Casual
РЦБ.RU

НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки

Июнь 2005


    24 марта 2005 г. ОАО <НПО "Сатурн"> разместило облигационный заем объемом 1,5 млрд руб. Облигации были размещены (по цене, равной 100% от номинальной стоимости) в течение одного дня, причем спрос на них более чем в 2 раза превысил объем выпуска. Организаторами облигационного займа выступили ОАО <Внешторгбанк> и ОАО <Банк Москвы>. Срок обращения ценных бумаг - 3 года, облигации имеют 6 полугодовых купонов. Большая часть средств от размещения облигационного займа Научно-производственного объединения <Сатурн> будет направлена на развитие компании.

<САТУРН> СЕГОДНЯ

    НПО <Сатурн> - российская машиностроительная компания, основанная в 1916 г. и специализирующаяся на разработке и производстве двигателей для военной и гражданской авиации, установок для выработки тепловой и электрической энергии, перекачки газа. В компании работает 18,5 тыс. человек, из которых более 4 тыс. заняты научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Конструкторский состав компании, насчитывающий около 70 кандидатов и докторов наук, является самым мощным в отрасли.
    В своем современном виде компания была образована в результате слияния нескольких предприятий. <Сатурн> объединил в рамках одной компании два ведущих конструкторских бюро страны - Рыбинское конструкторское бюро моторостроения и КБ <А. Люлька-Сатурн> (Москва), имеющих значительную опытно-производственную базу (опытный завод в Рыбинске, Лыткаринский машиностроительный завод в Подмосковье), и две крупные промышленные площадки в Рыбинске.
    Сегодня НПО <Сатурн> работает по трем основным направлениям:

  • авиационные двигатели для военно-воздушных сил и двигатели для военно-морского флота Министерства обороны РФ;
  • авиационные двигатели для гражданского воздушного флота: двигатели серии Д30-КУ/КП-154 для самолетов Ил-76, Ил-62, Ту-154М; двигатель Д-30КП <Бурлак>, предназначенный для ремоторизации самолета Ил-76 и его модификаций; российско-французский двигатель SаM-146 для семейства российских региональных самолетов (RRJ);
  • газотурбинные двигатели и установки мощностью от 2,5 до 110 МВт для Газпрома, РАО <ЕЭС России> и независимых покупателей энергетических машин.     Стратегическая задача <Сатурна> - создание национальной компании, конкурентоспособной на мировом рынке авиационных двигателей и газотурбинных технологий. Для достижения этой цели в компании ведутся интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расширяется спектр выпускаемой продукции, активно налаживаются международные кооперационные связи с лидерами мировой авиационной индустрии.
        НПО <Сатурн> имеет сертификат на соответствие международному стандарту качества ISO 9001, американскому стандарту AS 9000, сертификат BVQI на систему качества разработки, изготовления, ремонта и технического обслуживания авиационных газотурбинных двигателей, свидетельство о признании Российским речным регистром. Дважды предприятие получало премию Правительства РФ за высокие достижения в области качества. По итогам 2003 г. за выдающийся вклад в историческое развитие России НПО <Сатурн> присуждена главная всероссийская премия <Российский Национальный Олимп> в номинации <Наука. Технологии>.
        Платежеспособность и финансовая устойчивость компании в течение нескольких лет находятся на стабильно высоком уровне (табл. 1). НПО <Сатурн> осуществляет деятельность по совершенствованию структуры заемных средств в сторону увеличения доли долгосрочных источников финансирования капитала. Это связано с реализуемой предприятием активной инвестиционной политикой, направленной на техническое перевооружение производства, разработку и освоение высокотехнологичной продукции авиационного и энергетического газотурбинного двигателестроения.

