Casual
РЦБ.RU

Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт

Апрель 2005


    Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности. Для развития российской налоговой системы опыт условно-расчетного налогообложения в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой не менее полезен, чем опыт развитых стран. Принимать во внимание действующие налоговые режимы в соседних с Россией странах необходимо также в целях формирования единого экономического пространства в рамках СНГ. В статье анализируются целесообразность и перспективы использования в России некоторых видов условно-расчетного налогообложения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

    Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности или с использованием методов косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков (далее в качестве синонимов применяются термины <условно-расчетные налоги> или <специальный режим налогообложения>.
    Способность налоговой системы эффективно выполнять свои функции напрямую зависит от ее адекватности экономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям. В частности, налоговое бремя должно справедливо распределяться по всем экономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однако реализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной) экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложения значительной части налогоплательщиков.
    Другой проблемой и одновременно важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательской деятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
    Между тем налоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средние предприятия, обладающие наибольшей <бюджетной эффективностью> с позиций налогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило, оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета и предоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения.
    Вышеперечисленные проблемы - основные причины применения условно-расчетного налогообложения. Специальные налоговые режимы и методы оценки налоговых обязательств в большей мере учитывают особенности некоторых групп экономических субъектов по сравнению с общим порядком налогообложения. При условно-расчетном налогообложении используются достаточно простые правила начисления и уплаты налогов для субъектов экономической деятельности, которые нередко избегают обычного налогообложения.
    Существенными для структуры и функционирования налоговой системы являются факторы, находящие отражение в таких показателях, как относительные размеры <теневой экономики>, уровень коррупции (в том числе в налоговых органах)1, и учитывающие согласие налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство. Сравнительный анализ макрорегионов показывает также, что результаты применения сходных налоговых схем условно-расчетного налогообложения зависят от социокультурной и общей экономической среды.
    Самые значительные масштабы неофициальной экономической деятельности и уклонения от налогов характерны для большинства стран с переходной экономикой и развивающихся стран Африки и Латинской Америки, в которых условно-расчетные налоги получили наибольшее распространение.
    Развитые страны в рамках долгосрочной стратегии, ориентированной на развитие налогообложения на основе финансовой отчетности, постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов. В то же время в развитых странах активно используются методы косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСЛОВНО-РАСЧЕТНЫХ НАЛОГОВ

    Упрощенные налоги
    Условно-расчетные упрощенные налоги не предусматривают ведения сложного финансового учета и являются достаточно простыми для налогоплательщиков и налогового администрирования. Данный вид налогов частично заменяет все налоги, уплачиваемые при общем порядке налогообложения. Наибольшее распространение упрощенные налоги получили в африканских странах. В последние годы они используются и в странах с переходной экономикой.
    Облагаемой базой упрощенных налогов являются приближенные оценки различных показателей дохода или результатов экономической деятельности, исчисляемые по упрощенным схемам. Критерии, позволяющие применять упрощенный режим налогообложения, как правило, включают верхние ограничения (пороги) по облагаемым показателям и численности занятых. Могут задаваться и нижние пороги, в пределах которых применяется льготная или нулевая ставка упрощенного налога (необлагаемый минимум). Шкала налоговых ставок может градуироваться в зависимости от величины используемых показателей.
    В большинстве стран с упрощенным налоговым режимом, как и в России, используются налоговые ставки, общие для всех видов предпринимательской деятельности. Такой подход не учитывает, что коэффициенты прибыльности могут существенно различаться по секторам. Поэтому в некоторых странах устанавливаются ставки, дифференцированные по видам, масштабам и отраслевой направленности предпринимательской деятельности.
    Главные достоинства упрощенных налогов заключаются в их относительной простоте как для налогоплательщиков, так и для налогового администрирования. К их основным недостаткам можно отнести несоответствие оценок дохода на основе используемых показателей фактическим доходам налогоплательщика. При упрощенном налогообложении практически не учитывается дифференциация налогоплательщиков по прибыльности бизнеса, зависящая от видов и отраслевой направленности предпринимательской деятельности, региональных особенностей.
    Проблема порогов, представляющая значение для всех условно-расчетных налогов, оказывается наиболее острой в системах упрощенного налогообложения. Данная проблема проявляется, в частности, в искусственной фрагментации предприятий в целях использования льготных условий налогообложения.

