Casual
РЦБ.RU

Особенности регулирования украинского рынка облигаций

Апрель 2005


    Последние три года рынок корпоративных облигаций является наиболее динамичным и ярким сегментом украинского финансового рынка. Согласно официальным данным организованного рынка (Первой фондовой торговой системы) за прошедший год его обороты выросли более чем в 2 раза и составили 5,2 млрд грн, объем рыночных эмиссий облигаций в 2004 г. достиг почти 1 млрд грн. Для экономического развития страны крайне важно поддержать развитие данного сектора, который в будущем может стать основным источником <длинных> денег для большинства крупных и средних компаний.

    Корпоративные облигации обладают значительным потенциалом для решения задач экономического роста и привлечения инвестиций в украинскую экономику и являются привлекательным финансовым инструментом для различных групп инвесторов. Интерес последних обусловлен следующими показателями данного вида ценных бумаг:

  • рыночным уровнем доходности;
  • определенностью основных параметров облигаций, в частности сроков заимствования, величины и периодичности купонных доходов и т. п.;
  • независимостью доходности от решения менеджмента о выплате дивидендов;
  • высокой степенью прозрачности рынка корпоративных облигаций, применением независимых рейтингов эмитентов и выпускаемых ими облигаций;
  • наличием законодательно определенных правил игры при совершении сделок, при расчетах и удостоверении прав владельцев;
  • сочетанием саморегулирования и госрегулирования деятельности эмитентов и других участников рынка корпоративных облигаций;
  • высоким уровнем ликвидности корпоративных облигаций на развитом фондовом рынке.
        Развитие рынка корпоративных облигаций в Украине в значительной мере было обусловлено объективными потребностями повышения уровня украинской экономики и предъявляло повышенные требования к действующему законодательству.
        Многие из вышеперечисленных преимуществ корпоративных облигаций перед другими финансовыми инструментами в полной мере могут проявиться лишь на развитом рынке ценных бумаг, для которого характерен высокий уровень развития правовых институтов, регулирования рынка и защиты прав инвесторов.
        Опыт развитых стран свидетельствует, что законодательная база, регулирующая выпуск корпоративных облигаций, должна соответствовать следующим требованиям:
  • при выпуске корпоративных облигаций необходимо публично контролировать экономическую деятельность эмитента. Это может выражаться в привлечении к разработке основных параметров займа независимых инвестиционных банков, андеррайтеров, финансовых консультантов и аудиторов, которые должны нести ответственность за обоснованность расчетов основных параметров выпуска облигаций, достоверность и полноту раскрытия информации;
  • выпуск корпоративных облигаций следует осуществлять в целостном правовом поле, в котором эффективное исполнение законов обеспечивается исполнительными органами власти, регулирующими рынок ценных бумаг, а также эффективной судебной системой;
  • условия работы корпоративных облигаций должны быть едиными для всех типов эмитентов и инвесторов. Необоснованные преференции, которые государство дает эмитентам, искажают результаты их деятельности и параметры надежности выпускаемых ценных бумаг, нарушают условия рыночной конкуренции за капитал со стороны эмитентов, а значит, снижают эффективность инвестиций в экономику;
  • необходимо разработать нормы законодательства, регулирующие отношения между заемщиками, кредиторами и иными лицами при дефолтах по корпоративным облигациям.     Формирование и становление механизма функционирования рынка корпоративных облигаций во многом зависит от эффективности мер по созданию адекватного механизма регулирования.
        Необходимо отметить, что на сегодняшний день законодательная база, регулирующая рынок ценных бумаг, далека от совершенства и требует изменений в соответствии с практическими потребностями рынка. Но, несмотря на свое несовершенство, существующая нормативная база позволила без особых препятствий сформировать рынок корпоративных облигаций.
