Casual
РЦБ.RU

Куда вкладывать в российском ВПК

Июнь 2005


    В последние годы идет постепенное восстановление российского военно-промышленного комплекса. Увеличение государственных заказов на военную технику для многих компаний может стать реальным шансом повышения конкурентоспособности на внутреннем и зарубежных рынках. Основные секторы ВПК, на которые следует обратить внимание в среднесрочной перспективе, - это российские ВВС, вертолето- и кораблестроение.

    В течение последних 12 лет российский ВПК не имел сколько-нибудь значащего государственного заказа. Некоторые из наиболее технологичных направлений смогли сохраниться исключительно благодаря экспорту российских вооружений в Индию, Китай и некоторые другие страны Ближнего Востока и Азии.
    Наиболее востребованными российскими/советскими вооружениями стали боевая авиация, вертолеты, системы ПВО, боевые корабли и некоторые образцы бронетехники. Однако, по нашему мнению, долгая 12-летная пауза в государственных закупках подходит к концу. В следующие 5-10 лет государственный заказ существенно вырастет, добавив доходы сектору, который сейчас живет исключительно экспортом.
    Действительно, в 2005 г. государственный оборонный заказ на 187 млрд руб. превысил экспорт вооружений на 5,1 млрд долл.
    В последнее время наблюдалось некоторое оживление рынка некоторых акций тех компаний ВПК, которые проявили себя конкурентными в период рецессии и могут рассчитывать на новые оборонные заказы. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующие секторы.

РОССИЙСКИЕ ВВС

    Новейшая история (военные кампании в Ираке, на Балканах и в Афганистане), показавшая значение авиации в современных неядерных конфликтах, подчеркнула необходимость сильных ВВС для безопасности России. Однако ВВС почти не получали новых самолетов за последние 12 лет, а в 1990-х гг. не имели достаточного обеспечения для поддержания стареющего парка самолетов, что привело к значительному сокращению количества боевых самолетов в строю. Например, парк истребителей сократился с 4075 в 1987 г. до 908 машин в 2002 г. (более чем в 4 раза) (рис. 1). При том что большая часть самолетов была произведена в конце 1980-х гг. и средний срок их эксплуатации приближается к 15 годам, становится очевидным, что для преодоления этого тренда России придется значительно увеличить почти отсутствующий оборонный заказ. Кроме того, быстрое развитие авионики и радарных технологий в последние годы привело к значительному устареванию самолетов 4-го поколения.
    По приблизительным расчетам, для того чтобы прекратить сокращение ВВС России, необходимо ежегодно заказывать около 30 новых и ремонтировать/модернизировать еще 30 самолетов. Таким образом, Россия может рассчитывать на обновление парка 600 новыми и модернизированными самолетами за 10 лет.
    Возобновление закупок началось с заказа 7 модернизированных самолетов Су-27 в 2005 г., и ожидается как минимум повторение этих заказов ежегодно в 2006-2010 гг.
    Из торгуемых российских компаний наибольший эффект получит УМПО, которое поставляет новейшие двигатели для различных модификаций тяжелого истребителя Су-27. На данный момент около 80% продукции предприятия экспортируется, однако ожидается, что компания получит значительные государственные заказы.
    Возобновление программы разработки истребителя 5-го поколения после 2010 г. может принести значительные прибыли для НПО <Сатурн>, в состав которого входит ведущее военное двигателестроительное КБ <Люлька-Сатурн>, которое занималось разработкой двигателя 5-го поколения. Однако на данный момент основные перспективы компании и большая часть доходов связаны с гражданскими проектами.
    Кроме того, наибольший эффект от увеличения государственного заказа получит вновь создаваемая Объединенная авиационная корпорация (ОАК), в состав которой войдут холдинг <Сухой>, РСК <МиГ>, корпорация <Иркут> и Казанский авиастроительный завод. По указу президента В. Путина процесс создания ОАК должен быть завершен до декабря 2006 г. и подразумевает перевод участников на единую акцию холдинга.
    По некоторым оценкам, 3 компании - <Иркут>, <Сухой> и <МиГ> генерируют более 90% доходов и имеют 90% от портфелей заказов российского авиапрома (рис. 2, 3). При этом компания <Иркут>, являющаяся единственной частной авиастроительной компанией, может похвастаться тем, что контролирует почти 60% портфеля заказов отрасли.
    После IPO в марте 2004 г. <Иркут> является самой прозрачной компанией в авиастроении.
    Другие частные и государственные компании, не входящие в эту тройку, не могут похвастаться ни значительными доходами или портфелем заказов, ни перспективными продуктами, которые могли бы принести международные заказы. Это делает <Иркут> фаворитом при инвестировании в авиастроительные компании. Налицо значительный потенциал в акциях таких компаний, как <ОКБ Сухого> и <ОКБ Яковлева>.

