Casual
РЦБ.RU

Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте

Июнь 2005


    1 апреля 2005 г. на Мальте введено в действие новое законодательство о предотвращении нарушений на финансовых рынках. Главная цель нового законодательства - обеспечение целостности как национального, так и общеевропейского фондового рынка, а также сохранение доверия инвесторов на этих рынках. В то же время, как отмечают специалисты, новые правила регулирования финансовых рынков фактически ликвидируют оффшорный статус мальтийской финансово-экономической системы, в которой работали многие российские компании и банки.

    В связи с тем что Мальта с мая 2004 г. стала членом Европейского союза, нормы европейского законодательства стали для нее обязательными. Во исполнение директивы 2003/6/ЕС <Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)>1 1 апреля 2005 г. был принят закон Мальты <О предотвращении злоупотреблений на финансовых рынках>2 (далее - Закон). Следует иметь в виду, что нормы Закона должны применяться с учетом трех новых постановлений премьер-министра Мальты: № 106 <Об инвестиционных рекомендациях и раскрытии информации о заинтересованности>3, № 107 <О практике злоупотреблений на финансовых рынках>4 и № 108 <О раскрытии информации и информировании государственных органов>5.
    Ниже приведены основные положения нового мальтийского законодательства.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Закон устанавливает, что злоупотреблениями на фондовом рынке считаются как инсайдерская деятельность, так и рыночное манипулирование. Закон определяет инсайдерскую информацию как информацию публично не раскрытую, обладающую известной ценностью, относящуюся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, включая информацию о публичном предложении покупки акций (takeover offer), которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки либо таких финансовых инструментов, либо соответствующих деривативов. Кроме того, эта информация должна быть такой, что любой разумный инвестор может счесть ее необходимой при принятии решения о совершении инвестиций.
    Ценность информации определяется указанием на обстоятельства либо события, способные повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг.
    Законом введено понятие лица, аффилированного руководителю компании-эмитента. К таким лицам относятся: а) супруг или гражданский супруг; б) дети руководителя в соответствии с законодательством страны; в) иные родственники, проживавшие совместно с руководителем не менее 1 года до совершения оспариваемой сделки; г) любое юридическое лицо, траст или товарищество, управляемое руководителем эмитента либо лицами, указанными в п. <а>-<в>, либо прямо или косвенно контролируемое указанными лицами, либо созданное в их экономических интересах. Руководителем признается лицо: а) член административного, управляющего или надзорного органа эмитента; б) руководитель высшего звена, не являющийся членом органов компании, указанных в п. <а>, но имеющий постоянный доступ к инсайдерской информации и способный оказывать влияние на принятие управленческих решений эмитентом.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ

    Рассмотрим основные положения запрета на осуществление инсайдерской деятельности и рыночного манипулирования.
    1. Инсайдерская деятельность. Законом запрещено использование инсайдерской информации в целях приобретения любых финансовых инструментов как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц. Статья 6 определяет следующий круг лиц, несущих ответственность за злоупотребление инсайдерской информацией:

