Casual
РЦБ.RU

Биржевики ищут экологическую нишу

Март 2005


    Организованная торговля квотами на выброс <парниковых> газов в России начнется не раньше 2007 г. До тех пор крупные российские компании, заинтересованные в торговле квотами, могут выходить лишь на специализированные европейские биржи.

    С середины февраля этого года вступил в силу Киотский протокол - специальный экологический акт ООН, направленный против глобального потепления. Протокол закрепляет количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Для каждой страны установлена квота выбросов, определенная в соответствии с их уровнем в 1990 г. Если государство не расходует свою квоту, оно может продать излишек. Документ должен вступить в силу только после того, как его ратифицируют не менее 55 стран, совокупный объем выбросов которых составит, по крайней мере, 55%.
    Россия ратифицировала Киотский протокол в ноябре 2004 г. К этому времени его уже ратифицировали 124 государства, совокупная доля которых в объеме выбросов составляет 44,2%. После отказа США от ратификации вступление протокола в силу зависело только от России, на долю которой приходится 17,4% выбросов.
    Итак, российские власти и бизнес сделали свой выбор в пользу участия нашей страны в одном из самых глобальных эколого-финансовых проектов нового тысячелетия. Россия сможет начать продавать квоты в рамках Киотского протокола к концу 2006 - 2007 г., хотя сама система может быть создана существенно раньше.
    К середине 2006 г. в рамках Киотского протокола будет создан комитет, который будет следить за соблюдением странами взятых на себя обязательств. Минэкономразвития России (МЭРТ) предлагает, чтобы бизнес добровольно брал на себя обязательства по сокращению промышленных выбросов. В этом случае компании смогут от имени РФ продавать квоты на эмиссию парниковых газов на европейской бирже. МЭРТ предлагает также использовать так называемые проекты совместного осуществления, при которых иностранные инвесторы смогут участвовать в финансировании проектов по техническому перевооружению предприятий с целью сокращения выбросов, а взамен они получат квоты.
    Сейчас в Европе реализуются десятки таких проектов, а иностранные инвесторы уже выражают желание работать с <Газпромом>, РАО <ЕЭС России> и городами, где активно идут реформы ЖКХ и теплоснабжения (Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград и др.). По мнению российских и западных экологов, в нашей стране уже существует как минимум 10 регионов, власти или деловое сообщество которых готовы заниматься созданием реальных торговых площадок, работающих в <экологической нише> (см. таблицу).

"ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА" РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В СОЗДАНИИ БИРЖЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ КВОТАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КИОТСКИХ СОГЛАШЕНИЙ (ДАННЫЕ ЗА IV КВ. 2004 Г.)
Регион Объем промпроизводства (нарастающим итогом с начала года в % к соотв. периоду предыдущего года) Количество действующих предприятий и организаций Сальдированная прибыль действующих предприятий и организаций (млн. руб.) Среднедушевой денежный доход населения (руб.)
Ленинградская обл. 110,3 1 053 21 220 5 164
Новгородская обл. 108,2 12 941 2 736,10 4055
Свердловская обл. 109,9 139 866 40 645,70 6008
Архангельская обл. 137,9 23 823 5 994,50 6897,7
Вологодская обл. 105,5 950 42 136 4951,4
Воронежская обл. 103,8 46 936 1 798,40 11261,1
Омская обл. 111 47 234 51 021,30 5407,2
Томская обл. 109,4 139 866 9 434,50 6004,2
Алтайский край 102,3 2 077 2 726,50 3425,3
Республика Алтай 111,1 188 145,8 3359,8