        Основополагающей нормативно-правовой базой выпуска корпоративных и муниципальных облигационных займов являются:
  • Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г., с изменениями и дополнениями;
  • Закон Украины <О ценных бумагах и фондовой бирже> от 18 июня 1991 г., с изменениями и дополнениями;
  • Закон Украины <О налогообложении прибыли предприятий> от 22 мая 1997 г. № 283/97-ВР.
  • Положение о порядке выпуска корпоративных облигаций, утвержденное решением ГКЦБФР от 17 июля 2003 г. № 322, с изменениями;
  • Положение о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями - эмитентами облигаций, утвержденное решением ГКЦБФР от 9 июня 1998 г. № 72;
  • Положение о предоставлении особенной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями - эмитентами облигаций, утвержденное решением ГКЦБФР от 10 февраля 2000 г. № 5;
  • Концепция создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования, одобренная распоряжением КМУ от 1 апреля 2004 г. № 208-р.
        Основа регулирования украинского рынка корпоративных облигаций заложена в Законе Украины <О ценных бумагах и фондовой бирже> (далее - Закон), принятом еще в 1991 г. Согласно Закону облигация - это ценная бумага, которая свидетельствует о внесении ее собственником денежных средств и подтверждает обязательства эмитента возместить ему номинальную стоимость ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации всех видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольной основе. Корпоративные облигации выпускаются предприятиями всех предусмотренных Законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами и не дают их собственникам прав на участие в управлении предприятием.
        Законом предусмотрены такие виды облигаций, как именные или на предъявителя, процентные и беспроцентные (целевые), со свободным обращением и с ограниченным кругом обращения.
        В Законе были предусмотрены основные ограничения для эмитентов - акционерных обществ при выпуске облигаций. Данным предприятиям было разрешено выпускать облигации в объеме, не превышающем 25% от размера уставного фонда, и только после полной оплаты всех выпущенных ранее акций. Однако эта норма Закона противоречит ст. 158 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 г., согласно которой акционерное общество может выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала или размер обеспечения, которое предоставляется акционерному обществу с этой целью третьими лицами. По этому вопросу существует разъяснение ГКЦБФР от 8 апреля 2004 г. № 1, согласно которому ГКЦБФР считает, что участники рынка должны руководствоваться нормами Гражданского кодекса.
        Законом запрещен выпуск облигаций предприятий для формирования и пополнения уставного фонда эмитентов, а также для покрытия убытков, полученных в результате хозяйственной деятельности.
        В Законе Украины <О ценных бумагах и фондовой бирже> установлен общий порядок эмиссии корпоративных облигаций, покупки облигаций и выплаты доходов по ним, определены обязательные реквизиты облигаций предприятий.
        Особую роль в формировании рынка корпоративных облигаций в Украине сыграло внесение изменений в Закон о налогообложении прибыли предприятий, согласно которым средства, полученные путем эмиссии облигаций, не включаются в валовой доход предприятия-эмитента, а проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям, включаются в состав валовых расходов предприятия в налоговый период, в течение которого была осуществлена или должна была осуществиться выплата этих процентов, и, следовательно, уменьшают сумму налогооблагаемой прибыли. Согласно данным поправкам организации получили возможность заимствовать капитал на рынке корпоративных облигаций при уровне расходов, сопоставимых с другими формами заимствований, в частности банковским кредитом.
        Позитивную роль в формировании и развитии рынка корпоративных облигаций сыграло наличие необходимой правовой базы. Детальный порядок выпуска корпоративных облигаций представлен в Положении о порядке выпуска корпоративных облигаций, утвержденном решением ГКЦБФР от 17 июля 2003 г. № 322.
        В данном Положении сформулированы понятия <андеррайтер>, <андеррайтинг>, разделены выпуски облигаций на предлагаемые для открытой и для закрытой продажи, увеличены требования к раскрытию эмитентами информации о финансовой деятельности компании (в частности, предусмотрена обязательная публикация финансовой отчетности за последние 3 года и за отчетный квартал, предшествующий кварталу, в котором подаются документы для регистрации выпуска).