  • член органа управления или надзора эмитента;
  • участник в уставном капитале эмитента;
  • лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации в связи с должностным положением или профессиональными обязанностями;
  • лицо, осуществляющее уголовно-наказуемую деятельность;
  • муниципальные и государственные служащие (в том числе и уволенные/в отставке).
        Кроме того, указанным лицам запрещено раскрывать эту информацию и давать рекомендации о состоянии эмитента третьим лицам, если они имели основания полагать, что третье лицо может использовать инсайдерскую информацию при совершении сделок с ценными бумагами.
        Однако данный запрет не распространяется на сделки, договоренность о заключении которых получена до того, как лицо стало обладать инсайдерской информацией. Данное правило заимствовано из законодательства и судебной практики США. Полагаем, что правоприменение мальтийского законодательства будет осуществляться сходным образом. Рассмотрим, как применяется это правило в США.
        Так, в деле SEC v. Adler6 Верховный суд США установил, что <весьма высока вероятность того, что лицо, владеющее существенной непубличной информацией, станет ее использовать при совершении сделок с ценными бумагами. Поэтому ответчики по таким делам правомочны представлять доказательства того, что при совершении сделок данная информация не использовалась>. И хотя ответчик по этому делу - Пелграм владел такой информацией, он представил в суд веские доказательства того, что он планировал продать акции компании до того, как получил существенную нераскрытую информацию.
        Большое количество судебных прецедентов признают возможность для ответчика представлять доказательства неиспользования им инсайдерской информации7. Кроме того, п. <с> ст. 10б5-1 Закона о ценных бумагах и биржах США8, принятая в 2000 г., устанавливает, что на лицо не возлагается ответственность в случаях, когда им представлены следующие доказательства:
  • До момента, когда лицо получило в распоряжение существенную информацию, оно уже заключило договор купли/продажи ценных бумаг либо рекомендовало третьему лицу совершить сделку с ценными бумагами в интересах последнего, либо одобрило письменный план совершения сделок с ценными бумагами.
  • Контракт, рекомендация и план, указанные выше, отвечают следующим требованиям: указывают количество, цену ценных бумаг, а также дату совершения сделки; включают письменную формулу либо алгоритм, либо компьютерную программу, с помощью которой определяются количество и цена приобретаемых (отчуждаемых) ценных бумаг, а также дату сделки; не предусматривают возможностей для последующего изменения и дополнения принятых условий о том, как и где проводить сделки с ценными бумагами и совершать ли их вообще.
  • Последующие сделки должны соответствовать условиям договора, рекомендации либо плану. Сделка считается не соответствующей указанным условиям, если среди прочего изменены количество, цена ценных бумаг, а также дата совершения сделки либо совершена с данными ценными бумагами иная, не предусмотренная договором, рекомендацией или планом, сделка.
        2. Рыночное манипулирование. Статья 8 Закона запрещает распространение слухов, ложной информации в средствах массовой информации, в том числе и в сети Интернет9, совершение мнимых и притворных сделок на фондовом рынке, способных ввести в заблуждение участников рынка посредством неоправданного завышения цены на финансовые инструменты.
        3. Обязанности эмитента. По общему правилу эмитент обязан раскрывать информацию, имеющую отношение к его финансовым инструментам. Согласно ст. 4 постановления № 108 <О раскрытии информации и информировании государственных органов> раскрытие осуществляется путем публикации в одной или нескольких крупнейших газетах страны, а также на официальном сайте компании. Срок раскрытия - 1 рабочий день. Однако, если интересы эмитента могут быть нарушены таким раскрытием (например, при ведении переговоров или принятии решения о заключении важного контракта), он вправе раскрыть информацию позднее (delay). Если эмитент или лицо, действующее от его имени и за его счет, раскрывает инсайдерскую информацию третьему лицу, Закон возлагает обязанность по немедленному раскрытию такой информации всем остальным лицам (публично). Эмитент обязан составлять и регулярно обновлять инсайдерские списки, содержащие сведения о лицах, имеющих доступ к инсайдерской информации (ст. 9 Закона). В списке должно быть указано: имя (наименование) лица, причина, по которой данное лицо занесено в список, дата составления и обновления списка. При изменении указанных данных, новые сведения должны быть внесены в течение 1 рабочего дня.
        4. Обязанности руководства эмитента и их аффилированных лиц. Указанные лица обязаны информировать в течение 5 дней уполномоченный государственный орган о совершенных ими или их доверенными лицами сделок с финансовыми инструментами эмитента.
        5. Обязанности профессиональных участников рынка. Статья 11 Закона устанавливает обязанность доноса на инсайдеров. В случае если совершаемая сделка вызывает обоснованные подозрения в использовании инсайдерской информации, профучастник обязан немедленно (в течение 1 рабочего дня) сообщить об этом в Мальтийскую финансовую службу любым способом (почта, e-mail, факс).
        6. Обязанности журналистов и финансовых аналитиков. Закон устанавливает, что, помимо предоставления точной информации, последние обязаны также раскрывать свою заинтересованность (в том числе и имеющиеся конфликты интересов) по отношению к финансовым инструментам эмитента, в отношении которых распространяется информация.
        7. Обязанность лиц, представляющих рекомендации. Речь идет о лицах, которые располагают инсайдерской информацией и сообщают ее другим. В европейском и американском законодательствах такие лица относятся к числу вторичных инсайдеров (tippers). На Мальте их деятельность регулируется Законом 2005 г. и постановлением премьер-министра № 106 <Об инвестиционных рекомендациях и раскрытии информации о заинтересованности>. Такие лица обязаны всегда указывать источник своей осведомленности: имя и место работы физического лица, наименование юридического лица. В рекомендации должно быть однозначно указано, что предоставленные сведения не являются интерпретацией фактов, личными мнениями и оценками, а также прогнозами о доходности ценной бумаги. Для аналитиков, кредитных организаций и инвестиционных компаний требования еще более жесткие: необходимо указывать способ (методологию) оценки доходности инструмента, степень риска и др. Кроме того, указанные лица обязаны раскрывать свою заинтересованность или конфликт интересов при даче рекомендаций в отношении финансовых инструментов эмитента. Юридические лица обязаны также раскрывать аналогичную заинтересованность своих сотрудников, вовлеченных в подготовку рекомендации. Раскрытию подлежит информация о заинтересованных лицах эмитента (мажоритарных акционеров - свыше 5% акций уставного капитала - бывших и нынешних руководителей и т. д.).

