Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Бекенов Сунатулла, Генеральный директор Центрального депозитария ценных бумаг РУз

  • Все статьи автора
  • Гафуров Назокат, Начальник управления депозитарных технологий и перспективного развития Государственного Центрального депозитария ценных бумаг Республики Узбекистан

  • Все статьи автора

Центральный депозитарий Республики Узбекистан

Июнь 2005


    Интервью с генеральным директором Государственного Центрального депозитария ценных бумаг Республики Узбекистан Сунатуллой Бекеновым и начальником управления депозитарных технологий и перспективного развития Государственного Центрального депозитария ценных бумаг Республики Узбекистан Назокат Гафуровой

    РЦБ: Какая модель депозитарной системы действует в настоящее время в Узбекистане? Какие факторы определили ее выбор?

    C. Б. С 1994 по 1998 г. в Узбекистане было создано несколько независимых коммерческих депозитариев, которые осуществляли функции учета, хранения и передвижения ценных бумаг. Каждый депозитарий имел право самостоятельно вести учет выпусков ценных бумаг, при этом отсутствовала единая система централизованного учета выпущенных в республике ценных бумаг. В условиях динамично развивающегося рынка существовавшая одноуровневая депозитарная система оказалась неспособной эффективно выполнять некоторые из своих функций, которые осложняли и сдерживали дальнейшее развитие рынка.
    Главными проблемами, препятствовавшими развитию рынка, были следующие:

  • сложности формирования списков владельцев ценных бумаг;
  • трудности при проведении эмитентом корпоративных действий с ценными бумагами;
  • неисполнение обязательств по поставкам ценных бумаг по сделкам купли/продажи;
  • разобщенность и слабая координация учетной системы.
        Все эти факторы стали причиной реформирования депозитарной системы.
        С 1999 г. в Узбекистане функционирует двухуровневая депозитарная система хранения и учета прав на корпоративные ценные бумаги, которая включает Государственный Центральный депозитарий на первом уровне и коммерческие депозитария (хранители) на втором уровне.

        РЦБ: Каков порядок взаимодействия Центрального депозитария (ЦД) с торговыми и расчетно-клиринговыми системами?

        Н. Г. Функциями Центрального депозитария, отнесенными законом "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" к его исключительным функциям, являются:

  • подтверждение наличия и подлинности ценных бумаг, выставляемых на биржевые и внебиржевые торги;
  • обеспечение поставки ценных бумаг участникам биржевых и внебиржевых торгов по заключенным на торгах сделкам.
        В декабре 1999 г. Министерством юстиции Республики Узбекистан был зарегистрирован "Порядок взаимодействия Центрального депозитария с торговыми и расчетно-клиринговыми системами", наоснове которого наши организации строят свои отношения. Расчетно-клиринговая палата (РКП) нашей республики - отдельная организация, и взаимосвязь Центрального депозитария с торговыми площадками осуществляется именно через РКП. Если коротко остановиться на данном процессе, то Центральный депозитарий перед торгами в электронном виде передает РКП информацию о потенциальных клиентах, торгуемых ценных бумагах и эмитентах, количестве заблокированных на торги ценных бумаг. РКП добавляет информацию о поступлении денежных средств (информация о предоплате) в электронный файл и передает его торговой системе.
        После проведения торгов информацию по результатам совершенных сделок торговая площадка передает в РКП для проведения клиринга. После проведения всех денежных расчетов РКП направляет в Центральный депозитарий поручение о необходимости завершения сделки путем перевода ценных бумаг со счетов продавцов на счета покупателей. Построение такой последовательной связи между Центральным депозитарием, РКП и торговой площадкой в свое время было обусловлено рядом технических проблем, которые в настоящее время разрешены. Возможно, в будущем отдельное существование РКП не будет необходимым, и она вольется в структуру торговой системы или Центрального депозитария. С нашей точки зрения, выполнение Центральным депозитарием расчетных и клиринговых функций позволит снизить риски, связанные с расчетами по сделкам участников организованного рынка.