    Система forfait
    Система forfait (договорная, или контрактная, система) во Франции распространяется на субъекты малого предпринимательства, включая фермеров, доходы которых находятся ниже установленного уровня. Вмененные доходы фермеров устанавливаются в форме <коллективных оценок>, которые рассчитываются для групп фермеров с учетом типа, местоположения и размера хозяйства. Оценка доходов и соответственно налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей (профессионалов) основывается на концепции <нормального дохода>, т. е. без учета непредвиденных потерь или исключительной прибыли.
    Система forfait не освобождает налогоплательщика от всех обязанностей по ведению учета. Однако налогоплательщик может выбирать между упрощенным учетом, оставаясь в рамках forfait, и общим порядком налогообложения с ведением соответствующей финансовой отчетности.
    Системы упрощенного налогообложения для малого бизнеса, близкие к forfait, были широко распространены во франкоязычных странах Африки. Налоговые платежи устанавливались главным образом с учетом расчетных оценок оборота. Однако, как правило, субъекты малого предпринимательства вообще не вели никакого учета, и механизм forfait практически не работал. Более того, в тех странах, где коррупция в налоговых органах является серьезной проблемой, договорный подход по методу forfait оказался <рецептом для бедствия> [1]. В результате африканские страны перешли от упрощенной системы налогообложения на основе forfait к налогообложению вмененного дохода [2].

    Вмененные налоги
    Большая часть вмененных налогов рассчитывается на основе оценок средней доходности факторов производства (обладающих малой эластичностью замещения) или определенного вида экономической деятельности.
    Теоретически ресурсные налоги не являются оптимальными для конкурентоспособной экономики2. Однако они широко применяются для налогообложения субъектов малого предпринимательства во многих странах. В некоторых исследованиях (где проведено моделирование с учетом возможности уклонения от налога на прибыль и расходов на аудит) показано, что налоги на вмененный доход могут быть достаточно эффективными и сочетаться с общей системой налогообложения (см., например: [3], [4]).
    Для вмененных налогов предоставление отчетности не обязательно. В то же время должно предусматриваться хранение первичной документации, необходимое, например, для проверки соответствия установленным критериям, корректировки платежей, а также при проведении налоговыми органами перекрестных проверок.
    Вмененные налоги, основанные на индикаторах, стали популярными в странах с переходной экономикой. Данные условно-расчетные налоги лучше оценивают потенциальный доход субъектов малого предпринимательства по сравнению с упрощенными налогами на основе показателей выручки или дохода.
    Однако в таких специальных режимах наблюдается конфликт целей. Так, цель облагать налогом потенциальную прибыль противоречит цели проектирования простой и прозрачной налоговой системы. В результате поисков компромисса между этими целями системы вмененных налогов в странах с переходной экономикой оказываются крайне усложненными или недостаточно дифференцированными по видам деятельности.
    Для системы вмененных налогов (в отличие от упрощенных налогов) должны устанавливаться детальные списки охваченных видов предпринимательской деятельности.
    Наряду со сложностью, трудоемкостью и ненадежностью оценок секторной доходности по ключевым индикаторам следует отметить и другие негативные последствия использования налогов на вмененный доход. Поскольку объектом обложения является не фактический доход, а некоторая взвешенная оценка факторов производства, субъекты малого предпринимательства могут быть не заинтересованы в увеличении численности занятых и используемого капитала, чтобы уменьшить налоговые обязательства.
    Применяемые методы расчетных оценок на основе ключевых индикаторов предполагают экспертную оценку доходности. Такие <оценки по усмотрению> могут способствовать коррупции в налоговых и государственных органах, причастных к установлению налоговых обязательств.

    Патентная форма налогообложения
    Плата за патент является формой вмененного налога. Патентная форма налогообложения применяется в основном к субъектам малого предпринимательства - физическим лицам или микропредприятиям.
    Стоимость патента может зависеть от отраслевой направленности или вида деятельности и, как правило, не связана с размером, местоположением или оборотом экономического субъекта.