    Таблица 1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НПО "САТУРН" ЗА 2002-2004 ГГ.
    Показатели Год


    2002 2003 2004
    Показатели ликвидности
    Коэффициент текущей ликвидности 1,3 1,6 1,6
    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,2 0,2 0,2
    Показатели финансовой устойчивости
    Коэффициент соотношения собственных средств к активам (финансовой независимости) 0,6 0,6 0,6
    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,8 0,7 0,7
    Коэффициент соотношения долгосрочных и краткосрочных обязательств 0,1 0,3 0,3

        Помимо заемных ресурсов, капитальные вложения осуществляются за счет значительного объема собственных средств компании - полученной прибыли и амортизационных отчислений.
        Финансовая политика предприятия направлена на решение следующего комплекса задач: повышение производительности труда, реструктуризацию производства, техническое перевооружение, внедрение новых технологий, совершенствование системы внутрикорпоративного управления затратами, освоение и внедрение новых форм и методов управления в области международного сотрудничества.

    РАБОТА КОМПАНИИ НА ФОНДОВОМ И ДОЛГОВОМ РЫНКАХ

        Уставный капитал компании состоит из 3 983 657 690 акций номинальной стоимостью 1 руб. Из них 37% акций принадлежит государству, 63% - юридическим и физическим лицам. Капитализация компании - 314,7 млн долл.
        Акции НПО <Сатурн> представлены в торговой системе РТС. В течение I кв. 2005 г. цена сделок по акциям составила 7,9-9 центов/акцию. Всего в свободном обращении находится около 4,8% от общего количества акций. На рис. 1 представлены котировки на покупку акций компании в RTS Board в 2005 г.
        НПО <Сатурн> активно работает не только на фондовом, но и на долговом рынке, привлекая средства в виде кредитов банков и путем выпуска ценных бумаг. Кредиты банков используются для финансирования оборотных и внеоборотных активов. Основным кредитующим банком в настоящее время является Сбербанк России, с участием которого в компании реализованы различные программы, связанные с техническим перевооружением и освоением производства новых видов продукции. Лимиты кредитования, установленные Сбербанком России, а также предлагаемые банком условия предоставления кредитов позволяют решать большинство стоящих перед НПО <Сатурн> задач.
        Ценные бумаги НПО <Сатурн> представлены облигационным займом ООО <САТУРН-Инвест>, по которому НПО <Сатурн> дало поручительство, и размещенным в марте текущего года облигационным займом (табл. 2). Общий объем размещенных НПО <Сатурн> ценных бумаг составляет 2 млрд руб.

    Таблица 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ
    Облигацион-
    ный выпуск
    Объем
    выпуска, млн долл.
    Дата размещения/
    погашения
    Даты выплаты и ставки купонов,
    % годовых
    Дополнительная
    информация
    Сатурн-Инвест (Сатурн), 1
    500
    6 августа 2003 г./ 5 августа 2006 г.
    2 раза в год (4 февраля 2004 г., 5 августа 2004 г. - 17%; 3 февраля 2005 г., 5 августа 2005 г. - 16%; 3 февраля 2006 г., 5 августа 2006 г. - 15%)
    2 раза в год (1-й, 2-й купоны -
    Закрытая подписка. Поручительство: ОАО "НПО "Сатурн""
    Сатурн, 1
    1 500
    24 марта 2005 г./ 23 марта 2008 г.
    11,5%; 3-6-й купоны - всоответствии с эмиссионными документами) Дата оферты: 28 марта 2006 г.

        По результатам последнего размещения спрос на облигации компании превысил предложение в 2,09 раза. Участники долгового рынка проявили к выпуску повышенный интерес. Ставка первого купона по облигациям НПО <Сатурн> была установлена в размере 11,50% годовых. Ожидается, что рынок облигаций НПО <Сатурн> будет успешно развиваться.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ КОМПАНИИ

        Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные тенденции основных финансовых показателей НПО <Сатурн> будут иметь положительную динамику. Планируется устойчивый непрерывный рост объемов производства и реализации продукции.
        В настоящее время значительный объем в структуре товарной продукции компании (около 50%) занимают производство и ремонт двигателей серии Д30-КУ/КП-154 для самолетов Ил-76, Ил-62, Ту-154М и др. Компания контролирует более 70% этого рынка. При общей тенденции постепенного сворачивания рынка двигателей серии Д30-КУ/КП-154 (в силу объективных причин заканчивается жизненный цикл изделий) в ближайшее время возможно заключение крупных контрактов по данной тематике, связанных с поставками российской авиационной техники (прежде всего военно-транспортных самолетов Ил-76 и его модификаций) за рубеж (Китай, Индия).
        Главная тенденция последних лет в работе НПО <Сатурн> - активная диверсификация производства, большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволило компании, расширив товарный ряд, выйти на новые рынки.
        В будущем в секторе гражданской авиации <Сатурн> будет работать по двум основным направлениям: двигатель Д-30КП <Бурлак> и двигатель SаM-146 для семейства российских региональных самолетов (RRJ).
        SаM-146 - двигатель, совместно создаваемый НПО <Сатурн> и французской фирмой Snecma Moteurs для семейства российских региональных самолетов (Russian Regional Jet, RRJ). В данной программе НПО <Сатурн> и Snecma Moteurs участвуют на паритетной основе. Силовая установка SаM146 - первый перспективный международный проект России в области авиационного двигателестроения. Двигатель разрабатывается на базе последних достижений науки, после чего пройдет сертификацию в Америке и Европе. По окончании эксплуатационного срока серийных двигателей 3-го поколения SаM-146 полностью займет гражданский сегмент продукции НПО <Сатурн>. В компании будут созданы сотни высокотехнологичных рабочих мест. По оценке специалистов, цена одного самолета типа RRJ составит около 25 млн долл. Значительная часть стоимости самолета приходится на двигатель. По итогам реализации программы SaM-146 <Сатурн> планирует получить прибыль примерно в 2 млрд долл.
        Создание двигателя Д-30КП <Бурлак> осуществляется посредством глубокой модернизации серийных двигателей Д30-КУ/КП-154. <Бурлак> соответствует существующим и перспективным нормам ИКАО по экологии и шуму, а его эксплуатационные и ресурсные характеристики лучше аналогичных показателей у исходных двигателей. Значительным преимуществом двигателя Д-30КП <Бурлак> является использование серийного газогенератора и турбины, что позволит проводить модернизацию двигателей в процессе их капитального ремонта и осуществить ремоторизацию воздушных судов с минимальными затратами. Речь идет прежде всего об Ил-76 и его модификациях - основном транспортном (и военно-транспортном) самолете страны. В настоящий момент уже закончился первый этап стендовых испытаний двигателя Д-30КП <Бурлак>, в ходе которых были подтверждены заявленные характеристики двигателя (а некоторые из них даже превышены).
        Работа в области двигателей и установок наземного применения ведется по следующим направлениям:

  • выпуск семейства унифицированных двигателей и газоперекачивающих агрегатов на их основе для ОАО <Газпром>;
  • серийное производство двигателей и энергетических установок большой мощности (преимущественно по заказам РАО <ЕЭС России>);
  • выпуск энергоустановок малой и средней мощности.
        НПО <Сатурн> недавно работает на рынке энергетического машиностроения - с середины 1990-х годов. Однако уже сегодня в ряде регионов страны (Москве, Рыбинске, Омске, Нарьян-Маре, Ивановской, Смоленской, Волгоградской, Рязанской, Вологодской областях, Республике Коми и др.) реализуются проекты на основе энергетических установок компании. Это очень емкий и быстрорастущий рынок с высоким уровнем платежеспособности. В ближайшие годы НПО <Сатурн> планирует увеличить долю <наземной тематики> в структуре товарной продукции до 35-40%.

