Casual
РЦБ.RU

Правовое регулирование при переходе к централизованному клирингу

Июль 2005


    В отношении клиринговой деятельности в России в настоящее время сформулированы два основополагающих документа - проект Стратегии развития финансового рынка и Концепция закона о клиринговой деятельности. Концепция закона о Центральном депозитарии рассматривает клиринг как одну из функций Центрального депозитария. Под клирингом на рынке ценных бумаг понимают процедуру определения взаимных обязательств сторон по сделкам, заключенным на рынке, и отделяют расчеты от клиринга. Это весьма традиционное понимание, которое используется на развитых рынках, таких как рынки США, Великобритании и Германии.

РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ

    Если рассматривать клиринг с точки зрения проблем, существующих на рынке ценных бумаг, следует отметить, что на российском рынке используются в основном неэффективные технологии клиринга.
    Они не дают участнику возможности эффективно оперировать своей позицией при торговле на различных рынках. Не сведена воедино информация о тех активах, которыми располагает участник на каждом из рынков, а именно: на рынке госбумаг, рынке корпоративных ценных бумаг, на валютном рынке.
    Проблема клиринга требует специального подхода. <Специального> в том смысле, что общие нормы права, действующие сегодня в отношении определения обязательств и расчетов, не позволяют отойти от классических схем расчетов либо с полным покрытием обязательств участника клиринга, либо с отнесением рисков на каждого из участников.
    Вопрос развития клиринга для участников рынка ценных бумаг крайне важен, в первую очередь в отношении международной конкуренции. Если в 2007 г. будет открыт финансовый рынок РФ, то приходящие на этот рынок иностранные контрагенты российских участников столкнутся с определенной проблемой: дело в том, что они смогут заключать сделки только с очень ограниченным кругом капитализированных и кредитоспособных компаний и банков либо на основании преддепонирования с другими контрагентами, т. е. ограничивая свои возможности по торговле и, соответственно, потенциал российского рынка. В связи с этим в развитии централизованного клиринга на российском финансовом рынке заинтересованы прежде всего отечественные финансовые институты, поскольку они смогут, прикрывшись центральным контрагентом, как щитом, проводить операции с иностранными компаниями - потенциальными участниками российского финансового рынка.
    Иной аспект проблемы заключается в том, что в полной мере не реализуется потенциал при торговле российских участников между собой. Если с развитием соответствующих норм регулирования при создании клиринговой организации ей будет разрешено заключать сделки, используя обеспечение, аллокированное для торговли на различных рынках, то потенциал рынка сразу возрастет. Если централизованной организации можно будет принимать на себя риски, подкрепляя их возможностью реализации заложенного имущества, активов для завершения расчетов в случае, если участник не выполнил своих обязательств или не уложился в оговоренные сроки, риски станут более или менее приемлемыми для рынка и центральной клиринговой организации. Если появится возможность распоряжаться гарантийными фондами, и участники рынка будут уверены в том, что фондами управляют так, как это прописано в нормативных актах, то доверия к рынку будет больше, а рисков меньше. Имеются в виду гарантийные фонды для покрытия рисков участников, возникающих при торгах с неполным обеспечением, как это организовано во всем мире (в США, Великобритании, Германии, на других рынках). Распоряжается такими фондами клиринговая организация, что и зафиксировано в Стратегии развития финансового рынка.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

    Важный момент - повышение капитализации клиринговых институтов. Будучи контрагентами рыночных участников, такие институты должны быть кредитоспособными и иметь возможность кредитовать участников для завершения расчетов. Кроме того, именно с центральным клиринговым институтом контактируют иностранные участники, заключая сделки на российском рынке ценных бумаг. Следовательно, его капитал и его возможности должны соответствовать той роли, которую он выполняет.

РИСКИ И ПОЛНОМОЧИЯ

    В Стратегии говорится о концентрации клиринговых расчетов на финансовых рынках в рамках централизованной клиринговой инфраструктуры. Естественно, в этом случае речь должна идти о разделении рисков биржевой и клиринговой деятельности, т. е. разделении функций организации торговли и определения взаимных обязательств, поскольку клиринговая деятельность связана с большими рыночными рисками, которые вряд ли совместимы с той стабильностью, которая должна быть у биржи.
    Что касается системы управления рисками, то ее основными элементами должны стать гарантийные фонды, пруденциальные требования к участникам рынка, а также механизмы кредитования и реализации обеспечения для исполнения обязательств по завершению расчетов. Для этого централизованная клиринговая инфраструктура должна обладать исключительными правами. В настоящее время клиринговый институт такими правами не наделен из-за наличия общих норм в Гражданском кодексе, Законе о залоге, Законе о банкротстве, а также норм, связанных с реализацией имущества. Приоритет при этом не устанавливается. Центральный клиринговый институт осуществляет сделки со всеми участниками рынка, и если кто-либо не исполняет своих обязательств, страдают все, поэтому во всех законах должны быть предусмотрены изъятия, специальные нормы, которые бы давали возможность центральной клиринговой инфраструктуре реализовывать активы участника в приоритетном порядке в случае залога и банкротства.

    КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА О КЛИРИНГЕ
  • Регулирование деятельности по осуществлению клиринга, в том числе неттинга;
  • Правила допуска к клирингу;
  • Механизмы обеспечения исполнения и прекращения обязательств участников клиринга;
  • Формирования клиринговых фондов;
  • Обязательные нормативы, включая требования к капиталу клиринговой организации;
  • Особенности процедуры банкротства клиринговых организаций и членов клиринговых систем;
  • Особый режим имущества, переданного в счет обеспечения исполнения обязательств и процедуру его реализации;
  • Пруденциальные требования к клиринговым организациям;
  • Государственные полномочия в отношении клиринговой деятельности.
  • СИСТЕМА И СТАНДАРТЫ

        Следует обратить внимание на то, что если в Концепции закона о Центральном депозитарии прописан клиринг, то это не означает исключительно централизованного клиринга, поскольку риски клирингового института высоки и слабо сочетаются с требованиями к надежности Центрального депозитария. Речь может идти, скорей всего, о клиринге, связанном с операциями на внебиржевом рынке и/или о видах клиринга, отличных от централизованного. В этом случае, конечно, следует согласиться с Концепцией закона, поскольку клиринг на внебиржевом рынке гораздо более естественно осуществлять Центральному депозитарию, а не другой организации.
        Поскольку в настоящее время решается вопрос о создании Центрального депозитария и написана Концепция закона о Центральном депозитарии, а также Концепция закона о клиринге, у России появились очень хорошие возможности сформировать конкурентоспособную модель фондового рынка.
        Стандартизация и унификация клиринговой деятельности с учетом требований международных стандартов - один из важнейших аспектов, который необходимо учесть при создании системы правовой регламентации клиринговой деятельности. Если система понятий, расчетов, определения обязательств, управления рисками будет несовместима с международными стандартами, то вряд ли она станет пользоваться доверием участников и контрагентов. Поэтому необходимо обращать внимание на опыт государств, где такая система существует достаточно давно.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

        При подготовке отечественных законопроектов о клиринге и клиринговой деятельности и о Центральном депозитарии следует учитывать опыт таких клиринговых организаций, как Eurex Clearing AG (Eurex), LCH ClearnetGroup (LCH) и National Securities Clearing Corporation (NSCC). Данные компании аккумулировали знания о том, как следует выстраивать систему управления рисками и какие риски существуют.
        Ведущие международные клиринговые компании используют следующую классификацию рисков:

