Casual
РЦБ.RU

Возможные альянсы "розничных" НПФ

Май 2005


    В 2004 г. свыше 230 тыс. застрахованных лиц выбрали в качестве страховщика негосударственные пенсионные фонды, что составило менее 1% от общего числа застрахованных лиц, имеющих право на накопительную пенсию. Это свидетельствует о том, что огромный потенциал российского рынка негосударственного пенсионного обеспечения остается неисчерпанным. Кооперация между различными финансовыми институтами могла бы частично решить данную проблему через создание механизмов, способных заинтересовать клиентов.

    Последние несколько лет на пенсионном рынке отмечался беспрецедентный рост. Уставные капиталы и пенсионные резервы некоторых негосударственных пенсионных фондов (НПФ) увеличились в десятки раз. Однако этот рост во многом можно назвать условным. Все фонды, включенные в первую двадцатку, - <дочки> крупнейших финансовых и промышленных корпораций. Их создание было обусловлено не резким увеличением интереса со стороны населения и корпоративных клиентов к дополнительному пенсионному страхованию, а выходом НПФ на рынок накопительной части пенсии.
    В то же время изменение требований к инвестированию и планируемое исключение векселей из объектов инвестирования для дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) неизбежно ведут к тому, что в скором времени корпоративные фонды будут вынуждены переориентировать свою деятельность и приступить к реализации розничных программ. Уже сегодня, помимо корпоративных НПФ, на рынке существует ряд пенсионных фондов, которые, не прибегая или почти не прибегая к административными ресурсам, делают ставку на розницу и привлечение пенсионных накоплений с рынка. <Розничные> фонды не рассчитывают на то, что корпорация обеспечит их клиентами, поэтому они вынуждены бороться за каждого своего клиента, создавая тем самым необходимую для развития пенсионного рынка конкурентную среду.
    Помимо <корпоративных> НПФ, в борьбу за клиентов с <розничными> фондами нередко вступают банки, страховщики и управляющие компании. Тем не менее такое количество конкурентов вовсе не означает, что у <розничных> НПФ отсутствуют шансы на выживание. Наоборот. Плох тот стратег, который не может сделать из своего <врага> союзника и использовать его преимущества. Как раз этим в настоящее время и занимаются <розничные> фонды: ищут пути для возможного альянса и взаимовыгодного сотрудничества со своими прямыми конкурентами.

БАНКАМ - <ДЛИННЫЕ> ДЕНЬГИ, ФОНДАМ - КЛИЕНТСКУЮ БАЗУ

    Сегодня сотрудничество пенсионных фондов и банков - новация на российском пенсионном рынке. Следует подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о <розничных> НПФ, не являющихся аффилированными структурами каких-либо банков.
    Для таких НПФ выгодность взаимодействия с банками очевидна, поскольку по согласованию с банком фонд в качестве его партнера получает доступ к клиентской базе по физическим, корпоративным и VIP-клиентам и может распространять свои пенсионные продукты через дополнительные офисы и филиалы банка.
    Для банка сотрудничество - это то, чего больше всего не хватает сегодня российским банкам. В соответствии с требованиями к инвестированию средств фонд может разместить часть привлеченных пенсионных резервов на пополняемые депозиты банка, что существенно увеличит его долгосрочные банковские пассивы. При работе с обязательными пенсионными накоплениями пассивы банка становятся практически бессрочными. Если банк является трансфер-агентом, то сотрудничество с фондом поможет привлечь ему дополнительных клиентов.
    Реализация программ по дополнительному пенсионному обеспечению через офисы и отделения банка может послужить дополнительным поводом для предложения клиенту услуг банка. Например, банк может открыть клиенту расчетный счет или оформить для него банковскую карту.

НПФ И СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ: <ГИБРИДНЫЕ> ПРОДУКТЫ И АЛЬТЕРНАТИВА СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

    Принципы пенсионного страхования во многом соответствуют принципам страхования жизни, поэтому не удивительно, что у НПФ и страховщиков много точек соприкосновения и, как следствие, огромный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.
    Один из вариантов такого сотрудничества - реализация пенсионных программ фондов c помощью страховых компаний и независимых страховых брокеров (рис. 1). В этом случае интересы НПФ направлены в основном на использование инфраструктуры страховщиков для расширения сети продаж своих пенсионных продуктов. Так, НПФ <Русь> заключил договоры с некоторыми страховыми компаниями и независимыми страховыми брокерами и теперь использует агентскую сеть страховщиков для распространения пенсионных продуктов в Москве и регионах.


    От НПФ страховые компании и независимые страховые брокеры получают новые продукты для своего страхового портфеля (рис. 2). Помимо этого, кооперация с НПФ позволяет извлечь страховщикам стратегические выгоды на рынке страхования жизни. Людям старше 45 лет программы по страхованию жизни не выгодны, из-за этого страховые компании теряют огромный сегмент потребительского рынка. С помощью продуктов НПФ страховщики могут вернуть себе этот сегмент, предложив клиентам альтернативные страхованию жизни пенсионные программы фонда.
    Гораздо реже НПФ и страховщики объединяются для создания так называемых <гибридных> продуктов. Наиболее часто встречающийся <гибридный> пенсионный продукт - страховой полис вместе c фондом, который сочетает в себе услуги страховой компании и пенсионного фонда. Возникает такой продукт следующим образом: при покупке клиентом страхового полиса часть взноса страховой компании направляется в пенсионный фонд. В результате человек получает не только страховку, но и дополнительную пенсию.
    Подобные <гибридные> продукты очень популярны за рубежом, в частности в Германии. В России такой продукт был создан страховым обществом <Россия> и НПФ <Русь>.

