Casual
РЦБ.RU

Время формировать доверие между основными игроками на рынке

Апрель 2005


    Интервью с Генеральным директором ЗАО <Фондовая биржа ММВБ> Алексеем Рыбниковым

    Фондовая биржа ММВБ приступила к работе в <боевом> режиме в начале 2005 г., однако уже сейчас можно говорить, что перевод фондовой секции ЗАО <ММВБ> на новую площадку прошел успешно. О первых итогах работы новой фондовой площадки, планах развития ФБ ММВБ и инфраструктуры российского рынка в целом в интервью специальному корреспонденту агентства <Интерфакс-АФИ> Ивану Аношину рассказал генеральный директор ЗАО <Фондовая биржа ММВБ> Алексей Рыбников.

    И. А. Алексей Эрнестович, Фондовая биржа ММВБ появилась в силу необходимости приведения деятельности торговой площадки в соответствие с требованиями рыночного регулятора. Однако при создании биржи, как мы понимаем, ставились и другие задачи?

    А. Р. Действительно, фондовая биржа появилась из-за необходимости приведения деятельности ММВБ в соответствие с требованиями закона - тема эта известная и хорошо освещавшаяся ранее.
    При этом мы, воспользовавшись законодательной ситуацией, смогли создать новое качество торговой площадки. Появились новые акционеры площадки. Процесс управления биржей идет по пути большей демократизации, созданы предпосылки для учета позиции и мнения тех участников, которые дают существенный оборот торгов, но традиционно имели ограниченные рычаги управления площадкой. И нам кажется, что это часть процесса укрепления доверия между различными игроками и создания атмосферы, когда управление инфраструктурой будет осуществляться согласованными с основными игроками рынка способами.
    Кроме того, теперь мы будем развивать рынок в рамках специализированной организации, которая будет создавать и продвигать новые продукты, а также выступать фронт-офисом, в первую очередь по вопросам взаимодействия с эмитентами и профучастниками.

    И. А. Можно ли подвести первые итоги работы новой фондовой площадки? Как соотносятся обороты на ФБ ММВБ с оборотами, которые были зафиксированы на старой площадке? Сможет ли повышение оборотов компенсировать снижение биржевой комиссии (она была снижена на ФБ ММВБ по сравнению с ММВБ)?

    А. Р. Результаты первых месяцев работы показали, что перевод бизнеса из секции фондового рынка ММВБ на новую Фондовую биржу ММВБ прошел успешно. Среднедневной оборот вторичных торгов ценными бумагами на сегодняшний день на ФБ ММВБ составляет 17,1 млрд руб., что превышает 80% от совокупного оборота ценных бумаг на всех российских биржевых площадках. Некоторое снижение среднедневного объема вторичных торгов в январе-феврале (на 8% от уровня IV кв. 2004 г.) обусловлено обычным сезонным спадом и введением в 2005 г. длительных новогодних праздников.
    Количество участников, ежедневно осуществляющих сделки с ценными бумагами, в среднем составляет 280 (в том числе - 240 с акциями, 144 - с облигациями, 70 - сделки РЕПО), что практически соответствует уровню, характерному для торгов в Секции фондового рынка ММВБ (283 участника в IV кв. 2004 г.).
    Количество ценных бумаг, ставших предметом сделок в ЗАО <ФБ ММВБ>, в настоящее время превосходит аналогичный показатель прошлого года: ежедневно 70 акций (57 в 2004 г.) и 150 облигаций (140 в 2004 г.). К настоящему моменту в состав участников торгов на ФБ ММВБ включено 516 организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
    Что касается изменения биржевой комиссии, то снижение совокупных издержек участников торгов при совершении сделок на Фондовой бирже ММВБ составило по различным инструментам от 2 до 7%. С позиции группы ММВБ снижение комиссии - экономически продуманный шаг, все было просчитано, и это не ухудшит финансовое положение группы. Что же касается собственно фондовой биржи, отмечу, что изначально вся бизнес-модель биржи рассчитывалась исходя из того, что снижение комиссии уже произошло.

