Casual
РЦБ.RU

Управление операционными рисками в инвестиционном банке

Май 2005


    В структуре зарубежных банков и финансовых организаций существуют управления риск-менеджмента, анализирующие деятельность бизнес-подразделений, контролирующие их и подчиненные непосредственно руководству. Основная задача управления - предоставление руководству компании рекомендательной информации на каждом этапе принятия бизнес-решений. Описывается подход к управлению операционными рисками на основе опыта ОАО <Альфа-Банк>, получившего награду Operational Risk Magazine 2004 Achievement Award <За лучший подход к управлению операционными рисками в организации, работающей на развивающихся рынках>.

    Базельский комитет по банковскому надзору под операционным риском понимает риск прямых и косвенных потерь вследствие ошибок или неправильной работы внутренних бизнес-процессов, персонала, информационных систем и внешних событий. Как правило, большинство операционных рисков находится на стыке упомянутых областей. В качестве примеров операционных рисков, возникающих в инвестиционном банке (далее - ИБ), можно привести: риски несвоевременной перерегистрации ценных бумаг, несвоевременной оплаты, внешнего вторжения в ИТ-систему, риски ошибок персонала и т. д.
    Для выявления рискованных областей, как правило, используются стандартные инструменты, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору, в том числе ключевые индикаторы риска, сбор данных по потерям, самостоятельная оценка рисков подразделениями и риск-аудиты.
    Существует несколько путей минимизации операционных рисков для банков, а именно:

  • осуществление проектов, улучшающих бизнес-процессы, ИТ-системы, повышающих квалификацию персонала и т. д.;
  • перенос риска на страховую компанию, как правило, это приобретение комплексного страхования финансового института, включающее в себя Bankers Blanket Bond (ВВВ), Computer Crime (СС), Professional Indemnity (PI);
  • создание резервов на возможные потери.

    ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА В РФ

        В связи с тем, что в России рыночные отношения начали развиваться относительно недавно, операционные риски имеют свою специфику. С одной стороны, управление рисками проще, чем в развитых странах, так как рынок характеризуется относительно меньшими объемами операций и более простыми продуктами. С другой стороны, отсутствие практического опыта, недостатки ИТ-систем, постоянный рост рынка и изменение структуры операций требуют очень гибкого подхода к управлению рисками.
        Как правило, ИТ-системы инвестиционного банка развиваются одновременно с ростом бизнеса и возникновением новых продуктов на рынке. На сегодняшний день во многих банках параллельно существуют различные, не всегда совместимые между собой ИТ-системы (например, для процессинга сделок с разными инструментами). Несовершенство ИТ-систем приводит к следующим свойственным российскому рынку операционным рискам:

  • искажения данных (например, если данные несколько раз перекачиваются между системами);
  • неправильной оценки позиции (например, если данные разных систем нужно консолидировать для оценки единой позиции);
  • некорректного импорта данных из внешних систем (например, Reuters, Bloomberg);
  • сбоя ИТ-систем (временной неработоспособности);
  • потери данных;
  • вторжения в систему с целью нанесения ущерба.
        К основным рискам, связанным с персоналом, можно отнести недостаток сотрудников с большим опытом работы (практически полное отсутствие сотрудников, имеющих опыт работы более 10 лет), высокую текучесть персонала.
        Постоянное изменение структуры продуктов и рост рынка приводят к возникновению операционных рисков в бизнес-процессах. Бэк-офис инвестиционного банка нередко не успевает быстро адаптировать процедуры и подстраиваться под нужды фронт-офиса. В настоящее время управление операционными рисками в области бизнес-процессов в первую очередь концентрируется на согласовании новых продуктов и процедур и только во вторую - на контроле существующих.
        К внешним событиям можно отнести любое действие контрагентов, сторонних лиц, ведущее к ущербу для банка. Примерами таких событий могут быть: искажение, подделка документов контрагентами, сбои в работе системы коммунальных услуг, пожары, наводнения и т. д. Риск возникновения данных событий практически не контролируем, поэтому банки, как правило, переносят данные риски на страховые компании. Также к рискам внешних событий можно отнести институциональные проблемы, например отсутствие МСФО, что приводит к необходимости вести отчетность в двух стандартах.