    Минимальные налоги
    Минимальные налоги считаются перспективным видом условно-расчетных налогов. В некоторых странах минимальные налоги устанавливаются независимо от уровня дохода или деловой активности налогоплательщиков. В других странах, применяющих данные налоги, предусматриваются достаточно низкие процентные ставки от оборота или активов. При этом они становятся формами описанных выше вмененных или упрощенных налогов.
    Основная цель введения минимальных налогов в качестве подоходных налогов для средних и крупных субъектов экономической деятельности заключается в гарантии определенного минимума налоговых поступлений независимо от заявленных убытков, использования льгот или <творческого> ведения финансовой отчетности.
    Альтернативные минимальные налоги, основанные на комбинации валовых активов и оборота (выручки), могут стать хорошим способом обложения дохода малых и средних предприятий. Производственный сектор, вероятно, будет обладать большой валовой суммой активов по отношению к размерам бизнеса. Однако сектор услуг может иметь низкую валовую сумму активов, но достаточно высокий объем оборота. Таким образом, предлагаемая комбинация показателей для исчисления АМТ должна <хорошо работать> для обоих секторов. Ставка АМТ должна устанавливаться в соответствии с наименьшей ставкой налога на доход корпораций согласно предположению о разумной норме доходности капитала [5].
    Минимальные налоги эффективно противодействуют уклонению от налогов зарегистрированных налогоплательщиков, в том числе при занижении данных о прибыли компаний, применяющих трансфертное ценообразование. Однако такие налоги создают тенденцию <замораживания> налоговых обязательств компаний на минимальном уровне. Включение минимальных альтернативных налогов в упрощенные системы налогообложения усложняет данные системы и снижает согласие налогоплательщиков соблюдать свои обязательства [6].

    Условно-расчетные удержанные налоги
    Разновидностью условно-расчетных минимальных налогов являются налоги, удерживаемые у источника выплаты (далее - удержанные налоги).
    Удержанные налоги представляют собой авансовые платежи, вычитаемые обычно из прибыли предприятия-поставщика в счет налога на прибыль покупателей его продукции3. Применительно к незарегистрированным субъектам экономической деятельности такие платежи являются окончательными. Как правило, удержанные налоги применяются в том случае, если контрагенты предприятия относятся к так называемым трудно облагаемым секторам (например, розничная торговля). При этом удержанные налоги не позволяют идентифицировать налогоплательщиков, покупающих продукцию у <головного> предприятия [2].
    В принципе у источника могут удерживаться и другие налоги (включая НДС, акцизы, ЕСН, налог на доходы физических лиц). По такой же схеме удержания налогов могли бы облагаться, например, государственные учреждения, приобретающие товары и услуги у частных поставщиков [7].

    Условно-расчетные налоги на импорт
    Условно-расчетные налоги на импорт могут одновременно рассматриваться как разновидность минимальных налогов и в качестве варианта удержанных налогов. Данный вид налогов применяется с целью получения налоговых поступлений как от зарегистрированных, так и от незарегистрированных импортеров. Для импортеров, которые не зарегистрированы в качестве таковых в налоговых органах, этот налог является категорическим (т. е. оплата его окончательная). В то же время для зарегистрированных импортеров уплата налога зачитывается на заключительной стадии налоговых расчетов, например, по налогу на прибыль4. Если авансовый платеж превышает фактическую величину налога на прибыль, налогоплательщик получает возмещение.
    По рекомендации МВФ такие налоги стали применять некоторые страны Африки и Латинской Америки. Ввиду наличия двух целевых групп может предусматриваться дифференциация ставок налога.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

    На основании зарубежного опыта можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить состояние и перспективы применения в России тех или иных вариантов и методов условно-расчетного налогообложения. Причем поучителен не только положительный, но и отрицательный зарубежный опыт, позволяющий учиться на чужих ошибках.
    Международный опыт показывает, что специальные налоговые режимы вносят вклад в расширение налоговой сети и способствуют сокращению незарегистрированной экономической деятельности5. Они более приемлемы для малого предпринимательства по сравнению с общим порядком налогообложения.
    Однако в рамках специальных режимов часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (как субъектов малого предпринимательства, так и налоговой администрации). Главные причины - недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков, несогласованность условно-расчетных налогов по различным параметрам, как между собой, так и с общим порядком налогообложения6.
    Эти общие для многих стран недостатки формирования и функционирования специальных налоговых режимов характерны и для России.