    И. А. ЗАО <Фондовая биржа ММВБ> было зарегистрировано довольно давно, но работать начало лишь в январе 2005 г. В то же время биржа наверняка несла определенные расходы, связанные с подготовкой к началу торгов. Наверное, по итогам 2004 г. можно ожидать чистого убытка ФБ ММВБ. Каков же был финансовый результат деятельности биржи в прошлом году?

    А. Р. Убытка у нас нет, а получилась чистая прибыль более 4 млн руб. за счет размещения капитала. Для фондовой биржи в качестве основного источника послужили доходы от размещения собственных средств на депозитах в банках, на этом мы и зарабатывали. Что касается расходной части, для самой ФБ она была небольшой.

    И. А. На что же планируется потратить чистую прибыль?

    А. Р. Мы выйдем с предложением по использованию чистой прибыли к акционерам на годовом собрании и надеемся, что они будут принимать решение исходя из необходимости развития площадки. Проект только что стартовал, и менеджменту представляется целесообразным именно такой подход к использованию средств.

    И. А. В повестке дня собрания акционеров 21 апреля стоит вопрос об изменениях и дополнений в устав ФБ ММВБ. Можно ли узнать, о чем будут данные поправки?

    А. Р. Один из акционеров предложил внести изменения в устав, сняв ограничение на организацию торгов производными инструментами на фондовые активы. Это изменение даст возможность обратиться за лицензией на организацию биржевой торговли по секции <стандартные контракты>, которые выдает Комиссия по товарным биржам при ФСФР.
    В случае если предложения акционера будут акцептованы, вероятный срок подачи заявления - не раньше мая 2005 г.

    И. А. Представители биржи говорили, что она планирует развивать рынок производных инструментов, в том числе запустить деривативы на инструменты с фиксированной доходностью, индексы на облигации. Можно ли уточнить, появления каких инструментов можно ожидать и когда?

    А. Р. Запуск торгов срочными инструментами на рублевую процентную ставку действительно рассматривается как приоритетное направление развития срочного рынка. Это обусловлено спросом со стороны участников российских финансовых рынков на срочные инструменты подобного рода. В настоящее время специалисты биржи собирают информацию о наиболее предпочтительных для участников параметрах срочных контрактов и исследуют возможные варианты их реализации.
    Уже сейчас можно сказать, что некоторые варианты выглядят более предпочтительными. В частности, большой интерес представляют срочные инструменты на базе долговых ценных бумаг первоклассных заемщиков, к которым можно отнести облигации государственного внутреннего долга, а также ряд субфедеральных и корпоративных облигаций. Особую актуальность таким инструментам придают перспективы самого рынка облигаций, развитие которого в последнее время идет очень быстрыми темпами.
    В то же время говорить о специфике конкретных инструментов пока преждевременно. У биржи еще достаточный запас времени для того, чтобы просчитать все варианты, проконсультироваться с участниками и в итоге запустить в обращение именно тот инструмент, который будет наиболее востребован рынком.

    И. А. Глава ММВБ Александр Потемкин говорил о важности появления новых инструментов и развитии рынка акций <второго-третьего эшелонов>. Ваши коллеги из РТС для этого ввели институт биржевых специалистов, которые поддерживают котировки по ряду бумаг <второго эшелона>. Планирует ли что-то ФБ ММВБ для поддержания интереса к малоликвидным сейчас бумагам?

    А. Р. Безусловно. В настоящее время на ФБ ММВБ разрабатывается целый комплекс мер, направленных на повышение ликвидности бумаг <второго> и <третьего эшелонов>. В частности, определяются условия для функционирования института маркет-мейкеров и повышения роли сети региональных бирж по привлечению на ФБ ММВБ новых активов.
    Институт биржевых специалистов - это достаточно интересное предложение, реализованное в рамках РТС. Фондовый рынок действительно требует того, чтобы развивался рынок акций <второго-третьего эшелонов>, и мы не собираемся в этом вопросе отставать. Наверное, мы не будем слепо копировать тот путь, по которому пошли наши коллеги, хотя схема очень интересная. Мы думаем о том, чтобы больше развивать работу на местах, учитывая широкую сеть регионального представительства биржи. Это поможет кардинально увеличить число компаний, включенных в список ценных бумаг, торгуемых на ММВБ.
    Планируется также усиливать механизмы обратной связи между рынком и нами как организатором торгов, что потребует усиления маркетинговой работы. ММВБ - это достаточно гибкий и мощный механизм, и, правильно уловив потребности рынка, мы сможем предложить рынку интересные для него продукты.
    В этом контексте необходимо также отметить, что сейчас идет серьезная борьба за эмитентов. Ряд иностранных площадок проводят сейчас активную политику по привлечению к себе российских эмитентов. Поэтому, сохраняя отношения конструктивного сотрудничества с ведущими зарубежными биржами, ММВБ должна настойчиво предлагать конкурентные механизмы привлечения инвестиций для российских компаний.

