Casual
РЦБ.RU

Реализация модели Центрального депозитария в российской учетной системе

Май 2005


    Создание Центрального депозитария - формирование монополии со всеми ее недостатками в условиях рыночной экономики. Главными недостатками являются отсутствие стимулов для развития и плохое обслуживание клиентов. Особенно это проявляется в странах, где центральные депозитарии создавались не под влиянием потребностей участников рынка, а административным путем государственными органами, таких, например, как Польша.
    Создание центрального депозитария на каждом национальном рынке было рекомендовано так называемой <Группой тридцати>. Рекомендация сформулирована в 1989 г. в обстановке нового этапа интернационализации рынков ценных бумаг в мире. В условиях развития интернационализации крупный международный капитал повсеместно организовывает для себя удобства трансграничного вложения средств с использованием инфраструктуры национальных рынков ценных бумаг. Наличие на каждом рынке центрального депозитария обеспечивает благоприятные условия для иностранного спекулятивного капитала. При этом его масштабное трансграничное движение несет в себе значительные риски для развивающегося национального рынка и далеко не всегда способствует увеличению объемов обращающихся на этом рынке ценных бумаг.
    При рассмотрении темы Центрального депозитария возникает вопрос: что в существующей в России инфраструктуре мешает иностранным инвесторам вкладывать средства в акции и облигации российских предприятий? Рынок корпоративных облигаций развивается достаточно динамично. Основным центром обслуживания этих бумаг является Национальный депозитарный центр, учитывающий не только корпоративные облигации, но и акции. Являясь фактически государственным, он должен обеспечивать надежную сохранность прав на учитываемые им ценные бумаги. Если иностранные инвесторы и их агенты на российском рынке предпочитают работать не через НДЦ, а напрямую через реестры, значит, причина заключается не в отсутствии в России надежной и удобной инфраструктуры, а в чем-то ином.
    Причины недостаточной привлекательности российского рынка акций давно известны. Главные из них никакого отношения к недостаткам учетной инфраструктуры рынка не имеют. Причины заключаются в том, что основная масса населения по-прежнему не уважает частную собственность и не склонна ее защищать; новые представители элиты продолжают раздел и передел собственности, причем далеко не всегда законным путем; судебная система остается, к сожалению, в значительной степени коррумпированной; государственные структуры, действуя в рамках существующей нормативной правовой базы, избегают вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов или собственников. Перечень можно было бы продолжить, хотя он достаточно подробно изложен в анализе рынка ценных бумаг России, который был сделан иностранными инвесторами еще в 1997 г.
    С большинством указанных причин слабости рынка акций и отсутствия необходимой динамики его развития непосредственно сталкиваются в своей работе регистраторы. Проблемы регистраторской деятельности также хорошо известны. Это и зависимость регистраторов в их деятельности от крупнейших эмитентов, и проблема двойных реестров и потери реестра или его части и т. д. В этой связи возникает вопрос: можно ли решить проблемы регистраторской деятельности без создания Центрального депозитария? Очевидно, можно. Чтобы справиться с проблемой учета прав в реестре, требуется немногое. Необходимо установить жесткий порядок регистрации реестров в ФСФР, не позволяющий регистраторам вести реестры акционеров без регистрации в государственном органе, уполномоченном регулировать этот сегмент рынка. Смысл этого состоит в том, чтобы регистратор был вправе передать ведение реестра кому бы то ни было только через федеральный орган исполнительной власти, регулирующий рынок ценных бумаг. Это позволило бы решить проблему двойных реестров. Для того чтобы исключить искажения данных в реестре в процессе его ведения, необходимо создать за государственный счет специальный технологический центр, куда в текущем режиме поступали бы данные в электронном виде из всех реестров. В случае возникновения судебных споров по поводу данных из реестров информация, предоставляемая в суд указанным центром, могла бы послужить существенным аргументов для вынесения справедливого решения. Технологический центр должен быть надежно защищен от попыток получения кем бы то ни было конфиденциальной информации из реестров. Возможен иной путь, а именно разработать специальные требования для регистраторов по хранению в электронном виде копий всех реестров (с использованием отдельных серверов и на отдельной территории). И в том и в другом случае положение дел с надлежащим хранением данных, содержащихся в реестрах акционеров, значительно улучшится.
    Учет прав на акции в реестре - это учет ценных бумаг по их принадлежности. Повсеместно в мире учет ценностей ведется по принципу пирамиды. Все ценности находятся на вершине пирамиды. Последующие уровни пирамиды объединены с вершиной системой счетов. На каждом уровне вертикали такой системы счетов учитывается одна и та же ценность. Это позволяет перемещать ее не физически и необязательно через вершину, а на любом уровне системы счетов. На этом построен весь безналичный оборот ценностей.
    При такой системе учета ценностей один, пусть даже существенный, элемент, расположенный на более низком уровне, не может контролировать в полном объеме главный элемент системы, находящийся на вершине пирамиды. Контролер должен быть независимым, не входящим в систему.
    Внутри учетной системы регулярно осуществляется сверка данных учета, которая производится между вышестоящим элементом учетной системы и нижестоящим, и только в части, касающейся нижестоящего. На российском рынке сверка данных между регистраторами и депозитариями производится регулярно. С введением между регистраторами и депозитариями электронного документооборота указанная сверка может осуществляться в текущем режиме.
    Таким образом, в условиях наличия регистраторов от центрального депозитария, который сам является их клиентом, было бы неправильно требовать надлежащего, т. е. в полном объеме, контроля за учетными данными регистраторов.
    В качестве одного из аргументов в пользу создания Центрального депозитария в России используют то, что ЦД позволит повысить уровень ликвидности российского рынка ценных бумаг. Однако ликвидность рынка повышается централизацией торговли одними и теми же инструментами на одной торговой площадке, т. е. за счет укрупнения рынков, возможно, путем введения специализации бирж. Идеалом является наличие такой биржи, где бы торговались все возможные инструменты. В этом случае не было бы проблемы Центрального депозитария, так как все расчеты по результатам торговли на одной бирже логично осуществлять через один расчетный центр.
    Если допустить, что крупные иностранные депозитарии получат право напрямую открывать счета в Центральном депозитарии России, то российский рынок ценных бумаг еще в большей степени <уйдет> на Запад. Ценные бумаги будут переводиться на счет иностранного номинального держателя, открытого в Центральном депозитарии, например на имя международного расчетно-клирингового центра, и торговаться за границей в рамках этого счета. При этом ни Центральный депозитарий, ни государственные регулирующие органы в России не смогут контролировать операции с российскими ценными бумагами за рубежом.
    Рассматривая различные аспекты проблемы создания центрального депозитария предлагается пойти по пути принятия следующих мер:

  • усилить государственный контроль за ведением реестров акционеров, не позволяющий регистраторам вести тот или иной реестр без предварительной его регистрации в ФСФР;
  • создать за государственный счет единый технологический центр (центр хранения информации), в который будет поступать в текущем режиме вся информация из реестров акционеров, и/или разработать требования к реестродержателям относительно копирования и надлежащего хранения копий всех реестров в электронном виде (на отдельной территории, с использованием отдельного сервера);
  • организовать электронный документооборот между депозитариями и регистраторами, позволяющий требовать выверки данных учета прав на ценные бумаги у регистраторов и депозитариев как минимум 1 раз в квартал, а также не позднее дня, следующего за днем проведения каждой операции в реестре по лицевому счету, открытому на имя депозитария;
  • запретить государственным органам напрямую вмешиваться в процессы консолидации учетной инфраструктуры, исходя из того, что наличие в настоящее время двух ведущих центров расчетов по ценным бумагам (НДЦ и ДКК) обеспечивает конкурентную среду, необходимую для развития каждого из них и для дальнейшего формирования рынка;
  • узаконить специальный статус депозитариев, обслуживающих основные биржевые площадки, как центральных расчетных депозитариев.
        Предлагаемые меры позволят избежать радикальных перемен в сложившейся в России учетной инфраструктуре рынка ценных бумаг и обеспечить надежный учет прав владельцев акций российских предприятий. Что касается рынков государственных ценных бумаг с номиналом в рублях и корпоративных облигаций, то эти рынки уже излишне централизованы, что в известной мере препятствует их дальнейшему развитию.
        Наличие ограниченного числа центральных расчетных депозитариев, обслуживающих основные биржевые площадки и, вероятно, сочетающих функции депозитариев и расчетных палат соответствующих бирж, можно рассматривать как вполне приемлемый уровень консолидации учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг России на данном этапе его развития. Конкуренция между центральными расчетными депозитариями обеспечит условия их дальнейшего развития и будет способствовать снижению стоимости предоставляемых ими услуг.
        Профессиональным участникам рынка не важно, как работать: через 1 центральный расчетный депозитарий или через 2-3, поскольку взаимодействие с центрами расчетов по ценным бумагам осуществляется с использованием электронных средств связи и стандартных форм электронных сообщений. По форме это напоминает уполномоченные банки, работающие со многими банками-контрагентами на внешних рынках с использованием системы S.W.I.F.T., которые не испытывают потребности производить все платежи и расчеты в одной стране только через один банк-корреспондент.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Подходы к созданию в России биржевой инфраструктуры для рынка коммерческих бумаг
    Новости
    "Сбалансированные" стратегии и глобальные продукты
    Управление активами на товарных фьючерсных рынках
    Пенсионные деньги для фондового рынка
    Возможные альянсы "розничных" НПФ
    Перспективы развития банковского законодательства и его кодификации
    Управление операционными рисками в инвестиционном банке
    Исследование математической модели фьючерсных рынков
    Критерии оценки эффективности автоматизированных торговых систем
    Оценка состояния финансовой архитектуры регионов
    Реализация модели Центрального депозитария в российской учетной системе
    Регулирование? Регулирование! Регулирование...
    Развитие учетной системы: распространение услуг или концентрация рисков?
    "Детская болезнь" кривизны рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Рынок региональных и муниципальных облигаций: итоги 2004 г. и оценка перспектив
    Рост кредитоспособности российских регионов и муниципалитетов может замедлиться в ожидании завершения реформ
    Финансовый инжиниринг на рынке государственных и муниципальных облигаций: возможности и риски
    Новости МАБ СНГ
    IPO вчера, сегодня, завтра...
    Совершенствование законодательных основ размещения ценных бума
    Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства
    Возможности инвестирования в IPO
    Слагаемые успешного проведения IPO
    Тенденции на рынке IPO в европе
    Банковская автоматизация за рубежом: опыт и перспективы
    Европейские биржи и клиринговые палаты
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    События

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100