Casual
РЦБ.RU

Один день c Наталией Агафоновой

Апрель 2005

    ОАО "Центральный Московский Депозитарий" - лидер на российском рынке регистраторских услуг. Технология лидерства компании известна всем - это ориентированность на клиента, профессионализм команды, реализация новаторских проектов. Однако воплотить такую позицию в повседневную жизнь доступно далеко не каждому. Наталия Агафонова, хрупкая и выносливая, как женщина из произведений Джека Лондона, считает, что самое сложное и интересное в жизни - опережать свое время. В этом, возможно, и заключается секрет успеха компании, в которой она прошла путь от программиста до заместителя председателя правления ОАО "ЦМД".

    9:00 - начинается рабочий день с просмотра почты, прессы, затем работа с документами.

    РЦБ: Наталия Викторовна, ОАО "ЦМД" - один из первых российских регистраторов. Как на протяжении всего периода своей деятельности вам удается занимать лидирующее положение среди компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих регистраторскую деятельность?

    Н. А. С начала своей деятельности в 1994 г. ЦМД обслуживает крупные компании с большим количеством акционеров. Договоры на ведение и хранение реестров с РАО "ЕЭС России" и ОАО "КамАЗ" были заключены в 1994 г. Реестры этих компаний характеризуются большим количеством операций, и это требовало серьезного подхода ко всей технологии работы регистратора.
    Исторически сложилось так, что в ЦМД работает команда профессионалов. В 1994-1997 гг. в компанию привлекались предпочтительно инженеры-программисты из ВПК, которые имели большой опыт работы с современной компьютерной техникой и по роду своей деятельности были связаны с обработкой большого объема информации, хранением данных, обеспечением их конфиденциальности. Компания всегда ориентировалась на передовые технологии, которые совершенствовались на каждом этапе ее развития.
    Компания сформировала структуру, позволяющую обеспечивать регистрацию значительного количества операций с ценными бумагами: если в ЦМД в день проходит 1,5-2 тыс. операций, то технология учитывает возможность "всплесков" до 5,5 тыс. операций в день. Мы любим сложные и интересные задачи по обработке больших объемов. Например, в 1998 г. мы провели собрание акционеров РАО "ЕЭС России", впервые разослав по почте более 450 тыс. бюллетеней акционерам, тем самым обеспечив им возможность участия в собрании.
    Сегодня актуальна тема электронного документооборота между регистраторами и другими участниками рынка. Необходимо вспомнить, что в ЦМД с 1996 г. работает система удаленного доступа, позволяющая любому участнику этой системы инициировать проведение операции в реестре из своего офиса. Наша компания разработала уникальную для того времени юридическую схему взаимодействия участников рынка ценных бумаг и соответствующее ей программное обеспечение. Эта схема в настоящий момент интегрирована в единую систему электронного обслуживания регистратора.
    Таким образом, что касается лидирующих позиций, ЦМД - это запас прочности, передовые технологии, работа со сложными проектами, ориентированность на клиента плюс профессионализм людей, работающих в компании. Когда ты делаешь то, что никто до тебя не делал, то иногда опережаешь время. В этом есть как "плюсы", так и "минусы", но в любом случае это наше конкурентное преимущество.

    10:00 - еженедельное рабочее совещание с руководителями центров.

    РЦБ: Регистраторскому бизнесу в России уже более 10 лет. Каковы его перспективы, есть ли ему альтернативы?