    Проблемы порогов и ставок
    Во многих странах специальным налоговым режимом предусматривается два уровневых ограничения (порога) для объекта налогообложения, которые обычно выражены в показателях оборота. При уровне ниже оговоренного объект может не облагаться налогом. Если уровень выше установленного, объект облагается налогом в соответствии с общим порядком налогообложения. При нахождении между двумя этими уровнями к объекту применяется специальный режим налогообложения.
    Слишком высокий порог выхода из специального режима привлекает излишне много экономических субъектов, использующих данный режим для сокращения налоговых платежей. Вместе с тем слишком низкий <выходной> порог затрудняет деятельность субъектов малого предпринимательства, для которых ведение учета и отчетности составляет реальную проблему.
    Как правило, проблема порогов и ставок усугубляется при недостаточной дифференциации налогоплательщиков по видам и отраслевой направленности деятельности, а также размерам бизнеса. Следствием этого является нарушение горизонтальной справедливости налогообложения, создание высоких или даже запретительных барьеров для легального вхождения в рынок новых экономических субъектов.
    Дифференциация порогов и ставок на основе соответствующей классификации налогоплательщиков важна для таких стран, как Россия, где имеют место чрезвычайно высокие территориальные и отраслевые различия по ключевым экономическим характеристикам. Вместе с тем понятно, что чрезмерное усложнение конфигурации системы условно упрощенных налогов порождает не менее существенные проблемы для налоговой системы в целом.

    Перспективы развития условно-расчетного налогообложения в России
    Упрощенная система налогообложения

    В российских условиях следует дифференцировать ставки упрощенного налога по укрупненным видам и отраслевой направленности предпринимательской деятельности.
    Целесообразно ввести классификационную категорию <микропредприятие>, определяемую по относительно низким показателям оборота или дохода. Микропредприятиям и предпринимателям - физическим лицам, удовлетворяющим пороговым ограничениям и не подпадающим под режим единого налога на вмененный доход, следует предоставить выбор: использовать упрощенную систему налогообложения или патентную форму предпринимательства. Стоимость патента может определяться видом деятельности и количеством нанимаемых работников.
    Реализация данного предложения усложнит структуру упрощенной системы налогообложения. Однако при этом не осложняются деятельность субъектов малого предпринимательства и налоговое администрирование. Одновременно повысится уровень как вертикальной, так и горизонтальной справедливости упрощенной системы налогообложения.
    В настоящее время в упрощенную систему налогообложения включен минимальный налог. Опыт других стран показывает, что дополнительные издержки, связанные с исчислением альтернативного минимального налога, не покрываются дополнительными налоговыми поступлениями. В России сопоставительные оценки не проводились, однако альтернативный минимальный налог значительно осложняет использование упрощенной системы налогообложения.
    В России наблюдается искусственное деление предприятий в целях перехода к единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
    Формальное дробление предприятий провоцирует возможность использования различных баз налога - доход (со ставкой 6%) или доход за вычетом расходов (ставка 15%). В результате ставка, применяемая для базы <доход за вычетом расходов>, в упрощенной системе налогообложения оказывается на 9 п. п. ниже ставки налога на прибыль при общем порядке налогообложения. Можно также отметить, что установленный в России порог в 15 млн руб. годового дохода для права перехода на систему упрощенного налогообложения слишком высок по международным меркам [6].
    В развивающихся странах, активно использующих условно-расчетные налоги, обычно не разрабатываются программы перехода к общему порядку налогообложения.
    Между тем Россия кардинально отличается от развивающихся стран уровнем образования населения. Упрощенная система налогообложения должна служить <начальной школой> для налогоплательщиков, как это принято (или к этому стремятся) в развитых странах. По мере приобретения опыта субъекты малого предпринимательства должны переходить к общему порядку налогообложения.
    Можно, например, ввести ограничения на срок, в течение которого налогоплательщик находится в специальном режиме налогообложения, или использовать французский опыт, не индексируя верхние ограничения (по доходу или обороту)7. Можно также предусмотреть единовременный вычет из налогового обязательства при переходе к общему порядку налогообложения (в связи с дополнительными расходами на ведение учета и отчетности). Способом вывода из специального упрощенного режима <излишних> налогоплательщиков является также постепенное повышение ставок (начиная со второго или третьего года работы) до уровня, при котором упрощенный налог оказывается не ниже заменяемых им <регулярных> налогов8. Однако повышение налоговой нагрузки должно сопровождаться комплексом мер по поддержке малого предпринимательства, включая защиту от всех форм криминального и административного рэкета.
    Упрощенные налоги, использующие в качестве налоговой базы показатели оборота, довольно легко могут быть элиминированы из налоговой системы. В то же время налоги на вмененный доход плохо поддаются переводу в общий режим налогообложения.

    Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
    Результаты применения специального налогового режима в форме единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД) нельзя оценить однозначно. Грамотным подходом является постепенное расширение видов деятельности, подпадающих под режим ЕНВД.
    Однако вмененный доход фактически определяется по усмотрению региональных властей. В результате наблюдается неоправданная дифференциация платежей для конкретных налогоплательщиков9. При завышенных ставках предприниматели, не имеющие права отказаться от применения данной системы налогообложения, оказываются перед выбором: либо работать себе в убыток, либо прекратить свою деятельность (или заниматься ею нелегально).
    Поэтому необходимо уточнить диапазоны и уровни показателей базовой доходности, процедуры применения корректирующих коэффициентов.
    В силу специфических особенностей видов деятельности, подпадающих под режим ЕНВД, часто предлагаемый отказ от обязательного применения данного режима не является грамотным решением. В то же время субъектам малого предпринимательства, занятым соответствующими видами деятельности и удовлетворяющим описанным выше пороговым ограничениям для микропредприятия, следует предоставить возможность использовать патентную форму налогообложения.
    Предлагаемое расширение патентной формы предпринимательства для относительно небольших масштабов деятельности означает своего рода конвергенцию двух основных российских видов условно-расчетных налогов. В результате создаются предпосылки для большей согласованности системы условно-расчетных налогов в целом.

    Другие виды условно расчетных налогов
    Достаточно новыми и перспективными видами условно-расчетных налогов являются минимальные налоги, налоги на импорт и удержанные налоги. При этом минимальные налоги могут рассматриваться не как переходная форма налогообложения, а как эффективный компонент налоговой системы.
    Зарубежный опыт показывает, что для минимальных налогов, применяемых по отношению к средним и крупным предприятиям, наиболее подходящей налоговой базой является стоимость активов. В настоящее время в России рыночная оценка активов для большинства предприятий затруднена. Однако, учитывая развитие фондового рынка и предстоящую замену налогов на имущество налогом на недвижимость, следовало бы рассмотреть возможность введения альтернативных минимальных налогов для отдельных отраслей экономики.
    Так, альтернативные минимальные налоги, эффективно противодействующие уклонению от налогов крупных корпораций и трансфертному ценообразованию, могут применяться прежде всего в отношении нефтяных компаний.
    <Полезные свойства> и возможные последствия применения условно-расчетных налогов на импорт и удержанных налогов представляются достаточно очевидными. Можно лишь заметить, что налоги на импорт следует вводить одновременно со снижением средней ставки импортного тарифа.
    Как показывает международный опыт, эффективность применения условно-расчетного налогообложения во многом зависит от состояния информационной базы, регламентации соответствующих расчетных процедур, качества налоговой администрации.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Tax Law Design and Drafting. Vol. 1. IMF, 1996. Thuronyi V. ed, Chapter 12. Р. 401-430.
    2. Chambers G., Araujo-Bonjean C. Taxing the urban unrecorded economy in sub-Saharan Africa, Communication for conference in Atlanta. 2003. May. P. 13, 15-16.
    3. Marhuenda F., Vasin A., Vasina P. Optimal choice of the tax system under tax evasion. Working paper № 2003/040. Moscow, New Economic School, 2003.
    4. Christian R., Jaramillo H. Presumptive Income Taxation and Costly Tax Compliance. Department of Economics University of Michigan. 2004. March 19.
    5. Shome P. Tax Administration and the Small Taxpayer. IMF Policy Discussion Paper, Fiscal Affairs Department. 2004. May.
    6. Bird R., Wallace S. Is it really so hard to tax the hard-to-tax? The context and role of presumptive taxes. Andrew Young School of Policy Studies Georgia State University, Stone Mountain. Georgia. 2003. May 15-16.
    7. Taube G., Tadesse H. Presumptive Taxation in Sub-Saharan Africa: Experiences and Prospects. IMF Working paper. 1996. January.
    8. Engelschalk M. Creating a Favorable Tax Environment for Small Business Development in Transition Countries. The World Bank. Washington, D.C.
    9. Marhuenda F., Vasin A., Vasina P. Optimal choice of the tax system under tax evasion. Working paper № 2003/040. Moscow, New Economic School, 2003.