    И. А. ММВБ недавно подписала договор о взаимодействии с NASDAQ, и при этом Вы же сами говорите, что они будут бороться с вами за эмитентов. Зачем же вы облегчаете им задачу?

    А. Р. Между нами был заключен договор о взаимодействии, в рамках которого стороны преследуют разные цели. Цели иностранных площадок на российском рынке понятны - это борьба за эмитента и по возможности создание себе более или менее дружелюбной неагрессивной среды со стороны российской инфраструктуры. Наша задача - перенять полезный опыт, что сделать в состоянии жесткого противостояния довольно сложно. Нам важно иметь возможность получать информацию и учиться огромному опыту ведущих фондовых бирж мира.
    Понятно, что это делается не для того, чтобы помогать иностранным площадкам уводить российского эмитента на западный рынок. У всех свои цели. Сейчас эти цели сходятся в определенный механизм взаимодействия, и на данном историческом промежутке времени мы можем более или менее нормально взаимодействовать.
    Нельзя не отметить, что у нас есть основа для прямого кооперирования. Дело в том, что российские компании становятся публичными. Эти шаги выгодны всем. Даже если компания выходит на западный рынок, она обязательно осуществляет комплекс мер по повышению своей прозрачности, в том числе внедряет систему раскрытия информации, принимает кодекс корпоративного управления, что полезно и для российского фондового рынка.
    Наконец, если говорить о работе западных фондовых площадок с российскими эмитентами, есть и объективные вещи. Сегодня все прекрасно понимают, что есть крупные компании, которым необходимо привлечь значительные инвестиции. Сейчас они могут сделать это только на иностранных площадках, так как российский рынок не имеет пока мощной инвесторской базы и <длинных> денег и т. д. Но ситуация, я уверен, постепенно будет меняться. Развивая собственную инфраструктуру и инвестиционную базу, мы стимулируем эмитентов к привлечению инвестиций на внутреннем рынке, тем более что стоимость заимствований внутри страны на порядок ниже.

    И. А. ФСФР сейчас доказывает необходимость некоторых ограничений, которые должны быть наложены на обращение и доступ российских бумаг за рубеж. В то же время, насколько я понимаю, некоторые министерства настаивают на необходимости либерализации этого процесса. На чьей стороне Вы стоите?

    А. Р. Если встать на позицию крупной российской компании, которой сегодня нужно <поднять> большое количество денег, то ее стремление выйти на западный рынок понятно. И сколько ограничений ни выстраивай, искусственные барьеры сильно не помогут.
    С другой стороны, стоит задача развития национальной инфраструктуры рынка. Сегодня эмитент не заинтересован вкладывать средства в развитие инфраструктуры - каждый считает, что это не его цели. Но это позиция сегодняшнего дня. Если завтра по той или иной причине (например, экономический кризис, падение доверия, санкции и пр.) западный рынок будет для него закрыт, то российские компании должны иметь возможность привлечь инвестиции на внутреннем рынке, который должен обладать для этого развитой инфраструктурой. Таким образом, с точки зрения долгосрочных государственных интересов важно стимулировать развитие национальной инфраструктуры, чтобы она была устойчивой в любой ситуации и эмитент мог через нее привлечь деньги в нужный момент.
    Что касается мелких и средних компаний, то, скорее всего, они смогут привлекать деньги лишь на внутреннем рынке, так как работают здесь в силу своих размеров. Тема существования административных барьеров для вывода их акций на западный рынок для них не актуальна. Поэтому нет универсального ответа на вопрос, что по определению плохо, а что хорошо - все зависит от конкретной ситуации и конкретного эмитента. Нужно только понимать, что в долгосрочном плане развитая инфраструктура национального рынка капиталов - стратегически важный атрибут сильного государства с рыночной экономикой.