    Н. А. Как правило, в качестве перспективы развития регистраторского бизнеса называется тенденция к укрупнению регистраторов за счет сокращения их количества. Она действительно существовала несколько лет назад, однако в настоящее время нужно обратить внимание на стабилизацию количества регистраторов. (В 2003 г. регистраторские лицензии имели 76 компаний, а в 2004 г. - 79).
    С моей точки зрения, разговор о сокращении количества регистраторов не актуален еще и по другим причинам. Начинают работать обычные рыночные механизмы. Исследования, проведенные по нашей инициативе, показали, что объем оказываемых регистраторами услуг ежегодно увеличивается на 60% и в 2004 г. составлял около 60 млн долл., а к 2010 г. может достичь 400 млн долл. При этом большая часть данного прироста приходится на группу наиболее крупных регистраторов. Именно они наращивают объем оказываемых услуг и расширяют клиентскую базу. В результате сегодня 60% всего оборота на этом рынке распределено между 5 компаниями.
    Остальные компании отличаются по показателям деятельности на порядок и существенно не влияют на экономику отрасли. Расслоение регистраторов сказывается и на качестве оказываемых услуг, которое существенно выше у лидеров рынка.
    Что касается перспектив регистраторского бизнеса, то они достаточно заманчивые. Во-первых, к отрасли проявляет интерес иностранный капитал. Это является индикатором роста отрасли, деньги не поступают туда, где отсутствуют перспективы.
    Во-вторых, меняется структура доходов регистраторов, что делает этот бизнес более устойчивым. Доход регистратора от услуг, оказываемых эмитенту, более стабилен, предсказуем в отличие от дохода от операций, на количество которых регистратор не влияет.
    До начала 2000 г. большую часть доходов ЦМД получал от совершаемых в реестрах операций с ценными бумагами, а доля оплаты, поступающая от эмитента в качестве абонентской оплаты услуг регистратора, была невелика. Многие регистраторы имеют такую структуру дохода и в настоящее время, однако она противоречит приоритетам, определяемым регулирующими органами и мировой практикой - на первое место ставится вопрос о финансовой необременительности и надежности инфраструктуры для инвесторов. Надежность должна обеспечиваться системами хранения и обработки данных, используемыми регистраторами, отлаженными технологиями и персоналом. Затраты регистратора при этом компенсируются за счет оплаты услуг эмитентами. Инвестор же должен обслуживаться по цене, которая приближается к себестоимости проведения операций в реестре.
    Если говорить об альтернативах регистраторскому бизнесу в России, то на данный момент их нет. Регистраторы предоставляют эмитентам комплекс услуг, который не в состоянии оказать ни один другой элемент учетной системы. Например, ЦМД предлагает крупным компаниям уникальную услугу - мониторинг акционерного капитала.
    Считаю, что будущее регистраторского бизнеса - за повышением скорости обработки и надежности хранения информации, развитием персонального обслуживания, применением Web-технологий, SMS-сообщений, иных технологических решений и средств связи.
    Сегодня регистраторский бизнес делает шаг от технического исполнения операций в реестрах как своего основного вида деятельности к комплексному обслуживанию эмитента по всем вопросам, связанным с его корпоративной деятельностью, и сервисному обслуживанию зарегистрированных лиц. Настала эра сервиса, когда в основе конкуренции лежит создание удобства для клиента за счет качества услуг.

    11:00-12:30 - заседание правления ОАО "ЦМД".

    РЦБ: Как Вы оцениваете требования регулятора к регистраторам? Существуют ли в настоящее время проблемы взаимоотношений регистраторов и регуляторов? Какой должна быть эффективная политика регулятора в отношении регистраторской отрасли? Что для этого необходимо сделать законодателям?

    Н. А. Если говорить о качественных требованиях к регистратору, таких как величина собственного капитала, страховое покрытие, внутренние правила и процедуры регистратора, то, как и все требования регулятора, направленные на повышение лимитов ответственности, они способствуют концентрации бизнеса на данном рынке и, безусловно, укрепляют надежность инфраструктуры.
    Требование к составу клиентов - имеется в виду действующее с 2001 г. лицензионное требование о наличии на обслуживании у регистратора не менее 50 эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого - себя не оправдывает. Для того чтобы соблюсти это лицензионное требование, регистраторы, имеющие небольшое количество клиентов, по сути, подрывая свою экономику, готовы за любые деньги обслуживать эмитента, у которого более 500 акционеров. На рынке происходит перекос цен. Ради сохранения регистратора его фактический владелец, например некая ФПГ, вкладывает значительные средства и платит за то, чтобы регистратор набрал необходимое количество зачетных эмитентов по бросовым ценам, ниже себестоимости ведения реестра. Таким образом, компании среднего бизнеса имеют очень большой спектр ценовых предложений от регистраторов и, к сожалению, не всегда могут быть информированы о качестве их услуг.
    Что же касается взаимоотношения регистраторов и регулятора, то за последний год они в принципе не менялись, вследствие чего сложилась достаточно устойчивая система. Проблемы, связанные с изменением инфраструктуры рынка, - это вопросы конструктивного диалога и поиска оптимальных решений, учитывающих интересы сторон.
    От законодателей на данном этапе требуется разрешение вопроса о возможности проведения операций по перерегистрации путем электронного документооборота, с использованием электронно-цифровой подписи. Сегодня уже созданы все необходимые технические возможности для проведения таких операций без использования бумажных документов.

