Casual
РЦБ.RU

О неотложной необходимости концессий в России

Июнь 2005


    Почти во всех странах существуют законы о концессионных формах хозяйствования. В России принятие такого закона постоянно откладывается. Между тем концессионные соглашения могли бы принести большую пользу российской экономике, улучшить структуру использования национального богатства, увеличить приток иностранного капитала в реальный сектор и в конечном счете стать выгодными не только для России, но и для остального мира.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

    В различные периоды времени российская экономика переживала как взлеты, так и падения. Однако в целом отечественное производство по-прежнему находится в тупике. Большая часть внутреннего спроса приходится на импорт, темпы роста которого в последние годы значительно превышают динамику внутреннего спроса.
    Усилия, которые предпринимает Правительство России для урегулирования сложившейся ситуации, не дают видимых результатов. Основу бюджета по-прежнему составляют доходы от нефтяного и газового экспорта, истинные объемы которых скрываются олигархами. Другие богатства России при формирования доходной части бюджета не учитываются.
    К сожалению, в России, как ни в какой другой стране, допускается экономически несоразмерное и финансово неоправданное предоставление конкурентных преимуществ структурам, добывающим и экспортирующим ресурсы.
    Нынешнего уровня ВВП Российского государства для достойной жизни граждан крайне недостаточно, и планируемое удвоение ВВП не окажет на ситуацию значительного влияния.
    Опора на все богатства страны - важнейшая национальная задача. Национальное богатство любой страны составляют природный, произведенный и человеческий капиталы. Но если в развитых странах на природный капитал (ресурсы) приходится 10%, на произведенный - 20%, а на человеческий - 70%, то в России - соответственно 83-88, 7-10 и 5-7%.
    В то же время отсутствие стоимостной оценки природных ресурсов создает видимость их дешевизны и неисчерпаемости, приводит к недоучету затрат на поиски, разведку, эксплуатацию ресурсов и невозможности снятия государством природной ренты, которую можно было бы направить на приумножение человеческого капитала.
    Отсутствие унифицированной базы данных всех видов природных ресурсов, методологии их учета и стоимости в системе национальных счетов тормозит реформирование системы ресурсопользования в Российской Федерации, разработку законодательных актов в данной области с учетом природной ренты и механизма ее изъятия.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

    Располагая национальным богатством, значительно превышающим мировой ВВП, Россия недостаточно использует его как внутри страны, так и в международных целях. Объемы прямых инвестиций ведущих европейских государств в реальный сектор российской экономики до сих пор крайне малы.
    Кроме того, минерально-сырьевая база России, составляющая 1/3 от мировых запасов, за последние 10 лет привлекла не более 0,3% мирового инвестиционного капитала.
    Следует отметить, что торговые отношения России с зарубежными странами в их нынешнем виде приносят не только пользу, но и большой вред для экономики страны. Это во многом связано с тем, что Правительство России опирается в основном на классические торговые отношения, потенциал которых исчерпал себя. Несырьевое производство растет медленно; из-за перекосов в структуре отечественного экспорта Россия вывозит за границу сырье в объеме 10-12 млрд долл. в год произведенной добавочной стоимости.
    В смещении акцентов с торговли на непосредственную работу в России (на основе концессионных форм хозяйствования, которые снимут большинство трудностей для иностранных концессионеров) заинтересована не только наша страна, но и весь мир.
    Потенциал концессионных соглашений в экономике России значительно выше, чем в экономике других стран. Дело в том, что на основе концессий полезных ископаемых - не только нефти и газа, но и леса, сельхозугодий, водных бассейнов (например, Китай и арабские страны крайне нуждаются в воде) - наша страна способна освоить производственные технологии стоимостью 7-8 трлн долл. Такова вершина российских возможностей. Этот объем технологий поможет укрепить доверие к России и способствовать развитию производства не только в РФ, но и за рубежом.
    Рациональное использование российских природных кладовых способно оказать позитивное воздействие в масштабах не только страны, но и регионов мира, а также влияние на развитие мировой экономики. Уже сегодня некоторые страны Европы на 30-35% пополняют свои запасы сырья за счет поставок из России.
    Но более значительные выгоды, чем от торговли сырьем, экономика всего мира получит от изменения структуры международного разделения труда - если Россия будет поставлять на мировой рынок готовую продукцию.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОНЦЕССИЙ

    Принятие Закона о концессионных соглашениях имеет принципиальное значение для эффективного управления государственной собственностью не только в сфере природопользования, но и в других отраслях экономики и сферах деятельности, большинство которых находится под контролем государства. Концессионное законодательство обеспечивает возможность корректировки программы приватизации, методов разработки природных ресурсов, правовую основу для процедуры банкротств и последующего заключения контрактов с временными управляющими.
    Достоинства концессионной формы управления объектами таковы:
    1. Концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства по осуществлению всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту сооружений, переданных в концессию.
    2. Концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером.
    3. Концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами страны.

МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕССИЙ

    Мировая юридическая и экономическая практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. В настоящее время концессии как форма управления государственной собственностью применяются более чем в 100 странах.
    В 1990-х годах такие законы приняты даже в тех странах, в которых в концессии и сдавать-то нечего, в частности в Черногории (1991 г.), Хорватии (1992 г.), Киргизии (1992 г.), Молдавии (1995 г.), Болгарии (1997 г.), Сербии (1997 г.), Коста-Рике (1998 г.), Украине (1999 г.).
    Россия имеет свою историю концессионной практики. В Советской России в период нэпа концессии широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т. д. По количеству концессий и вложенному капиталу лидировали обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 млн руб.), добывающая (14 концессий, 28 млн руб.), сельское хозяйство (7 концессий, 2 млн руб.), торговля (7 концессий, 1,5 млн руб.). Эффективность концессионной политики была столь велика, что разработали специальный план, позволяющий добиться сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий. К сожалению, этот план не был реализован по политическим причинам.

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    На данный момент в нашей стране нет ни институтов, ни законодательства в области концессионной деятельности. Настало время объединить разрозненные силы экономистов, политиков, юристов-международников, хозяйственников, практиков отечественного и зарубежного бизнеса для решения концессионных проблем.
    Учитывая мировой опыт, Россия должна выработать собственное концессионное законодательство. Российское государство не может в полной мере опереться на опыт развитых стран, поскольку за рубежом концессионное законодательство вводилось в кодекс административных законов постепенно, что способствовало более терпимому отношению государства к бизнесу.
    Уже сегодня концессионные формы внедряются в российскую практику явочным порядком: в стране увеличивается количество платных стоянок, дорог, рынков и т. д. без правового регулирования их деятельности.
    За исключением Закона <О соглашениях о разделе продукции> инвестиционное законодательство в России сегодня не обеспечивает ни специального налогового режима, ни гарантий, ни стабильных условий контракта, позволяющих инвестору рассчитать, когда произойдет возврат вложенных средств.
    Необходимо ускорить принятие соответствующего закона, а также Указа Президента РФ о создании специальной институциональной структуры - временного межотраслевого комитета или комиссии по проведению комплекса мероприятий в области введения концессионных форм управления государственной собственностью - Концессионной комиссии при Президенте РФ, с собственным бюджетом, на ограниченный срок (1-2 года). Основными задачами такой структуры должны стать:

  • определение этапов перехода на концессионные формы управления государственной собственностью;
  • создание замкнутой законодательной базы, достаточной для введения концессий;
  • разработка институциональных основ функционирования концессий;
  • прогноз экономических и социальных предпосылок и последствий концессионной деятельности;
  • осуществление организационных мероприятий по введению концессионных форм управления государственной собственностью.

    ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕССИЙ

        Проблема концессионной деятельности имеет и геополитический аспект. Сибирь и Дальний Восток нам скоро будет нечем и некем держать. Зарубежные концессионеры, наряду с решением своих хозяйственно-экономических задач, помогут удержать целостность данного региона России.
        Невозможно увеличить европейский экономический вес без более эффективного использования огромных ресурсов России. Поэтому не столько расширение ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы, сколько объединение ресурсов Евросоюза и России позволит обеспечить экономическое равновесие европейского континента с американским и Юго-Восточным регионами планеты. Не последнюю роль в этом играют лидеры европейских стран, так как закон может помочь странам ЕС активно выйти на рынки России с крупномасштабными проектами, сделать в отношениях ЕС и РФ акцент на всеобъемлющем подходе к долгосрочным целям, чего сегодня крайне не хватает.
        С учетом масштабов своих инвестиционных запросов России следует выстраивать концессионные отношения не только с отдельными странами, но и с транснациональными корпорациями. Ведь значительная часть их капитала вовлечена в высокорисковые финансовые операции. На каждый доллар, обращающийся в реальном секторе экономики, приходится до 50 долл. в финансовой сфере. Переведя 7-8 трлн долл. международного капитала в реальный сектор отечественной экономики, Россия тем самым сможет снизить риски и поставить на надежную основу отечественный топливно-нефтяной комплекс.
        Крупные инвестиции в Россию потребуют согласования российской нормативно-правовой базы, законодательства с международным правом в области природопользования, разработки правовых гарантий по защите интересов зарубежных инвесторов и концессионеров. Для этого Россия с помощью международных финансовых институтов должна:

  • официально оценить стоимость всего национального богатства;
  • наладить в стране (в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке) эффективное международное сотрудничество на основе концессий и залогового права;
  • инициировать разработку общемировой минерально-сырьевой стратегии с обсуждением ее на соответствующем международном форуме;
  • с целью перенесения центра тяжести с труда и капитала на эколого-ресурсный сектор включить в российскую экономику (и инициировать включение в экономику стран-инвесторов) экологическую составляющую;
  • при реализации в России широкомасштабных международных культурно-рекреационных проектов предложить модель природосообразного переустройства принципов международной торгово-экономической жизни.

    ГЛОБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

        Сегодня более 60% населения Земли живет менее чем на 2 долл. в день; в десятках стран уровень жизни ниже, чем 50 лет назад. Данные факты говорят о том, что необходимо отказаться от принципа <жить ради себя за счет других>. А следовательно, вопрос собственности на природные ресурсы, находящийся в области внутренней политики, должен преобразоваться в глобальную международную стратегию. Реализация данной стратегии поможет ускорить достижение большей социально-экономической справедливости между странами.
        Россия не должны оставаться в стороне от глобализирующегося мира. Следует начать реализацию на просторах России идей экономического, экологического и духовно-интеллектуального глобализма.
        Российский экономический глобализм - это включение зарубежных стран в мобилизационное геоэкономическое освоение тех российских ресурсов, которыми отечественная технология овладеть не может. Базой российского глобализма является не финансовая, а физическая (материальная) сущность наших национальных богатств.
        Россия способна предъявить миру свою схему экологического глобализма, т. е. предложить широкомасштабные международные культурно-рекреационные проекты. На основе их реализации Сибирь, будучи одним из <легких> планеты, рано или поздно должна стать новой туристической меккой.
        И, наконец, включение в стоимостную структуру национального богатства России человеческого капитала станет базой отечественного духовно-интеллектуального глобализма. От того что наши специалисты уезжают за рубеж, стана потеряла 1 трлн долл. Россия и далее способна готовить специалистов, способных сотрудничать, а не вносить раздоры, осваивать технику для созидания, а не для разрушения, действовать в интересах приумножения, а не истребления природы. Причем действовать в интересах всего мира.

    • Рейтинг
    • 1
    Добавить комментарий
    Комментарии (2):
    М
    28.03.2011 12:56:18
    Наткнулся на данную статью совершенно случайно, конечно, автор немного наивно рассуждает. О заинтересованности руководителей нашей страны "не оставаться в стороне от глобализирующегося мира", а также "возможностях согласования нашей нормативно-правовой базы с международным правом". Тем не менее, безусловно, есть рациональное зерно в его взгляде. Хотелось бы комментариев по поводу того, какая ситуация в данном вопросе на сегодняшний день, есть ли изменения за 6 лет.
    Гражданин РФ
    13.08.2016 16:50:25
    Хуй вам, а не ресурсы!
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Инфляционные риски США снижаются
    Конфликт интересов и защита прав акционеров в корпоративных правоотношениях (по материалам "круглого стола")
    Доходность должна быть справедливой
    Конкуренция специализированных депозитариев невозможна, но необходима
    Мнимые риски и реальные проблемы регистраторской деятельности
    Национальный рейтинг специализированных депозитариев набирает ход
    ПАРТАД: страхование и управление рисками
    Капитализация компаний, создаваемых в ходе реорганизации АО-энерго: резервы для роста
    Проблемы оценки стоимости энергокомпаний в период реформирования
    Ставрополье открыто для инвестиций
    О неотложной необходимости концессий в России
    Опыт работы на финансовых рынках компании "Арнест"
    Вексельный рынок: итоги первых месяцев 2005 г.
    Корпоративные векселя - жизнь после смерти?
    Краткосрочное долговое финансирование в России
    Использование банковских векселей при кредитовании предприятий
    Возможна ли общая собственность на вексель?
    Выручка определяет все!
    Новости биржевого сообщества
    От количества - к качеству
    Рынок биржевого РЕПО: точки для дальнейшего роста
    Биржевые вариационные опционы в России
    Корзина либерализации
    Банки средней величины в современных условиях
    "...Мы предлагаем своим клиентам полный пакет услуг..."
    Торговые площадки Южной и Юго-Восточной Азии
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    45 миллиардов - это только начало

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100