    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН

        Таким органом является Мальтийская финансовая служба (The Malta Financial Services Authority, MFSA). Закон наделяет последнюю широкими надзорными и следственными полномочиями, в частности:

  • осуществлять мониторинг фондового рынка и проводить расследования;
  • иметь доступ и получать оригиналы, снимать копии любого документа эмитента в любой форме;
  • требовать информацию и в случае необходимости допрашивать любое лицо, включая лиц, осуществляющих передачу права клиента на совершение операций на рынке или сами эти операции, а также их клиентов;
  • осуществлять выездные проверки;
  • издавать распоряжения о прекращении нарушения законодательства и (или) о временном запрете заниматься профессиональной деятельностью.
        Кроме того, судом Мальты по уголовным делам по заявлению генерального прокурора может быть выдан ордер на арест имущества подозреваемого (attachment order). В соответствии с этим документом подозреваемому запрещено отчуждение любого движимого и недвижимого имущества (ст. 18 Закона). В таком же порядке может быть получен ордер о замораживании счетов (freezing order). Данное положение включает в себя: 1) передачу на ответственное хранение третьему лицу денежных средств и иного движимого имущества до момента вынесения судебного акта в отношении обвиняемого; 2) запрет отчуждения, передачи в залог и совершения иных сделок с любым движимым и недвижимым имуществом обвиняемого (ст. 19 Закона). Эксперты отмечают, что данный институт является нововведением в мальтийском законодательстве10. Следует отметить, что генеральный прокурор подает заявление в суд только после соответствующего запроса Мальтийской финансовой службы.
        Важным нововведением стало возложение на сотрудников Мальтийской финансовой службы обязанности по неразглашению коммерческой тайны (professional secrecy) в связи с проведением расследований (ст. 16 Закона).

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

        За нарушение законодательства о предотвращении злоупотреблений на финансовых рынках лицо несет гражданскую, административную или уголовную ответственность. Причем, если лицо уже было привлечено к административной ответственности, его уже нельзя привлечь к уголовной (ст. 22 Закона). Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, а также сотрудники последних. Статья 24 Закона предусматривает следующие виды наказаний: штраф в размере от 1 тыс. до 400 тыс. мальтийских лир (от 2,3 тыс. до 920 тыс. евро) либо взыскание в тройном размере полученных доходов или убытка, которого удалось избежать, либо тюремное заключение до 7 лет лишения свободы, либо и штраф, и тюремное заключение.