    И. А. Глава ФСФР Олег Вьюгин говорил о возможности открытия дороги российским пенсионным деньгам на западные рынки, если стратегию развития фондового рынка не удастся удачно реализовать. Тогда, по словам главы ФСФР, Россия станет страной аутсорсинга, когда и эмитенты, и крупные инвесторы уйдут на Запад, причем российские инвесторы, вероятно, будут покупать в том числе и российские ценные бумаги, но через зарубежные рынки, и тогда внутренняя инфраструктура фактически будет не нужна. Как Вы оцениваете перспективы такого развития событий?

    А. Р. Во-первых, как мы уже говорили, не каждый эмитент <дотянется> до западного рынка, потому что не каждый эмитент будет там принят. Поэтому будут компании, которые смогут привлечь деньги только здесь, в России. С инвесторами то же самое, поскольку не каждый из них пройдет всю дорогу, чтобы попасть в западную торговую систему. По этим причинам такой апокалиптической картины, скорее всего, не будет. Другое дело, где будет развиваться крупный финансовый бизнес и сложатся центры ценообразования на российские активы - здесь или там; все разговоры из-за этого.
    Во-вторых, мы тоже не будем сидеть сложа руки и собираемся работать по этому вопросу.

    И. А. Вы упомянули о необходимости развития инфраструктуры. ФСФР все время говорит о том же. Так что же все-таки необходимо для того, чтобы ее развивать? Что должно для этого предпринять государство?

    А. Р. Пожалуй, самое важное для нас - стабильность правил игры. Мы как бизнес можем адаптироваться, наверное, к любой ситуации, главное, чтобы правила игры каждые полгода не менялись. Это животрепещущая тема, поскольку последние два года мы живем в условиях все время меняющихся нормативных документов. При этом страдают участники рынка, которые несут издержки на то, чтобы приспособиться к новым правилам.
    Не менее важна предсказуемость процессов формирования правил игры. И мы очень поддерживаем нынешнюю позицию регулятора, заключающуюся в том, чтобы по возможности переносить правила игры на уровень законодательства. Это гораздо более стабильный элемент, в нем меньше субъективистского подхода, который может присутствовать на уровне нормативных актов конкретных ведомств.
    Необходимо также, чтобы государство стимулировало создание инвесторской базы. Должен формироваться широкий пул профессиональных инвесторов. В этом плане очень важна пенсионная реформа, потому что это поможет формированию качественной базы инвесторов, которые могут приобретать ценные бумаги и держать их долго.
    Наконец, важны усилия по популяризации фондового рынка и просветительству населения. В США, например, есть 20 млн он-лайновых счетов, т. е. 20 млн человек самостоятельно работают на рынке. У нас же только 100 тыс. таких участников, которые работают активно. Это очень мало для такой страны, как Россия. Задача состоит в том, чтобы ситуацию изменить, а для этого надо убедить, что фондовый рынок - это хорошо и интересно.
    С другой стороны, необходимо облегчать доступ на рынок эмитентам. Сейчас существует ряд проблем, включая пресловутый период в 45 дней между первичным размещением и вторичным обращением, и эти проблемы надо максимально быстро решать.
    А мы как инфраструктура на данном развитии рынка сможем заработать и профинансировать свое собственное развитие. При этом мы не намерены занимать пассивную позицию в этом вопросе и готовы участвовать в формировании как новых продуктов для рынка, так и спроса на эти продукты.
    При этом нельзя не заметить, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг - это некая система конкретных бизнесов, взаимосвязанных между собой. Нам кажется, что сегодня сложилась ситуация, когда ни одну инфраструктурную проблему нельзя решить, не затронув другие, смежные с ней темы.
    К примеру, возьмем Центральный депозитарий. Нам кажется, что нельзя решить вопрос его создания и реального функционирования без того, чтобы не затронуть торговой составляющей, т. е. биржевые структуры. Нельзя решить отдельно проблему Центрального депозитария и при этом считать, что ничего не произойдет в остальных составляющих инфраструктуры. Эти темы тесно связаны между собой.