        РЦБ: Какая роль отводится ЦД на фондовом рынке Узбекистана?

        Н. Г. Центральный депозитарий играет важную роль на фондовом рынке Узбекистана. Согласно закону Республики Узбекистан "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг", зарегистрированному в 1998 г., Центральному депозитарию был передан ряд исключительных функций, которые возложены на него с целью создания и обеспечения единой системы учета, хранения и движения ценных бумаг. Перечисление этих исключительных функций может дать более четкое представление о роли Центрального депозитария на фондовом рынке республики:

  • централизованная постановка на учет всех выпусков принятых в обращение безналичных и наличных ценных бумаг;
  • хранение до выкупа безналичных и наличных ценных бумаг;
  • ведение корреспондентских счетов депозитариев;
  • подтверждение наличия и подлинности ценных бумаг перед выставлением их на торги;
  • обеспечение поставки ценных бумаг участникам торгов по заключенным на торгах сделкам;
  • сбор и систематизация информации о движении ценных бумаг;
  • учет на территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, а также учет на зарубежных фондовых рынках ценных бумаг, выпущенных резидентами Республики Узбекистан;
  • хранение ценных бумаг, принадлежащих государству.

        РЦБ: Как Вы в целом оцениваете состояние депозитарной инфраструктуры узбекского рынка ценных бумаг? Какие шаги следует предпринять для ее совершенствования?

        Н. Г. Особенностью становления инфраструктуры рынка ценных бумаг Узбекистана является то, что основные ее компоненты создавались по инициативе и при непосредственной поддержке государства. Это и фондовая биржа "Ташкент", и расчетно-клиринговая палата, и, конечно, Центральный депозитарий. Можно считать, что в настоящее время инфраструктура узбекского рынка ценных бумаг полностью сформирована, имеет отработанную схему взаимодействия между ее основными участниками.
        Конечно, она требует дальнейшего совершенствования, так как со временем некоторые институты изживают себя. Достаточно четко прописаны законы о рынке ценных бумаг, имеется отдельный закон, регулирующий деятельность депозитариев, - "Закон о деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг". Центральный депозитарий совместно с регулирующим органом - Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг - постоянно ведет работу по совершенствованию депозитарной инфраструктуры, готовит конкретные предложения по изменению нормативно-законодательных актов. На сегодняшний день можно выделить следующие основные направления:

  • слияние функций двух институтов - депозитарного и реестродержательского. Это позволит упростить схему учета, исключить двойную систему учета ценных бумаг и приведет к уменьшению затрат, как временных, так и финансовых, депонентов на оформление прав на ценные бумаги при их купле/продаже (в настоящее время в Республике Узбекистан действуют независимо друг от друга две системы учета - депозитарная и реестродержательская). Причем депозитарная структура имеет отлаженную систему взаимосвязи и отчетности, в том числе и электронную, чего не скажешь о реестродержательской системе. Данные организации ведут учет движения ценных бумаг с момента регистрации эмиссии до ее аннулирования (если это происходит).
        Отличие этих систем заключается в том, что реестродержатели ведут реестр по всем выпускам ценных бумагам эмитента, а депозитарии - только по тем, которые хранятся на счетах депо клиентов (по желанию клиента наличные ценные бумаги могут быть изъяты из хранения в депозитарии). Поскольку на узбекском фондовом рынке проводятся мероприятия по дематериализации ценных бумаг и наличные ценные бумаги составляют около 10% от всех выпусков ценных бумаг, то 90% всех выпусков ценных бумаг учитываются в двух системах. Естественно, клиенты несут двойные затраты при регистрации своих прав в двух системах;
  • исключение института номинального держателя как отдельного. Это предложение позволит значительно упростить процедуру включения в реестр владельцев ценных бумаг;
  • разрешение инвестиционным посредникам оказывать ограниченные депозитарные услуги. Это изменение позволит повысить уровень работы инвестиционных посредников, расширить спектр предоставляемых ими услуг, упростить взаимодействие инвестиционных посредников с Центральным депозитарием и, самое главное, предоставит еще более широкую возможность инвесторам осуществлять все операции, связанные с приобретением ценных бумаг по принципу "одного окна".

