Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Соловяненко Нина, Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной думы Федерального Собрания РФ, канд. юрид. наук.

  • Все статьи автора

Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота

Март 2005

    Разработка и принятие законодательных актов, регламентирующих использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в юридических отношениях, являются одной из глобальных тенденций развития законодательства последних десятилетий.
    В этой связи можно в целом позитивно оценить намерение российского законодателя сосредоточить в специальных федеральных законах основные положения, относящиеся к применению ИКТ (например, закон <Об электронной цифровой подписи>).
    Принятие специального законодательства стабилизирует правовые отношения, позволяет добиться правовой определенности, унификации и упрощения норм и правил, регламентирующих применение ИКТ. Законодательство предоставляет юридическую поддержку для использования в сфере государственного управления и предпринимательства систем электронного документооборота, способствует развитию электронной торговли - предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных документов.
    Специальное законодательство также позволяет сосредоточить регулирование преимущественно в рамках федеральных законов, минимизировать возможность применения к данным отношениям подзаконных нормативных правовых актов и произвольного влияния ведомственного нормотворчества.
    Тем не менее, как показывает практика, для успешного функционирования систем электронного документооборота сегодня по-прежнему остро необходимы благоприятные и предсказуемые правовые условия.
    Электронный документооборот не сопровождается законодательными гарантиями, которые в полной мере обеспечивали бы законность и действительность разнообразных юридических действий, совершаемых в сети Интернет. Участникам электронного документооборота часто предъявляются невыполнимые в электронной среде требования о предоставлении в подтверждение сделки бумажных документов, подписанных собственноручными подписями сторон. Не установлены оптимальные юридические критерии, предъявляемые к электронному обмену данными. Законодательство не регламентирует порядок передачи, получения, хранения электронных документов и иных электронных сообщений. Не исключена возможность установления более жестких критериев надежности электронного документооборота (и связанных с ними расходов), чем те, которые действуют в отношении бумажных документов. Наконец, должным образом не защищаются интересы сторон, заключающих электронные сделки.
    Обеспечить благоприятные правовые условия посредством принятого в 2002 г. закона <Об электронной цифровой подписи> оказалось невозможным. Закон содержит как принципиальные, так и юридико-технические недостатки, которые служат препятствием нормальному регулированию указанных отношений:

  • несоответствие принципам иностранного законодательства и международного права используемым в правовом регулировании электронных подписей (отсутствуют <технологическая нейтральность> законодательства, свободное признание любых электронных подписей, принцип нелицензируемой деятельности и др.);
  • недостаточная сфера регулирования закона, исключение из нее иных аналогов собственноручной подписи;
  • значительное усложнение правовых отношений и увеличение юридических рисков в электронном документообороте (жесткая юридическая взаимосвязь электронной цифровой подписи, сертификата ключа ЭЦП и удостоверяющего центра, зависимость правовых последствий использования ЭЦП от действий удостоверяющего центра);
  • отсутствие координации с иными законодательными актами Российской Федерации (закон не допускает возникновения гражданско-правовых отношений по поводу сертификата ключа подписи между удостоверяющим центром и юридическим лицом);
  • невозможность использования норм, относящихся к удостоверяющим центрам, в правоприменительной практике, поскольку отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона <Об ЭЦП> (Положение о лицензировании деятельности удостоверяющих центров; требования к материальным и финансовым ресурсам центров);
  • отсутствие норм об ответственности удостоверяющих центров.
        Необходимо реформирование данного закона и принятие его в новой редакции. Основные направления реформирования:
  • реализовать принцип технологической нейтральности путем включения в сферу регулирования закона, помимо ЭЦП, также иных аналогов собственноручной подписи, признать действительность и законность электронных подписей вне зависимости от применяемой технологии;
  • заменить императивные нормы на диспозитивные (свобода выбора, свобода договора), исключить обязательное использование системы удостоверяющих центров и сертификатов ключей ЭЦП (если иное не предусмотрено нормативным правовым актом или договором);
  • исключить лицензирование деятельности удостоверяющих центров и обязательное применение сертифицированных средств ЭЦП (если иное не предусмотрено нормативным правовым актом или договором);
  • ввести ответственность удостоверяющего центра;
  • ввести возможность использования электронных подписей юридическими лицами.
        Необходимо также продуманное синхронное обновление норм, затрагивающих данную сферу, в иных, прежде всего базовых, законодательных актах. В качестве положительного примера такого обновления можно назвать положения Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. и Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г., называющих в числе письменных доказательств электронные документы.
        В противном случае правоприменительная практика будет испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью реализации норм специального законодательства из-за того, что они противоречат традиционным нормам, изначально не ориентированным на применение ИКТ (например, однозначные требования к бумажным документам в ГК РФ и т. п.).
        Названные противоречия могут иметь как принципиальный, так и юридико-технический характер и равным образом служить препятствиями нормальному регулированию указанных отношений.

    • Рейтинг
    • 5
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Делайте ваши ставки, господа!
    Пора снимать "розовые очки"
    Риск как спасение от инфляции
    Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
    Новости
    В ожидании позитивных новостей
    Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
    Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
    Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
    Металлургия: новые возможности для инвесторов
    Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
    Челябинский трубопрокатный завод
    Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
    Российский облигационный конгресс-2004
    Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
    Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
    Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
    Республика Саха: большие возможности большого региона
    Новому рынку региональных облигаций - три года
    Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
    Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
    Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
    О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
    Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
    Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100