        Комментарий специалиста
        Марина Алексеенкова аналитик "Ренессанс-Капитал"


        НПО <Сатурн> было образовано в 1997 г. в результате объединения ОАО <Рыбинские моторы> и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. В 1999 г. производственные мощности Волжского машиностроительного завода купила компания <Рыбинские моторы>, а государство поддержало ее слияние с конструкторским предприятием ОАО <А.Люлька-Сатурн>. Слияние данных структур, одобренное собранием их акционеров в 2001 г., соответствовало планам правительства по проектированию и производству двигателей 5-го поколения. В 2001 г. началось производство двигателей для беспилотных летательных аппаратов.
        Военный сектор бизнеса <Сатурна> активно развивается, что связано с расширением правительством финансирования военных проектов. В 2001-2002 гг. военные проекты составляли приблизительно 15% от общих продаж компании. На сегодняшний день доходы от военных проектов (включая разработку и производство) составили 35-40% продаж.
        В настоящее время рынок энергетического оборудования растет, чему способствует процесс реформы естественных монополий. Отдел производства энергетического оборудования <Сатурна> включает выпуск установок с двигателями D-30, которые являются сравнительно дешевыми и эффективными, но несколько уступают иностранным моделям. Кроме того, компания изготавливает двигатели (propulsion) D-049 (2,5-4,0 МВт), которые сопоставимы с иностранным моделями. Как правило, двигатели D-049 приобретают муниципальные предприятия и средние компании. Также НПО <Сатурн> произвел оборудование для электростанций Ненецкой и Курской областей, Омска и Усинского месторождения.
        В секторе энергетических установок НПО <Сатурн> участвовал в разработке и совершенствовании турбин мощностью 110 МВт. Первая установка была продана Ивановской ГРЭС по цене около 12 млн долл., что относительно дешево по сравнению с оборудованием Siemens. Мощности НПО <Сатурн> дают возможность производить по 5-6 энергетических установок ежегодно, что позволит удовлетворить возросший спрос, прогнозируемый после завершения реформ в энергетике.
        Текущие исследования рынка свидетельствует о том, что спрос на энергетические установки составляет приблизительно 50 единиц ежегодно. Чаще всего продажи этих установок не приносят дохода, однако компания получает прибыль от контрактов по их сервисному обслуживанию.
        Между НПО <Сатурн> и Газпромом подписано соглашение, которое предусматривает совместную разработку и производство газового компрессорного оборудования, основанного на новом типе двигателя. Инвестиции в создание завода газовых компрессоров на 4 МВт составляют примерно 25 млн долл. На основе газового генератора, разработанного в рамках совместного проекта Газпрома и <Сатурна>, компания проектирует двигатели диапазоном 4,6-10,0 МВт. В период с 2003 по 2016 г. проектом предусмотрена поставка Газпрому 600 двигателей НПО <Сатурн>.
        Совместно с Snecma Moteurs НПО <Сатурн> проектирует и производит современные двигатели SaM-146 для российских региональных самолетов (RRJ). Компаниями были созданы совместные предприятия Power Jet в России и Франции и VolgaAero в Рыбинске. Volgaaero производит 20% деталей для двигателей SaM-146. Цель проекта - получение 15%-ной доли регионального авиационного рынка. Ожидается, что до 2035 г. НПО <Сатурн> поставит примерно 1600 двигателей.
        Предполагаемая выручка от продажи новых двигателей, их частей и деталей составит около 2 млрд долл. НПО <Сатурн> рассчитывает, что объемы продаж в 2005 г. достигнут 370 млн долл., а к 2008 г. - 750 млн долл. (годовой прирост - 26%).
        Можно выделить несколько факторов формирования стоимости компании в последующие 5 лет:
  • поставка газового турбинного оборудования Газпрому согласно подписанному в январе 2002 г. долгосрочному контракту: в течение 13 лет Газпром купит у <Сатурна> 600 газовых турбинных двигателей и газовые компрессоры. Общая сумма контракта - 40 млрд руб. (1,4 млрд долл.);
  • среди заказов компании двигатели SM-146 - самый престижный проект. Ожидается, что в течение следующих 20 лет 800 самолетов будут оснащены двигателями SM-146 и начиная с 2007-2008 гг. ежегодные спрос на них будет поддерживаться на уровне минимум 60-70 млн долл.;
  • развитие реактивных двигателей 5-го поколения для военной авиации;
  • большой компонент продаж компании в секторе R&D. Компания не комментирует свои доходы, которые, вероятно, включают правительственное финансирование таких проектов, как развитие SM-146, реактивных двигателей пятого поколения для военной авиации, двигателей для флота и др. В 2004 г. финансирование R&D составило 1,1 млрд руб.
