Casual
РЦБ.RU

Стратегия и стратагемы

Июнь 2005


    С философской точки зрения, в стратегии, как плане достижения значимых целей, порядок реализации важнее обоснования, так как <главной фигурой стратегии является сам субъект осуществления действий>1. В проекте Стратегии развития финансового рынка РФ (далее - Проект Стратегии) форма полностью соответствует содержанию: ее главным действующим лицом является ФСФР, которая сама ставит себе задачи, а в качестве основного средства их достижения определяет преобразование себя в мегарегулятор, с автономными от бюджета источниками финансирования.
    Таким образом, необходимо рассмотреть отдельные положения Проекта Стратегии, имеющие непосредственное отношение к тематике данного издания в рамках триады <цель - обоснование - роль субъекта реализации>.
    Исходя из поставленных целей, Проект Стратегии выгодно отличается от подобного рода документов, ранее выходивших из недр ФКЦБ. Действительно, необходимо превратить финансовый рынок России в работающий механизм привлечения инвестиций. Однако возникают вопросы относительно конкретного перечня дефектов этого механизма и способах их устранения.
    Основная причина перемещения рынка российских корпоративных бумаг за рубеж - отнюдь не в отсутствии в стране структуры с формальной вывеской Центрального депозитария, а в том, что за границей находятся основные инвесторы, приобретающие российские ценные бумаги, и их деньги нужны отечественному бизнесу больше, чем он им. Поэтому российским эмитентам приходится бегать за инвесторами, а не наоборот.
    Признаваемую всем профессиональным сообществом задачу обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке инфраструктурных услуг в Проекте Стратегии предполагается решить путем ограничения возможностей для плодотворной конкуренции в данной сфере внутри страны. Проблема лишь в том, что масштаб российской экономики за пределами ее сырьевой части не позволяет Москве конкурировать с Нью-Йорком, Лондоном или Токио за роль центра финансового рынка независимо от количества российских бирж и депозитариев. Вместо административных усилий по централизации расчетов по ценным бумагам, которая могла бы осуществляться и естественным путем, было бы неплохо использовать энергию регулятора в мирных целях, например путем создания биржи по торговле контрактами на российские природные ресурсы за рубли в России. Это, кстати говоря, помогло бы обеспечить быструю и полную конвертируемость рубля.
    А настойчивые попытки рекламировать в Проекте Стратегии будущий Центральный депозитарий (ЦД) в качестве лекарства от всех болезней инфраструктуры в лучшем случае заблуждение самих разработчиков проекта, а в худшем - стратагема в ее традиционном понимании, как <уловки, вводящей в заблуждение партнеров по игре>2. Тем более что на сегодняшний день критикуемая множественность (двойственность) систем торговли и сопутствующих им расчетных депозитариев связана исключительно с прежней политикой ФКЦБ и ЦБ РФ, выстраивавших данные системы под себя.
    Если регулирующие органы, осознав свои ошибки, хотят устранить эту двойственность в расчетной инфраструктуре, объединив ДКК и НДЦ, то об этом и надо говорить, а еще лучше - это сделать. К сожалению, судя по Проекту Стратегии, в создание ЦД его авторами вкладывается иной смысл. В частности, предполагается наделить ЦД монопольными правами на присутствие в реестрах владельцев ценных бумаг в качестве номинального держателя. Таким образом, почти <естественная> монополия ЦД на расчеты по ценным бумагам по итогам организованной торговли как единого расчетного депозитария торговых площадок дополняется совсем уже <неестественной> монополией на представление интересов инвесторов в системах ведения реестров и при осуществлении корпоративных действий. Если отрицательный эффект от первой из них может быть (теоретически) компенсирован широким участием торгующих клиентов Центрального (расчетного) депозитария в управлении им, то наличие ЦД как единственного номинального держателя в реестрах превращает его в рантье по отношению к внебиржевому рынку. В этом случае его услуги фактически навязываются и институтам коллективного инвестирования, в том числе зарубежным инвесторам, о необходимости снижения трансакционных издержек которых в Проекте Стратегии сказано немало справедливых слов.
    Интересно, что данное предложение, гарантирующее безбедную жизнь ЦД, не согласуется с выражаемым в Проекте Стратегии удовлетворением от увеличения количества кастодиальных депозитариев (737 шт.), которые <обеспечивают распространение рынка депозитарных услуг практически по всем территориям и регионам России>3.
    В то же время в Проекте Стратегии делается попытка обосновать разделение депозитариев на разные уровни и ограничить количество этих уровней, т. е. длины междепозитарной цепочки. Такого рода деление депозитариев на хранителей и попечителей уже предпринималось ФКЦБ в 1997 г. и закончилось провалом. Но тогда это разделение хотя бы основывалось на разных видах лицензий. В данном случае разделение на уровни предполагается осуществлять в рамках одного и того же вида деятельности, а отнесение депозитария к тому или иному уровню, скорее всего, будут осуществлять чиновники на основании ими же устанавливаемых требований. На самом деле ничто не мешает действующим расчетным депозитариям и/или их объединению ограничивать круг своих клиентов или количество их уровней (исходя из технологических возможностей) с целью ограничения рисков.
    Несмотря на подобного рода замечания, сама возможность обсуждения Проекта Стратегии до ее принятия, предоставленная нынешним регулятором финансовых рынков, оставляет надежду на то, что они будут учтены при доработке проекта или реализации Стратегии.

    Примечание
    1 Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. Лондон: ПАНПРИНТ, 1998.
    2 Там же.
    3 Проект Стратегии развития финансового рынка РФ // www.fcsm.ru/strateg.asp?ob_no=12195.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
Сезонные циклы российского фондового рынка
Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
Оценка паевого фонда: доходность или риск?
Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
Машиностроение: широкий спектр интересных активов
Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
Куда вкладывать в российском ВПК
Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
Прочный эмитент
Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
Численные методы анализа ставки дисконтирования
Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
Центральный депозитарий Республики Узбекистан
Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
Институциональная реформа в корпоративном секторе
Контроль и надзор на финансовом рынке
Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
Стратегия и стратагемы
О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
45 миллиардов - это только начало

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100