    И. А. Означает ли это, что Вы рассматриваете возможность консолидации не только расчетной, но и торговой составляющей инфраструктуры?

    А. Р. Глава ФСФР говорил недавно, что есть такая тема, как консолидация и специализация деятельности бирж. Я думаю, что такая тема действительно имеет место, потому что основной конкурент российского рынка - глобальная площадка. И именно с этой глобальной площадкой, может, не прямо сейчас, не сегодня, но будет вестись борьба за эмитентов, за обороты, за доступ к ней клиентов, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.
    В этих условиях ликвидность имеет тенденцию концентрироваться. Поэтому мы очень хорошо понимаем, о чем говорит регулятор, когда речь идет о консолидации, и думаем, что эта тема имеет право на существование на российском рынке.

    И. А. Если говорить о новых инструментах, ММВБ, как мы понимаем, считает перспективным проектом запуск коммерческих (биржевых) облигаций. О каких объемах, по Вашему мнению, может идти речь на данном рынке в первый-второй год после того, как проект будет запущен?

    А. Р. Если говорить о потенциальных эмитентах коммерческих облигаций, то ими могут стать все компании, обыкновенные акции которых включены в листинг ФБ ММВБ. На сегодняшний день таких компаний 25 - немного, например, по сравнению с текущим количеством эмитентов корпоративных облигаций - около 200 (размещенные и готовящиеся к размещению без учета внебиржевых), но по этому можно примерно судить о масштабах потребностей российских компаний в долговом финансировании.

    И. А. Как Вы считаете, насколько интересен рынку такой проект, как РДР (российские депозитарные расписки)?

    А. Р. Проект РДР открывает хорошие дополнительные перспективы для участников российского фондового рынка и инвесторов. Одна из проблем российского рынка - узость спектра ликвидных ценных бумаг, что ограничивает возможности инвестирования, особенно неспекулятивных, долгосрочных инвесторов.
    Для нас как для организатора торговли появление РДР может означать рост биржевых оборотов. Для сравнения: в отдельных странах более 20% объема торгов формируется за счет депозитарных расписок. Кроме того, появится новый рынок услуг для депозитариев, андеррайтеров, агентов по размещению, юридических и финансовых консультантов. Наконец, появится возможность вовлечь в оборот средства инвесторов, которым российских компаний уже не хватает или которым они не кажутся достаточно надежными и интересными. В Бразилии, например, таким способом привлекается до 50% инвестиций на первичном фондовом рынке.
    Для отечественных компаний это означает создание конкурентной среды, которая способна значительно ускорить реформу корпоративного управления, а также, возможно, упрощение процедур слияния/поглощения.

    И. А. Каковы перспективы развития ЗАО <ФБ ММВБ> в 2005 г.? Каких изменений можно ожидать?

    А. Р. В ближайшей перспективе основными приоритетами развития ЗАО <ФБ ММВБ> будут являться создание эффективной системы корпоративного управления, современной системы маркетинга биржевых продуктов и услуг, формирование сектора IPO, работа с компаниями средней капитализации, работа с эмитентами и международное сотрудничество, работа по привлечению иностранных инвесторов, развитие системы образования инвесторов и участников фондового рынка, работа с новыми инструментами, создание рынка производных инструментов на фондовые активы, оптимизация технологической цепочки.

    И. А. Что вы имеете в виду, когда говорите о создании эффективного корпоративного управления?

    А. Р. В состав совета директоров Фондовой биржи ММВБ входит 5 человек из дирекции ММВБ, что понятно, поскольку ФБ ММВБ была образована как 100%-ная <дочка> ММВБ. В апреле будет избираться новый состав совета директоров, и большое количество кандидатов предложили реальные участники фондового рынка; это очень достойные люди. Мы рассчитываем, что будет избран представительный орган с хорошим уровнем представительства акционеров, который будет способен придать сильный импульс развитию биржи.
    Кроме того, в рамках улучшения системы корпоративного управления мы планируем развивать работу временных и постоянных рабочих органов, которые действуют при бирже, - комиссий, комитетов, рабочих групп.