    12:30 - рабочая встреча с П. Лансковым, генеральным директором ИНФИ ПАРТАД.

    РЦБ: Как Вы оцениваете эффективность института саморегулирования на рынке ценных бумаг? Какая роль может быть отведена СРО (ПАРТАД) в таких проектах, как организация ЭДО, включая форматы обмена данными, управление рисками и разрешение конфликтов?

    Н. А. СРО должны быть "законодателями мод", организациями, устанавливающими правила для своих участников и обладающими влиянием на законодательном поле. Они опираются на практику и имеют возможность обобщить мнение участников сообщества. Летом 2004 г. ПАРТАД разработала стандарты ЭДО. Эту работу надо продолжать. Необходимо в интересах сообщества разработать единые требования к организации электронного документооборота, к удостоверяющим центрам, создать систему управления рисками и разрешения конфликтов в рамках ЭДО. Это серьезная и полезная работа, и, будучи заинтересованными в результате, мы готовы оказать содействие в ее выполнении. В целом СРО должна занимать достаточно жесткую позицию в установлении правил, стандартов и требований к деятельности профучастников на рынке ценных бумаг. Эти требования должны быть составлены с учетом мнения сообщества и целей развития рынка. Если стандарты будут четко прописаны, то контроль за их соблюдением будет несложным по процедуре и эффективным по результату.

    13:30 - телефонный разговор с Н. Кузнецовым, начальником управления имущества ОАО "АвтоВАЗ".

    РЦБ: Не так давно ЦМД стал применять новую тарифную политику в отношении эмитентов. Каковы ее результаты, оправдала ли себя такая практика? Существует ли проблема ценовой конкуренции на российском рынке регистраторских услуг?

    Н. А. Мы перешли на новую тарифную политику более года назад. До сих пор в отчетах наших коллег фиксируется увеличение количества обслуживаемых эмитентов. Наша же компания борется не за количество, а за качество. Количество, конечно, вещь хорошая, но в итоге, если стоимость ведения реестра становится ниже определенного уровня, это может негативно сказаться на вашем бизнесе. Такое положение вещей может говорить либо о низкой квалификации персонала регистратора и об ограниченном количестве услуг, либо о том, что реально эмитентом никто не занимается, т. е. реестр просто "положен на полку". К сожалению, нередко процесс ведения и хранения реестра акционеров именно так и воспринимается эмитентами - хранение комплекта документов.
    Суть нашей тарифной политики - установление зависимости вознаграждения регистратора за услугу по ведению реестра от стоимости компании-клиента.
    Пример: инвестор хранит актив в депозитарии и платит за услугу фиксированный процент от его стоимости. Аналогия: есть некая стоимость компании и владелец понимает, что, передав реестр регистратору, он тем самым получает комплекс профессиональных услуг в отношении своей собственности, зафиксированной в реестре. А если стоимость компании увеличивается, то почему не должна увеличиваться стоимость услуг регистратора пропорционально росту ответственности, объему услуг, ужесточению контроля и т. д.?
    Насколько оправдала себя тарифная политика? Судите сами. Показатель по совокупной оплате ведения реестров за 10 мес. прошлого года увеличился в 2 раза. При этом количество эмитентов сократилось на 30%, что позволило нам индивидуально работать с каждым клиентом.
    Удобство и качество обслуживания клиентов всегда являлось нашим безусловным приоритетом. Для работы с эмитентами в компании создана группа персональных менеджеров, разработана специализированная программа комплексного обслуживания клиентов, в скором времени ЦМД откроет Интернет-портал, позволяющий эмитенту в любое время получать необходимую информацию из реестра. Фактически мы стали для наших клиентов гарантом эффективности работы их отделов ценных бумаг.
    Сложно повышать тарифы, когда рынок к этому еще не готов. Наша основная задача - создать неценовые конкурентные преимущества при обслуживании эмитентов. Если клиенту важны сервис и качество, цена для него уже не столь значима.

    14:00-15:30 - беседа-интервью с А. Плахотной, заместителем главного редактора журнала "Рынок ценных бумаг".

    16:00-17:00 - рабочая встреча с И. Моряковым, президентом Депозитарно-клиринговой компании.

