Casual
РЦБ.RU

Материал Группы 30-ти Международный теоретический опыт создания эффективной модели расчетов и клиринга на рынке ценных бумаг

Апрель 2005


    Мы продолжаем обзор доклада 1989 г. <Группы 30> - основополагающего документа в области международной инфраструктуры фондового рынка.

ГЛАВА III ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ/ОТКРЫТИЕ ВЗАИМНЫХ СЧЕТОВ

    Целью взаимодействия с зарубежными системами является эффективное и быстрое обслуживание трансграничных сделок. Термин <взаимодействие с зарубежными системами> используется для описания широкого спектра методов, используемых для установления связей между расчетными и клиринговыми организациями разных стран. Крупнейшие игроки на рынке согласны с тем мнением, что создание Мирового расчетного центра в настоящий момент и даже в ближайшем будущем - проект нежизнеспособный. Стремясь к улучшению предоставляемых услуг, центральные депозитарии разных стран должны наладить взаимоотношения, для того чтобы их участники могли пользоваться услугами других центральных депозитариев.
    Установить такие связи можно в разных формах, предлагая различный набор расчетных и кастодиальных услуг. Вариант эффективной связи, когда участник одного центрального депозитария может пользоваться всем спектром услуг, предоставляемых другим центральным депозитарием, может быть как односторонним, так и двусторонним, в зависимости от потребностей, которые диктует тот или иной рынок. Примером связи между международными центральными депозитариями двух стран является <мост> Clearstream-Euroclear. Налаженные взаимоотношения между центральными депозитариями позволяют их участникам возлагать на центральный депозитарий страны проведение расчетов, юридические и финансовые обязательства, а также нормативные риски и вопросы взимания налогов/выплаты доходов, не нарушая при этом целостности заключенной сделки.
    В настоящее время Международная федерация бирж (FIBV) проводит самостоятельное исследование возможности взаимодействия зарубежных систем. Кроме того, Комиссия европейского сообщества недавно закончила исследование двустороннего взаимодействия европейских клиринговых организаций и депозитариев. Комиссия планирует распространить результаты исследования, рассматривающего подключение участников к различным услугам, различные модели услуг, способы организации взаимодействия, предполагаемый рост объемов, стандартный набор юридических документов и т. п. Данное исследование однозначно определит специфические характеристики каждого из типов взаимодействия. Но уже сегодня можно назвать минимальные требования к ним:

  • Взаимодействие может устанавливаться только между организованными рынками, т. е. теми, где существуют расчетные центральные депозитарии и развита инфраструктура оказания услуг.
  • Поводом для такого взаимодействия должны быть серьезные потребности бизнеса, чтобы уровень использования этих систем оставался достаточно высоким и окупал затраты.
  • При взаимодействии стороны должны использовать принятые международные стандарты форматов сообщений и стандартные коммуникационные решения.     В перспективе центральные депозитарии разных стран должны обеспечивать своим участникам перекрестный доступ к основным услугам по хранению, переводу и расчетам по ценным бумагам.

    КРЕДИТОВАНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

        Следует четко понимать, что роль центрального депозитария в данном процессе заключается в упрощении кредитования участниками друг друга с целью увеличения ликвидности рынка путем повышения уровня доступности ценных бумаг.
        Центральный депозитарий может снизить риск и увеличить надежность кредитования, используя услуги клиринга и расчетов, залоги и переоценку портфеля. Для того чтобы избежать рисков и сохранить операционную целостность, центральный депозитарий не должен кредитовать ценные бумаги от своего имени.

    ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

        Доклад предлагает набор концепций, методологий и систем, способных улучшить и упростить обслуживание локальных и трансграничных сделок. Данные системы включают описание систем сверки, клиринга и депозитарного учета. Независимо от того, какую систему выберет конкретный рынок, будет ли ее обслуживание осуществляться группой юридических лиц или одним лицом, существует стандартный набор требований к структуре собственности, управлению и автоматизации, которые способствуют эффективной деятельности, высокому уровню доверия и сохранению целостности организации, а также сокращению рисков участников.