    МОНИТОРИНГ РИСКОВ

        При мониторинге рисков инвестиционного банка основной упор необходимо делать прежде всего на сбор данных о потерях, а также на ключевые индикаторы риска. Проведение самостоятельной оценки рисков подразделениями эффективно при опросе большого количества сотрудников, выполняющих схожие технические функции. При наличии большого количества разнотипных операций более действенным инструментом выявления рисков служат риск-аудиты.
        Сбор и регистрация данных об операционных потерях необходимы, для того чтобы оценить уровни операционных рисков на основе исторических данных. Базельским комитетом разработана классификация, позволяющая структурировать сбор данных. Данные об операционных потерях можно использовать для оценки возможных потерь, исключения событий, которые могут вести к значительным потерям, определения максимальной суммы потерь в будущие периоды и формирования резервов на потери, построения модели операционного VaR и т. д.
        Для того чтобы провести статистический анализ данных об операционных потерях, отдельно моделируется распределение частоты событий (обычно это пуассоновское распределение или отрицательно биномиальное) и распределение размера потерь. Для этого используются типы распределений с достаточно тяжелыми хвостами (распределение Парето, Вейбулла, логнормальное и др.) После этого методом симуляций определяется вероятность потенциальных потерь на заданном горизонте.
        Ключевые индикаторы риска представляют собой некий количественный показатель, вычисляемый с заданной периодичностью, как правило, раз в день или раз в неделю. Данные показатели позволяют оценить текущий статус основных рисков, проверить, находятся ли риски в допустимых пределах, а также выделить слабые места, требующие привлечения дополнительных материальных и человеческих ресурсов для снижения риска. Как правило, индикаторы формируются для тех частей бизнес процесса, нарушение которых может привести к потерям для банка. Например, для ИБ хорошими показателями являются объем и количество задержек поставок ценных бумаг как от банка к контрагентам, так и от контрагентов к банку.
        Риск-аудиты нацелены на идентификацию рисков на основе анализа существующих бизнес-процессов и ИТ-систем, исторических данных о рисковых ситуациях, внешних данных о потерях. В ходе риск-аудита для различных операций рассчитывается величина остаточного риска на основании данных об общей величине риска и степени его контролируемости. Целью риск-аудита являются выявление операций с наибольшей величиной остаточного риска и разработка программ по их минимизации.

    МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

        Как уже было упомянуто, существует несколько путей минимизации операционных рисков для банков. Улучшение бизнес-процессов основывается на стандартном подходе к управлению проектами.
        Операционные риски влекут ожидаемые (expected) и неожиданные (unexpected) потери. Для минимизации ожидаемых потерь банк развивает систему контроля и создает резервы на потери. Для защиты от редких, неожиданных потерь очень крупного масштаба используется страхование операционных рисков.
        Страхование операционных рисков представляет собой перенос риска возможных потерь на страховщика. Выбор программы страхования происходит на основании базы данных по потерям и экспертных оценок о возможных потерях. При выборе программы страхования следует обращать внимание на анализ соотношения запрошенных банком и фактически полученных возмещений.


        Основные блоки комплексной системы страховой защиты банка:
        1) комплексное страхование финансового института: включает Bankers Blanket Bond (ВВВ), Computer Crime (СС), Professional Indemnity (PI);
        2) страхование имущества;
        3) страхование автотранспорта;
        4) страхование ценного имущества во время перевозки и хранения;
        5) страхование ответственности органов управления и управленческого персонала юридических лиц;
        6) страхование персонала банка от несчастного случая.
        Пункты 2-6 являются стандартным страхованием для компаний, работающих в различных областях.
        Комплексное страхование финансового института позволяет банку застраховаться от ущерба, который могут нанести собственные сотрудники банку и третьей стороне, а также от ущерба, причиненного в результате компьютерных преступлений.
        Пакет ВВВ, как правило, покрывает ключевые риски, связанные с подделкой документов как работниками страхователя, так и контрагентом, а именно:
  • возникновение убытков от противоправных действий, совершенных любым работником страхователя, с целью нанести ущерб или приобрести для себя финансовую выгоду;
  • возникновение убытков от подделки или внесения противоправных изменений в документы, служащие основанием для выполнения операций;
  • возникновение убытков в результате операций с ценными бумагами;
  • возникновение убытков от принятия страхователем в качестве платежного средства фальшивой банкноты.
        Пакет СС покрывает возникновение убытков у страхователя вследствие компьютерных преступлений, а именно:
  • несанкционированного входа в компьютерную систему;
  • операций, производимых сервисной компанией;
  • модификации компьютерных команд;
  • ущерба, причиненного электронным данным и носителям;
  • действий компьютерных вирусов;
  • операций, производимых с помощью электронной связи;
  • электронных переводов денежных средств и т. д.
        Пакет PI покрывает ответственность банка в случае нанесения ущерба третьей стороне при проведении сотрудниками банка операций с ценными бумагами, денежными знаками (валютой), драгоценными металлами, опционами, а также при проведении фьючерсных сделок и иных финансовых операций.

    УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА 2004 Г. В ОАО <АЛЬФА-БАНК>

        В июле 2004 г. ОАО <Альфа-Банк> столкнулся с трудностями, вызванными паникой вкладчиков и значительным оттоком депозитов. Банк справился с проблемами благодаря работе ряда подразделений, в том числе управления рисками. Существовало несколько планов действий, заранее разработанных для различных ситуаций и предусматривающих индивидуальный подход к развитию событий. То, что паника была спрогнозирована за два дня до ее возникновения, позволило предпринять ряд действий, в том числе в инвестиционном банке:

  • закрыть кредитные линии для самых ненадежных заемщиков;
  • перевести после внимательного изучения часть ненадежных заемщиков второй категории в категорию <самых ненадежных>;
  • продать ликвидные ценные бумаги с фиксированным доходом, пока цены были высокими;
  • заказать дополнительную наличность для выплат, как на МБК, так и у западных банков;
  • доработать систему реализации залогов в связи со снижением ликвидности;
  • заказать доработку ИТ-систем, запрещающую изменение в настройке платежных систем;
  • нанять дополнительных сотрудников для работы в кассовом центре.
        В момент начала паники сотрудники управления рисками начали постоянный мониторинг уровня операционного риска с прогнозом дальнейшего развития событий. С этой целью управление рисками заранее разработало систему ключевых индикаторов кризиса (рыночные соотношения, синтетические процентные ставки и т. п.). Также в ходе кризиса появилось несколько новых индикаторов (например, количество снятых со счетов евро по отношению к доллару или рублю), для того чтобы точно оценить уровень паники и предсказать различные варианты системных стрессов.
        В итоге данных мер банку удалось избежать применения избыточных мер (таких, как закрытие всех кредитных лимитов или нарушение соглашений с Visa), на которые пошли другие банки, испытывавшие проблемы. Удалось предотвратить сбой в работе некоторых подразделений, были обнаружены многие недостатки в работе в условиях кризисного режима.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Подходы к созданию в России биржевой инфраструктуры для рынка коммерческих бумаг
    Новости
    "Сбалансированные" стратегии и глобальные продукты
    Управление активами на товарных фьючерсных рынках
    Пенсионные деньги для фондового рынка
    Возможные альянсы "розничных" НПФ
    Перспективы развития банковского законодательства и его кодификации
    Управление операционными рисками в инвестиционном банке
    Исследование математической модели фьючерсных рынков
    Критерии оценки эффективности автоматизированных торговых систем
    Оценка состояния финансовой архитектуры регионов
    Реализация модели Центрального депозитария в российской учетной системе
    Регулирование? Регулирование! Регулирование...
    Развитие учетной системы: распространение услуг или концентрация рисков?
    "Детская болезнь" кривизны рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Рынок региональных и муниципальных облигаций: итоги 2004 г. и оценка перспектив
    Рост кредитоспособности российских регионов и муниципалитетов может замедлиться в ожидании завершения реформ
    Финансовый инжиниринг на рынке государственных и муниципальных облигаций: возможности и риски
    Новости МАБ СНГ
    IPO вчера, сегодня, завтра...
    Совершенствование законодательных основ размещения ценных бума
    Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства
    Возможности инвестирования в IPO
    Слагаемые успешного проведения IPO
    Тенденции на рынке IPO в европе
    Банковская автоматизация за рубежом: опыт и перспективы
    Европейские биржи и клиринговые палаты
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе
    События

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100