Casual
РЦБ.RU

IPO для среднего бизнеса

Апрель 2005

    В марте 2005 г. на ММВБ было проведено самое маленькое IPO в истории российского фондового рынка: 5% своих акций разместила компания ОАО <АПК "Хлеб Алтая">. Еще 5% ценных бумаг агрохолдинга были предложены инвесторам на РТС. Несмотря на скептические прогнозы аналитиков, спрос на ценные бумаги <Хлеба Алтая> значительно превысил предложение, IPO прошло успешно, позволив компании привлечь более 8 млн долл. Причем агрохолдинг не собирается останавливаться на достигнутом - в его планах размещение облигационного займа, получение <длинного> инвестиционного кредита от Международной финансовой корпорации. К 2007 г. компания планирует стать лидером российского рынка зернопереработки и разместить свои акции на Лондонской фондовой бирже.

АГРОШАХМАТЫ

    Рынок зерна и муки сейчас является одним из наиболее перспективных секторов российской экономики. В 2005 г. он продолжит свой рост, его объем может увеличиться более чем на 25%, достигнув 6 млрд дол. Это обусловлено благоприятной конъюнктурой, сложившейся на рынке.
    Увеличение цен на зерно (в 2005 г. они могут достичь уровня 180-200 долл. за тонну) частично связано с сокращением посевных площадей мировыми производителями (США, Канадой, Австралией и Россией), а также влиянием быстрорастущих экономик Китая и стран Юго-Восточной Азии, где общее улучшение уровня жизни приводит к повышению доли мучных изделий в традиционно <рисовом> рационе населения. Заметную роль в росте цен на зерно играет и развитие животноводства в РФ (его рост в 2004 г. составил 6,2%), где фуражная пшеница составляет основную часть кормов.
    Перечисленные факторы вкупе с недостаточно эффективной государственной зерновой политикой и относительно благоприятной для российских производителей ценовой конъюнктурой на мировом рынке обусловливают растущую экспортную ориентацию российских зернотрейдеров. В 2005 г. за пределы страны будет вывезено более 8 млн тонн зерна, его основными потребителями выступят Европа и страны СНГ, а также страны Северной Африки и Ближнего Востока.
    Российский рынок зернопереработки и зернотрейдинга привлекает все большее число инвесторов, в том числе иностранных. Скорее всего, в 2005 г. их роль в отечественном АПК заметно увеличится. Масштабные планы транснациональных гигантов Glencore и Louis Dreyfus обусловлены высокой отдачей на вложенный капитал (ROE свыше 20%), которую обеспечивает российский рынок зерна. По своей инвестиционной привлекательности он вполне сопоставим с <нефтянкой> и даже несколько превосходит ее, характеризуясь быстрым оборотом средств, возобновлением используемых ресурсов, высокими темпами увеличения потребления.
    При этом на российском рынке зернопереработки нет очевидного лидера. Так, в пятерку ведущих российских зернопереработчиков в настоящий момент входят холдинг <Настюша> (4,2% рынка), <Башхлебопродукт> (3,3%), АПК (3,2%), <Макфа> (3% без учета приобретений, совершенных в марте 2005 г.), АПК <Хлеб Алтая> (2,5%). Сложилась ситуация, когда наибольший доход сможет получать именно та компания, которая займет наибольшую рыночную долю, что предполагает формирование вертикально-интегрированных холдингов, имеющих четкую стратегию развития, соответствующую динамике конъюнктуры российского и мирового зерновых рынков.
    При этом в агробизнесе сейчас сложилась такая ситуация, что тот или иной шаг каждого из крупных участников рынка вызывает ответные действия других участников рынка. По сути, АПК сейчас - большая шахматная доска, где несколько равных по силам игроков ведут борьбу за безусловное доминирование. Например, покупка одной из ведущих компаний активов в конкретном регионе вызывает повышенный интерес к нему со стороны других крупных фирм; выпуск нового вида продукции, какой-то маркетинговый ход, даже незначительное изменение цен ведут к встречным мероприятиям. Основные игроки плотно идут друг за другом.

ПУБЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ КОНКУРЕНТОВ

    В этих условиях один из игроков решил сделать нетривиальный для отрасли шаг, который может создать необходимые условия для занятия лидирующей позиции в отрасли: <Хлеб Алтая> решил провести IPO. По мнению менеджмента компании, первичное публичное размещение акций позволяет компании решить сразу несколько стратегических вопросов. Причем получение дополнительных денежных средств для развития здесь играло важную, но не главную роль. Основное значение придавалось приобретению публичного статуса, который:

  • во-первых, позволяет значительно уменьшить стоимость заимствований - даже объявление о намерении провести IPO снизило для <Хлеба Алтая> стоимость кредитных денег;
  • во-вторых, обращает на компанию внимание большого числа инвесторов. ы том числе международных;
  • в-третьих, позволяет значительно усилить бренд агрохолдинга - СМИ проявляют заметно больший интерес к публичным компаниям;
  • в-четвертых, улучшает имидж <Хлеба Алтая> как партнера в сделках M&A - именно на покупку профильных активов агрохолдинг делает акцент в своем развитии.
        Словом, решение провести IPO было выигрышным во всех отношениях. О готовности провести первичное публичное размещение было объявлено еще в 2004 г., предложение компании было ориентировано прежде всего на портфельных инвесторов - именно поэтому к качестве площадки для IPO была выбрана ММВБ. Кстати, возложенные на нее ожидания она полностью оправдала: на этапе сбора предварительных заявок спрос на акции <Хлеба Алтая> почти на 50% превысил предложение.
        При этом размещение акций было проведено значительно позже первоначально запланированных сроков. Этот факт объясняется стремлением <Хлеба Алтая> и ИК <ФИНАМ> (организатора и андеррайтера IPO) выбрать наиболее благоприятный момент для выхода на фондовый рынок. 2004-й год был для этого не самым подходящим периодом: неблагоприятная рыночная конъюнктура, связанная с ситуацией вокруг ЮКОСа, а также близость к банкротству такого крупного игрока аграрного рынка как Русагрокапитал снижали вероятность формирования значительного спроса на акции агрохолдинга.
        Полученное время компания использовала для предельно тщательной подготовки к IPO: вводились принципы корпоративного управления, была завершена крупная сделка по покупке производственных мощностей в Красноярском крае, что положительно повлияло на привлекательность акций <Хлеба Алтая>. Анализ ситуации показал, что I кв. 2005 г. будет благоприятным временем для публичного размещения ценных бумаг. При этом отдельные аналитики выступили с заявлениями по поводу того, что акции <Хлеба Алтая> не будут привлекательны для инвесторов, а IPO ждет неудача. Любопытно, что некоторые авторы представляли свои прогнозы анонимно.

    ВМЕСТО ВЫВОДА

        Итак, рынок опроверг опасения скептиков. Первичное публичное размещение прошло вполне успешно. Следует отметить, что значение IPO <Хлеба Алтая> выходит за пределы сильного стратегического хода в процессе конкурентной борьбы в агробизнесе. Оно доказало, что в России на фондовый рынок могут успешно выходить компании, выручка которых значительно меньше демонстрируемой <голубыми фишками>. Но для привлечения внимания инвесторов такие эмитенты должны соответствовать целому ряду условий (см. справку).