    ТИП СОБСТВЕННОСТИ И НАДЗОРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

        Существуют различные способы построения клиринговой организации/депозитария. Один из них - центральный депозитарий, где хранятся ценные бумаги, по которым осуществляются клиринг и расчеты. Владельцами такого депозитария могут быть либо биржа (или группа бирж), либо широкий круг участников депозитария. Если один центральный депозитарий осуществляет и клиринг, и расчеты, то во избежание рисков эти функции должны быть разделены внутри депозитария. Другой вариант - несколько депозитариев или клиринговых организаций. В таком случае должно быть четко организованное взаимодействие и налаженная операционная связь между этими организациями.
        Тип собственности центрального депозитария зависит от его правовой формы или от того, является он государственной/публичной структурой, частной компанией, филиалом или подразделением другого юридического лица. Вопрос о типе собственности возникает только в том случае, если депозитарий - публичная компания. В идеале центральный депозитарий должен принадлежать всем сегментам рынка (банкам и брокерам/дилерам). Учитывая роль, которую центральный депозитарий играет на рынке, можно рассматривать вопрос об избрании в его совет директоров представителей компаний-эмитентов, центрального банка, общественности (это может быть правительственный чиновник или член ассоциации инвесторов). Независимо от типа собственности организации, в руководстве должны быть профессионалы фондового рынка, заинтересованные в целостности и эффективности систем клиринга и депозитарного учета.
        В некоторых странах биржа является единственным или самым крупным собственником центрального депозитария. Это допускается, если участники имеют достаточно влияния и уверены, что их требования будут учтены при разработке и функционировании центрального депозитария.
        Центральный депозитарий не должен стремиться к извлечению максимальной прибыли, но доходы должны быть достаточными для покрытия его операционных расходов, амортизации оборудования и создания резервного фонда инвестиций в оборудование с тем, чтобы обеспечить обслуживание на должном уровне. Исходя из этого, должны быть рассчитаны и тарифы за услуги центрального депозитария.
        В зависимости от структуры и типа собственности клиринговой организации у нее могут быть различные регуляторы. Исходя из банковской и фидуциарной природы центрального депозитария, его может регулировать государственное агентство, отвечающее за банковскую деятельность в стране. Если клиринговая организация выделена в отдельное юридическое лицо, логично, чтобы ее регулирование осуществлялось агентством, отвечающим за фондовый рынок и брокеров, учитывая, что клиринговая организация занимается в основном обработкой сделок. Вопрос снимается, если в стране и банки, и брокеры регулируются одной структурой.
        Для защиты интересов инвесторов в центральном депозитарии, помимо обычных внешних проверок, должны быть установлены внутренние процедуры контроля. Аудиторские компании и/или правительственное агентство должны регулярно контролировать необходимый уровень профессиональной активности, соответствующий уровень обслуживания сделок с ценными бумагами и должный уровень безопасности при предоставлении услуг.
        Надзор за центральным депозитарием должен быть как минимум таким же, как и надзор за банками и брокерскими компаниями. Помимо этого, руководство центрального депозитария должно быть подотчетно совету директоров. Необходимо расписать график регулярных, достаточно частых внутренних проверок, предметом которых станет операционная активность (например, хранение ценных бумаг), записи по счетам, обслуживание сделок, обработка данных и финансовая прозрачность.

    ЧЛЕНСТВО

        Клиринговая организация
        Следует поощрять как прямое, так и косвенное участие в клиринговой организации при условии тщательного предварительного анализа потенциальных участников с акцентом на их финансовое положение и кредитную историю. В некоторых странах не существует препятствий для выхода на рынок финансовых услуг либо они минимальны. В таких странах анализ потенциальных членов должен проводиться с особой тщательностью.
        В идеале все прямые участники рынка должны быть членами клиринговой организации, хотя требования к финансовым показателям могут привести к тому, что некоторым из них будет отказано в членстве. В таком случае необходимо предусмотреть систему спонсорства для тех, кто не удовлетворяет критериям прямого членства. Требования и преимущества каждого из вариантов должны быть ясно и недвусмысленно изложены.