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

    Следующим по важности для инвестирования сектором ВПК является вертолетостроение. Советские, затем российские вертолеты всегда были конкурентоспособными в развивающихся странах, особенно тяжелые и среднетяжелые вертолеты. Помимо стабильного экспортного спроса, наблюдается восстановление внутреннего спроса. Значительный спрос на эффективные легкие вертолеты может появиться после либерализации строго запретительного в настоящее время регулирования частных полетов. Кроме того, восстанавливается спрос со стороны российской армии, которой необходима замена парка вертолетов Ми-8/17 и Ми-24, а также значительное количество легких вертолетов (рис 4).
    В этом секторе государство консолидирует производителей и разработчика вертолетов в рамках корпорации ОАО <Оборонпром> - детища ФГУП <Рособоронэкспорт>. Однако в этом секторе государство и Рособоронэкспорт имеют контрольный пакет только в одном из предприятий - Улан-Удинском авиационном заводе, основной специализацией которого долгое время были штурмовики Су-24 и Су-25 и транспортные вертолеты Ми-8/17.
    Однако намного более ценными представляются два других завода - Казанский вертолетный и <Роствертол>. В головном разработчике, Московском заводе им. М. Миля, государство владеет лишь 31% акций.
    Таким образом, Оборонпрому необходимо довести свою долю в этих заводах до 51%. Учитывая высокую рентабельность Казанского завода и Роствертола, а также то, что они контролируют все перспективные продукты (Ми-38, Ми-28Н, <Ансат> и <Актай>), которые будут определять будущее холдинга, Оборонпрому предстоит непростая задача. Кроме того, оба завода достаточно автономны, принося около 70% потоков наличности вертолетного холдинга.
    Скорее всего, Оборонпром сможет консолидировать эти компании лишь путем обмена своих акций на часть акций, находящихся у топ-менеджмента. При этом в переговорах Оборонпром может выторговать приемлемые условия, пользуясь тем, что Рособоронэкспорт фактически контролирует экспортные доходы обоих заводов. Еще одним способом может стать переоценка стоимости интеллектуальной собственности созданной заводом им. Миля в советское время. Однако этот процесс может затянуться, в случае если стороны не придут к соглашению о доле в стоимости холдинга, приходящейся на каждый из объединяемых заводов.

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

    В 1993-2005 гг. кораблестроители почти не получали заказов на новые военные корабли для российского ВМФ и были вынуждены ориентироваться на гражданские проекты. Подобная ситуация стала меняться с поступлением первых заказов в конце 1990-х гг. для ВМФ Индии и Китая. Ожидается дальнейший рост заказов на эсминцы и фрегаты из этих стран в 2005-2010 гг. Кроме того, сократившийся за последние 15 лет российский ВМФ нуждается в новых малых по водоизмещению кораблях.
    Однако мы считаем, что миллиардные заказы начнут поступать не раньше 2008 г. На данный момент объявлен закрытый тендер на строительство 15-20 фрегатов и примерно столько же корветов для прибрежной зоны. Однако точно размеры потенциальных заказов для ВМФ и поставок на экспорт оценить сложно.
    Наиболее интересными частными кораблестроительными компаниями являются петербургские заводы (Балтийский завод и Северная верфь). Доходы корабелов могут значительно меняться в зависимости от поступления заказов. В настоящее время портфель заказов обоих заводов сократился по сравнению с уровнем 2001 г., и возможно снижение доходов в 2005 г.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ СЕКТОРА

    При инвестициях в акции компаний ВПК важно помнить, что большинство компаний этого сектора остаются неликвидными и высокорисковыми. Низкая прозрачность компаний сектора усложняет прогнозирование доходов и оценку. Инвесторам следует обратить внимание на компании с доходом не менее 100 млн долл. в год: меньшие по размеру компании достаточно нестабильны и могут оставаться в тени рынка долгое время. Кроме того, резкие колебания в продажах и доходах компаний затрудняют правильную оценку компаний ВПК. Поэтому мы считаем, что наиболее важным набором факторов, определяющих инвестиционную привлекательность компании в секторе ВПК, являются прозрачность прошлых доходов и портфеля заказов, определяющих будущие доходы, наличие сильных и конкурентных продуктов, которые могут принести новые заказы, и, конечно, главное - наличие эффективной управленческой команды.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
Сезонные циклы российского фондового рынка
Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
Оценка паевого фонда: доходность или риск?
Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
Машиностроение: широкий спектр интересных активов
Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
Куда вкладывать в российском ВПК
Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
Прочный эмитент
Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
Численные методы анализа ставки дисконтирования
Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
Центральный депозитарий Республики Узбекистан
Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
Институциональная реформа в корпоративном секторе
Контроль и надзор на финансовом рынке
Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
Стратегия и стратагемы
О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
45 миллиардов - это только начало

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100