    РЦБ: При создании в России Центрального депозитария какое место должно быть отведено регистраторам в учетной системе рынка ценных бумаг? Не осложнит ли его наличие процесс ведения регистраторского бизнеса? Насколько он сможет решить проблему двойных реестров?

    Н. А. Центральный депозитарий, создаваемый по той модели, которая предложена и рассматривается регулятором, возьмет на себя расчетные функции, а регистраторы при этом как были, так и останутся, во-первых, агентами эмитентов, во-вторых, элементом учетной системы, который обеспечивает обслуживание большого количества физических и юридических лиц не только в финансовых центрах - Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
    Создание Центрального депозитария не станет источником каких-либо трудностей для регистраторов, которые смогут перестроить свой бизнес так, чтобы большая часть дохода приходилась на основной вид деятельности, т. е. на обслуживание эмитентов.
    Что касается двойных реестров, то их создает не регистратор, а эмитент, и Центральный депозитарий не решит эту проблему. В этом случае необходимо законодательное урегулирование вопросов, связанных с особенностями правовой основы приема, ведения и передачи реестра.

    17:15 - телефонный разговор с А. Агеевым, членом Правления КБ "Дж. П. Морган Банк Интернешнл".

    18.00 - работа с поступившими за день документами, телефонные переговоры.

    РЦБ: Как Вы пришли в регистраторский бизнес? Как складывалась Ваша карьера в ОАО "ЦМД"?

    Н. А. По первому образованию я инженер по автоматизации систем управления в экономике. Пришла в ЦМД в 1996 г. как специалист по базам данных. Потом стала руководить отделом, затем - управлением, после - департаментом. В дальнейшем была заместителем вице-президента, возглавляла дочернюю компанию, после чего снова пришла в ЦМД. Мое хобби - это моя работа. У нас очень хорошая компания и сильная команда. ЦМД - крупнейшая структура среди регистраторов по количеству сотрудников, их у нас около 400.

    РЦБ: Как Вы отдыхаете?

    Н. А. Как только появляется свободное время, я стараюсь уехать подальше, посмотреть мир. Люблю водить машину, играть на пианино.

    РЦБ: Какие мероприятия по поддержке российской науки ЦМД планирует провести в этом году?

    Н. А. В 2005 г. мы выступаем спонсором конференции "Наука и будущее", ежегодно организуемой Институтом геологии. Это конкурс молодых авторов. В этом году, как и в прошлом, мы являемся счетной комиссией конкурса, и, что интересно, организуя голосование по выбору победителя, мы использовали методику кумулятивного голосования, применяемую акционерными обществами при выборе совета директоров. В общем применили акционерное право - и для нас привычно, и для участников конкурса - без обид?

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день c Наталией Агафоновой
Северо-Западный Телеком: по-прежнему недооценен
Общие фонды банковского управления на рынке производных финансовых инструментов
Развитие российского рынка деривативов: итоги 2004 г.
Новые возможности опционного рынка FORTS
Использование срочного рынка в доверительном управлении
Структурные продукты на российском финансовом рынке
Рынок облигаций Украины: итоги 2004 г. и перспективы развития на 2005 г.
Рынок корпоративных облигаций в Украине: системные факторы развития
Смена стратегии: перспективы государственных и муниципальных заимствований Украины
Еврооблигации - один из способов привлечения внешнего финансирования украинскими заемщиками
Корпоративные чемпионы на рынке fixed-income
Секьюритизация в сфере программ финансирования строительства
Особенности регулирования украинского рынка облигаций
Компания "АВК"
ЗАО "Альфа-Банк" (Украина)
ОАО "Концерн Галнафтогаз"
Компания по управлению активами "Лико-Инвест"
ООО "Новые крахмальные технологии"
Группа компаний "Оптима" развивает рынок облигаций Западной Украины
Украинская инвестиционно-инжиниринговая компания
ООО "Украинская патока"
ЭНЕРГОАГРОРЕСУРС
Новости МАБ СНГ
Время формировать доверие между основными игроками на рынке
Новая жизнь арбитража ММВБ
Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в марте 2005 г.
Инвестиционные возможности iShares
Инвестиционные возможности фондов недвижимости
IPO для среднего бизнеса
Европейские биржи и клиринговые палаты
Кадровые перемещения в биржевом сообществе

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100