        РЦБ: Каковы итоги деятельности ЦД?

        C. Б. Хотел бы отметить, что, несмотря на то, что Центральный депозитарий Узбекистана - государственное унитарное предприятие, он не является коммерческой структурой. Размеры комиссий за оказываемые услуги устанавливаются в пределах, достаточных для обеспечения операционной деятельности депозитария, и по согласованию с Министерством финансов утверждаются государственным уполномоченным органом - ЦКК.
        Говоря об операционной деятельности, следует упомянуть о принятии Правительством РУ в 2003 г. решения по установлению требования к минимальному размеру уставного фонда акционерных обществ. В ходе приватизации большая часть государственных мелких предприятий была преобразована в акционерные общества с незначительным количеством акционеров, рынок акций которых был практически не развит. Вышеуказанное решение правительства способствовало укрупнению акционерных обществ, изменению организационно-правовой формы тех предприятий, которые не рассматривали акционирование как механизм дальнейшего развития.
        Это сказалось на депозитарной системе, получившей при уменьшении количества акционерных обществ увеличение объема эмитированных ценных бумаг. В результате проведенной работы количество акционерных обществ в течение 2004 г. сократилось в 1,9 раза при росте объема эмитированных акций в 1,3 раза. По состоянию на 1 января 2005 г. количество эмитентов, поставленных на учет, составляет 2311, открыты 1,254 млн счетов депонентов, также обслуживаются счета 88 инвестиционных посредников. В течение 2004 г. появилось еще 3 депозитария 2-го уровня и в настоящее время в ЦД открыты 34 корреспондентских счета коммерческих депозитариев (2-го уровня).
        В течение прошлого года Центральным депозитарием по инициативе регулятора была создана Единая база депонентов. Во-первых, данная база объединяет всех акционеров, зарегистрированных в депозитарной системе республики. Каждому из акционеров в Единой базе присваивается уникальный код зарегистрированного лица, который служит связующим номером при проведении торговых операций между организациями на фондовом рынке. Ранее в депозитариях 2-го уровня акционерам присваивались различные коды депо в зависимости от используемого программного продукта, и это усложняло проведение торговых операций по ценным бумагам. Во-вторых, это будет способствовать ускорению сбора и анализа статистической информации о состоянии движения ценных бумаг. Но главной целью создания данной базы было облегчение и упрощение сбора реестров владельцев ценных бумаг. В случае если в будущем будет создан Центральный регистратор, независимый или на базе Центрального депозитария, то данная база послужит единственной стартовой информацией для начала работы такой организации.

        РЦБ: Каковы планы ЦД на 2005 г.?

        C. Б. Законодательством установлен перечень функций, осуществлять которые может только Центральный депозитарий. Но законодательством также установлен запрет на возможность осуществления других функций. Основные из них - расчетно-клиринговая деятельность, оказание консультационных услуг эмитентам по подготовке документов эмиссии. Предоставление таких прав Центральному депозитарию позволит снизить издержки для профучастников, а следовательно, и для их клиентов, повысит оперативность и качество оказываемых на рынке услуг. Поэтому хотелось бы, чтобы 2005 г. стал годом поэтапного снижения ограничений как для Центрального депозитария, так и для депозитариев 2-го уровня. В этом направлении и строится наша работа.
        Уже отмечаются первые результаты: в марте текущего года Центральному депозитарию разрешено оказывать консультативные услуги акционерным обществам при проведении ими корпоративных действий и при подготовке проспектов эмиссий ценных бумаг, а также услуги инвестиционным фондам по хранению, ведению реестра владельцев ценных бумаг, выпущенных и принадлежащих данным фондам.

        РЦБ: Как вы формируете взаимоотношения ЦД с государством?