        Основные требования, устанавливаемые к эмиссиям корпоративных облигаций в Положении ГКЦБФР, таковы:
        1. Все выпуски корпоративных облигаций подлежат обязательной государственной регистрации. Размещение, обращение, реклама ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, не допускается.
        2. Законодательством и нормативными правовыми актами ГКЦБФР не предусматривается каких-либо ограничений на существенные параметры выпусков корпоративных облигаций (сроки обращения, размеры купонного дохода, купонный период, наличие и форма обеспечения обязательств эмитентов по облигациям, индексация номинальной стоимости).
        3. Почти не существует каких-либо ограничений на круг инвесторов, которые в праве приобретать корпоративные облигации (кроме закрытых выпусков, где круг инвесторов ограничен профессиональными участниками фондового рынка, однако данный момент остается спорным).
        4. Срок государственной регистрации выпуска облигаций с момента подачи документов на регистрацию - не более 30 дней, а для выпусков, отвечающих определенным критериям, - 15 календарных дней.
        На практике обнаружились явные недоработки Положения, касающиеся круга лиц, участвующих в закрытой подписке на облигации, в частности в случаях, когда инвестором выступает нерезидент.
        Положение <О предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями-эмитентами облигаций>, утвержденное решением ГКЦБФР от 9 июня 1998 г. №72, обязывает эмитентов облигаций ежегодно предоставлять отчетность в ГКЦБФР в целях информирования общественности о финансово-хозяйственном состоянии предприятий и годовых результатах деятельности эмитентов.
        Кроме того, эмитент должен раскрывать <особенную информацию>, перечень которой указан в Положении о предоставлении особенной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями - эмитентами облигаций. Предприятия-эмитенты обязаны в течение двух рабочих дней после даты возникновения соответствующего события проинформировать ГКЦБФР в случае:
  • изменения в персональном составе служебных лиц эмитента;
  • ареста банковских счетов эмитента;
  • начала санации предприятия;
  • реорганизации эмитента;
  • приостановки или прекращения деятельности предприятия;
  • уничтожения собственности эмитента;
  • предъявления судебного требования к эмитенту на сумму, превышающую 10% уставного капитала;
  • получения кредита на сумму, превышающую 50% уставного капитала, или суммы основных и оборотных средств.
        В Украине не существует законодательных актов, которые бы предусматривали уголовную ответственность за злоупотребление при эмиссии ценных бумаг и уклонение от раскрытия информации о ценных бумагах, предоставление неполной или ложной информации.
        Украинское законодательство не предусматривает определенных стандартов эмиссии корпоративных облигаций. Серьезные препятствия на пути развития рынка корпоративных облигаций создают следующие факторы:
        1. Налогообложение эмиссии корпоративных облигаций и доходов, получаемых их владельцем. Согласно Закону Украины о государственной пошлине за государственную регистрацию информации о выпуске облигаций взимается пошлина в размере 0,1% от номинальной стоимости эмиссии. От данного налога освобождены выпуски государственных облигаций и облигаций местных органов власти. Государственные облигации имеют также значительные налоговые преференции по сравнению с корпоративными облигациями при налогообложении доходов инвесторов - физических лиц. Так, доходы физических лиц, полученные в результате осуществления операций с ценными бумагами, эмитированными Министерством финансов, не подлежат налогообложению, в отличие от корпоративных облигаций, доходы от операций с которыми облагаются налогом на общих основаниях. Данное обстоятельство повышает стоимость заимствований предприятиями средств путем организации облигационного займа.
        2. Основания для отказа в государственной регистрации сформулированы нечетко, что дает возможность их субъективной трактовки со стороны ГКЦБФР.
        3. Предусматривается значительный объем информации, которую эмитент обязан раскрывать при регистрации выпуска облигаций, и сведений о выпуске, при этом фактически не существует механизма проверки данной информации.
        4. Введены понятия размещения ценных бумаг по открытой и закрытой подписке. Однако такое разграничение почти не влияет на требования по раскрытию информации.