НПФ И УК - СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ

    Если сотрудничество негосударственных пенсионных фондов с банками и страховыми компаниями - относительно новое явление для рынка, то НПФ и УК можно считать старыми знакомыми.
    Законодательно пенсионные фонды ограничены в самостоятельном инвестировании средств как в дополнительном пенсионном обеспечении, так и в обязательном пенсионном страховании. НПФ могут самостоятельно инвестировать свои пенсионные резервы только в недвижимость, депозиты, государственные, муниципальные ценные бумаги, а также в ценные бумаги субъектов Федерации. Доходность у таких объектов инвестиций, как правило, невелика. Поэтому пенсионные фонды вынуждены прибегать к услугам управляющих компаний, для того чтобы иметь возможность работать с акциями, корпоративными облигациями, векселями и паями паевых инвестиционных фондов.

    <Розничные> фонды не рассчитывают на то, что корпорация обеспечит их клиентами, поэтому они вынуждены бороться за каждого своего клиента, создавая тем самым необходимую для развития пенсионного рынка конкурентную среду.

    Критериев, по которым НПФ выбирает себе управляющую компанию, может быть несколько: порядок вознаграждения (вознаграждение от управления активами, от дохода, сделки); работа с определенными видами ценным бумаг; доступ к клиентской базе УК, например работа с VIP-клиентами, и др. В отличие от <корпоративных> НПФ, которые, как правило, вынуждены работать только с управляющей компанией, принадлежащей корпорации, <розничные> фонды не сотрудничают с какой-либо определенной УК. Для инвестирования своих пенсионных резервов как в обязательное пенсионное страхование, так и в дополнительное пенсионное обеспечение <розничные> фонды могут выбирать себе ту УК, с которой им удобнее работать. Более того, <розничные> фонды часто пользуются услугами не одной, а сразу нескольких УК, поскольку одна управляющая компания редко может удовлетворить все требования фонда. Такая <политика нескольких корзин> позволяет НПФ диверсифицировать свой пенсионный портфель по классам активов, повышая таким образом его доходность и конкурентоспособность на рынке. При этом фонд может выбрать несколько управляющих компаний для инвестирования своих пенсионных резервов и отдельную (или даже несколько) УК - для пенсионных накоплений.
    Негосударственный пенсионный фонд <Русь> при выборе управляющей компании руководствовался следующими критериями: статистикой работы УК по предыдущим годам, определенной системой вознаграждения для управляющей компании, итогами работы УК с облигациями крупнейших российских сырьевых корпораций, а также возможностью привлечения VIP-клиентов управляющей компании. Учитывая перечисленные требования, фонд выбрал для инвестирования своих пенсионных резервов УК <Дойчер Инвестмент Траст>, УК <Альфа-Капитал> и УК <Ренессанс Капитал>.
    Кооперация различных финансовых институтов со временем будет только активизироваться. Это приведет к созданию новых продуктов и, безусловно, усилит конкуренцию между финансовыми продуктами на рынке. Больше всего от этого выиграет, естественно, потребитель, поскольку рост конкуренции - это всегда снижение рисков и стоимости обслуживания, повышение доходности и качества сервиса.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Подходы к созданию в России биржевой инфраструктуры для рынка коммерческих бумаг
Новости
"Сбалансированные" стратегии и глобальные продукты
Управление активами на товарных фьючерсных рынках
Пенсионные деньги для фондового рынка
Возможные альянсы "розничных" НПФ
Перспективы развития банковского законодательства и его кодификации
Управление операционными рисками в инвестиционном банке
Исследование математической модели фьючерсных рынков
Критерии оценки эффективности автоматизированных торговых систем
Оценка состояния финансовой архитектуры регионов
Реализация модели Центрального депозитария в российской учетной системе
Регулирование? Регулирование! Регулирование...
Развитие учетной системы: распространение услуг или концентрация рисков?
"Детская болезнь" кривизны рынка субфедеральных и муниципальных облигаций РФ
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Рынок региональных и муниципальных облигаций: итоги 2004 г. и оценка перспектив
Рост кредитоспособности российских регионов и муниципалитетов может замедлиться в ожидании завершения реформ
Финансовый инжиниринг на рынке государственных и муниципальных облигаций: возможности и риски
Новости МАБ СНГ
IPO вчера, сегодня, завтра...
Совершенствование законодательных основ размещения ценных бума
Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства
Возможности инвестирования в IPO
Слагаемые успешного проведения IPO
Тенденции на рынке IPO в европе
Банковская автоматизация за рубежом: опыт и перспективы
Европейские биржи и клиринговые палаты
Кадровые перемещения в биржевом сообществе
События

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100