Casual
РЦБ.RU

Машиностроение: широкий спектр интересных активов

Июнь 2005


    Машиностроение - одна из динамично развивающихся отраслей промышленности, в которой наблюдается бурный рост продаж, связанный с подъемом экономики и скачком спроса со стороны внутренних и внешних потребителей. Многие крупные машиностроительные предприятия, наполовину простаивавшие с 1992 г., сегодня загружены на 100% и обеспечены заказами на 5 лет вперед.

    По итогам 2004 г. рост производства в машиностроении составил 11,7% по сравнению с 2003 г., став вторым по величине после 16%-ного роста в стекольной промышленности. Такой подъем был обеспечен высоким спросом на металлообрабатывающее оборудование (рост 24%), продукцию железнодорожного машиностроения (22,8%), тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (30,5%), а также ростом производства средств связи (93%).
    С точки зрения инвестиционной привлекательности машиностроительные компании представляют собой хороший объект для инвестирования на длительную перспективу. Даже на фоне достаточно высокого роста котировок машиностроительных компаний в прошлом году потенциал роста еще остается. Однако нужно отметить, что бумаги большинства машиностроительных заводов принадлежат ко <второму> и <третьему эшелонам> и отличаются низкой ликвидностью. Кроме того, большинство компаний относительно непрозрачны, а некоторые и вовсе не раскрывают финансовые показатели, не говоря уже о планах менеджмента по развитию предприятия. Это в большей степени относится к предприятиям, занимающимся выпуском военной техники.
    Тем не менее ситуация изменится и прозрачность компаний будет повышаться, ведь без этого невозможно привлечь заемный капитал, повысить ликвидность акций и капитализацию компаний. Перспективы объединения в таких отраслях, как авиа-, вертолетостроение, также будут благоприятно сказываться на капитализации и ликвидности акций компаний.

ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: КОМУ ДОСТАНУТСЯ <СИЛОВЫЕ МАШИНЫ>

    Прошлый год оказался неудачным для ОМЗ. Попытка объединения с <Силовыми машинами> сорвалась, и вопрос о том, кому достанутся их активы, опять оказался на повестке дня. Вторым претендентом на покупку <Силовых машин> стал немецкий концерн Siemens, который сделал владельцам компании предложение о покупке контрольного пакета. В октябре 2004 г. Siemens подал заявление в ФАС с просьбой разрешить покупку 70% акций <Силовых машин> у структур Интерроса.
    Казалось, что лучшего кандидата на активы <Силовых машин> не найти, и у инвесторов была надежда на то, что правительство даст добро на проведение этой сделки, ведь даже премьер-министр Михаил Фрадков разрешил руководителю ФАС Игорю Артемьеву удовлетворить ходатайство Siemens, выдвинув немецкому концерну утвержденные правительством условия.
    Однако в дальнейшем что-то изменилось в планах правительства. Видимо, дело в том, что <Силовые машины> занимают большую долю в производстве оборонной продукции и предоставление иностранцам доступа к секретным технологиям может нанести, как считают в правительстве, серьезный удар по обороноспособности страны. Поэтому многие эксперты сейчас склоняются к тому, что сделка по покупке <Силовых машин> концерном Siemens в конечном счете не будет одобрена правительством.
    Как только стало ясно, что ФАС, скорее всего, откажет Siemens, объявился третий претендент на приобретение <Силовых машин>. Им стал альянс РАО <ЕЭС России>, Газпрома и <Базового элемента>. Детали возможной сделки пока неизвестны, однако, по мнению представителей правительства, такой вариант устроит Кремль больше всего, так как стратегические активы останутся в руках отечественных компаний.
    В последнее время все чаще заявляет о себе группа <Энергомаш>. Энергомаш - один из крупнейших машиностроительных холдингов, основной продукцией которого является котельное оборудование, трубопроводная аппаратура высокого давления, газотурбинное оборудование, металлические конструкции, электротехническое оборудование. В структуре группы <Энергомаш> находится ОАО <ГТ-ТЭЦ> - амбициозный инвестиционный проект группы в области малой энергетики по строительству 1000 энергоблоков на базе газотурбинных установок. Планируется, что к 2015 г. будут пущены все блоки. Общая установленная мощность энергоустановок составит 9000 мВт, что сопоставимо с мощностью одной ОГК. Группа публикует консолидированную отчетность и отчетность по МСФО для <Энергомаш UK>. В 2004 г. консолидированная выручка группы <Энергомаш> без учета проекта ГТ-ТЭЦ насчитывает 521 млн долл., что ставит ее на один уровень с такими лидерами отечественного машиностроения, как компания <Силовые машины> и ОМЗ. Благодаря консолидации активов и возможному переходу на единую акцию на базе ГТ-ТЭЦ, существует хороший потенциал роста для акций компаний группы.