        5. Введение системы обязательного кредитного рейтингования выпусков облигаций, предназначенных для открытой продажи, согласно решению ГКЦБФР от 8 декабря 2004 г. № 542. Данное нововведение увеличивает стоимость организации займа в среднем на 0,2-0,3% от номинальной стоимости эмиссии, что в свою очередь может повлечь за собой снижение темпов роста объемов торгов на рынке.
        6. Искусственные ограничения на объемы выпусков корпоративных облигаций акционерными обществами. При установке ограничений на объем выпуска корпоративных облигаций акционерным обществом целесообразно исходить из размера собственного капитала предприятия.
        7. Отсутствие стандартов эмиссий корпоративных облигаций. Развитие рынка корпоративных облигаций ставит вопрос о необходимости унификации процедуры эмиссии различных видов эмиссионных ценных бумаг и распространении на корпоративные облигации упрощенных процедур государственной регистрации выпусков.
        Развитие рынка корпоративных облигаций, в частности ликвидности данного вида ценных бумаг, сдерживается из-за несовершенства нормативных правовых актов, устанавливающих требования по составу и структуре активов негосударственных пенсионных фондов, банков и Государственного пенсионного фонда. Актуальным является вопрос об инвестировании пенсионных резервов Государственного пенсионного фонда Украины, предназначенных для накопительной части трудовой пенсии, в корпоративные облигации. Несмотря на привлекательность корпоративных облигаций как инструмента вложений, пока они не получили широкого распространения среди пенсионных фондов. Основная причина этого - низкая ликвидность большинства выпусков корпоративных облигаций по сравнению с рынком акций. Доля инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков в структуре источника финансирования облигаций по-прежнему невелика и составляет не более 5%.
        Опыт совершенствования правовой базы, регулирующей рынок корпоративных облигаций, свидетельствует о целесообразности инициирования процесса публичного обсуждения концептуальных документов по фондовому рынку, что можно реализовать путем создания рабочих комиссий и инициативных групп с участием представителей фондового рынка, а также проведения Интернет-конференций. Разработка законодательных решений по вопросам развития рынка корпоративных облигаций с привлечением профессиональных участников фондового рынка может поднять украинское законодательство на качественно новый уровень.

    • Рейтинг
    • 3
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день c Наталией Агафоновой
    Северо-Западный Телеком: по-прежнему недооценен
    Общие фонды банковского управления на рынке производных финансовых инструментов
    Развитие российского рынка деривативов: итоги 2004 г.
    Новые возможности опционного рынка FORTS
    Использование срочного рынка в доверительном управлении
    Структурные продукты на российском финансовом рынке
    Рынок облигаций Украины: итоги 2004 г. и перспективы развития на 2005 г.
    Рынок корпоративных облигаций в Украине: системные факторы развития
    Смена стратегии: перспективы государственных и муниципальных заимствований Украины
    Еврооблигации - один из способов привлечения внешнего финансирования украинскими заемщиками
    Корпоративные чемпионы на рынке fixed-income
    Секьюритизация в сфере программ финансирования строительства
    Особенности регулирования украинского рынка облигаций
    Компания "АВК"
    ЗАО "Альфа-Банк" (Украина)
    ОАО "Концерн Галнафтогаз"
    Компания по управлению активами "Лико-Инвест"
    ООО "Новые крахмальные технологии"
    Группа компаний "Оптима" развивает рынок облигаций Западной Украины
    Украинская инвестиционно-инжиниринговая компания
    ООО "Украинская патока"
    ЭНЕРГОАГРОРЕСУРС
    Новости МАБ СНГ
    Время формировать доверие между основными игроками на рынке
    Новая жизнь арбитража ММВБ
    Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в марте 2005 г.
    Инвестиционные возможности iShares
    Инвестиционные возможности фондов недвижимости
    IPO для среднего бизнеса
    Европейские биржи и клиринговые палаты
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100