Casual
РЦБ.RU

Контроль и надзор на финансовом рынке

Июнь 2005


    В области правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг существуют вопросы, по которым нормативно-правовые и контрольно-надзорные функции, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, осуществляют различные органы исполнительной власти и Центральный банк РФ. В частности, к ним относятся:
    1. По вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма Министерство финансов разрабатывает и утверждает нормативные акты. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии (легализации) доходов.
    2. По вопросам обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения Министерство финансов осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Министерство здравоохранения и социального развития выполняет функции по нормативно-правовому регулированию в области негосударственного пенсионного обеспечения.
    3. По вопросам валютного регулирования и валютного контроля Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; ведет производство по делам об административных правонарушениях. Центральный банк является органом валютного регулирования в рамках своей компетенции.
    Необходимо иметь в виду, что контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности - способы обеспечения законности, в том числе на рынке ценных бумаг. Считается, что регулирование как функция государственного управления направлено на осуществление следующих целей контроля: соблюдение законодательства, поддержание стабильности общественных отношений, повышение эффективности государственного регулирования1. В то же время в числе целей надзора называют обеспечение общей легитимности управления за счет улучшения качества управленческих решений и защиты прав граждан, большей открытости в деятельности органов управления2.
    При исследовании проблемы различий контроля и административного надзора и их соотношения возникает вопрос об объеме полномочий органов, регулирующих рынок ценных бумаг.
    В научной и учебной литературе3 приводятся различные трактовки понятий и категорий в области контроля и надзора. С одной стороны, существует мнение, что административный надзор - это разновидность надведомственного государственного контроля, с другой - что это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти4. В частности, специалистами по банковскому законодательству высказывается позиция о фактической реализации Банком России не столько контрольных, сколько надзорных полномочий, что вызвано законодательными ограничениями на право Банка России вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность кредитных организаций5.
    Сравнительный анализ существующих подходов (см. таблицу) приводит к выводу, что функция контроля не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний, а включает анализ фактического положения дел, их сопоставление с намеченными целями, выступает источником принятия новых решений и направлена на установление целесообразных и эффективных взаимоотношений элементов системы. Именно такое понимание контроля дает возможность отделить его от других видов деятельности6. А специфика надзора проявляется в ограничении пределов его компетенции только проверкой законности действий конкретного объекта.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОНЯТИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
  Контроль Надзор
Сущность
1. Наблюдение за соответствием деятельности под-контрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа. Контроль позволяет получить оперативную достоверную ин-формацию, выявить отклонения от требований уп-равленческих решений, причины отклонения и опре-делить пути преодоления препятствий.
2. Контроль включает проверку состояния дел под-контрольного объекта не только с точки зрения за-конности, но и целесообразности. Контрольной дея-тельности присущ организационный аспект. Контро-лирующий орган вправе вмешаться в оперативно-хо-зяйственную деятельность
Наличие комплекса административно-властных средств, с помощью которых происходит влияние надзорного органа на объект. Форма активного наблюдения сопровождается применением мер адми-нистративно-властного характера.
Связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, не целесообразности. Не допускается вмешательство в оперативно-хозяйствен-ную деятельность*
Объект и субъект наблюдения и проверки По объекту - обычно касается конкретных органов: предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций. По субъекту - контрольные полномочия принад-лежат всем вышестоящим органам и организациям Осуществляется в отношении неопреде-ленного круга лиц, отсутствует организаци-онная подчиненность субъектов надзора и поднадзорных объектов
Виды 1. По характеру деятельности: - общий; - специализированный. 2. По стадии: - предварительный (превентивный); - текущий; - последующий. 3. Из организационной взаимосвязи контролирую-щего и подконтрольного: - внутренний, осуществляется самими объектами контроля; - внешний, осуществляется со стороны других орга-нов; - надведомственный или межотраслевой; - внутриведомственный или отраслевой; - общественный, осуществляется общественными организациями во взаимодействии с органами уп-равления По стадии: 1. Предварительный: - анализ информации о поднадзорном объекте; - разработка и доведение до объекта над-зора норм, правил его функционирования. 2. Текущий: - систематическое и непосредственное наблюдение; - проверки. 3. Заключительный: - анализ общего положения объекта над-зора; - выявление тенденций; - разработка предложений

