Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Аксаков Анатолий, Заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, член Национального банковского совета, Президент Ассоциации региональных банков России

  • Все статьи автора

Совершенствование законодательных основ размещения ценных бума

Май 2005


    Нельзя сказать, что на сегодня в России первичное размещение (Initial Public Offering) является совсем уж головоломкой. Однако это все еще узкое место рынка ценных бумаг. Многие практические вопросы не до конца решены, либо это сделано не лучшим образом. А значит, как и в любой головоломке, необходимо ответить на вопросы ЧТО? ГДЕ? и КОГДА?

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ?

    Остановимся на том, ЧТО может предложить рынок инвесторам по результатам IPO. На сегодняшний день первичному размещению подлежат лишь эмиссионные ценные бумаги, к которым отнесены акции и облигации. Есть, конечно, еще опционы эмитента, но они остаются пока <экзотикой>.
    Хорошо известна ситуация на российском рынке акций: крайне ограниченное количество <голубых фишек>. Для нас важно, что в сложившихся условиях владельцы этих компаний не готовы и не заинтересованы в разводнении своей доли. Можно сказать, что IPO в секторе <голубых фишек> и индустриальных гигантов является редчайшим исключением. Предыдущая логика развития состояла как раз в обратном - в концентрации капитала. С учетом недооцененности акций и ожидаемого роста их стоимости IPO на рынке акций представляется маловероятным. Ведь, с точки зрении привлечения средств размещения на быстр растущем рынке акций являются невыгодными для первоначальных акционеров, они вынуждены отдавать сторонним инвесторам большую долю собственности (за ту же сумму), по сравнению с тем, как это можно будет сделать через 2-3 года. Более того, сегодня наблюдается негативный процесс сокращения числа <голубых фишек>, и снижения доли акций в свободном обращении.
    Сектор средних компаний. Возможно, в этом сегменте рынка в течение ближайших 3-5 лет можно ожидать повышения интереса к первичным размещениям. Однако собственники могут пойти на этот шаг и выпустить часть акций в свободную продажу только в том случае, если они будут гарантированы от возникновения ситуаций недружественного поглощения. А значит, выпускаемые на рынок пакеты вряд ли будут очень значительными. Во всех случаях перед законодателем остро стоит необходимость урегулирования вопроса недружественных корпоративных действий.
    Видимо, в ближайшие годы рынок IPO прежде всего останется рынком облигаций. По моему мнению, в период <сложных пертурбаций в отношениях собственности> рынок облигаций - долговой рынок - имеет гораздо более высокий потенциал роста. Для нынешних собственников долговое финансирование является более приемлемым: более дешевым - если сравнить ставки на рынке кредитов и потенциал роста рынка акций и менее рискованным - в данном случае риск утраты контроля за предприятием является минимальным. В повестке дня встает вопрос о целенаправленном облегчении и упрощении первичных размещений на рынке облигаций, а также о расширении видов долговых инструментов. В качестве одного из примеров упрощений можно привести отсутствие права приоритетного приобретения ценных бумаг, которое есть у акционеров в отношении новых выпусков акций. Это значит, что в отношении облигаций можно было бы максимально сократить сроки между принятием органом управления обществом решения о выпуске, его регистрацией, размещением и вторичным обращением.
