Casual
РЦБ.RU

Центральный депозитарий и эмитенты ценных бумаг: договорные отношения, номинальное держание и количество уровней номинального держания

Апрель 2005

    Проблемы и перспективы развития фондового рынка всегда сопряжены с проблемами и направлениями совершенствования учетной системы. Сегодня на законодательном уровне решается вопрос о создании в России Центрального депозитария. На сайте общественной организации <Комитет участников рынка ценных бумаг> в сети Интернет (по адресу http://www.comitet.ru/law/index.php) 19 ноября 2004 г. была размещена Концепция Федерального закона <О центральном депозитарии> (далее - Концепция). Согласно данной Концепции основной идеей законопроекта должно стать обеспечение снижения рисков и издержек по операциям на российском рынке ценных бумаг за счет унификации, ускорения и упрощения расчетов на базе центрального учетного института - Центрального депозитария (ЦД).
    В частности, по мнению авторов Концепции законопроекта, в законе должен быть закреплен ряд функций Центрального депозитария:

  • ЦД будет иметь право осуществлять депозитарную деятельность, т. е. открывать и вести междепозитарные счета депо для учета прав на ценные бумаги. Для этого ЦД будет фиксироваться в реестрах в качестве номинального держателя по тем ценным бумагам, права на которые он будет учитывать; одновременно законом должно быть ограничено число уровней номинальных держателей - до 3, включая ЦД;
  • ЦД будет единственным депозитарием, в котором будут открывать счета депо такие иностранные институты, как зарубежные центральные депозитарии;
  • ЦД будет наделен правом вести реестры владельцев именных ценных бумаг наравне с иными регистраторами по общим правилам, установленным для ведения реестров;
  • на ЦД должно быть возложено временное ведение реестров владельцев именных ценных бумаг в случае прекращения деятельности регистраторов до момента заключения эмитентом договора с другим регистратором;
  • ЦД будет вправе осуществлять денежные расчеты, в том числе и по исполнению обязательств по ценным бумагам (погашение облигаций, выплата дивидендов и т. п.). Предусматривается, что денежные расчеты по сделкам с ценными бумагами могут также осуществляться иной кредитной организацией по поручению Центрального депозитария. Согласно Концепции законопроекта концентрация расчетов денежными средствами в ЦД или по его поручению в одной из кредитных организаций в сочетании с функцией ЦД по осуществлению расчетов ценными бумагами позволит обеспечить режим <поставки против платежа>;
  • предполагается закрепить в законе обязательность передачи в ЦД глобальных сертификатов ценных бумаг с обязательным централизованным хранением.
        Результатом принятия закона <О центральном депозитарии> должно стать создание и функционирование Центрального депозитария, что позволит снизить риски на российском рынке ценных бумаг (в том числе риск утраты собственности на ценные бумаги, риск неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами); ускорить сроки расчетов по операциям с ценными бумагами; облегчить раскрытие информации о составе владельцев ценных бумаг и возможности проведения корпоративных действий. В свою очередь это приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского фондового рынка и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами.
        При рассмотрении текста Концепции складывается впечатление, что ее авторы сконцентрировали свое внимание только на одном виде ценных бумаг - акциях, а также бегло - на облигациях с обязательным централизованным хранением, заложив в Концепцию норму о том, что <предполагается закрепить обязательность передачи глобальных сертификатов ценных бумаг с обязательным централизованным хранением в центральный депозитарий>. Поэтому Концепция закона воспринимается прежде всего как Концепция закона <О центральном депозитарии> на рынке акций и, может быть, частично на рынке облигаций. Так, норма об ограничении числа уровней номинальных держателей до 3 (включая Центральный депозитарий) может быть актуальна для рынка акций и частично для рынка некоторых выпусков облигаций. Необходимо отметить, что для некоторых ценных бумаг законодательно установлены ограничения по уровню номинальных держателей, в частности для ряда федеральных государственных облигаций, инвестиционных паев и ипотечных сертификатов участия. Таким образом, при разработке закона <О Центральном депозитарии> необходимо внимательно проанализировать по разным видам ценных бумаг требования к учетной системе и установленные по ним ограничения на количество уровней номинального держания.