        C. Б. У нас налажены очень хорошие рабочие отношения с государственными органами. Кабинет министров Республики Узбекистан назначает руководство Центрального депозитария, в своей деятельности ЦД подотчетен Госкомимуществу и Министерству финансов. Благодаря этому не допускается завышение тарифов за оказываемые услуги, прибыль ЦД не изымается в государственный бюджет, а оставляется для дальнейшего развития структуры. В операционной деятельности мы всегда ощущаем поддержку ЦКК, руководитель которого одновременно является заместителем председателя Госкомимущества. Такая система подотчетности позволяет наиболее оперативно на уровне руководства Госкомимущества и Министерства финансов решать возникающие вопросы, и не только финансово-хозяйственные, но и в плане продвижения предложений по совершенствованию нормативно-законодательных актов. Пользуясь этим, мы, естественно, имеем возможность поднимать проблемы депозитариев 2-го уровня, потому что от стабильности и качества их деятельности выигрывает и Центральный депозитарий.
        Кроме того, Госкомимущество и другие государственные органы управления - клиенты Центрального депозитария, так как законодательством определено, что хранение и учет прав на акции, принадлежащие государству, осуществляет исключительно ЦД. Так что у нас сформированы и производственные отношения. В результате ЦД непосредственно участвует в подготовке проектов государственных программ приватизации и их реализации. Говоря о взаимоотношениях с Министерством финансов, хотел бы отметить, что ЦД всегда ощущает поддержку. Так, заместитель министра финансов Д. О. Мусаев, курирующий вопросы функционирования рынка ценных бумаг, до моего назначения руководил Центральным депозитарием и знает возможности и проблемы ЦД изнутри, что способствует принятию компромиссного и наиболее объективного решения возникающих вопросов. Надеюсь, что налаженные отношения с госорганами и дальше будут развиваться.

        РЦБ: Поддерживает ли ЦД счета в таких международных расчетно-клиринговых системах, как Euroclear и Clearstream?

        C. Б. В настоящее время ЦД не имеет счетов в международных расчетно-клиринговых системах Euroclear и Clearstream. Причина кроится в отсутствии со стороны наших эмитентов и инвесторов реального предложения о необходимости выхода на международные торговые площадки. Кроме того, целесообразно рассматривать данный вопрос только после того, как ЦД будет предоставлено право осуществлять расчетные функции на рынке Узбекистана. С одной стороны, работа над установлением корреспондентских отношений с депозитариями других стран для обеспечения учета ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, и отечественных бумаг, принадлежащих иностранным инвесторам, в том числе с депозитариями стран СНГ, - это наше ближайшее будущее. На сегодняшний день законодательством Узбекистана не определены какие-либо ограничения данной деятельности. С другой стороны, в настоящее время нельзя открыть счета ЦД Узбекистана в депозитариях Российской Федерации из-за установленных ограничений в законодательстве России. Надеюсь, что с созданием Центрального депозитария России эта проблема будет решена.

        Справка
        таблица тут
        * Уменьшение количества счетов депо в депозитарной системе произошло в связи с проведением инвентаризации (закрытием не действующих счетов депо с нулевыми остатками) и слиянием всех депонентов в депозитарной системе в Единую базу депонентов.
        ** Уменьшение количества эмитентов, ценные бумаги которых поставлены на учет в ЦД, произошло в связи с выходом в январе 2003 г. Указа правительства, на основании которого были проведены глобальные операции по укрупнению (слиянию) или переходу в другую форму собственности многих мелких АО.
        *** 1 долл. = 1094,26 сум по состоянию на 10 мая 2005 г.

        РЦБ: Что вы ожидаете от работы Ассоциации центральных депозитариев Евразии?

