депозитарии>, можно сказать, что будет создан Центральный депозитарий с соответствующими правами и обязанностями. В концепции ничего не сказано по поводу структуры собственности, структуры регулирования, системы принятия решений и принципов корпоративного управления, т. е. не затронуты самые обсуждаемые в настоящий момент темы. Это сделано сознательно, но не потому, что регулятор об этом не задумывается, а, напротив, потому, что он слишком много об этом думает, а также потому, что существует очень много мнений по этим вопросам, которые необходимо принять во внимание.
        Что касается законопроекта о клиринге, то пока рано говорить о тексте данного законопроекта, его идеологии. Рабочая группа по его разработке будет сформирована в течение месяца, и мы также надеемся, что осенью текст проекта закона будет представлен в правительство. Хотелось бы выразить благодарность ПАРТАД, так как, скорее всего, рабочая группа начнет свою работу именно с проекта, подготовленного ассоциацией и представленного в Минфин, а это значит, что мнение рынка будет учтено с самого начала при подготовке данного законопроекта.
        Помимо законопроектов по инфраструктуре, хотелось бы отметить еще 2 закона по вопросам рынка в целом. Первый законопроект касается изменения принципов регулирования финансовых рынков. Также существует концепция, которая находится на согласовании в ведомствах. Данная концепция предполагает осуществление единого регулирования всех финансовых рынков, исключая на первом этапе банковский, но уже включая, например, страховой рынок.
        Предполагается создание органа, скорее всего, выведенного из системы федеральных органов исполнительной власти с коллегиальным принятием решений, с участием представителей рынка и саморегулируемых организаций.
        Предлагаемая на данном этапе обсуждения структура во многом похожа на структуру Центрального банка: есть руководитель органа, совет директоров, принимающий нормативные акты, и наблюдательный совет, состоящий из представителей разных органов, в задачи которого входят надзор за хозяйственной деятельностью, определение общих направлений деятельности, утверждение сметы, бюджета, отчеты. Если такой орган будет создан именно в предлагаемом виде, это означает, что у него не будет права законотворческих функций, которые перейдут либо правительству, либо Минфину, либо Минэкономразвития, так как он не является органом исполнительной власти. Это достаточно серьезные изменения в системе регулирования, и мы надеемся на обратную связь с рынком, саморегулируемыми организациями. Очень важно найти место в данной концепции СРО, поскольку пока неясно, на что они могут рассчитывать: только на представительство в этом органе либо на нечто большее.
        Второй законопроект - о производных ценных бумагах, который должен упорядочить перспективный рынок ПФИ и, безусловно, требует отдельного законодательного закрепления. В настоящий момент нет единого мнения среди регуляторов о том, будет ли такой закон принят или достаточно внесения минимальных поправок в ГК, поэтому нельзя говорить о какой-то согласованной концепции. По моему мнению, такой закон необходим, чтобы закрепить статус ПФИ, и поправками в ГК не обойтись. Все перечисленные законы должны быть внесены на рассмотрение в Госдуму в течение этого года.

        Александр Бескровный руководитель управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР

        Мне очень импонирует название конференции <Учет и контроль>. Тема близка, поскольку речь идет о рынке коллективных инвестиций и соответственно его участниках - управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах (скоро к ним присоединятся жилищно-накопительные кооперативы), а спецдепозитарии в этой системе являются наиболее сильным звеном.
        Исторически сложилось так, что, в то время когда они относились к определенной элите, было сложно получить лицензию. Что касается расширения количества объектов контроля, то в первую очередь следует обратить внимание на контроль размещения страховых резервов. Несмотря на то что у страховых компаний существует свой регулятор, они также являются институциональным инвестором. А поскольку у них есть намерение попасть на рынок обязательного пенсионного страхования, то обязательными условиями этого, скорее всего, будут требование размещения страховых резервов через управляющие компании и хранение их в спецдепозитарии. В настоящее время в работе спецдепозитариев можно выделить такие направления, где их деятельность не вызывает практически никаких замечаний со стороны регулятора.
        Во-первых, это обслуживание спецдепозитариями ПИФов. Как показывает практика, даже дефолт управляющих компаний не приводит к потере пайщиками своего имущества. То есть та модель, которая в свое время была выбрана по разделению функций (например, привлечение средств - институциональный инвестор, размещение средств - управляющая компания, учет и контроль этих средств - спецдепозитарии), позволяет избегать системные риски.
        Во-вторых, это обслуживание спецдепозитариями пенсионных накоплений ПФР, что в перспективе расширит на данном рынке работу частных управляющих компаний. К более проблемным сферам относится работа с пенсионными резервами, в этой сфере контроль слабее. Однако можно отметить, что за последнее время отношение НПФ к работе спецдепозитариев очень изменилось. Если несколько лет назад НПФ воспринимали спецдепозитарии как излишнего контролера, то теперь они видят в них своих союзников, которые помогают предотвращать возможные злоупотребления со стороны управляющих компаний. Основные ошибки, возникающие в этой сфере, - несвоевременные уведомления о нарушениях, так как существующая нормативная правовая база недостаточно четко прописывала порядок работы. Хотелось бы, чтобы спецдепозитарии более жестко соблюдали регламент работы по контролю за пенсионными резервами.
        Еще одна проблема пенсионных накоплений НПФ обусловлена тем, что нормативная база отстает от тех реалий, которые существуют на сегодняшний день. Это связано с тем, что до сих пор не определен уполномоченный федеральный орган по регулированию НПФ, что создает дополнительные проблемы
        Одним из приоритетных направлений нашей работы является взаимодействие с саморегулируемыми организациями, которые представляют мнение профессионального сообщества. Мы планируем повысить эффективность регулирования данного сегмента, в том числе с помощью экспертного совета, который в настоящий момент создается. Что касается усиления контроля и надзора за спецдепозитариями, то пока ужесточения лицензионных требований в отношении собственного капитала мы не планируем. Резкого увеличения числа спецдепозитариев не происходит, а существующее их количество соответствует потребностям рынка.
        Сегодня разрабатываются, в том числе и с помощью ПАРТАД, важнейшие нормативные акты - это типовой договор между спецдепозитарием и НПФ по пенсионным резервам (постановление Правительства РФ), а также <Об особенностях деятельности специализированных депозитариев НПФ> (Постановление Правительства РФ в рамка изменений и дополнений закона о НПФ). Последнее постановление представляется скорее как <рамочный документ>, в котором должны быть отражены общие принципы, а технологические аспекты вынесены в нормативные акты ФСФР. Промедление с подготовкой данного документа связано с задержкой постановления правительства, которое определяет правила размещения пенсионных резервов. В зависимости от того, будут ли туда включены объекты инвестирования, приобретаемые на внебиржевом рынке, это наложит отпечаток на особенности деятельности спецдепозитариев по контролю таких сделок.