    Примечание
    1 Относительные размеры <теневой экономики> напрямую связаны с уровнем коррупции. Во-первых, <коррупционный сектор> является частью нелегальной составляющей <теневой экономики>; во-вторых, подкуп чиновников обычно происходит за счет средств, <сэкономленных> на налогах.
    2 См., например: Myles G. Public Economics. 1996. Р. 231; Мовшович С. М., Богданова Г. А., Крупенин М. С. Рационализация структуры налогов в переходной экономике России. М.: Российская экономическая школа, 1997. (Ссылки приводятся по [9].)
    3 По юридическим основаниям такие авансовые платежи не являются условно-расчетными налогами. Однако по способам исчисления и функциональному назначению удержанные налоги могут быть отнесены к условно-расчетным налогам.
    4 В некоторых странах авансовые платежи условно-расчетных налогов на импорт подлежали последующему вычету из разных налогов, в том числе и НДС. Однако, например, практика в Кот д'Ивуаре показала, что этот механизм зачетов был практически неуправляем в связи с его сложностью [3].
    5 По некоторым оценкам, введение условно-расчетных налогов в Украине уменьшило размеры теневой экономики за 1999-2000 гг. на 11-14% (см., например: [6], [8]).
    6 Система условно-расчетных налогов, действующая в Украине, является примером недостатка координации между различными налогами. Так, физические лица, занимающиеся предпринимательством в сфере услуг и имеющие годовой доход не выше 119 тыс. гривен, могут выбирать между тремя условно-расчетными налогами: единый налог, фиксированный налог или торговый патент. Многие субъекты малого предпринимательства имеют выбор между двумя налогами - единым и фиксированным. Украинский подход излишне усложняет налоговую систему и уменьшает общие налоговые доходы от этого сектора экономики.

  • Рейтинг
  • 6
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Неопределенность на рынке акций затягивается
В ближайшее время рынок "ляжет в дрейф"
Эффективность управления паевыми фондами в российских условиях
Инвестиционную привлекательность региона характеризуют крупные стратегические инвесторы
Второй заем Нижегородской области
Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
Эффективная система внутреннего контроля регистратора - гарантия предоставления качественных услуг клиентам
Итоги 2004 г. на рынке M&A
Merger Mondays
Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2004 г.
MBO, или Шанс стать олигархом
Правовые проблемы сделок слияния и поглощения
Значение государственного долга Москвы
Стратегия государства на рынке облигаций
Факторы, влияющие на процентные ставки на рублевом рынке облигаций
Волатильность процентных ставок на рынке рублевых облигаций
Структура инвесторов на российском рынке облигаций
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Проект концепции - неплохо для начала
Центральный депозитарий и эмитенты ценных бумаг: договорные отношения, номинальное держание и количество уровней номинального держания
Материал Группы 30-ти Международный теоретический опыт создания эффективной модели расчетов и клиринга на рынке ценных бумаг

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100