    Интерес к рынку облигаций активизировал работу законодателей, связанную с описанием новых видов инструментов. В конце 2003 г. принят закон <Об ипотечных ценных бумагах>, в декабре прошлого года его еще раз уточнили и дополнили важными положениями. Неделю назад приняты в первом чтении поправки автора к закону <О рынке ценных бумаг>, вводящие 4 новых вида облигаций.
    Поправки в закон <Об ипотечных ценных бумагах> относятся к регулированию выпуска облигаций с ипотечным покрытием, а также содержат дополнительные требования к ипотечному покрытию. В законе <Об ипотечных ценных бумагах> предусматривается исключение ипотечного покрытия из конкурсной массы при банкротстве кредитной организации, осуществляющей эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
    Это позволит многократно повысить надежность ценных бумаг данного вида. Кроме того, закон предусматривает введение принципа однородности ипотечного покрытия, а также возможность эмиссии нескольких выпусков облигаций под одно покрытие.
    В соответствии с законом ипотечное покрытие, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств кредитных организаций по облигациям с ипотечным покрытием, не включается в конкурсную массу и используется для удовлетворения требований кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием.
    Также в закон вносится определение <жилищной облигации с ипотечным покрытием>. Согласно тексту к жилищным облигациям с ипотечным покрытием относятся облигации, все права требования которых обеспечиваются залогом жилых помещений. В дальнейшем такие облигации будут допущены в состав активов пенсионных фондов.
    Принятие в первом чтении поправки в закон <О рынке ценных бумаг> описывает 4 новых вида облигаций. Во-первых, устанавливается возможность залога имущественных прав требования в обеспечение исполнения обязательств по облигациям.
    Во-вторых, предусматривается возможность досрочного погашения облигаций по инициативе как владельцев облигаций, так и эмитента облигаций.
    В-третьих, уточняются правила выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента.
    И наконец, в-четвертых, устанавливается возможность выпуска облигаций, исполнение по которым зависит от риска.
    На сегодняшний день российский финансовый рынок остро нуждается в новых финансовых инструментах. Об этом говорят как профессиональные участники, так и эмитенты. Отсутствие перечисленных автором возможностей делает российский финансовый рынок не вполне конкурентоспособным. Ведь западные рынки располагают перечисленными финансовыми инструментами и могут предложить их российским предприятиям для использования за рубежом. В то время как на национальном рынке такие возможности пока отсутствуют.
    Для развития рынка облигаций не менее важно снять запрет на выпуск облигаций, которые сегодня установлен в Гражданском кодексе, законах об АО и ООО (ограничение объема эмиссии собственным капиталом или гарантиями третьих лиц). При принятии поправок в закон <Об ипотечных ценных бумагах> были предложены соответствующие поправки в законы об АО и ООО, где предлагалось снять все ограничения. Однако это предложение прошло лишь в усеченном виде. Ограничение снято лишь для облигаций, выпускаемых с ипотечным покрытием. Возможно, такое усечение было связано с тем, что этот вопрос рассматривался в рамках так называемого ипотечного пакета. В то же время, например, в Стратегии развития банковского сектора зафиксирована аналогичная задача - снять ограничения на выпуск облигаций банками. В течение ближайшего месяца мы намерены внести в Думу соответствующие поправки в корпоративное законодательство.

