Casual
РЦБ.RU

Как сделать реформы эффективными?

Март 2005


    Действительность вокруг нас меняется порой быстрее, чем мы успеваем пройти период адаптации и выработки новых идей. Недаром гибкость и адаптивность - основа выживания бизнеса. Именно поэтому мы ищем новые возможности для роста и развития своих компаний.
    В настоящее время вопросы изменений, реформ для инфраструктуры российского фондового рынка в целом и ее депозитарной составляющей в частности более чем актуальны. Радует, что понимание актуальности этих изменений разделяют не только участники рынка, но и его регулятор.
    Но как сделать планируемую в России реформу депозитарной системы с созданием Центрального депозитария эффективной? Ряд исследователей в области управления говорят о том, что у эффективных трансформирующих мероприятий есть три основные характеристики: они должны вызывать доверие, быть доступными для понимания и проводиться решительно.
    В свою очередь доверие вызывает то, что понятно и разделяется большинством участников процесса реформ. А это накладывает на реформаторов дополнительную и неизбежную обязанность изучать и аккумулировать мнения основных участников рынка об идее создания Центрального депозитария, его функциях и порядке формирования.
    Многочисленные консультации и обсуждения вышеперечисленных вопросов с основными пользователями услуг ДКК, являющихся одновременно крупнейшими участниками российского рынка ценных бумаг, показали, что консолидированное мнение по вопросам создания Центрального депозитария уже сформировано. Для широкого круга читателей данного издания постараюсь его изложить, чтобы <рыночные> идеи не остались уделом только избранных и посвященных.
    Во-первых, говоря об основных функциях Центрального депозитария, необходимо отметить, что, кроме депозитарной деятельности (в том числе обслуживания всех сделок, совершенных на организованных рынках), к таковым должно быть отнесено осуществление клиринга по сделкам с ценными бумагами.
    К числу дополнительных функций, которые могут быть возложены на Центральный депозитарий, можно отнести:

  • деятельность в качестве национального нумерующего агентства (присвоение ISIN-кодов);
  • обеспечение централизованного раскрытия информации эмитентами;
  • деятельность в качестве удостоверяющего центра при обеспечении электронного документооборота и т. д.     Принципиальным в данном перечне является то, что осуществление Центральным депозитарием функций, связанных с ведением реестров владельцев ценных бумаг, большинство участников признали нецелесообразным.
        Во-вторых, очевидно, что для реализации своих функций Центральный депозитарий должен быть наделен рядом специфических полномочий, в том числе:
  • исключительным правом открытия счетов номинального держателя в реестрах владельцев ценных бумаг и инвестиционных паев;
  • централизованным хранением всех эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих учету в реестрах владельцев ценных бумаг и инвестиционных паев;
  • исключительным правом ведения счетов иностранных центральных депозитариев и учета ценных бумаг, используемых при выпуске депозитарных расписок;
  • возможностью конвертации доходов по ценным бумагам с целью их перечисления депонентам-нерезидентам.
        В-третьих, круг клиентов Центрального депозитария должен быть ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, иностранными организациями (в указанных выше случаях), государственными органами и эмитентами ценных бумаг.
        В-четвертых, акционерами (участниками) Центрального депозитария в первую очередь должны быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся основными пользователями его услуг, а также инфраструктурные организации. С учетом специфики положения Центрального депозитария доля в его капитале (до 25%) могла бы принадлежать государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Банка России или кредитных организаций, более 50% уставного капитала которых контролируется государством. В этой связи прозвучавшее в выступлении руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина заявление о том, что Центральный депозитарий в России должен быть создан в виде акционерного общества с небольшим участием государства, хотя изначально <была идея создать полностью государственную компанию>, стало обнадеживающим фактором для всего рыночного сообщества.
        В-пятых, создание Центрального депозитария может быть осуществлено путем проведения конкурса среди организаций (или проектов по их созданию): ФСФР России рассматривает поданные заявки и выбирает одну из организаций-претендентов на основании соответствия установленным условиями конкурса требованиям. Выбранной организации выдается <лицензия Центрального депозитария> или издается соответствующий правовой акт. Возможна выдача <временной лицензии>: ФСФР России предварительно отбирает организацию-кандидата и устанавливает срок для приведения ее деятельности в полное соответствие с требованиями к Центральному депозитарию.
        В-шестых, в связи с тем что Центральный депозитарий фактически займет монопольное положение в отношении целого ряда услуг, необходимо законодательное закрепление мер, направленных на повышенный контроль его деятельности.
        Основным сдерживающим фактором должна быть подконтрольность Центрального депозитария основным пользователям его услуг. К числу дополнительных мер можно отнести:
  • повышенные полномочия ФСФР России по контролю над деятельностью Центрального депозитария;
  • ограничение на максимальную долю в капитале Центрального депозитария, принадлежащую одной организации или группе аффилированных лиц (данные ограничения могут быть эффективно реализованы при создании Центрального депозитария в форме некоммерческого партнерства);
  • невозможность отказа от обслуживания лиц, отнесенных законом к кругу допустимых клиентов Центрального депозитария;
  • нормативное закрепление требований о равных для всех клиентов Центрального депозитария тарифах, устанавливаемых основными пользователями услуг, и вытекающий из этого, по сути, некоммерческий характер деятельности такой крупнейшей инфраструктурной организации;
  • участие представителей государства в органах управления Центрального депозитария.
        Будут ли вышеизложенные положения по вопросу создания и деятельности Центрального депозитария в России услышаны российским регулятором? В ответе на этот вопрос - ключ к эффективности реформы в целом. Лично я искренне надеюсь, что это консолидированное мнение участников фондового рынка регулятором будет услышано.
        Когда же концепция Центрального депозитария будет окончательно выверена и компромисс интересов найден, наступит время следующей составляющей успеха, которая заключается в том, что проводиться реформы должны решительно.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Укрепление рубля неизбежно?
    Значение присвоения инвестиционного рейтинга для РФ
    Куда доллару податься?
    Не боги горшки обжигают
    Паевые инвестиционные фонды: итоги 2004 г. и перспективы на 2005 г.
    Работа над "фиксированными" инструментами
    Новые стандарты S.W.I.F.T. для российского фондового рынка
    Новые рублевые облигации газпрома
    Правовое регулирование инсайдерской деятельности в Европейском союзе
    Классификация процессов слияния и поглощения на основе уровня приобретаемых прав корпоративного контроля
    Срочные сделки или производные инструменты? К вопросу о терминологии рынка деривативов
    Новости
    Вексельный рынок: итоги 2004 г.
    Практика предотвращения ошибок при осуществлении операций с векселями
    Операции с залогом векселей
    Эволюция казахстанского рынка вексельного обращения
    Как сделать реформы эффективными?
    Время технологий - время перемен
    Новости биржевых площадок России, стран СНГ, за рубежом
    Конъюнктура рынков ММВБ в феврале 2005 г.
    Рэнкинги ведущих операторов рынков ММВБ в 2004 г.
    Расчетная палата ММВБ: особенности и итоги
    Биржевики ищут экологическую нишу
    Человек полагает. А кто располагает? Политические флуктуации фондового рынка
    "Золотая пора" российской металлургии
    ...Мы с уважением относимся к тому, что от нас ждут клиенты
    Страховое ралли
    Торговые площадки в России и странах СНГ
    Кадровые перемещения в биржевом сообществе

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100