Casual
РЦБ.RU

Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка

Июнь 2005


    Главный риск, который призвана снизить стратегия развития финансового рынка России, - это риск его утраты. Рынок все более тяготеет к Западу, и главный вопрос формулируется следующим образом: как повысить его привлекательность?
    Если представить финансовый рынок в виде системы координат, где горизонтальная ось - степень рисков, а вертикальная - уровень достижения целей, которые каждый участник ставит перед собой, то можно сказать, что рынок является настолько привлекательным, насколько его участники удовлетворены своим положением на этом графике.
    Глобальная задача - решение проблем управления на рынке рисками, причем всеми существующими. Управляя рисками, мы их снижаем. Снижая риски, мы повышаем доверие всех участников рынка и его привлекательность, с этим повышается капитализация. Повышение капитализации связано с повышением ликвидности и, соответственно, конкурентоспособности российского финансового рынка.
    С этой точки зрения документ составлен достаточно профессионально и грамотно, учтено практически все. Я бы хотел остановиться на тех моментах, которые представляются наиболее значимыми.
    Первый интересный момент стратегии, касающийся защиты инвесторов, - компенсационный фонд. Финансовый рынок пока миновали сложности, возникшие в прошлом году на банковском рынке. Но рано или поздно мы столкнемся с проблемой доверия инвесторов брокерам и необходимость и востребованность такого механизма, как компенсационный фонд, будет возрастать. Конечно, создание компенсационного фонда - непростая задача не только с точки зрения его наполнения, но и с налоговой точки зрения. Но ее решение серьезно повлияет на желание людей вкладывать деньги.
    Второй момент - решение проблемы инсайдерской торговли и манипулирования. Без снижения и, более того, полного снятия этого риска ждать повышения интереса к нашему рынку бессмысленно. Причем проблему необходимо решать не только законодательно. Должна быть создана система мониторинга, выявления и расследования подозрительных торговых и неторговых транзакций на рынке.
    Важна также необходимость более полного раскрытия информации о бенефициарах, поскльку не секрет, что в решении проблемы инсайдерской торговли главное - понимать, кто обладает информацией и кто получает наибольшую выгоду.
    И последний пункт, также немаловажный в работе с инвесторами, - раскрытие информации. Необходимо выработать единую технологическую платформу, которая была бы удобной и недорогой для всех участников. Есть разные инструментарии - СКРИН и собственные инструменты торговых площадок, но нет системы сбора и дистрибуции создание которой было бы большим благом.
    Говорить о снижении рисков при торговле и расчетах невозможно без создания уникального, защищенного государственными гарантиями института Центрального депозитария.
    Другая важная тема - клиринг. Для того чтобы конкурировать с внешним миром, необходимо предоставлять инвесторам такие же условия расчетов по заключенным торговым сделкам, которые есть во всем мире. Россия устарела с расчетами Т + 0, и выход на нормальные условия расчетов Т + 3 - это решение многих проблем и очень серьезный шаг повышения конкурентоспособности. Поэтому создание страховых, резервных и гарантийных фондов, позволяющих перейти на такой уровень расчетов, - одна из первостатейных задач.
    Что касается профучастников, то первая проблема, которую следует решить, - пруденциальный контроль. Надеяться на то, что создание пруденциального контроля само по себе снизит риски, бессмысленно, поскольку это всего лишь инструмент, а не решение проблемы. В пруденциальном надзоре акцент должен быть сделан на создание технологического решения, позволяющего осуществлять мониторинг того, что происходит на рынке.
    Вторая проблема - достаточность капитала. Сейчас НАУФОР готовит предложения по этому вопросу. У каждого игрока есть своя ниша, для которой должны быть определены уровни достаточности собственного капитала.
    На рынке страховщики предлагают немало продуктов, способных заинтересовать участников. Я же стою на позициях регуляторного диктата. Бессмысленно убеждать людей в том, что страхование хорошо, надо заставлять принимать решения.
    Надзор - техническая функция, и полномочия по надзору должны быть отданы биржам и саморегулируемым организациям. А регулятор должен устанавливать, что следует контролировать, в каком объеме, что является подозрительным, а что нет.

    Примечание
    1 По материалам <круглого стола> <Проблемы и приоритеты развития финансового рынка России>, организованного НАУФОР и ПАРТАД. Конференц-зал ММВБ. 19 апреля 2005 г.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
Сезонные циклы российского фондового рынка
Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
Оценка паевого фонда: доходность или риск?
Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
Машиностроение: широкий спектр интересных активов
Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
Куда вкладывать в российском ВПК
Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
Прочный эмитент
Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
Численные методы анализа ставки дисконтирования
Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
Центральный депозитарий Республики Узбекистан
Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
Институциональная реформа в корпоративном секторе
Контроль и надзор на финансовом рынке
Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
Стратегия и стратагемы
О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
45 миллиардов - это только начало

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100