  • кредитные риски;
  • риски ликвидности;
  • операционные и другие системные риски.
        Кредитные риски связаны с самими контрагентами, с компаниями, которые заключают сделки; риски ликвидности - с инструментом и рынком; операционные и другие системные риски - с системой расчетов.
        Существует определенный набор инструментов, которыми пользуются указанные клиринговые организации при управлении рисками. Одним из существенных инструментов с точки зрения возможности увеличения объемов торгов и распределения рисков на рынке является институт клиринговых брокеров. Клиринговые брокеры - это лица со специальным статусом, которые принимают на себя часть клиринговых рисков. В чем-то они тоже являются клиринговыми организациями, но, поскольку окончательное определение обязательств осуществляет центральная клиринговая организация, их статус является специальным и должен быть зафиксирован в нормах права.
        Немаловажный фактор - маржевые требования, которые устанавливаются самими клиринговыми организациями в отношении участников в зависимости от волатильности рынка, технических условий и возможностей самой клиринговой организации. Чем меньше возможностей по закрытию рисков другими способами, тем больше маржевые требования. Маржевые требования обеспечивают закрытие рыночного риска. Если не существует инструмента, кроме маржевых требований, то, соответственно, требования должны быть сформулированы так, чтобы рыночные риски могли полностью закрываться маржевыми взносами участников.
        Для того чтобы более гибко оперировать на рынке, используются:
  • система лимитов;
  • система кредитования под залог как деньгами, так и ценными бумагами;
  • система преимущественной реализации обеспечения, предоставленного участниками под сделки, заключаемые на организованных рынках.
        Сама клиринговая организация может создавать резервные фонды для покрытия рисков. Необходимо различать гарантийные фонды, которые создают участники, и резервные фонды, учрежденные клиринговой организацией. В правилах клиринговых организаций и в законодательстве могут и должны быть прописаны правила формирования и использования средств в данных фондах.
        Что касается оснований для досрочного принудительного прекращения обязательств участников, то следует отметить, что необходимо предусмотреть ряд специальных законодательных норм, определить преимущественное право клиринговой организации в отношении принудительного прекращения обязательств участников и связанной с этим реализацией залога.
        Богатый опыт накоплен на разных рынках, но, наверное, по идеологии к российскому рынку ближе всего рынки США и Великобритании. В Великобритании нет прописанного в нормативных актах определения клиринга. Клиринг понимается как процесс расчетов взаимных обязательств по сделкам с ценными бумагами до проведения окончательных расчетов между участниками.
        В Великобритании существует несколько клиринговых организаций, или уполномоченных клиринговых центров. Клиринг для организованных торговых систем осуществляет Лондонская клиринговая палата (London Clearing House, LCH). Система управления рисками этой организации включает в себя практически все возможные средства, которые могут быть использованы для завершения расчетов:
  • базовую маржу участника клиринга, допустившего дефолт;
  • взнос участника клиринга, допустившего дефолт, в Резервный фонд;
  • прибыль, полученную Клиринговой организацией за текущий финансовый год;
  • взносы других участников клиринга в Резервный фонд;
  • страховые возмещения;
  • остаток Резервного фонда;
  • собственные средства Клиринговой организации.
        Причем система приоритетов выстроена таким образом, чтобы минимизировать ущерб для самой клиринговой организации и участников. То есть прежде всего используются средства самого участника, допустившего неисполнение обязательств. К собственным средствам клиринговой организации прибегают в последнюю очередь, поскольку они обеспечивают существование организации и ее жизнеспособность.
        В США существует четкое определение термина <клиринг>. Специального закона не существует, но действует регулирование американской Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам. Крупнейшим участником рынка является Депозитарно-трастовая корпорация, которая входит в качестве дочерней организации в Национальную клиринговую корпорацию по ценным бумагам.
        Американский рынок - это классический рынок, который использует возможности, связанные с проведением неттинга, т. е. способы уменьшения общего количества обязательств путем зачета. В Российской Федерации данная возможность не может быть реализована, поскольку стороны, производящие между собой зачет, должны быть сторонами по сделке, а если между ними стоит клиринговая организация, возможность зачета между продавцом и покупателем исчезает. Соответственно, зачет должен проводиться клиринговой организацией, но существующий закон такой возможности не предоставляет. Вероятно, это можно было бы оговорить в законе или ином правовом акте. Американская Национальная клиринговая корпорация по ценным бумагам до 95% объема расчетов уменьшает за счет проведения неттинга, что дает значительное преимущество рынкам и позволяет увеличивать их эффективность.

    ПЕРСПЕКТИВЫ

        Московская межбанковская валютная биржа приняла принципиальное решение о создании клиринговой организации. Данная организация может стать опытной площадкой и помочь сформулировать требования в области правового регулирования такой деятельности, для того чтобы переход к централизованному клирингу стал возможным.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Боковой тренд российского рынка акций
    Перегрев российского рынка акций в январе-мае 2005 г.
    Бизнес-процесс управления портфелем ценных бумаг
    Новости
    Рынок акций: дальнейший рост на конкретной информации
    Медленный старт медленной реформы
    Макроэкономический контекст развития паевых фондов на современном этапе в России
    Оптимальный "летний" портфель
    Оценка толерантности инвестора к риску: дешевый маркетинговый ход или реальное конкурентное преимущество?
    Особенности инвестирования в ценные бумаги стран с переходной экономикой
    Индексы пенсионного рынка
    "Остров сокровищ"
    Газпром: подводя итоги, планируя будущее
    Расчет поправки за контроль при оценке пакетов акций российских компаний
    Государственное регулирование деятельности паевых фондов недвижимости
    Доходное дело
    Ключ к фондовому рынку
    Индексы и индикаторы доходности рынка государственных облигаций России
    Прогноз - дело серьезное
    Value-at-risk как мера риска торговых стратегий
    Технологическая платформа Центрального депозитария
    Новые возможности взаимодействия регистраторов и депонентов НДЦ Обзор совместного проекта и новых услуг Некоммерческого партнерства <Национальный депозитарный центр> и ОАО <Регистратор НИКойл>
    Проблемы электронного документооборота депозитария
    ЭДО регистратора: реалии и потребности
    Правовое регулирование при переходе к централизованному клирингу
    Раз-два-три - елочка, гори! Краткий комментарий к концепции Закона "О Центральном депозитарии"
    Национальное нумерующее агентство: политика и практика
    Учет прав собственности на ценные бумаги в Украине

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100