    ВЫВОДЫ

        Рассмотрев основные положения мальтийского законодательства об инсайдерской деятельности, приходим к следующим выводам. Закон и подзаконные акты Мальты существенным образом расширяют компетенцию уполномоченного органа по ценным бумагам и биржам - Мальтийской финансовой службы, устанавливая жесткие правила проведения расследований. Существенно повышена ответственность за нарушение законодательства. Тем не менее считаем, что оно полностью соответствует Директиве Евросоюза 2003/6/ЕС <Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)>11. Отрадно отметить то обстоятельство, что большая часть норм принята с учетом мирового (прежде всего, американского) опыта. Это позволит переложить бремя расследования таких дел с судебной власти на исполнительную, что повлияет на эффективность и быстроту их рассмотрения. В то же время сложно оценить опасения российских экспертов по поводу негативного влияния нового законодательства на российские компании, работающие на Мальте. Полагаем, что многих неприятностей с законом можно избежать, если заранее познакомиться с новыми правилами.

        E-mail автора: agshapovalov@orneft.tnk.ru.

        Примечание
        1 Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) OJ L 096. 12.04.2003. P. 16-25.
        2 Prevention of Financial Markets Abuse Act. Act IV of 2005.
        3 Prevention of Financial Market Abuse (Fair Presentation of Investment Recommendations and Disclosure of Conflicts of Interest) Regulations, 2005. L.N. 106 of 2005 - Suppliment tal-Gazzetta tal-Gvern ta' Malta, Nru. 17,753, 12 ta' April, 2005. B. 1555-1563.
        4 Prevention of Financial Market Abuse (Market Practices and Manipulative Behaviour) Regulations. 2005. L.N. 107 of 2005 - Suppliment tal-Gazzetta tal-Gvern ta' Malta, Nru. 17,753, 12 ta' April, 2005. B. 1565-1569.
        5 Prevention of Financial Market Abuse (Disclosure and Notification) Regulations, 2005. L.N. 108 of 2005 - Suppliment tal-Gazzetta tal-Gvern ta' Malta, Nru. 17,753, 12 ta' April, 2005. B. 1571-1583.
        6 37 F.3d at 1337.
        7 Bainbridge S. M. The Law and Economics of Insider Trading: A Comprehensive Primer / UCLA School of Law Working Paper Series (March 13, 2001). Р. 53.
        8 US Securities and Exchange Act of 1934.
        9 По российскому законодательству страница Интернета не рассматривается в качестве средства массовой информации до тех пор, пока она не будет зарегистрирована в государственном органе по печати в этом качестве (СМИ). Деятельность редакции возможна только после регистрации СМИ. В Письме от 18 ноября 2002 г. № 18/14-16380/18-11218 МПТР РФ подчеркивается, что информационный ресурс Интернета может считаться средством массовой информации, если отвечает установленным Законом о СМИ требованиям. См.: ст. 2, 8 ФЗ <О средствах массовой информации> от 27 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями). - Примеч. авт.
        10 Prevention of Financial Markets Abuse Act 2005/The Times & The Sunday Times, Malta, 4 th April, 2005.
        11 Подробнее основные положения Директивы 2003/6/ЕС см. в статье: Шаповалов А. Правовое регулирование инсайдерской деятельности в Европейском союзе // РЦБ. 2005. № 5. С. 38-42.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
    Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
    Сезонные циклы российского фондового рынка
    Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
    Оценка паевого фонда: доходность или риск?
    Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
    НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
    Машиностроение: широкий спектр интересных активов
    Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
    Куда вкладывать в российском ВПК
    Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
    Прочный эмитент
    Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
    Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
    Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
    Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
    Численные методы анализа ставки дисконтирования
    Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
    Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
    Центральный депозитарий Республики Узбекистан
    Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
    Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
    Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
    Институциональная реформа в корпоративном секторе
    Контроль и надзор на финансовом рынке
    Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
    Стратегия и стратагемы
    О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
    Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
    К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
    45 миллиардов - это только начало

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100