Casual
РЦБ.RU

Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы

Июнь 2005


    В связи с принятием и вступлением в силу таких законов, как ФЗ от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ <О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих>, ФЗ от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ <О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах">, ФЗ от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ <Об ипотечных ценных бумагах>, перед спецдепозитариями открылись новые перспективы. Однако связанные с развитием новых направлений основные проблемы остались нерешенными. Отсутствие позитивных сдвигов в решении этих проблем может привести к ухудшению качества контроля специализированного депозитария за институтами коллективных инвестиций. Выходом из сложившейся ситуации служит укрепление взаимодействия ФСФР, ПАРТАД и профессиональных участников рынка ценных бумаг с целью развития нормативно-правовой и технологической базы для деятельности специализированных депозитариев.

НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    С 1 января 2005 г. вступил в силу ФЗ № 117 <О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих>. В законе оговорен новый подход к обеспечению жильем военнослужащих путем формирования системы постепенного накопления средств для приобретения жилья в собственность.
    Основными задачами перехода к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих являются:

  • переход от натуральной формы обеспечения увольняемых военнослужащих постоянным жильем к денежной;
  • создание условий для приобретения жилья в собственность в период прохождения военной службы с использованием ипотечного кредита.
        Формирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих производится за счет ежегодного перечисления государственных средств на персональные счета военнослужащих для приобретения жилья (накопление денежных средств осуществляется персонально путем ежегодного начисления бюджетных ассигнований на именной накопительный счет военнослужащего). Учет денежных средств ведется уполномоченным федеральным органом.
        В соответствии с данным законом средства накоплений для жилищного обеспечения должны быть переданы в доверительное управление. К управлению накоплениями для жилищного обеспечения допускаются только отобранные по результатам конкурса управляющие компании.
        Хранение и учет прав на ценные бумаги, а также контроль за распоряжением накоплениями для жилищного обеспечения может осуществлять только отобранный по результатам конкурса специализированный депозитарий. Требования к спецдепозитарию по накоплениям для жилищного обеспечения составлены по аналогии с требованиями к спецдепозитарию ПФР по пенсионным накоплениям, хотя есть и некоторые отличия. Перечень обязанностей спецдепозитария, требований к участникам конкурса, список документов, входящих в состав конкурсной документации, установленный законодательно, полностью совпадают.
        Остается надеяться, что расширенные и уточненные требования к спецдепозитарию по накоплениям для жилищного обеспечения, которые будут оговорены в соответствующих постановлениях Правительства РФ и ФСФР, не превысят требований, предъявляемых к спецдепозитарию ПФР и будут ниже пропорционально объемам накоплений. Судя по снижению требований к страховой сумме в 10 раз, предполагаемый объем накоплений для жилищного обеспечения будет как минимум в 10 раз меньше, чем объем пенсионных накоплений, аккумулируемых в ПФР. По информации Министерства обороны РФ, финансирование накопительно-ипотечной системы из федерального бюджета в 2005 г. составит всего 1,03 млрд руб., в 2006 г. - около 3 млрд руб. Соответственно, и другие финансовые требования (например, к собственному капиталу) к специализированным депозитариям также должны быть ниже не менее чем в 10 раз.
        Требования к спецдепозитарию, обслуживающего ПФР и УК (осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений), которые были оговорены Постановлением ФКЦБ РФ от 10 февраля 2004 г. № 04-2/пс, представлены в табл. 1.

    Таблица 1. ТРЕБОВАНИЯ К СОБСТВЕННОМУ КАПИТАЛУ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ, ОБСЛУЖИВАЮ-ЩЕГО ПФР И УК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
    Объем (стоимость) активов, обслуживаемых специализированным депозитарием, млрд руб. Минимальный показатель норматива достаточности собственных средств (капитала) специализированного депозитария, млн руб.
    До 700 600
    От 700 до 800 700
    От 800 до 900 800
    От 900 до 1000 900
    Свыше 1000 1000

        Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства достаточным признается капитал, составляющий одну тысячную часть, или 0,1%, от обслуживаемых активов. Следовательно, логичными будут выглядеть требования, устанавливающие объем собственного капитала спецдепозитария по накопительно-ипотечной системе на ближайшие 2 года в размере от 25 до 60 млн руб. (табл. 2).