    УСЛОВИЯ ОБРАЩЕНИЯ И УЧЕТА РАЗНЫХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ

        Условия обращения выпускаемых в России ценных бумаг по-разному определяют требования к учетной системе, порядок взаимодействия между эмитентами и участниками учетной системы, в том числе и депозитариями.
        Кратко остановимся на механизме учета разных видов ценных бумаг. Рассмотрим, в каких случаях и какие договоры заключают с эмитентами депозитарии (и, вероятно, должен будет заключать ЦД), по каким ценным бумагам есть ограничения по количеству уровней номинального держания и каковы эти ограничения. Возможно, это позволит унифицировать требования и ограничения в процессе подготовки закона <О Центральном депозитарии>. Необходимо понимать, в каких случаях существующие нормы российского законодательства по ценным бумагам требуют усложнения схем проведения первичного размещения ценных бумаг на биржах, для того чтобы в законе <О Центральном депозитарии> попытаться эти сложности снять.
        1. Эмиссионные именные ценные бумаги корпоративных эмитентов, к которым относятся акции и именные облигации корпоративных эмитентов, выпуск которых регистрируется ФСФР, а также кредитных организаций, регистрация выпусков ценных бумаг которых осуществляется Банком России.
        Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ <О рынке ценных бумаг> (далее - Закон № 39-ФЗ) и принятые в соответствии с ним Постановления ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. № 27 <Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг> (далее - Постановление ФКЦБ № 27) и от 16 октября 1997 г. № 36 <Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации> (далее - Постановление ФКЦБ № 36) определяют порядок учета прав и иерархию учетной системы по этим ценным бумагам:

  • специализированный регистратор осуществляет по договору с эмитентом ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента (держателем реестра может быть и сам эмитент в случае, если число владельцев его именных ценных бумаг не превышает 50), но при этом эмитент обязан поручить ведение реестра по всем своим именным эмиссионным ценным бумагам одному регистратору. Эмитент, заключивший договор с регистратором, не освобождается от ответственности за ведение реестра;
  • в реестре владельцев именных ценных бумаг депозитарию, осуществляющему в пользу своих клиентов по договорам с ними учет прав на именные эмиссионные ценные бумаги эмитента, открывается счет номинального держателя, и при этом открытие лицевого счета номинального держателя в реестре не требует обязательного заключения договора между депозитарием и регистратором или эмитентом.
        Действующим в настоящий момент законодательством по ценным бумагам на рынке акций и именных облигаций корпоративных эмитентов не устанавливается ограничений на количество уровней номинального держания.
        Взаимодействие депозитария, которому в реестре открыт счет номинального держателя, с эмитентом, как правило, осуществляется через регистратора. Однако в отдельных случаях возможно и непосредственное взаимодействие между эмитентом и депозитарием, например когда эмитент не передает регистратору функции платежного агента и самостоятельно на основании переданного ему регистратором списка владельцев именных ценных бумаг, составленного на определенную дату, взаимодействует с депозитарием по перечислению на его счет дивидендов, начисленных акционерам - клиентам депозитария. И в этом случае взаимодействие между эмитентом и депозитарием не требует заключения договора, а осуществляется в рамках норм, установленных законодательством Российской Федерации.
        Введение норм, согласно которым Центральный депозитарий наделяется функцией по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, в том числе в случае прекращения деятельности регистраторов до момента заключения эмитентом договора с другим регистратором, а также функцией по хранению резервных копий реестров, потребует заключения Центральным депозитарием соответствующих договоров с эмитентами, поскольку возмещение расходов по выполнению указанных функций должно осуществляться за счет эмитента:
  • на ведение реестров владельцев именных ценных бумаг;
  • на исполнение функций <по хранению резервных копий реестров>. Пока нет ясности, с какими эмитентами придется заключать такие договоры: со всеми эмитентами в Российской Федерации или будут введены какие-то ограничения, например договоры будут заключаться только с теми эмитентами, чьи именные ценные бумаги обращаются на биржах (но сюда попадут не только эмитенты акций и именных облигаций, но, возможно, и организации, имеющие право на выдачу ипотечных сертификатов участия и лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также управляющие компании паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых обращаются на биржах).
        Кроме того, возмещение затрат на исполнение функции <по хранению резервных копий реестров> возможно потребует заключения договоров эмитентами с ЦД, которые будут включать возможность временного ведения им реестра до заключения эмитентом договора с новым специализированным регистратором.
        Также необходимо отметить, что при биржевом размещении именных ценных бумаг корпоративных эмитентов для обеспечения выполнения требования ст. 2 Закона № 39-ФЗ, в соответствии с которой <размещением эмиссионных ценных бумаг является отчуждение эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок>, приходится использовать усложненную схему. Рассмотрим названную схему на примере взаимодействия между Некоммерческим партнерством <Национальный депозитарный центр> (далее - НДЦ) и ЗАО <Московская межбанковская валютная биржа> (далее - ММВБ) в 1998 - 2004 гг. и между НДЦ и ЗАО <Фондовая Биржа ММВБ> (далее - ФБ ММВБ), к которой с 11 января 2005 г. перешли указанные ниже функции ММВБ:
        1. ФБ ММВБ передает НДЦ полученные от эмитента/андеррайтера копии решения о выпуске и проспекта эмиссии.
        2. НДЦ открывает (при необходимости) у регистратора эмитента лицевой счет номинального держателя, принимает на обслуживание размещаемый выпуск акций.
        3. НДЦ открывает на технологическом счете депо <Ценные бумаги до выяснения> необходимый торговый раздел и в соответствии с существующим порядком передает его реквизиты на ФБ ММВБ для открытия соответствующей торговой позиции депо.
        4. Для проведения специальной сессии по размещению ценных бумаг ФБ ММВБ в своей торговой системе устанавливает значение торговой позиции депо андеррайтера, равное количеству ценных бумаг, размещаемых через ФБ ММВБ, определенное либо специальным документом (возможно, совместным ФБ ММВБ и эмитента), либо решением о выпуске/проспектом эмиссии.
        5. Андеррайтер осуществляет размещение ценных бумаг (подписку) в ходе специальной торговой сессии ФБ ММВБ в соответствии с установленным ФБ ММВБ порядком, описанным в решении о выпуске/проспекте эмиссии.
        6. ФБ ММВБ предоставляет эмитенту или его андеррайтеру итоговый протокол специальной торговой сессии, содержащий информацию как о суммарном количестве размещенных акций, так и по каждой сделке, совершенной в ходе размещения.
        7. ФБ ММВБ передает в НДЦ отдельный файл сводного поручения депо, содержащий результаты размещения, где дебетуемое количество акций торговой позиции депо андеррайтера соответствует размещенному в ходе данной торговой сессии.
        8. Эмитент или его андеррайтер предоставляет регистратору передаточное распоряжение на перевод размещенных ценных бумаг с эмиссионного счета эмитента в реестре владельцев именных ценных бумаг на лицевой счет НДЦ как номинального держателя с указанием общего количества размещенных акций. Данное распоряжение имеет в качестве основания для проведения операции в реестре официальный протокол специальной торговой сессии ФБ ММВБ.
        9. Регистратор в сроки, оговоренные распоряжением эмитента или договором на ведение реестра (если последние отличаются от установленных Постановлением ФКЦБ № 27), исполняет операции по внесению записей о размещении акций.
        НДЦ, получив от регистратора документ, свидетельствующий о зачислении размещенных акций нового выпуска на его счет номинального держателя, производит зачисление указанного в документе количества ценных бумаг на счета депо приобретателей и/или их депозитариев.