        IPO-факторы
        В марте 2005 г. ИК <ФИНАМ> было проведено исследование приоритетов инвесторов, вкладывающих средства на российском фондовом рынке. Использовался метод глубинного интервью, было опрошено более 70 частных и институциональных инвесторов. Исследование позволило выявить три основных интегрированных фактора, способствующих возникновению интереса к акциям того или иного эмитента со стороны биржевых игроков.
        1. Перспективность акций. Инвесторы вкладывают средства в те или иные ценные бумаги только в том случае, если они уверены в росте их стоимости в будущем. Соответственно, эмитент должен работать в перспективной отрасли, демонстрировать опережающий рост своих финансовых показателей и иметь продуманную стратегию развития. Она, в свою очередь, должна быть подробно озвучена и уже осуществляться. По сути, эмитент будет интересен инвесторам тогда, когда он говорит: <В течение последнего времени мы предприняли ряд мероприятий, доказавших свою эффективность. Полученные в результате IPO средства мы направим на дальнейшее развитие в данном доказавшем свою эффективность направлении>.
        Например, <Хлеб Алтая> обещал инвесторам, что полученные средства будут направлены на покупку профильных активов, реконструкцию имеющихся производственных мощностей, а также на вывод продукции компании на потребительский рынок и освоение производства новых видов изделий, в частности кондитерских. Именно использование данной стратегии позволило агрохолдингу за короткое время увеличить свой оборот в 4 раза. Инвесторы поверили, что дальнейшие мероприятия в этом направлении будут способствовать росту стоимости акций <Хлеба Алтая>.
        2. Ликвидность. Большинство инвесторов настаивают на том, чтобы free float акций эмитента составлял не менее 15%. В случае с <Хлебом Алтая> это условие не было выполнено, однако собственники компании во время road show неоднократно заявляли, что готовы увеличить число акций в свободном обращении. Нельзя исключать, что доразмещение будет проведено уже в ближайшее время.
        3. Открытость. Эмитент должен реализовывать принципы корпоративного управления, быть готовым предоставить инвесторам необходимую информацию. <Для средней компании, которая хочет продать свои акции российским инвесторам, не имеет смысла проводить road show в Лондоне>, - заявил один из участников проведенного ИК <ФИНАМ> опроса. В случае с <Хлебом Алтая> встречи с инвесторами проводились в ряде крупнейших городов России, кроме того, была проведена Интернет-конференция, посвященная IPO. Все материалы, касающиеся размещения акций, описывающие состояние компании и отрасли, находились в открытом доступе. В процессе подготовки к IPO была организована активная коммуникационная кампания, в рамках которой инвесторам был предложен большой объем сведений об эмитенте и его планах.
        Необходимо отметить, что подготовка <Хлеба Алтая> к IPO в целом была оценена инвесторами в 8 баллов по 10-балльной шкале. Можно утверждать, что агрохолдингом задана модель успешного выхода средних компаний на фондовый рынок. Очевидно, в ближайшие несколько лет степень присутствия таких эмитентов на рынке может значительно возрасти.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день c Наталией Агафоновой
    Северо-Западный Телеком: по-прежнему недооценен
    Общие фонды банковского управления на рынке производных финансовых инструментов
    Развитие российского рынка деривативов: итоги 2004 г.
    Новые возможности опционного рынка FORTS
    Использование срочного рынка в доверительном управлении
    Структурные продукты на российском финансовом рынке
    Рынок облигаций Украины: итоги 2004 г. и перспективы развития на 2005 г.
    Рынок корпоративных облигаций в Украине: системные факторы развития
    Смена стратегии: перспективы государственных и муниципальных заимствований Украины
    Еврооблигации - один из способов привлечения внешнего финансирования украинскими заемщиками
    Корпоративные чемпионы на рынке fixed-income
    Секьюритизация в сфере программ финансирования строительства
    Особенности регулирования украинского рынка облигаций
    Компания "АВК"
    ЗАО "Альфа-Банк" (Украина)
    ОАО "Концерн Галнафтогаз"
    Компания по управлению активами "Лико-Инвест"
    ООО "Новые крахмальные технологии"
    Группа компаний "Оптима" развивает рынок облигаций Западной Украины
    Украинская инвестиционно-инжиниринговая компания
    ООО "Украинская патока"
    ЭНЕРГОАГРОРЕСУРС
    Новости МАБ СНГ
    Время формировать доверие между основными игроками на рынке
    Новая жизнь арбитража ММВБ
    Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в марте 2005 г.
    Инвестиционные возможности iShares
    Инвестиционные возможности фондов недвижимости
    IPO для среднего бизнеса
    Европейские биржи и клиринговые палаты
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100