    И. А. Если говорить о создании секции IPO, что это будет физически - какая-то отдельная секция рынка или что-то еще?

    А. Р. Это скорее фигура речи. Здесь разговор идет о работе с эмитентами: привлечь, вывести на биржу и т. д.

    И. А. Что касается международного блока сотрудничества, будете ли вы подписывать какие-нибудь новые договоры с другими западными площадками?

    А. Р. У нас довольно широкий круг общения с зарубежными биржами, причем рамки сотрудничества не ограничиваются конкретными меморандумами, которые мы подписываем. Строго говоря, те многие вещи, которые нам нужны от международных площадок, мы можем получить и без подписания меморандумов. Поэтому я бы не стал ставить в зависимость уровень взаимодействия и число подписанных меморандумов.

    И. А. О чем идет речь в пункте о привлечении иностранных инвесторов?

    А. Р. Мы рассчитываем на приход на рынок серьезных иностранных инвесторов после недавнего повышения рейтингов России. Есть ряд мер по привлечению инвесторов это реформирование системы клиринга и расчетов, новые технические возможности; в частности, мы предоставляем <шлюз> ведущим торговым сетям, за которыми стоят крупнейшие мировые брокеры и инвесторы. Через такие системы они могут выходить на рынок России, используя привычные им интерфейс и технические средства. Кроме того, предполагается серьезная информационная поддержка, маркетинг для роста узнаваемости биржи.

    И. А. Что Вы ожидаете от 2005 г. в плане инфраструктуры, чем он ознаменуется, что необходимо сделать?

    А. Р. В текущем году биржа должна заработать на полную мощность. Это должен быть год формирования доверия между основными игроками на рынке. Но сами по себе такие отношения доверия не сложатся. В этом году начнут работать новые органы управления: в нашем совете директоров, наверняка, появятся представители брокеров, которые раньше вообще не имели отношения к органам управления ММВБ. Нам нужно поработать вместе, привыкнуть к тому, что мы будем совместно решать вопросы, создать определенную атмосферу доверия. Кроме того, в этом году будет сформирован новый совет директоров ДКК (расчетный депозитарий РТС), куда войдут представители НДЦ (расчетный депозитарий ММВБ), в результате работа над совместными проектами может еще углубиться.
    Но процесс роста доверия не быстрый, и, как мы полагаем, 2005 г. уйдет на то, чтобы <притереться> друг к другу, вступить в партнерские отношения и уже с этой платформы продолжать работу по развитию инфраструктуры.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день c Наталией Агафоновой
Северо-Западный Телеком: по-прежнему недооценен
Общие фонды банковского управления на рынке производных финансовых инструментов
Развитие российского рынка деривативов: итоги 2004 г.
Новые возможности опционного рынка FORTS
Использование срочного рынка в доверительном управлении
Структурные продукты на российском финансовом рынке
Рынок облигаций Украины: итоги 2004 г. и перспективы развития на 2005 г.
Рынок корпоративных облигаций в Украине: системные факторы развития
Смена стратегии: перспективы государственных и муниципальных заимствований Украины
Еврооблигации - один из способов привлечения внешнего финансирования украинскими заемщиками
Корпоративные чемпионы на рынке fixed-income
Секьюритизация в сфере программ финансирования строительства
Особенности регулирования украинского рынка облигаций
Компания "АВК"
ЗАО "Альфа-Банк" (Украина)
ОАО "Концерн Галнафтогаз"
Компания по управлению активами "Лико-Инвест"
ООО "Новые крахмальные технологии"
Группа компаний "Оптима" развивает рынок облигаций Западной Украины
Украинская инвестиционно-инжиниринговая компания
ООО "Украинская патока"
ЭНЕРГОАГРОРЕСУРС
Новости МАБ СНГ
Время формировать доверие между основными игроками на рынке
Новая жизнь арбитража ММВБ
Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в марте 2005 г.
Инвестиционные возможности iShares
Инвестиционные возможности фондов недвижимости
IPO для среднего бизнеса
Европейские биржи и клиринговые палаты
Кадровые перемещения в биржевом сообществе

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100