АВИАСТРОЕНИЕ: МЕДЛЕННОЕ, НО ВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

    Авиастроительная отрасль в последнее время переживала не лучшие времена, особенно это касается гражданского авиастроения. Большой парк ближне- и среднемагистральных самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-86, произведенных еще в доперестроечный период, позволял до недавнего времени обеспечить потребности авиакомпаний, тем более что в период с 1991 по 1999 г. рост пассажироперевозок был незначительным. Тем не менее в последнее время объем перевозок растет стремительно, что требует от авиакомпаний расширения парка самолетов. Кроме того, рост пассажиропотока в западные страны требует от авиакомпаний наличия самолетов, отвечающих мировым нормам по шуму и экологичности. Ту-134, Ту-154 не удовлетворяют современным требованиям и значительно устарели. Скоро наступит время, когда эти самолеты нужно будет списывать в больших количествах, а на их смену отечественным самолетостроителям предложить пока нечего.
    В такой ситуации отечественным авиакомпаниям ничего не остается делать, кроме как покупать уже бывшие в употреблении машины у Airbus и Boeing. Чтобы не допустить полнейшего развала отечественного авиапрома и сосредоточить усилия на наиболее перспективных проектах, правительство предложило объединенить всех авиастроителей и проектировщиков в единый холдинг. В Объединенную авиастроительную компанию (ОАК) предполагается включить таких производителей и разработчиков военной и гражданской авиационной техники, как корпорацию <МиГ>, холдинг <Сухой>, компанию <Иркут>, <ОКБ Туполева>, <ОКБ Яковлева>.
    Также предполагается включение в холдинг двух лизинговых компаний - <Ильюшин-Финанс> и <Финансово-лизинговой компании>, чтобы с их помощью, используя бюджетные средства, содействовать увеличению производства отечественной авиатехники. Если говорить о гражданских проектах, то здесь специалисты отмечают перспективность проекта RRJ (ближне- и среднемагистральные самолеты АХК <Сухой>), Ан-148 (совместное российско-украинское производство регионального самолета), Бе-200 (многоцелевой самолет производства корпорации <Иркут>), М-101Т (многоцелевой легкий самолет производства нижегородского завода <Сокол>), Ту-334 (ближнемагистральный самолет корпорации <МиГ>).
    В отличие от гражданских самолетов, отечественные военные самолеты пользуются большим спросом. Их охотно покупали и покупают Индия, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Наиболее востребованными на мировом рынке сегодня являются МиГ-29, Су-27 и Су-30МК. Однако эти самолеты относятся к 4-му поколению, и если не разрабатывать самолеты 5-го поколения, то Россия может потерять свою долю рынка военной авиатехники. При появлении самолетов 5-го поколения на вооружении в США и странах Западной Европы модели младшего поколения будут предложены на рынок в массовом порядке по сниженным ценам, что сделает наши самолеты менее конкурентоспособными. Сегодня истребителями 5-го поколения обладают только США. Перспективная российская разработка пока находится на стадии эскизного проекта. Его официальное название - ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а внутрифирменное обозначение в <ОКБ Сухого> - Т-50. Ожидается, что это будет истребитель, занимающий промежуточное положение между средним и тяжелым классом.
    Отдельно надо отметить ситуацию в вертолетостроении. Российские вертолеты имели и пока еще имеют большой успех на мировом рынке. Это касается как гражданских, так и военных вертолетов. Например, было произведено более 8200 и экспортировано более 2000 Ми-8. Они эксплуатируются в России, странах СНГ, Японии, Китае, Германии и Перу. Также популярностью пользовались вертолеты Ми-2 (произведено 5400 вертолетов). Известен во всем мире своей высокой грузоподъемностью (20 тонн) вертолет Ми-26. Из военных моделей наиболее известны вертолеты Ми-24, Ми-28, Ми-38, Ка-50, Ка-52.
    Для развития отрасли, как и в самолетостроении, государство приняло решение объединить всех производителей и разработчиков вертолетной продукции в единый холдинг ОАО <Корпорация "Вертолеты Миля">. В него должны войти такие известные серийные заводы, как Роствертол, Казанский вертолетный завод и Улан-Удинский вертолетный завод, Московский вертолетный завод им. Миля (разработчик вертолетов марки <Ми>), а также заводы по производству комплектующих - Московский машиностроительный завод <Вперед> и Ступинское машиностроительное производственное предприятие. По некоторым оценкам, совокупная выручка объединенной компании составит более 600 млн долл. в год.

АВИАЦИОННОЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ: НАДЕЖДА НА РОССИЙСКИЙ АВИАПРОМ

    В отдельную группу компаний хотелось бы отнести производителей авиационных двигателей. Яркими представителями этой группы являются НПО <Сатурн> - лидер в разработке и производстве авиационных двигателей и Уфимское моторостроительное производственное объединение. Тяжелое положение в гражданской авиации негативно сказалось на производителях авиационных двигателей из-за ничтожно малого производства самолетов, поэтому единственным источником доходов для двигателестроителей в области гражданской тематики в последнее время является ремонт авиационных двигателей и производство газоперекачивающих установок для газовой и нефтяной промышленности.
    В отличие от ситуации в гражданской авиации, ситуация с военной продукцией выглядит значительно лучше. Наши Су-27 и Су-30 пользуются хорошим спросом в странах Юго-Восточной Азии, и это положение должно сохраниться в ближайшем будущем. Поэтому благодаря заказам на военные самолеты двигателестроительные компании имеют хорошую прибавку к своей выручке. Несмотря на тяжелое положение в гражданской авиации в настоящий момент, реформирование отечественного авиапрома путем консолидации государственных и частных активов в рамках Объединенной авиационной компании и сосредоточение усилий и финансовых ресурсов на реализации перспективных проектов, таких как например Российский региональный самолет (RRJ), улучшит ситуацию. Перспективность проекта RRJ отмечается многими, тем более, что в нем принимают участие такие известные компании, как Boeing и Snecma. НПО <Сатурн> совместно со Snecma Moteurs разрабатывает двигатель SaM-146 для будущего семейства самолетов RRJ. Предстоящая консолидация двигателестроительных компаний также будет иметь положительный эффект для отрасли.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (4):
Susana
22.11.2015 07:29:06
Wonderful exalinatpon of facts available here.
Derketer
22.11.2015 13:27:42
TYVM you've solved all my <a href="http://ggpufmuw.com">prlmoebs</a>
Lakatos
26.11.2015 04:46:12
So true. Honesty and everything <a href="http://vrwlwquiada.com">renzgcioed.</a>
Aliefraph
27.11.2015 17:24:02
Yours is a clever way of thnkinig about it. http://xkheqppbkuu.com [url=http://aindhmsscjn.com]aindhmsscjn[/url] [link=http://htlgdwsbb.com]htlgdwsbb[/link]
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
Сезонные циклы российского фондового рынка
Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
Оценка паевого фонда: доходность или риск?
Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
Машиностроение: широкий спектр интересных активов
Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
Куда вкладывать в российском ВПК
Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
Прочный эмитент
Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
Численные методы анализа ставки дисконтирования
Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
Центральный депозитарий Республики Узбекистан
Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
Институциональная реформа в корпоративном секторе
Контроль и надзор на финансовом рынке
Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
Стратегия и стратагемы
О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
45 миллиардов - это только начало

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100