        НДЦ предоставляет своим депонентам выписки, свидетельствующие о зачислении на их счета депо размещаемых ценных бумаг, т. е. о выполнении эмитентом своих обязательств по поставке.
        10. Депоненты НДЦ - как депозитарии, так и приобретатели - отражают в своем учете зачисление размещенных акций на соответствующие счета депо.
        2. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя корпоративных эмитентов, к которым относятся облигации корпоративных эмитентов, выпуск которых регистрируется ФСФР России, а также кредитных организаций, регистрация выпусков ценных бумаг которых осуществляется Банком России.
        Для облегчения процесса биржевого размещения и обращения практически все выпущенные в последние 5 лет эмиссионные ценные бумаги на предъявителя корпоративных эмитентов, в том числе и кредитных организаций, - это документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением в уполномоченном депозитарии сертификата, оформленного на весь объем выпуска (глобальный сертификат). Законом № 39-ФЗ и Постановлением ФКЦБ № 36 определен порядок учета прав по этим ценным бумагам:
  • по договору эмиссионного счета депо, заключаемому между эмитентом и уполномоченным депозитарием, указываемом в Решении о выпуске, в уполномоченном депозитарии осуществляется обязательное централизованное хранение глобального сертификата и учет прав на ценные бумаги выпуска на счетах депо депонентов уполномоченного депозитария в соответствии с заключенными договорами счета депо;
  • на счетах депо клиентов депозитариев, являющихся депонентами уполномоченного депозитария, на основании договоров счета депо осуществляется учет прав на ценные бумаги выпуска (в случае, если клиенты являются владельцами ценных бумаг) либо учет ценных бумаг выпуска (в случае, если клиентами депозитариев являются другие депозитарии, учитывающие эти ценные бумаги для своих клиентов).
        Необходимо отметить, что в этом случае количество уровней номинального держания законодательством Российской Федерации не ограничивается. Также законодательством не закреплено наличие у эмитента только одного уполномоченного депозитария: для одного выпуска ценных бумаг может быть назначен один уполномоченный депозитарий, а для другого выпуска эмитент может указать в Решении о выпуске иной депозитарий.
        Выбор эмитентом уполномоченного депозитария по облигациям с обязательным централизованным хранением обусловлен, как правило, тем, на какой бирже эмитент планирует провести размещение облигаций: расчетный депозитарий выбранной эмитентом биржи и становится уполномоченным депозитарием по выпуску облигаций с обязательным централизованным хранением.
        Процесс размещения корпоративных облигаций в ходе торгов на ФБ ММВБ (до 31 декабря 2004 г. в Фондовой секции ММВБ) предусматривает участие и взаимодействие следующих участников:
  • эмитента облигаций;
  • агента по размещению (андеррайтера);
  • ФБ ММВБ как биржи, на которой проводится размещение;
  • ММВБ как организации, обеспечивающей клиринговое обслуживание ФБ ММВБ;
  • НДЦ как расчетного депозитария ФБ ММВБ;
  • Расчетной палаты ММВБ как кредитной организации, обеспечивающей проведение расчетов по торгам на ФБ ММВБ.
        Принятие на обслуживание в НДЦ нового выпуска корпоративных облигаций с обязательным централизованным хранением в НДЦ осуществляется в следующем порядке.
        При подготовке проекта решения о выпуске облигаций и проспекта эмиссии до утверждения их эмитентом и направления на регистрацию в ФСФР России (или в Банк России для облигаций кредитных организаций) между эмитентом, его консультантами и НДЦ проводится:
  • согласование проектов указанных документов в части отражения в них вопросов депозитарного обслуживания при размещении, обращении (в том числе при выплате доходов, выкупе, досрочном погашении) и погашении, а также вопросов, которые могут возникнуть в случае неисполнения эмитентом обязательств по облигациям. Если глобальный сертификат облигаций хранится не в НДЦ, размещение указанных облигаций через ФБ ММВБ и их вторичное обращение на ФБ ММВБ не осуществляется;
  • подготовка к подписанию между НДЦ и эмитентом договора эмиссионного счета депо, заключаемого после регистрации выпуска облигаций перед началом их размещения (не позже чем за 10 дней до начала размещения).
        Помимо функций уполномоченного и расчетного депозитария облигаций с обязательным централизованным хранением, НДЦ выполняет и функции платежного агента. В случае назначения НДЦ платежным агентом с эмитентом заключается соответствующий договор.
        3. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, генеральные условия и условия обращения которых регистрируются Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ <Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> (далее - Закон № 136-ФЗ).
        Подавляющее большинство этих облигаций также выпускается в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Порядок учета этих ценных бумаг аналогичен описанному выше механизму учета облигаций с обязательным централизованным хранением, выпущенных корпоративными эмитентами.
        Как и по корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением, количество уровней номинального держания законодательством Российской Федерации не ограничивается. Также не закреплено законодательством наличие у эмитента единственного уполномоченного депозитария: для одного выпуска ценных бумаг может быть один уполномоченный депозитарий, а для другого выпуска в решении о выпуске эмитент вправе указать иной депозитарий.
        Как и в случае с размещением корпоративных облигаций (п. 2), выбор уполномоченного депозитария определяется эмитентом в зависимости от того, на какой торговой площадке будет размещаться выпуск облигаций. Расчетный депозитарий выбранной торговой площадки и будет уполномоченным депозитарием.
        Облигации субъектов Российской Федерации (в частности, Санкт-Петербурга), размещающиеся и обращающиеся на Санкт-Петербургской валютной бирже (СПВБ), в соответствии с условиями их обращения имеют ряд ограничений, в том числе и по количеству уровней номинального держания, что характерно и для ряда федеральных государственных ценных бумаг.
        4. Федеральные государственные ценные бумаги, по которым генеральным агентом является Банк России. Генеральные условия и условия обращения облигаций определяются Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом № 136-ФЗ.