        Валентин Афанасьев член правления ОАО <ЦМД>

        Возвращаясь к вопросу о рисках в деятельности регистраторов и депозитариев, должен сказать, что солидарен со своими коллегами. Действительно, основными рисками в их деятельности являются все-таки криминальные риски, которые связаны с подделкой документов и служат основанием для проведения операций. Это очень подрывает доверие к рынку ценных бумаг.
        Известно, что большинство сделок <уходит> с российского рынка часто именно из-за отсутствия гарантий прав собственности и крайне сложного процесса подтверждения и восстановления этих прав. Любой регистратор или депозитарий подвергается подобным рискам, и в этих случаях они остаются один на один с клиентом, который начинает восстанавливать свои права. Вернуть акции в таких ситуациях практически невозможно, можно только в соответствии с последней судебной практикой взыскать их стоимость с того, кто списал эти акции, т. е. с депозитария, реестродержателя.
        Такие примеры известны. Однако, по моему мнению, единой практики нет, законодательство очень сложное и нередко по-разному понимается судьями. Необходимо объединять усилия саморегулируемых организаций - НАУФОР, ПАРТАД, регулятора - по разъяснению применения законодательства.
        К сожалению, законодательство всегда несовершенно и не может предусмотреть всех ситуаций, которые возникают в той или иной сфере, особенно в столь сложной, как учет прав на ценные бумаги. Мы со своей стороны готовы участвовать в подготовке соответствующих обращений в государственные органы и проектов необходимых нормативных документов.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Деривативы для инвесторов
    Фьючерсы на процентные ставки: новые возможности для участников долгового рынка
    Рынок ценных бумаг - в массы!
    Анализ ликвидности высокодоходных облигаций на биржевом рынке
    Обеспечение ликвидности высокодоходных облигаций организатором размещения
    Фондовый рынок Кипра
    НРК: 10 лет на рынке регистраторских услуг
    Учет и контроль как основа инфраструктуры российского рынка ценных бумаг (по материалам конференции)
    Управление рисками учетных институтов
    Опыт методологии оценки пакетов акций компаний в России
    Индексы и индикаторы рынка облигаций России: принципы построения
    Конструируем SPV
    Новый кодекс раскрытия информации на рынке ценных бумаг
    Долговые инструменты бюджетной и инвестиционной политики субъектов Федерации
    Рынок региональных облигаций России: состояние, проблемы и перспективы
    Планирование, учет и операции, связанные с управлением государственным долгом (на примере г. Москвы)
    Государственный долг Республики Башкортостан: итоги и перспективы
    Основные итоги развития инвестиционно-заемной системы г. Уфы (опыт и перспективы)
    Информационное сопровождение управления государственным долгом Санкт-Петербурга
    Опыт выпуска внутренних облигационных займов
    Новости
    Паритетное положение доллара и евро - объективная реальность нового этапа развития валютного рынка России
    Спрос населения на евро: факторы, динамика и перспективы
    Интерес банков к валютному рынку останется...
    Российский ритейл уходит в IPO
    Доходность ипотечных пифов не зависит от рыночных колебаний котировок
    Web-сайты бирж стран Центральной и Юго-Западной Азии, а также Японии
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    События

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100