        Риски, с которыми может столкнуться НПО <Сатурн>, таковы:
  • продажа (или лизинг) иностранных самолетов внутренним авиалиниям регулируется новым Таможенным кодексом, который позволяет заплатить таможенные пошлины в рассрочку;
  • правительство может пересмотреть выбор производителя реактивного двигателя 5-го поколения;
  • сокращения объемов финансирования федеральных программ, поддерживающих космос и секторы производства реактивного двигателя;
  • снижение уровня пассажирских перевозок из-за угрозы террористических нападений;
  • ужесточение экологических требований (в том числе введение новых правил шумопоглощения, принятых Международной организацией гражданской авиации (ICAO), вступающих в силу 1 января 2006 г.) могут уменьшить спрос на двигатели D-30.
        Елена Шашкина аналитик по металлургии, машиностроению и транспорту ООО <АВК-Аналитика>
        Инвестиционная привлекательность компании сегодня и в перспективе
        В среднесрочной перспективе НПО <Сатурн> не расценивается как интересный объект для портфельных инвестиций. Несмотря на то что в своем секторе (производство авиадвигателей) компания занимает 2-е место по капитализации и объему торгов, низкая ликвидность ее акций является причиной практически отсутствия реакции рынка на достижения НПО <Сатурн>. А достижений действительно много.
        Во-первых, это победа в двух самых значительных тендерах в авиационном двигателестроении: разработка совместно с французской компанией Snecma Moteurs двигателя для российского регионального самолета RRJ (SaM-146) и создание военного двигателя 5-го поколения. Мировой рынок региональных самолетов растет примерно на 20% в год. Проект создания двигателя для регионального самолета RRJ является стратегическим как для НПО <Сатурн>, так и для всей российской отрасли авиадвигателестроения, - результатом должен стать первый отечественный двигатель для гражданских самолетов, имеющий международный сертификат.
        Во-вторых, НПО <Сатурн> может претендовать на роль центра консолидации, если возникнет объективная необходимость в объединении производителей авиационных двигателей. Несмотря на то что компания занимает лишь 3-е место на рынке двигателей в России, она обладает наиболее современным научно-конструкторским потенциалом.
        В-третьих, финансовое положение компании можно оценить как достаточно хорошее: наблюдается рост показателей рентабельности, структура пассивов компании сбалансирована. Активные действия компании по разработке новых видов продукции и адаптации к изменениям спроса позволяют прогнозировать постоянный рост выручки в ближайшие годы: в 2005 г. ожидается увеличение доходов в 1,5 раза по сравнению с итогом 2004 г. Нельзя не отметить и то, что после проведения реорганизации и выделения непрофильных дивизионов деятельность компании станет прозрачной и будет нацелена на производство лишь авиационных двигателей и газотурбинной техники.
        При этом отрицательно на оценке рынком компании сказываются следующие факторы:
  • масштабный проект по разработке двигателя для RRJ требует крупных вложений, часть из которых должна быть осуществлена государством. Однако вероятно, что государство пока не готово к инвестициям в данном направлении в больших объемах. Высокая степень зависимости проекта от политики государства предопределяет настороженное отношение к перспективам осуществления действительно стратегических разработок;
  • указанная неопределенность в финансировании, а также срок реализации проекта (серийное производство должно начаться в 2007 г.) не позволяют в данный момент оценить будущую успешность выполнения поставленной задачи;
  • в ближайшей перспективе существенную долю доходов компании составят поступления от обслуживания уже установленных двигателей, жизненный цикл которых подходит к концу, а не от продажи новых видов продукции.
        В то же время, по нашему мнению, акции компании недооценены и имеют все шансы на дальнейший рост. С появлением ясности в вопросе источников финансирования (пока гарантии даны лишь с французской стороны) рынок оценит достижения НПО <Сатурн>, растущий вес компании в отрасли, что позитивно отразится как на котировках, так и на ликвидности акций компании. Однако мы предполагаем, что данное оживление наступит ближе к концу года. При этом поводом для роста котировок может служить и рост всего рынка независимо от текущего положения компании.
        В таблице представлены рыночные показатели компаний ВПК России, характеризующие ликвидность их акций.

    СРАВНЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ ВПК
    Компания Капитали-зация, млн долл. Число сделок сначала 2004 г. Объем торгов, млн долл. Средний спрэд в 2004 г., % Средний спрэд в 2005 г., % Прирост котировок с 1 января 2004 г., %
    НПО "Сатурн" 310,7 227 5,45 4,6 5,0 86
    УМПО 466,2 458 11,58 4,1 2,5 193
    "Пермские моторы" 8,3 13 0,16 42,9 34,6 68
    Туламаш-завод 17,1 9 0,17 57,3 42,0 21
    "Иркут" 518,6 349 14,90 5,3 3,2 -11
    ВАСО 29,0 37 0,35 14,8 14,8 106

        Оценка облигационного займа
        Основные инвестиции в производственные мощности, необходимые для производства двигателя SaM-146, будут осуществлены в 2005-2006 гг. и составят около 1 млрд руб. Исходя из этого, недавнее привлечение ресурсов с помощью облигационного займа выглядит вполне логичным, учитывая, что около 40% от 1,5 млрд руб. (600 млн руб.) предполагается направить на осуществление текущей деятельности компании.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Высокая рублевая ликвидность: продолжение тенденций валютно-денежного рынка в 2005 г.
    Валютный рынок-2005: вверх или вниз?
    Сезонные циклы российского фондового рынка
    Принципы регулирования: коллегиальность, независимость, бюджетная автономия
    Оценка паевого фонда: доходность или риск?
    Закрытые ПИФы недвижимости: западный путь или свой?
    НПО "Сатурн": курс на современные технологии и новые рынки
    Машиностроение: широкий спектр интересных активов
    Сводная таблица по акциям машиностроительных компаний
    Куда вкладывать в российском ВПК
    Укрупнение регионов: влияние на рынок субфедерального долга
    Прочный эмитент
    Специализированные депозитарии: новые направления и старые проблемы
    Новые стандарты расчетов на классическом рынке РТС
    Противостояние специализированного регистратора угрозам информационной безопасности
    Рейтинги экологических издержек - новый инструмент для инвесторов
    Численные методы анализа ставки дисконтирования
    Новое в законодательном регулировании инсайдерской деятельности на Мальте
    Модели создания Центрального депозитария с учетом специфики фондового рынка россии
    Центральный депозитарий Республики Узбекистан
    Очередные шаги в направлении консолидации расчетной депозитарной инфраструктуры
    Организационное и технологическое реформирование расчетной инфраструктуры
    Всю проблематику финансовых рынков не уместишь в один документ
    Институциональная реформа в корпоративном секторе
    Контроль и надзор на финансовом рынке
    Реформирование системы регулирования финансового рынка: проблемы и перспективы
    Стратегия и стратагемы
    О "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации"
    Управление рисками как приоритет регулирования финансового рынка
    К вопросу о стратегии развития расчетно-клиринговой инфраструктуры российского фондового рынка
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов
    45 миллиардов - это только начало

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100