        C. Б. Работа рабочих групп и совета Ассоциации должна быть направлена на достижение той цели, которая в принципе и заложена в учредительном документе - "Создание общего депозитарного пространства". Осуществление этого возможно путем последовательной выработки единых правил деятельности на основе изучения уже приобретенного опыта работы каждой страны. Как представляется, принятие на ближайшем заседании Совета стандартов Центральных депозитариев, определяющих исключительные функции (которые должен осуществлять только ЦД) и дополнительные возможные функции ЦД (которые имеет право осуществлять ЦД) с последующим обращением в виде рекомендаций к регулирующим органам стран-участниц, было бы своевременным. Кстати, такая схема уже описывалась на страницах журнала "Рынок ценных бумаг" первым заместителем председателя Банка России Андреем Козловым и президентом ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" Игорем Моряковым.
        Вспоминая, с каким вдохновением и энтузиазмом проходила первая учредительная конференция, организованная на высоком уровне НП "НДЦ" и ЗАО "ДКК" в декабре 2004 г., я не сомневаюсь, что в результате своей работы Ассоциация превратится в одну из самых уважаемых саморегулирующих организаций среди профучастников рынка, к мнению которой будут прислушиваться регулирующие органы.

        РЦБ: Каким образом Вы пришли в депозитарную систему?

        C. Б. В финансовую сферу я попал случайно. Окончив математический факультет Ташкентского государственного университета, трудился в НИИ математики. После рождения дочери стал искать работу с большим заработком, и друг пригласил меня в Сберегательный банк. Признаюсь, что вначале я без энтузиазма шел к месту новой службы, не представляя работу коммерческого банка. Но с первых же дней в банке я окунулся в нее с огромным интересом. В течение 6 лет службы в банке, работая сначала в аналитической службе регионального отделения, а потом республиканского головного банка, я постиг глубину банковского дела, приобрел навыки управления активами и пассивами, изучил систему бюджетирования. С отрывом от производства в 1998 г. окончил Банковско-финансовую академию Узбекистана. В 2000 г. меня пригласили в Министерство финансов - в управление ценных бумаг и финансового рынка. Занимался такими вопросами, как приватизация, регулирование деятельности банков с государственной долей в уставном фонде, вопросами выпуска гособлигаций. Также в задачи управления входили функции по участию в регулировании рынка корпоративных ценных бумаг с позиции Министерства финансов РУ, в большей степени это согласовательные функции по нормативно-законодательным актам. Директором ЦД был назначен в июле 2004 г. Здесь я открыл для себя новые интересные направления. Работая непосредственно на рынке ценных бумаг, изнутри вижу те достижения, которых раньше не ощущал, и те проблемы, которых раньше не замечал, работая в Минфине.

        РЦБ: Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от работы время?

        C. Б. Мое увлечение - это работа. В свободное от работы время изучаю специальную литературу, недавно окончил курсы и сдал экзамены по финансовому и управленческому учету. Это помогает мне в сегодняшней работе. Люблю рубаи Омара Хайама, художественную литературу читаю мало. Для поддержания "математической" формы периодически изучаю сборники задач по алгебре и теории вероятности, для физической - хожу в плавательный бассейн. Люблю встречи с друзьями, летом мы обязательно выезжаем с семьями на природу. У нас красивые горы, а недалеко от Ташкента расположено великолепное озеро Чарвак. Но самое дорогое для меня - моя семья, поэтому все свободное время я стараюсь проводить с ней: мы навещаем родителей, вместе выполняем работу по дому, а вечером с удовольствием смотрим комедийные сериалы.

        Сайт ЦДРУз в Интернете http://www.deponet.uz.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
    Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
    Сезонные циклы российского фондового рынка
    Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
    Оценка паевого фонда: доходность или риск?
    Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
    НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
    Машиностроение: широкий спектр интересных активов
    Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
    Куда вкладывать в российском ВПК
    Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
    Прочный эмитент
    Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
    Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
    Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
    Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
    Численные методы анализа ставки дисконтирования
    Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
    Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
    Центральный депозитарий Республики Узбекистан
    Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
    Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
    Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
    Институциональная реформа в корпоративном секторе
    Контроль и надзор на финансовом рынке
    Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
    Стратегия и стратагемы
    О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
    Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
    К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
    45 миллиардов - это только начало

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100