    Таблица 2. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦДЕПОЗИТАРИЮ ПФР И СПЕЦДЕПОЗИТАРИЮ ПО НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    Показатель Значение
    для спецдепозитария по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих для спецдепозитария ПФР

    Лицензии
    На осуществление депозитарной деятельности.
    На осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
    Обязательное страхование 30 млн руб. 300 млн руб.
    Безотзывная банковская гарантия Нет сведений 3 млрд руб.
    Достаточность собственных средств относительно объема обслуживаемых активов Правила поддержания достаточности собственных средств устанавливаются
    Правительством РФ, показатели нормативов достаточности устанавливаются
    ФСФР
    Минимальный размер собственных средств Нет сведений 600 млн руб. при объеме пенсионных накоплений до 700 млрд руб.
    Требование отсутствия аффилированности с УК + +
    Регистрация в ФСФР
    регламента и кодекса
    профессиональной этики
    +
    +
    Требование отсутствия
    оффшорных компаний в
    составе акционеров
    (участников) спецдепозитария
    +
    +
    Требования к совмещению деятельности

    Не совмещать свою деятельность специализированного депозитария с другими
    видами лицензируемой деятельности, за исключением депозитарной или
    банковской; кроме того, не совмещать свою деятельность с депозитарной
    деятельностью, если последняя связана с проведением депозитарных операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организатора торговли на рынке ценных бумаг на основании договоров, заключенных с таким организатором торговли и (или) клиринговой организацией, а также с клиринговой деятельностью и деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг
    Аудит Обязательный

        Хочется надеяться, что при построении накопительно-ипотечной системы в части регламентации работы управляющих компаний и специализированного депозитария будет учтен накопленный не только положительный, но и отрицательный опыт работы по построению системы обслуживания пенсионных накоплений в рамках пенсионной реформы.

    ПЕРСПЕКТИВЫ СПЕЦДЕПОЗИТАРИЕВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ <ОБ ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГАХ>

        В соответствии с ФЗ № 152 <Об ипотечных ценных бумагах> учет требований и иного имущества, составляющих ипотечное покрытие, осуществляется путем ведения специализированным депозитарием реестра ипотечного покрытия. Если для ПФР и накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по конкурсу выбирается только один спецдепозитарий, к которому предъявляются дополнительные требования, то реестры ипотечного покрытия могут вести все спецдепозитарии, удовлетворяющие лицензионным требованиям, которые устанавливаются ФСФР.
        Однако в случае реализации проектов по созданию ипотечных агентств (выпуску облигаций с ипотечным покрытием) или учреждению доверительного управления ипотечным покрытием (выдаче ипотечных сертификатов) у спецдепозитариев, рискнувших первыми осуществить работу по ведению реестров ипотечного покрытия, возникнут следующие проблемы:

  • Депозитарный учет закладных и ипотечных сертификатов участия. И закладные, и ипотечные сертификаты участия не являются эмиссионными ценными бумагами, а следовательно, не подлежат обязательному депозитарному учету. В Законе <Об ипотечных ценных бумагах> есть требование <учета имущества, составляющего ипотечное покрытие? путем ведения реестра ипотечного покрытия>, а также хранения ценных бумаг в документарной форме в специализированном депозитарии. То есть депозитарного учета документарных ценных бумаг, составляющих ипотечное покрытие, не требуется.
  • Хранение документарных ценных бумаг. В соответствии с требованиями Постановления ФКЦБ РФ от 16 октября 1997 г. № 36 <О депозитарной деятельности>, если депозитарий самостоятельно осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг, он обязан иметь для этого специальное хранилище, отвечающее требованиям нормативных правовых актов. При этом таких требований к небанковским депозитариям не существует. Однако хранение сертификатов ценных бумаг, не сопровождающееся учетом и удостоверением прав на ценные бумаги, не является депозитарной деятельностью и осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации о хранении. Следовательно, на сегодняшний день нет необходимости проводить сертификацию хранилищ для хранения документов и составляющих ипотечное покрытие документарных ценных бумаг, которая подтверждала бы обеспеченные ипотекой требования и права на иное имущество, учитывающееся в реестре ипотечного покрытия.
  • Подготовка технологии ведения реестра ипотечного покрытия и контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие, в том числе разработка или приобретение соответствующего программного обеспечения. Судя по положениям Закона <Об ипотечных ценных бумагах>, ведение реестра ипотечного покрытия и контроль будут значительно отличаться от учета и контроля активов ПИФ, пенсионных резервов НПФ и пенсионных накоплений, переданных в НПФ. При этом пока на рынке программного обеспечения для спецдепозитариев не предлагаются модули для ведения реестра ипотечного покрытия.

    ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ДЕПОЗИТАРИЯМИ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ, ПЕРЕДАННЫХ В НПФ

        На основании ФЗ № 75 <О негосударственных пенсионных фондах> специализированные депозитарии имеют право участвовать в пенсионной реформе, обслуживая негосударственные пенсионные фонды, выступающие в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
        При этом согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона № 75-ФЗ <О негосударственных пенсионных фондах> (в редакции от 2 декабря 2004 г.) услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться НПФ только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии. Кроме того, в ст. 36.18 указано, что спецдепозитарий при обслуживании НПФ, выступающих в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, не может совмещать свою работу с другими видами лицензируемой деятельности, кроме депозитарной и банковской. Но в своем большинстве банки также имеют лицензии брокера/дилера и, следовательно, не отвечают требованиям закона по совмещению видов деятельности на рынке ценных бумаг. Таким образом, теоретически с НПФ, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, могут работать около 10 из 48 спецдепозитариев, не являющихся совместителями.
        Перспективы участия спецдепозитариев в пенсионной реформе при обслуживании пенсионных накоплений, переданных в НПФ, пока невелики, а деятельность спецдепозитария по обслуживанию пенсионных накоплений, переданных в НПФ, представляется убыточной как минимум в среднесрочном периоде (до 5 лет). Не считая глобальных проблем, связанных с идеологией и реализацией пенсионной реформы в стране в целом, существуют трудности, касающиеся непосредственно спецдепозитариев:
        1. Значительное отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. Пенсионные накопления переведены на счета НПФ 30 декабря 2004 г., их передача в доверительное управление должна была осуществиться 1 февраля 2005 г., а типовые формы договоров со спецдепозитарием и управляющими компаниями утверждены Постановлением Правительства РФ № 65 только 9 февраля 2005 г.
        Кроме того, отсутствуют нормативно-правовые акты, регулирующие отчетность спецдепозитария перед управляющими компаниями, НПФ и ФСФР, и другие аспекты деятельности, которые оговорены в типовых договорах. Например, в соответствии с типовыми формами договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договором со спецдепозитарием, по состоянию на начало мая 2005 г. ФСФР не установлены:

  • порядок расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющей компании;
  • порядок предоставления спецдепозитарием в НПФ, управляющую компанию и ФСФР информации о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании и НПФ;
  • порядок и сроки информирования НПФ, управляющих компаний и ФСФР об изменении учредительных документов спецдепозитария, численного и персонального состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, а также работников, обеспечивающих деятельность спецдепозитария по обслуживанию пенсионных накоплений, и аффилированных лиц;
  • порядок и сроки предоставления спецдепозитарием в ФСФР, НПФ и управляющие компании отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании.
        2. Проблема расчета вознаграждения спецдепозитария и возмещения необходимых расходов. В тексте типового договора негосударственного пенсионного фонда со специализированным депозитарием, утвержденного Правительством РФ, оговорено, что <расходы, превышающие размер оплаты необходимых расходов, предусмотренный федеральным законом (максимум 1% от стоимости чистых активов, в сумме с расходами управляющих компаний), оплачиваются специализированным депозитарием за счет собственных средств>. Некоторые НПФ получили из ПФР пенсионные накопления, составляющие всего несколько десятков тысяч рублей. При таких незначительных суммах при любом варианте инвестирования специализированный депозитарий будет вынужден возмещать из собственных средств расходы на оплату услуг вышестоящих депозитариев и регистраторов. Однако спецдепозитарий не имеет возможности влиять на инвестиционную политику управляющей компании, если она проводится в рамках действующего законодательства. Кроме того, такой подход к оплате возмещаемых расходов противоречит принципам расчетов на фондовом рынке и практике делового оборота, при которой возмещаемые расходы оплачиваются клиентами депозитария.
        В сумме НПФ получили из ПФР около 1,2 млрд руб. Соответственно, в целом вознаграждение всех спецдепозитариев, обслуживающих НПФ, составит максимум 0,1% в год (ст. 36.23 ФЗ № 75 <О негосударственных пенсионных фондах>), или 100 тыс. руб. в месяц. То есть каждый спецдепозитарий из 10, имеющих возможность работать с пенсионными накоплениями, в среднем получит 10 тыс. руб. в месяц, и деятельность по обслуживанию пенсионных накоплений не окупится еще несколько лет, а спецдепозитарии будут нести убытки, в результате чего снизится и качество контроля.
        3. Проблема требований к собственному капиталу спецдепозитариев. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 853 показатель достаточности собственных средств рассчитывается в порядке, установленном ФСФР, исходя из соотношения размера собственных средств специализированного депозитария и стоимости обслуживаемых активов, составляющих инвестиционные портфели управляющих компаний (осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений), с которыми специализированный депозитарий заключил договоры об оказании услуг. Порядок расчета объема собственных средств специализированного депозитария определяется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
        Аналогично для специализированного депозитария, обслуживающего ПФР (на сегодняшний день - ЗАО <Объединенная депозитарная компания>, выигравшая конкурс на заключение договора с ПФР в 2004 г.), Постановлением ФКЦБ РФ от 10 февраля 2004 г. № 04-2/пс были установлены требования к собственному капиталу (см. табл. 1), в соответствии с которыми достаточным признается собственный капитал, составляющий одну тысячную часть, или 0,1%, от объема (стоимости) обслуживаемых активов.
        В отличие от размера пенсионных накоплений, аккумулированных в ПФР, в негосударственные пенсионные фонды в 2005 г. было перечислено всего около 1,2 млрд руб. Соответственно, согласно Постановлению Правительства РФ № 853 в 2005 г. для спецдепозитариев, обслуживающих НПФ - страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, достаточным будет собственный капитал в размере 1200 тыс. руб., но только в том случае, если все негосударственные пенсионные фонды, работающие с пенсионными накоплениями, будут обслуживаться одним спецдепозитарием.
        На 1 января 2005 г. одним из лицензионных требований, оговоренных Постановлением ФКЦБ от 23 апреля 2003 г. № 03-22/ПС для специализированных депозитариев, является установление объема собственного капитала в размере 25 млн руб.
        Таким образом, текущие лицензионные требования в 20 раз превышают необходимое покрытие для обслуживания пенсионных накоплений. Соответственно, на 2005 г. (а также с учетом небольшой вероятности увеличения объема пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ, в 20 раз в ближайшие 2-3 года) не должно быть установлено дополнительных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев, превышающих лицензионные требования.
        Установление экономически необоснованных значительно завышенных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев будет препятствовать конкуренции на рынке спецдепозитарных услуг, а также приведет к значительному сужению рынка услуг, предлагаемых специализированными депозитариями НПФ, и, возможно, к монополизации данного рынка. При этом будут нарушены требования ст. 12 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ <О защите конкуренции на рынке финансовых услуг>, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещается издание нормативных правовых актов, необоснованно препятствующих созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг, ограничивающих (кроме как на основании федерального закона) доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устраняющих с него финансовые организации, препятствующих деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг, устанавливающих нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предлагают, предоставляющих одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим в одном и том же секторе рынка финансовых услуг.
        4. Критерии контроля процесса инвестирования средств пенсионных накоплений значительно шире, чем те, которые предъявляются к активам ПИФ или пенсионных резервов НПФ. В результате этого спецдепозитарию требуется значительный объем дополнительной информации из официальных источников, стоимость которой у бирж составляет несколько тысяч долларов. При указанных ограничениях на возмещение необходимых расходов приобретение такой информации будет осуществляться за счет средств спецдепозитария. Сбор информации в целях экономии из неофициальных источников увеличит трудозатраты и вероятность операционных ошибок при учете и контроле. Для решения данной проблемы необходимо взаимодействие ФСФР с биржами, что позволит решить вопрос о льготном порядке предоставления информации спецдепозитариям с целью контроля (или условии раскрытия указанной информации).
        Таким образом, в процессе осуществления деятельности в качестве специализированного депозитария, особенно при развитии новых направлений, для решения (а лучше предупреждения возникновения) технологических проблем необходимо, чтобы в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся отрасли коллективных инвестиций, принимали активное участие все заинтересованные стороны - федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемые организации и непосредственно профессиональные участники рынка ценных бумаг.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
    Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
    Сезонные циклы российского фондового рынка
    Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
    Оценка паевого фонда: доходность или риск?
    Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
    НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
    Машиностроение: широкий спектр интересных активов
    Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
    Куда вкладывать в российском ВПК
    Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
    Прочный эмитент
    Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
    Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
    Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
    Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
    Численные методы анализа ставки дисконтирования
    Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
    Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
    Центральный депозитарий Республики Узбекистан
    Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
    Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
    Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
    Институциональная реформа в корпоративном секторе
    Контроль и надзор на финансовом рынке
    Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
    Стратегия и стратагемы
    О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
    Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
    К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
    45 миллиардов - это только начало

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100