        К указанным ценным бумагам относятся Государственные краткосрочные облигации (далее - ГКО) и Облигации федерального займа (далее - ОФЗ). В соответствии с действующим законодательством это именные ценные бумаги, выпускаемые в документарной форме с обязательным централизованным хранением глобального сертификата в уполномоченном депозитарии. Уполномоченный депозитарий по ГКО и ОФЗ заключает договор эмиссионного счета депо с Минфином России как эмитентом и с Банком России как агентом, обслуживающим данные облигации. Уполномоченный депозитарий (НДЦ) является одновременно и расчетным депозитарием биржи (ММВБ), на которой размещаются и обращаются ГКО и ОФЗ.
        Количество уровней номинального держания по ГКО и ОФЗ ограничено: учет ведется только на счетах депо депонентов НДЦ и в депозитариях - депонентах НДЦ.
        5. Федеральные государственные ценные бумаги, по которым генеральным агентом не является Банк России. Генеральные условия и Условия обращения облигаций определяются Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом № 136-ФЗ.
        К указанным ценным бумагам относятся Государственные сберегательные облигации (далее - ГСО), вопросы эмиссии и обращения которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 71 (далее - Постановление № 71). ГСО являются именными государственными облигациями, выпускаемыми в документарной форме, и подлежат обязательному централизованному хранению. Уполномоченный депозитарий (далее - Депозитарий) по этим облигациям заключает договор эмиссионного счета депо с Минфином России как эмитентом. В соответствии с п. 5 Генеральных условий эмиссии и обращения ГСО, утвержденных Постановлением № 71, <учет прав отдельных облигаций каждого выпуска осуществляется> Депозитарием <в виде записей по счетам депо. Запись по счету депо удостоверяет право собственности на облигации и является основанием для осуществления прав?>.
        6. Федеральные государственные ценные бумаги, номинированные не в российской валюте. Уполномоченным депозитарием является российский депозитарий.
        К указанным ценным бумагам относятся облигации внешнего валютного займа. Для обеспечения в России биржевого обращения этих облигаций расчетный депозитарий биржи должен стать депонентом уполномоченного депозитария или его депонента.
        В настоящее время количество уровней номинального держания по данным ценным бумагам не имеет ограничений.
        7. Федеральные государственные ценные бумаги, номинированные не в российской валюте. Уполномоченным депозитарием не является российский депозитарий.
        К указанным ценным бумагам относятся еврооблигации Российской Федерации. Для обеспечения в России их биржевого обращения расчетный депозитарий российской биржи должен стать депонентом уполномоченного депозитария или его депонента.
        Количество уровней номинального держания по данным ценным бумагам не имеет в настоящее время ограничений.
        8. Инвестиционные паи инвестиционных фондов.
        В соответствии с п. 4.1 Положения <О порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев инвестиционных фондов>, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 7 июня 2002 г. № 20/пс, в реестре владельцев инвестиционных паев инвестиционных фондов открывается лицевой счет номинального держателя депозитарию <для учета инвестиционных паев, которыми он владеет в интересах других лиц, если учет прав на инвестиционные паи на счетах депо депозитариями предусмотрен правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом>.
        Количество уровней номинального держания по данным ценным бумагам ограничено в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ <Об инвестиционных фондах> следующим условием:
        <Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, Инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой. Права, удостоверенные инвестиционным паем, фиксируются в бездокументарной форме.
        Учет прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (далее - реестр владельцев инвестиционных паев) и, если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев инвестиционных паев открываются лицевые счета номинальных держателей. При этом депозитарии, за исключением депозитариев, осуществляющих учет прав на инвестиционные паи, обращающиеся через организатора торговли, не вправе открывать счета депо другим депозитариям, выполняющим функции номинальных держателей ценных бумаг своих клиентов (депонентов)>.
        Таким образом, законодательно установлено ограничение по количеству уровней номинального держания по данным ценным бумагам. При этом важно знать, будет ли ЦД одновременно расчетным депозитарием: если <да>, то у него могут быть депоненты - номинальные держатели инвестиционных паев, если <нет>, то у расчетного депозитария не должно быть депонентов - номинальных держателей инвестиционных паев (если не внести изменений в закон <Об инвестиционных фондах>).
        9. Ипотечные ценные бумаги.
        К указанным ценным бумагам относятся облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия.
        9. 1. При этом в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ <Об ипотечных ценных бумагах> (далее - Закон № 152-ФЗ ) ипотечные облигации с ипотечным покрытием (облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом ипотечного покрытия) могут быть выпущены в виде одной из форм, предусмотренных Законом № 39-ФЗ, т. е. в документарной или бездокументарной форме: соответственно, на предъявителя с обязательным централизованным хранением или как именные ценные бумаги. Учетные системы для каждой из этих форм уже были рассмотрены выше.
        9. 2. Ипотечный сертификат участия в соответствии со ст. 20 Закона № 152-ФЗ не является эмиссионной ценной бумагой. Права, удостоверенные ипотечным сертификатом участия, фиксируются в бездокументарной форме. В соответствии со ст. 20 Закона № 152-ФЗ ипотечные сертификаты участия <свободно обращаются, в том числе через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Учет прав на ипотечные сертификаты участия осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев ипотечных сертификатов участия и, если это предусмотрено правилами доверительного управления ипотечным покрытием, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев ипотечных сертификатов участия открываются лицевые счета номинальных держателей. При этом депозитарии, за исключением депозитариев, осуществляющих учет прав на ипотечные сертификаты участия, обращение которых осуществляется через организатора торговли на рынке ценных бумаг, не вправе открывать счета депо другим депозитариям, выполняющим функции номинальных держателей ценных бумаг своих клиентов (депонентов)>.

