Casual
РЦБ.RU

Учет прав собственности на ценные бумаги в Украине

Июль 2005


УЧЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

    В последнее время в Украине проблема реформирования системы учета прав собственности на ценные бумаги стоит особенно остро. Утвержденная в декабре 2004 г. кабинетом министров Украины <Государственная программа развития Национальной депозитарной системы Украины> предусматривает оптимизацию системы учета прав собственности на ценные бумаги в соответствии с международными стандартами и лучшей международной практикой. Целью реформирования является создание единой учетной системы, включающей в себя все институты, уполномоченные фиксировать права собственности владельцев на ценные бумаги. Реализация данного мероприятия позволит минимизировать манипулирование правами собственности.
    Для того чтобы ответить, как устроена система учета прав собственности на ценные бумаги в Украине, необходимо дать краткое определение составляющих элементов учетной системы страны.
    В настоящее время в учетную систему входят следующие институты: регистраторы, хранители, депозитарии и Национальный депозитарий Украины.
    Статья 1 Закона Украины <О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине> предлагает следующие определения:
  • регистратор - юридическое лицо, субъект предпринимательской деятельности, занимающееся одним видом деятельности, а именно ведением реестров владельцев именных ценных бумаг, на основании лицензии Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка (ГКЦБФР);
  • хранитель - коммерческий банк или торговец ценными бумагами, имеющий лицензию хранителя, выданную ГКЦБФР, и осуществляющий хранение и обслуживание счетов в ценных бумагах;
  • депозитарий - юридическое лицо, которое занимается исключительно депозитарной деятельностью и может осуществлять клиринг и расчеты по договорам относительно ценных бумаг.     Украинским законодательством предусмотрены определенные способы фиксации права собственности на ценные бумаги. В зависимости от формы выпуска, типа ценных бумаг и выбранного способа их хранения различают ценные бумаги именные и на предъявителя, документарную и бездокументарную формы выпуска. На разные виды ценных бумаг по-разному оформляются и права собственности.
        Ценные бумаги на предъявителя могут быть только в документарной форме. Права собственности на них принадлежат тому, кто ими физически владеет, т. е. переходят к новому собственнику с момента передачи ценной бумаги. Законодательством не предусмотрен учет ценных бумаг на предъявителя в депозитарной системе (кроме обездвиженных ценных бумаг на предъявителя).

    ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕГИСТРАТОРАМИ

        Абсолютное большинство ценных бумаг украинских акционерных обществ выпущены в документарной форме и являются именными. В Украине сертификат ценной бумаги - форма физического существования документарных ценных бумаг и одновременно свидетельство права владения или отношений займа, т. е. документ, определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим ценную бумагу, и ее собственником. Корпоративные права и возможность отчуждения именных документарных ценных бумаг акционер получает лишь после внесения соответствующей записи в реестр акционеров.
        К сожалению, в Украине количество случаев, связанных со злоупотреблениями в процессе деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, достаточно велико. Несовершенство порядка регистрации прав собственности делает злоупотребления легко осуществимыми. Можно утверждать, что в результате обострения конфликтов в процессе передела собственности регистраторы попали под давление заинтересованных лиц. В большей степени это обусловлено тем, что регистратор - эксклюзивный обладатель оперативной информации о составе акционеров акционерного общества и текущих изменений в структуре акционеров.
        Истории развития фондового рынка Украины известны случаи утраты системы реестров собственников ценных бумаг (ОАО <Сумыоблэнерго>) и попыток через судебные органы признать факт утраты систем реестров. Нередко регистраторы по тем или иным причинам отказывают предоставлять реестр для проведения общего собрания (акционерные общества <Днепроспецсталь>, <Никопольский завод ферросплавов>, <Запорожтрансформатор>, <Укрнефть>, <Укртатнафта>, <Макеевкагаз> и др.).
        Нормативными документами ГКЦБФР предусмотрена обязанность регистратора перед внесением в систему реестра данных о собственнике ценных бумаг изучить поданный пакет документов на наличие всех необходимых сведений о владельце (номинальном держателе, залогодержателе, уполномоченном лице) ценных бумаг. Широкие полномочия по сбору и анализу информации о владельце ценных бумаг позволяют регистратору использовать их некорректно, например заблокировать ту или иную сделку, аргументируя это недостаточностью или неточностью данных, предоставленных заявителем. С другой стороны, на фондовом рынке встречаются случаи давления на регистраторов, когда предпринимаются попытки оспорить законность операций, ранее проведенных в системах реестров. Например, после юридического анализа документов делаются выводы о недостаточности оснований для проведения операций с ценными бумагами.
        Таким образом, в Украине необходимость совершенствования учета прав собственности актуальна как никогда. Дело в том, что нормативные документы, регулирующие деятельность регистраторов, позволяют регистраторам, эмитентам или внесенному в реестр акционеру (в зависимости от того, кто является участником процесса и на чьей стороне он действует) влиять на ход управления корпоративными правами путем ограничений выдачи реестра, блокирования собрания акционеров, перерегистрации прав собственности и др. Используя данное положение, можно через регистраторов тормозить совершение сделок с акциями общества, отстранять тех или иных акционеров от участия в управлении обществом (например, не допускать их к участию в общем собрании акционеров или скрывать необходимую информацию).
        С целью обеспечения надежной гарантии защиты прав собственности акционеров и инвесторов участниками фондового рынка обсуждаются вопросы необходимости ужесточения лицензионных требований, предъявляемых к регистраторам. Среди необходимых изменений - введение страхования ответственности регистраторов перед собственниками ценных бумаг; подключение к защищенной информационной системе передачи данных, создаваемой Национальным депозитарием Украины; сохранение и обновление контрольных копий реестров в Центральном реестре собственников ценных бумаг.

    ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ ХРАНИТЕЛЯМИ

        В Украине хранители осуществляют учет бездокументарных ценных бумаг в виде записей на счете в ценных бумагах собственника. Свидетельством того, что акционер владеет бездокументарными акциями, является выписка со счета в ценных бумагах, которую хранитель предоставляет собственнику ценных бумаг.
        Хранителями преимущественно являются коммерческие банки. Вместе с тем лицензию на осуществление деятельности по хранению ценных бумаг могут иметь и торговцы ценными бумагами.
        Несмотря на то что права собственности по документарным ценным бумагам учитывают регистраторы, а по бездокументарным - хранители, на фондовом рынке Украины активно работает схема обездвиживания ценных бумаг, посредством которой хранители номинально входят в учетную систему регистраторов.
        Информацию о собственниках ценных бумаг на дату учета реестра хранители предоставляют регистратору только для составления сводного реестра собственников. Информация считается действительной при оформлении ее на бумажном носителе. На практике встречаются ситуации, когда в реестр акционеров хранителем заносится информация о собственниках, которые за время между составлением реестра на установленную дату учета и дату проведения общего собрания акционеров производят отчуждение акций. Таким образом, для нового собственника возникает проблема легитимности и возможности его участия в собрании акционеров.
        В 2001 г. ГКЦБФР было утверждено Решение № 138, согласно которому учет прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов осуществляется исключительно хранителями ценных бумаг. При этом нерезидент, пожелавший приобрести ценные бумаги, эмитированные в Украине, должен получить у хранителя специальный код. Данное требование введено ГКЦБФР с целью идентификации и получения дополнительной информации о собственниках - нерезидентах в Украине.
        Назрел вопрос усовершенствования деятельности хранителей в Украине: модернизация технологии их деятельности и расширение спектра депозитарных услуг, направленных на обеспечение полноценного обслуживания операций инвестора с принадлежащими ему ценными бумагами. Реорганизация хранителей в учреждения, которые способны предоставить инвесторам необходимые кастодиальные услуги, является одним из основных заданий Государственной программы развития Национальной депозитарной системы Украины.

    ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ ДЕПОЗИТАРИЯМИ

        Являясь основным звеном в учетной системе, депозитарная система Украины состоит из двух уровней - верхнего и нижнего. К верхнему уровню относятся все депозитарии, в том числе и Национальный, а к нижнему - хранители и регистраторы. Фактически на данный момент в Украине действуют три депозитария:

  • Национальный депозитарий Украины;
  • депозитарий Национального банка Украины;
  • депозитарий ОАО <Межрегиональный Фондовый Союз>.
        Обслуживание обращения государственных ценных бумаг и учет прав собственности на них осуществляются Национальным банком Украины (НБУ). В соответствии с Положением о депозитарной деятельности Национального банка Украины право собственности на государственные ценные бумаги появляется у покупателя с момента их зачисления на его счет в ценных бумагах у хранителя - клиента Национального банка. Согласно требованиям Приказа Министерства финансов от 29 августа 2000 г. № 209 операции, связанные с размещением и погашением облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ), осуществляются в Украине не только хранителями - банками, но и торговцами ценными бумагами, т. е. хранителями, не являющимися банковскими учреждениями. Следует отметить, что, осуществляя операции с ОВГЗ, торговцы-хранители несут дополнительные финансовые расходы, связанные с необходимостью подключения к телекоммуникационной сети НБУ.
        Законом Украины <О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине> определено, что для обеспечения функций единой системы депозитарного учета создан Национальный депозитарий Украины (НДУ), в полномочия которого входит осуществление нумерации (кодификации) ценных бумаг, стандартизация депозитарного учета, а также ведение корреспондентских отношений с депозитариями других стран.
        Решение ГКЦБФР от 20 апреля 2001 г. № 138 предусматривает, что учет прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов, размещенных на территории Украины, обращение которых осуществляется за ее пределами, производят иностранные депозитарные учреждения путем установления корреспондентских отношений с Национальным депозитарием Украины.
        Также в Украине функционирует созданный профессиональными участниками фондового рынка депозитарий ОАО <Межрегиональный Фондовый Союз> (МФС), который занимается учетом прав на бездокументарные и обездвиженные ценные бумаги.
        Данная ситуация, а именно децентрализация функционирования депозитарной системы, нарушает целостность рынка ценных бумаг, поскольку искусственно выводятся в обособленные сегменты рынка государственные и корпоративные ценные бумаги. Международный опыт свидетельствует о том, что централизация депозитарных функций в стране экономически необходима, она предотвращает конфликты и удешевляет услуги. В настоящее время возникла угрожающая ситуация, когда ни один из существующих депозитариев не может обеспечить полномасштабного обслуживания фондового ринка. Результатом выполнения утвержденной правительством Украины Государственной программы развития Национальной депозитарной системы Украины станут переход на единый депозитарный учет и выполнение депозитарных функций центральным депозитарием (полнофункциональным Национальным депозитарием Украины), что обеспечит целостность системы государственного надзора и контроля на рынке ценных бумаг.