    В России мониторинг подобных программ проводится в рамках круглогодично действующего <Социального форума по изменению климата> - экспертного центра, объединяющего крупнейшие экологические организации страны. В частности, оценкой и экспертизой внутрироссийских проектов, связанных с торговлей париковыми квотами, занимается Центр экологической политики России. Аналогичную работу по мониторингу европейского рынка экобирж в России осуществляет центр , который уже несколько лет предлагает российским компаниям консультации в вопросах особенностей применения мирового экологического законодательства.
    По оценкам экологов, в случае активного участия российских компаний в евроторгах экологическими квотами в нашу страну ежегодно может приходить до 3 млрд долл. При этом в Европе уже действуют несколько специализированных бирж.
    Так, Биржа торговли свободными квотами на выброс промышленностью углекислого газа приступила к работе в середине января 2005 г. Первый контракт на бирже был заключен между нефтяной компанией Shell и горно-добывающей BHP Billiton на 5 тыс. тонн углекислого газа. Цена за тонну составила 8,40 евро.
    Панъевропейская биржа Euronext начинает в марте торги контрактами на право выброса углекислого газа, на подходе также проект амстердамской European Climate Exchange, а также германской энергетической биржи EEX.
    Впрочем, несмотря на то что Россия присоединилась к Киотскому соглашению, консенсуса по вопросу перспектив торгов <парниковыми> квотами до сих пор нет. Так, в эфире радиостанции <Эхо Москвы> в феврале глава ФСФР Олег Вьюгин, отвечая на вопрос, стоит ли ждать притока в страну миллиардов долларов, вырученных за счет продажи парниковых квот, заявил следующее: <Не думаю, что все так легко получится, потому что продать эти квоты будет довольно трудно и вообще, нужно будет десять раз думать прежде, чем продавать>.
    Еще определеннее высказался советник Президента РФ Андрей Илларионов. По его словам, решение о ратификации Киотского протокола было принято из-за лоббистского давления извне и внутри страны. При этом <основным лоббистом> идеи было названо РАО <ЕЭС России>.
    В самом же энергохолдинге не скрывают интереса к работе в экологической нише финансового рынка и считают возможным реализовать в России механизмы Киотского протокола, которые позволяют странам переуступать друг другу квоты на выброс парниковых газов. Кроме того, РАО <ЕЭС России> предлагает организовать национальную торговлю квотами на площадке некоммерческого партнерства <Администратор торговой системы> (АТС), которое в настоящее время координирует работу энергорынка России.
    В настоящее время в России возможна реализация проектов лишь по одной схеме - проекты совместных инвестиций. Причем по усложненному варианту, поскольку в России пока отсутствуют национальный кадастр выбросов, реестр изменения квоты и регистр сделок. Сложность этой схемы заключается в двойной экспертизе проектов, необходимости госразрешения и госгарантии. При этом существует риск отклонения полностью готовых проектов руководящим органами Киотского протокола, а также появления трансакционных издержек в размере около 100-150 тыс. долл. по каждому проекту, что является препятствием для реализации проектов малого и среднего масштаба.
    Суть гибридной схемы - <зеленые инвестиции> - заключается в том, что Россия, переуступая часть гособязательств, ставит условием вложение средств в проекты, которые обеспечат производство экологически чистой энергии и снизят выбросы парниковых газов. Разработку такой схемы для России с учетом ее специфики в 2005 г. предлагает Всемирный банк за счет кредитных средств. РАО <ЕЭС России> и Энергетический углеродный фонд готовы участвовать в проработке такой схемы, предлагая для схемы конкретные проекты электроэнергетики.
    Параллельно с этим, по мере готовности, можно ввести национальную систему торговли выбросами (предлагается и разрабатывается создание некоммерческого партнерства <Национальное углеродное соглашение>). В основе системы лежит принцип <квотирование и торговля> (caps and trade). Правительству РФ предлагается передать часть национальной квоты в доверительное управление АТС. При этом нематериальные активы - выбросы - переводятся в материальные, т. е. углеродные карты, которыми наделяются профучастники рынка, исходя из принятых ими обязательств по снижению выбросов относительно уровня предыдущего года. Ежегодно АТС сможет проводить биржевые торги между участниками, к которым также могут присоединиться западные компании, поскольку отечественная торговая система будет совмещена с международными. Компаниям, достигшим снижения выбросов сверх собственных обязательств, должна быть предоставлена возможность продать на торгах свои излишки (углеродные карты), зарезервировать их на последующие годы или распорядиться или любым другим способом. Участие компаний будет добровольным.
    Впрочем, было бы неверно сводить весь перспективный рынок к интересам РАО <ЕЭС России>. Так, недавно менеджеры Архангельского ЦБК заявили о своем интересе в деле создания местной экологической биржы. По их оценкам, реализация экологических проектов позволит компании зарабатывать до 25 млн долл. ежегодно. В ближайшее время, очевидно, еще несколько крупных российских компаний заявят о собственных наработках в области <парниковых торгов>.
    Так или иначе крупнейшие российские компании начинают более активно заниматься реализацией собственных экологических инициатив, что может не только изменить биржевую карту страны, но и привести к подвижкам на рынках оценки бизнеса и консалтинга. Учет, управление и оценка экологических активов и рисков требует специальных подходов, что позволит закрепиться на новом рынке небольшим специализированным компаниям. Кроме того, теперь энерго- и экологосберегающая политика флагманов российского бизнеса будет находить большее отражение в динамике биржевых котировок этих компаний.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Укрепление рубля неизбежно?
Значение присвоения инвестиционного рейтинга для РФ
Куда доллару податься?
Не боги горшки обжигают
Паевые инвестиционные фонды: итоги 2004 г. и перспективы на 2005 г.
Работа над "фиксированными" инструментами
Новые стандарты S.W.I.F.T. для российского фондового рынка
Новые рублевые облигации газпрома
Правовое регулирование инсайдерской деятельности в Европейском союзе
Классификация процессов слияния и поглощения на основе уровня приобретаемых прав корпоративного контроля
Срочные сделки или производные инструменты? К вопросу о терминологии рынка деривативов
Новости
Вексельный рынок: итоги 2004 г.
Практика предотвращения ошибок при осуществлении операций с векселями
Операции с залогом векселей
Эволюция казахстанского рынка вексельного обращения
Как сделать реформы эффективными?
Время технологий - время перемен
Новости биржевых площадок России, стран СНГ, за рубежом
Конъюнктура рынков ММВБ в феврале 2005 г.
Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в 2004 г.
Расчетная палата ММВБ: особенности и итоги
Биржевики ищут экологическую нишу
Человек полагает. А кто располагает? Политические флуктуации фондового рынка
"Золотая пора" российской металлургии
...Мы с уважением относимся к тому, что от нас ждут клиенты
Страховое ралли
Торговые площадки в России и странах СНГ
Кадровые перемещения в биржевом сообществе

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100