    СПРАВКА

        На сайте ФСФР России в сети Интернет по адресу: http://www/fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=12195 размещен Проект Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации. В нем говорится об особом положении Центрального депозитария на рынке ценных бумаг, а также о необходимости принятия федерального закона <О Центральном депозитарии> и внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного закона.

        Таким образом, законодательством установлены ограничения на количество уровней номинального держания по этим ценным бумагам. В этом случае также важно знать, будет ли Центральный депозитарий одновременно расчетным депозитарием. Если <да>, то у ЦД могут быть депоненты - номинальные держатели ипотечных сертификатов участия, если <нет>, то у расчетного депозитария не должно быть депонентов номинальных держателей ипотечных сертификатов участия (если не внести изменений в Закон № 152-ФЗ).
        Как мы видим, краткий обзор условий выпуска и обращения разных видов ценных бумаг в Российской Федерации показывает, что существующее многообразие ценных бумаг в России имеет разные сложившиеся системы учета: систему с наличием такого учетного института, как специализированный регистратор (далее - <реестровые> ценные бумаги)

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Неопределенность на рынке акций затягивается
    В ближайшее время рынок "ляжет в дрейф"
    Эффективность управления паевыми фондами в российских условиях
    Инвестиционную привлекательность региона характеризуют крупные стратегические инвесторы
    Второй заем Нижегородской области
    Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
    Эффективная система внутреннего контроля регистратора - гарантия предоставления качественных услуг клиентам
    Итоги 2004 г. на рынке M&A
    Merger Mondays
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2004 г.
    MBO, или Шанс стать олигархом
    Правовые проблемы сделок слияния и поглощения
    Значение государственного долга Москвы
    Стратегия государства на рынке облигаций
    Факторы, влияющие на процентные ставки на рублевом рынке облигаций
    Волатильность процентных ставок на рынке рублевых облигаций
    Структура инвесторов на российском рынке облигаций
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Проект концепции - неплохо для начала
    Центральный депозитарий и эмитенты ценных бумаг: договорные отношения, номинальное держание и количество уровней номинального держания
    Материал Группы 30-ти Международный теоретический опыт создания эффективной модели расчетов и клиринга на рынке ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100