ГДЕ, КАК И КОГДА?

    Вторым важным вопросом является вопрос ГДЕ?, и я бы добавил еще один вопрос КАК? Речь идет об упрощении требований к некоторым размещениям, проводимым на бирже или, возможно, с участием финансовых консультантов. Для финансовых организаций, которые были бы готовы осуществлять выпуски на регулярной основе остро стоит вопрос с так называемой shelf-registration (или <полочной регистрацией>), когда проспект ценных бумаг регистрируется сразу на несколько выпусков на 3-5 лет вперед.
    Остановимся подробнее на этих вопросах. Тема коммерческих ценных бумаг, или как сегодня говоря биржевых облигаций, обсуждается более 6 лет. Столько лет потребовалось регулятору для подготовки законно проекта и внесения его в правительство. Еще в 2002 г. руководство ФКЦБ сообщило, что разработало поправки к действующему законодательству, регламентирующие выпуск краткосрочных облигаций без госрегистрации. Комиссия представила на согласование в МЭРТ РФ, ФКЦБ РФ и Минюст РФ проект поправок соответствующих к законам <О рынке ценных бумаг<, <О защите прав и законных интересов инвесторов> и <О налоге на операции с ценными бумагами>.
    По упрощенной процедуре (т. е. без государственной регистрации выпуска, проспекта и отчета об итогах выпуска) будут эмитироваться краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года. Эти облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости. Выпускать такие облигации смогут наиболее стабильные и крупные российские АО, акции которых подлежат обязательному допуску к торгам на биржах. При этом было бы целесообразно освобождение выпуска от обложения налогом на операции с ценными бумагами.
    Размещение и обращение краткосрочных облигаций предлагается ограничить проведением торгов на организаторах торговли на рынке ценных бумаг. Для допуска краткосрочных облигаций к торгам на организаторах торговли эмитентом составляется проспект облигаций. Допуск к торгам краткосрочных облигаций осуществляется организатором торговли в соответствии с правилами, утвержденными его уполномоченным органом и согласованными с ФКЦБ. При этом организатор торговли, через которого может осуществляться размещение или обращение краткосрочных облигаций, должен осуществлять свою деятельность в форме ОАО.
    Что касается бирж, стоит напомнить, что в настоящее время в Правительстве ведется подготовка новой редакции закона <О биржах и организаторах торговли>. Этот документ должен утвердить общий режим деятельности всех бирж и товарных, и валютных, и фондовых. На сколько это целесообразно в отношении фондовых бирж? Это то та часть биржевой структуры, которая сегодня действует наиболее эффективно и хорошо развита, в отличие, например, от товарной торговли. В то же время, в отличие от валютных бирж фондовые биржи уже достаточно подробно регулируются законом <О рынке ценных бумаг>. Понятно, что будущее принятие нового закона о биржах может привести к новым изменениям и неоправданной чехарде. Хотелось бы этого избежать. Кардинальное изменение законодательного регулирования для фондовых бирж вообще нецелесообразно. Мы и так их задергали: сначала создавали в форме некоммерческого партнерства, затем предписали преобразоваться в акционерные общества. Новый <универсальный> закон вновь начнет <причесывать всех под одну гребенку>. Нужно ли это фондовым биржам?
    Другая важная тема - положение финансовых консультантов. Принятые недавно поправки в закон наделали много шума. Пресса много о них писала и преподносила как чуть ли не главное событие. Напомню, мы отказались от идеи обязательности финансового консультанта при публичном размещении, сохранив его добровольность. Думаю, что этой теме даже неоправданно много внимания уделяется. Этот вопрос нельзя отнести к генеральным или стрежневым. Он носит технический характер, как оформить деятельность профучастников, занимающихся размещением новых выпуском и помогающих в этом эмитенту. Дискуссия развернулась вокруг того следующего вопроса: обязателен финконсультант или нет. Мне кажется, что более важным является вопрос об ответственности финконсультанта. Если он серьезно за что-то отвечает, своим именем и ресурсами гарантирует качество выпуска и достоверность сведений, то эмитенты сами придут к нему. А инвесторы будут относиться к подписи финконсультанта как к своеобразному знаку качества. При таком условии можно было бы еще раз вернуться к этой теме и предусмотреть возможность более быстрой регистрации в ФСФР тех выпусков, за качество которых отвечает капитализированный и надежный участник рынка ценных бумаг, например финансовый консультант.
    И, наконец, нужно сказать о возможностях введения так называемой <полочной регистрации>. Представляется разумным установить для финансовых организаций, например для инвестиционных банков, кредитных организаций, особый порядок регистрации условий выпуска и проспекта ценных бумаг. Речь идет о двухэтапной регистрации (это обычная мировая практика). На первом этапе регистрируется долгосрочная Программа эмиссии (на 3-5 лет), в которой содержатся все общие условия выпусков, а также максимальная суммарная номинальная стоимость всех будущих выпусков. На втором этапе, при утверждении условий определенного выпуска указываются лишь сведения о конкретных условиях выпуска и особые условия его обращения/погашения выпуска - проценты, срок погашения, обеспечение, если оно есть. Реализация указанных предложений потребует согласованных изменений целого ряда статей закона <О рынке ценных бумаг>.

О СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РФ

    В заключение я бы хотелось бы несколько слов сказать о подготовленном ФСФР документе - Стратегии развития финансового рынка РФ. Это качественный и всесторонний документ. Еще полгода назад я высказал соответствующие предложения, и меня радует, что исполнительная власть на них откликнулась. Конечно, можно выдвигать предложения о большей детализации Стратегии. Главное - чтобы она при этом не увеличилась до размеров многотомника. Ситуация, складывающая сегодня на рынке ценных бумаг, характеризуется позитивной динамикой и устойчивым ростом. Не только растут котировки, но и увеличивается число эмитентом, крепнет инфрастуктура, население через ПИФы все более активно выходит на рынок, а значит, растет общее число инвесторов.
    Кроме того, важное значение имеет субъективный фактор. С созданием нового регулятора - Федеральной службы по финансовым рынкам - многие участники связывают надежды на новые решения в сфере надзора, контроля и законодательства.
    Теперь за всеми этими позитивными моментами можно увидеть целостную картину и перспективу: прогнозируемый и просчитанный вектор развития, в который в том числе вписаны и планы по развитию индустрии IPO в России.
    На повестке дня стоит вопрос о согласовании Стратегии развития финансового рынка и Стратегии развития банковского сектора. Это особенно важно в тех областях, где имеет место тесное переплетение этих рынков: при выпуске банками ценных бумаг, секьюритизации банковских активов, развитии рынка финансовых деривативов и хеджирования и т. д.
    Необходимо подумать о главной задаче (стратегической цели), которая стоит перед рынком. Например, в банковской программе удалось обозначить ее максимально четко - это увеличение кредитования реального сектора со стороны кредитных организаций. Очень хотелось бы найти такую же емкую формулу для рынка ценных бумаг, но, наверное, это не так просто. Говорить о росте капитализации, видимо, не верно. Этот показатель зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Важным критерием является приход на рынок массового российского инвестора. Но и он не является всеобъемлющим. Более общая цель заключается в повышении конкурентоспособности рынка, которая понимается в самом широком смысле. Таким образом главную задачу Стратегии можно было бы сформулировать следующим образом: <Сделать российский фондовый рынок массовым и конкурентоспособным>.
    Однако не менее важен другой аспект - привлечь внимания власти и населения к самой отрасли ценных бумаг, к осознанию ее важного значения для экономики в целом. Поэтому надеюсь, что Первый конгресс IPO, организованный ИФРУ - будет замечен не только профессиональными участниками, но и рядовыми инвесторами (наверное, с помощью журналистов). Потому что развитие финансового рынка, в первую очередь - их дело. А мы, законодатели, будем вам в этом помогать.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Подходы к созданию в России биржевой инфраструктуры для рынка коммерческих бумаг
Новости
"Сбалансированные" стратегии и глобальные продукты
Управление активами на товарных фьючерсных рынках
Пенсионные деньги для фондового рынка
Возможные альянсы "розничных" НПФ
Перспективы развития банковского законодательства и его кодификации
Управление операционными рисками в инвестиционном банке
Исследование математической модели фьючерсных рынков
Критерии оценки эффективности автоматизированных торговых систем
Оценка состояния финансовой архитектуры регионов
Реализация модели Центрального депозитария в российской учетной системе
Регулирование? Регулирование! Регулирование...
Развитие учетной системы: распространение услуг или концентрация рисков?
"Детская болезнь" кривизны рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Рынок региональных и муниципальных облигаций: итоги 2004 г. и оценка перспектив
Рост кредитоспособности российских регионов и муниципалитетов может замедлиться в ожидании завершения реформ
Финансовый инжиниринг на рынке государственных и муниципальных облигаций: возможности и риски
Новости МАБ СНГ
IPO вчера, сегодня, завтра...
Совершенствование законодательных основ размещения ценных бума
Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства
Возможности инвестирования в IPO
Слагаемые успешного проведения IPO
Тенденции на рынке IPO в европе
Банковская автоматизация за рубежом: опыт и перспективы
Европейские биржи и клиринговые палаты
Кадровые перемещения в биржевом сообществе
События

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100