    В прошлогоднем докладе ФСФР говорилось о возможности создания в несколько этапов единого органа по регулированию и надзору за всеми секторами финансового рынка, включая банковский сектор. Так как такой орган не вписывается в структуру федеральных органов исполнительной власти и не может функционировать в качестве министерства, то его формирование возможно только на основе специального закона, который определит его правовое положение, структуру, компетенцию и полномочия. В проекте Стратегии развития финансового рынка РФ, разработанном ФСФР, с учетом целей и задач, предусмотренных проектом Программы Правительства РФ о социально-экономическом развитии России на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) предлагается подготовить закон о Федеральной экономической службе по финансовому рынку.
    Предложения ФСФР, касающиеся изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти7, пока представлены без должного обоснования, однако значимость этого вопроса несомненна. Если имеющиеся органы неэффективно реализовывают свои управленческие функции, то, прежде чем осуществлять их объединение в мегарегулятор, следует тщательно изучить, какие из функций следует передать вновь создаваемому органу, а также соответствуют ли затраты, которые будут вызваны его существованием, предполагаемой отдаче8?
    Как известно, системы контроля и надзора находятся в определенной зависимости от соотношения централизации, децентрализации и деконцентрации в сфере управления.
    Возможно, наилучшая организация надзора на финансовом рынке - сосредоточение его в рамках специализированного органа, который обеспечивал бы единое решение вопроса, касающегося ряда отраслей управления, а также обладал бы возможностью применения мер административного принуждения при строгом ограничении их правовыми положениями.
    Исходя из первоначальных целей Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, состоящих в разграничении управленческих функций по нормотворчеству, контролю и надзору, представляется целесообразным возложить на ФСФР осуществление надзорных функций. При этом саморегулируемые организации могли бы установить систему контроля деятельности своих членов применительно к текущей проблематике рынка и изменяющейся ситуации на нем. А регулирование значительной части отношений на финансовом рынке должно осуществляться путем переноса основных требований к его участникам на уровень соответствующих законов и постановлений Правительства РФ.
    В этом случае механизмы саморегулирования и государственного регулирования будут работать во взаимодействии. Необходима эффективная система их координации, которая позволила бы избежать дублирования функций и в результате обеспечила бы рациональное использование государственных средств.

    Примечание
    1 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 441.
    2 Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002. С. 333.
    3 См.: Студенникина М. С. Государственный контроль в сфере управления: Проблемы надведомственного контроля. М.,1974. С. 7-19; Советское административное право: Методы и формы государственного управления. М.: Юридическая литература, 1977. С. 183, 241; Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 441-463; Приходько Е. О некоторых проблемах правового регулирования государственного контроля и надзора: Административно-правовое регулирование в сфере экономики (5-е Лазаревские чтения) // Государство и право. 2001. № 12. С. 20.
    4 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 460.
    5 Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник: В 2 т. М.: Юристъ, 2001. Т. 1. С. 339-341.
    6 Студенникина М. С. Государственный контроль в сфере управления: Проблемы надведомственного контроля. М., 1974. С. 7.
    7 См.: Проект Стратегии развития финансового рынка РФ.
    8 Подробнее см.: Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти: Учебное пособие. Волгоград, 1998. С. 60-67.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
Сезонные циклы российского фондового рынка
Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
Оценка паевого фонда: доходность или риск?
Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
Машиностроение: широкий спектр интересных активов
Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
Куда вкладывать в российском ВПК
Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
Прочный эмитент
Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
Численные методы анализа ставки дисконтирования
Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
Центральный депозитарий Республики Узбекистан
Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
Институциональная реформа в корпоративном секторе
Контроль и надзор на финансовом рынке
Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
Стратегия и стратагемы
О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
45 миллиардов - это только начало

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100