        Центральный депозитарий
        Для достижения максимальной эффективности и сокращения рисков при больших объемах операций следует содействовать прямому или непрямому членству в центральном депозитарии всех институциональных инвесторов. Учитывая, что центральный депозитарий призван обслуживать все секторы фондового рынка, он должен иметь возможность действовать независимо от любого отдельного института или сегмента фондового рынка. Такая независимость послужит залогом непредвзятости центрального депозитария и его равноценного отношения ко всем своим участникам и владельцам.
        Можно предусмотреть три различных типа членства в центральном депозитарии: полное, непрямое и ограниченное. Полное членство будет доступно для банков, брокеров/дилеров и инвестиционных домов, которые торгуют ценными бумагами за свой счет и за счет своих клиентов. Непрямое, или <комбинированное>, членство может быть предусмотрено для больших институциональных клиентов, торгующих и заключающих сделки через прямых участников, но которым будет разрешено открывать субсчета для сверки и расчетов по своим сделкам. Участник с полным членством будет нести полную ответственность за участника с непрямым членством. Ограниченное членство будет предоставлено только эмитентам, которым не нужен полный спектр услуг центрального депозитария, но которые при этом заинтересованы в успешном функционировании центрального депозитария (например, в своевременной рассылке информации владельцам ценных бумаг).
        Для эффективного функционирования центрального депозитария или клиринговой организации должны быть установлены минимальные требования для всех типов членства. Следует ясно изложить и опубликовать требования к капиталу и марже (для депозитов в клиринговой организации), а также четко сформулировать правила о том, кто имеет право на ценные бумаги в случае дефолта.

    НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

        Эффективный надзор за финансовым состоянием участников со стороны клиринговой организации имеет особое значение. Такой надзор поможет своевременно выявить проблемы и по возможности предотвратить неприятные ситуации на рынке.
        Опыт показывает, что, если участников не обязывать к применению разработанных мер, с большой долей вероятности они будут их игнорировать. Очевидно, некоторые рынки это поняли и предприняли жесткие адекватные действия. Когда в Лондоне в 1987 г. накопилось огромное количество необработанных сделок, Международная Фондовая Биржа (МФБ) установила жесткие правила контроля за своими участниками. МФБ разработала формулу, по которой брокеру назначается штраф в зависимости от процента необработанных сделок, накопившихся за определенный период времени.
        Онлайновый или ежедневный мониторинг может определять будущие обязательства по сделкам. Если обязательства, которые компания взяла на себя, стали слишком большими, надзор за такой компанией необходимо усилить, возможно, следует потребовать от нее увеличения клирингового депозита. Как вариант, можно потребовать дополнительных взносов в фонд страхования рисков изменения цены, а также более частого представления отчетов о торговых и заемных операциях.
        Организация должна быстро реагировать на задержки платежей и поставок ценных бумаг. В крайних случаях, если организация решит, что в целом компания угрожает ее деятельности, должна быть предусмотрена возможность приостановления членства компании и реализации ее позиций. Не следует относиться снисходительно и к менее серьезным случаям нарушений. Возможно, японская модель поведения в таких случаях послужит образцом для подражания. В Японии любую фирму, задерживающую поставку, штрафуют, и размер штрафа возрастает каждый день, до тех пор, пока поставка не будет осуществлена.

    УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

        Прочное финансовое положение особенно важно потому, что оно поможет центральному депозитарию эффективно функционировать в неблагоприятные периоды. Для этого необходим соответствующего размера капитал (состоящий из уставного капитала и резервов). Если центральный депозитарий практикует выплату дивидендов и купонов до того, как получает деньги от эмитентов, то он несет дополнительные риски (например, риск дефолта эмитента по дивидендной выплате).
        В современных расчетных системах существует два метода работы с денежными потоками. Один из них - требовать от участников предварительного депонирования средств в депозитарии до проведения расчетов по покупке. Вместе с тем работа систем, которые используют в США различные депозитарии и клиринговые организации, основана на ежедневных вычислениях нетто-позиции на конец дня. В данных системах участники с <короткой> денежной позицией должны перечислять суммы в конце дня. При таком методе возникает следующая проблема: участник может оказаться не в состоянии заплатить деньги, а бумаги при этом на него уже переведены. Поэтому центральные депозитарии/клиринговые организации, работающие в таких системах, должны вырабатывать дополнительные контрольные процедуры для того, чтобы снизить риски подобных дефолтов.
        Если и расчеты, и клиринг происходят в одном центральном депозитарии, функции и ответственность должны быть четко разделены так, чтобы клиринговые риски (например, риск неисполнения обязательств по гарантиям) отслеживались и покрывались из отдельного источника. Например, США решили эту проблему, организовав совместные фонды для клиринговой организации (National Securities Clearing Corporation) и депозитариев (таких как DTC). Фонды составляются из обязательных взносов всех участников пропорционально портфелю бумаг и активности на рынке. Такой фонд - необходимое условие для нормального управления рисками клиринговой организации или центрального депозитария.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ

        Клиринговые организации/центральные депозитарии
        Клиринговая организация/центральный депозитарий нуждаются в надежной, безопасной системе сбора и передачи данных, которая способна отражать сложные операции и обеспечивать связь с участниками через удаленные терминалы. Кроме того, важно обеспечить доступ к базе данных по ценным бумагам с информацией о ценах, выплатах дохода и корпоративных действиях (даты выплат по дивидендам и т. п.).
        Операционная система обработки данных клиринговой организации/центрального депозитария должна включать:

  • онлайновый интерфейс с сопряженными системами (платежной, биржевой системой сверки), как минимум в пакетном режиме, но предпочтительнее в режиме реального времени;
  • онлайновый интерфейс с системами участников, если возможно - с институциональными клиентами участников, для того чтобы к 1992 г. можно было обеспечить надежную обработку сделок в течение 3 дней;
  • онлайновый доступ участников к системе в режиме реального времени, позволяющий участникам проверять свои денежные и бумажные позиции и эффективно ими управлять.
        Для максимально эффективного функционирования системы следует использовать стандарты ISO. Это не только упорядочит информационный обмен между участниками по локальным сделкам, но и облегчит торговлю, клиринг и расчеты по трансграничным сделкам.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

        Создатели всех систем, включенных в процессы сверки, клиринга и расчетов, в особенности тех, в которых предусмотрен высокий уровень автоматизации, при их разработке должны учитывать всевозможные внештатные ситуации. Хотя не существует систем, которые полностью защищены от потерь, можно предусмотреть несколько уровней защиты, благодаря которым целостность системы и рынка будет защищена от большинства непредвиденных ситуаций.
        Система обработки данных клиринговой организации/центрального депозитария и ее эксплуатация должны быть разработаны и организованы таким образом, чтобы риск сбоя был сведен к минимуму. Необходимо предусмотреть аварийный источник питания, возможность экстренно заменить другие ключевые компоненты, например аппаратное оборудование основного устройства, внешних устройств, линии передачи данных, приборы и т. д. Помимо этого, следует принять дополнительные меры предосторожности для сохранения целостности данных, их безопасности, восстановления и защиты от несанкционированного доступа либо к самой системе, либо к данным, являющимся ее частью. Кроме того, на случай форс-мажорных обстоятельств необходимо предусмотреть резервный центр. План действий при аварийном восстановлении должен регулярно тестироваться.
        Некоторые рынки уже разработали эффективные планы аварийного восстановления и дублирования ключевых элементов системы: оборудования, данных и коммуникаций. Для того чтобы участники были уверены в целостности системы, восстановительные процедуры следует разрабатывать с особой тщательностью.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Неопределенность на рынке акций затягивается
    В ближайшее время рынок "ляжет в дрейф"
    Эффективность управления паевыми фондами в российских условиях
    Инвестиционную привлекательность региона характеризуют крупные стратегические инвесторы
    Второй заем Нижегородской области
    Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
    Эффективная система внутреннего контроля регистратора - гарантия предоставления качественных услуг клиентам
    Итоги 2004 г. на рынке M&A
    Merger Mondays
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2004 г.
    MBO, или Шанс стать олигархом
    Правовые проблемы сделок слияния и поглощения
    Значение государственного долга Москвы
    Стратегия государства на рынке облигаций
    Факторы, влияющие на процентные ставки на рублевом рынке облигаций
    Волатильность процентных ставок на рынке рублевых облигаций
    Структура инвесторов на российском рынке облигаций
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Проект концепции - неплохо для начала
    Центральный депозитарий и эмитенты ценных бумаг: договорные отношения, номинальное держание и количество уровней номинального держания
    Материал Группы 30-ти Международный теоретический опыт создания эффективной модели расчетов и клиринга на рынке ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100