    РЕЗЮМЕ

        После политического кризиса украинский фондовый рынок восстановился быстрее реального сектора экономики. Более того, существуют реальные предпосылки дальнейшего его роста в последующие годы. Крупнейшие рейтинговые агентства - Moody's Investors Service, Fitch, Rating & Investment Information, Inc. (Япония) - повысили рейтинги Украины, что является позитивным сигналом для инвесторов. Так, по данным Госкомстата Украины, в 2004 г. по отношению к предыдущему году объем прямых иностранных инвестиций в страну увеличился на 23%. Однако не следует недооценивать влияние инвестиционных рисков: проведения операций с акциями; риск ликвидности, операционный, корпоративный риски и, безусловно, макроэкономический и политический риски. Только при условии прогнозируемой политики и стабильной финансовой ситуации у страны появится шанс создать фондовый рынок, который будет реально стимулировать развитие экономики путем привлечения инвестиций.
        Технологическая обособленность составляющих Национальной депозитарной системы создает трудности как для инвесторов и профессиональных участников рынка, так и для государства в целом. Формированию целостности системы препятствует существование особенностей в ведении учета отдельных видов ценных бумаг. Параллельное существование отдельных систем депозитарного учета государственных и корпоративных ценных бумаг приводит к увеличению организационных, технологических и денежных затрат профессиональных участников рынка и собственников ценных бумаг, усилению рисков в функционировании системы.
        Учитывая активно происходящие интеграционные процессы и глобализацию рынков ценных бумаг, нельзя не согласиться с тем, что реформирование учетной системы прав собственности на ценные бумаги в Украине, а вместе с тем и всего фондового рынка является приоритетным заданием на ближайшие годы.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

        1. Закон Украины от 18 июня 1991 г. № 1201-ХII <О ценных бумагах и фондовом рынке>.
        2. Закон Украины от 10 декабря 1997 г. № 710/97-ВР <О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине>
        3. Постановление кабинета министров Украины от 21 декабря 2004 г. № 1707
        <Об утверждении Государственной программы развития Национальной депозитарной системы Украины>.
        4. Решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка от 20 апреля 2001 г. № 138 <Об утверждении Положения об учете прав собственности нерезидентов на ценные бумаги украинских эмитентов>.
        5. Приказ Министерства финансов Украины от 29 августа 2000 г. № 209 <Об утверждении Временного положения о техническом порядке и условиях осуществления торговцами ценными бумагами, которые не относятся к учреждениям банковской системы, операций, связанных с размещением и погашением облигаций внутренних государственных заимствований>.
        6. http://www.ukrstat.gov.ua/ - Государственный комитет статистики Украины.
        7. http://www.prometal.com.ua/dt.php ?id=66&subscriber=true&order=relevance.
        8. http://rus.forua.com/analit/2003/ 03/26/120255.html.
        9. http://www.finport.net/ru/news/ index.html?id=32724.
        10. http://www.ukrtatnafta.com/news.php?id=82&print=.
        11. http://www.interfax.kiev.ua/.

    • Рейтинг
    • 2
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Боковой тренд российского рынка акций
    Перегрев российского рынка акций в январе-мае 2005 г.
    Бизнес-процесс управления портфелем ценных бумаг
    Новости
    Рынок акций: дальнейший рост на конкретной информации
    Медленный старт медленной реформы
    Макроэкономический контекст развития паевых фондов на современном этапе в России
    Оптимальный "летний" портфель
    Оценка толерантности инвестора к риску: дешевый маркетинговый ход или реальное конкурентное преимущество?
    Особенности инвестирования в ценные бумаги стран с переходной экономикой
    Индексы пенсионного рынка
    "Остров сокровищ"
    Газпром: подводя итоги, планируя будущее
    Расчет поправки за контроль при оценке пакетов акций российских компаний
    Государственное регулирование деятельности паевых фондов недвижимости
    Доходное дело
    Ключ к фондовому рынку
    Индексы и индикаторы доходности рынка государственных облигаций России
    Прогноз - дело серьезное
    Value-at-risk как мера риска торговых стратегий
    Технологическая платформа Центрального депозитария
    Новые возможности взаимодействия регистраторов и депонентов НДЦ Обзор совместного проекта и новых услуг Некоммерческого партнерства <Национальный депозитарный центр> и ОАО <Регистратор НИКойл>
    Проблемы электронного документооборота депозитария
    ЭДО регистратора: реалии и потребности
    Правовое регулирование при переходе к централизованному клирингу
    Раз-два-три - елочка, гори! Краткий комментарий к концепции Закона "О Центральном депозитарии"
    Национальное нумерующее агентство: политика и практика
    Учет прав собственности на ценные бумаги в Украине

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100