Casual
РЦБ.RU

Республика Саха: большие возможности большого региона

Март 2005

    Республика Саха (Якутия) - крупнейший субъект РФ по площади территории (более 3,1 млн кв. км) и один из наиболее обеспеченных регионов по запасам природных ресурсов. По величине ВРП на душу населения республика занимает 3-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Дальневосточного федерального округа. По итогам 2003 г. доходы республиканского бюджета составили 33, 401 млрд руб., расходы - 34,929 млрд руб.

ПОРТРЕТ ЭМИТЕНТА

    Республика Саха (Якутия) - крупнейший субъект РФ по площади территории (более 3,1 млн кв. км) и один из наиболее обеспеченных регионов по запасам природных ресурсов. По оценкам международных отраслевых аналитиков, на Якутию приходится около 20% всех мировых запасов алмазов. Ведется разработка месторождений нефти и газа.
    Основу промышленного потенциала республики составляют алмазодобывающая промышленность, доля которой равняется 60,4% в общем объеме промышленного производства, а во всей цветной металлургии - 70,3% (в нее входят обработка алмазов, добыча золота, олова, ртути и др.) (рис. 1).


    Другие крупные отрасли - топливная и энергетическая - в структуре всего промышленного производства Якутии занимают соответственно 10,9 и 12,2%. Развиты пищевая, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленности.
    В сентябре этого года рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило Республике Саха (Якутия) кредитный рейтинг по российской шкале ruA-. Уровень рейтинга сдерживается ее удаленным географическим положением и суровыми климатическими условиями, а также концентрацией налоговой базы. По оценке S&P, действие этих факторов смягчается умеренным уровнем долга, сглаженным графиком погашения, сравнительно высокими доходами на душу населения и улучшающимся качеством управления финансами, в том числе управления государственным долгом.
    По величине ВРП на душу населения Республика Саха (Якутия) занимает 3-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Дальневосточного федерального округа. Показатель производства ВРП в расчете на душу населения за 2003 г. составил 143,2 тыс. руб. По объему собственных доходов Республика Саха (Якутия) находится на 6-м месте среди субъектов РФ.
    По итогам 2003 г. доходы республиканского бюджета составили 33, 401 млрд руб., расходы - 34,929 млрд руб. (табл.1).

Таблица 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Динамика валового регионального продукта РС (Я) в 2000-2004 гг.
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. (оценка)
ВРП в действующих ценах, млн руб. 81,186 99,985 120,683 138,921 158,342
ВРП в действующих ценах, в % к предыдущему году 131,7 123,2 120,7 115,1 114
Показатели кредитоспособности Республики Саха (Якутия), млн руб.
Показателиь бюджета 2000 г. 2001 г. 2002* г. 2003* г. 2004 г. (оценка)
Доходы бюджета 22,541 33,338 30,792 33,401 32,035
в том числе собственные доходы 9,532 23,93 20,853 21,735 22,226
Расходы бюджета 21,41 30,163 32,167 34,929 34,57
Дефицит / профицит 1,131 3,175 -1,375 -1,528 -2,535
Объем госдолга 7,77 9,262 11,335 11,762 12,97
Расходы на обслуживание госдолга 166 534 93 217 611
Расчетные параметры
Отношение объема долга к доходам бюджета 0,34 0,28 0,37 0,35 0,4
Долг к собственным доходам 0,82 0,39 0,54 0,54 0,58
Отношение расходов на обслуживание долга к расходам бюджета 0,008 0,018 0,003 0,006 0,018
Отношение дефицита бюджета к собственным доходам - - 0,07 0,07 0,11
Отношение текущих расходов к доходам 0,96 0,83 0,95 0,46 0,94
* Приведены показатели исполнения государственного бюджета РC (Я) за 2003 г. без учета бюджетов 39 муниципальных образований республики, сформированных в 2003 г. законом РС (Я) "О бюджете на 2003 год" бюджеты муниципальных образований выделены из состава государственного бюджета РС (Я). Таким образом, начиная с июля 2003 г. государственный бюджет РС (Я) составляет бюджет Республики Саха (Якутия) без учета бюджетов муниципальных образований. До указанного момента в составе бюджета субъекта РФ учитывались сметы улусов и городов республики. Бюджеты муниципальных образований со второго полугодия 2003 г. учитываются отдельно и в совокупности с государственным бюджетом республики составляют консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия).

    Размер государственного долга на 1 декабря 2004 г. - 13 884 млн руб.
    Структура госдолга Республики Саха (Якутия) на 1 декабря 2004 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С 2001 ПО 2005 Г.
Структура 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. прогноз)
Договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ 6,167 8,821 9,36 7,235 6,781
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг 268 19 470 1,97 3,8
Кредитные соглашения, договоры и займы 1,097 251 677 980 1
Договоры о предоставлении государственных гарантий 237 172 828 1,577 1,388
Всего 7,77 9,262 11,335 11,762 12,97

    Наибольший удельный вес в структуре долга (6875 млн руб., или 50%) приходится на суммы задолженности республики перед федеральным бюджетом, ценные бумаги - 27% (3800 млн руб.), кредиты банков - 13%, государственные гарантии - 10% от общего объема долга.
    Долг республики перед федеральным бюджетом составляют:

  • переоформленный долг республики по централизованным кредитным ресурсам, выданным в 1994-1995 гг. предприятиям АПК и организациям, осуществляющим завоз, в размере 3193 млн руб.;
  • задолженность по государственному кредиту, предоставленному Республике Саха (Якутия) в драгоценных металлах (<золотой> кредит) в размере 1957 млн руб.;
  • бюджетная ссуда Минфина Российской Федерации в размере 1649 млн руб.
        Задолженность перед федеральным бюджетом в настоящее время реструктуризируется в соответствии с законом <О федеральном бюджете на 2004 г.> путем частичного уменьшения и равномерной рассрочки выплат до 2015 г.
        Стоит отметить, что, хотя объем долга республики составляет немалую сумму, весь долг урегулирован и профиль платежей распределен незначительными суммами по годам до 2016 г. При этом риск неисполнения долговых обязательств сводится к минимуму и фактическая долговая нагрузка на бюджет является менее тяжелой, чем показано в отчетных данных.
        Самую большую часть долга составляют обязательства перед федеральным бюджетом, который достигал 87% от общего объема долга в 2001 г. В 2003-2004 гг. произошло существенное снижение этой доли в результате реструктуризации и уменьшения части обязательств на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации.
        Объемы государственного долга увеличиваются, однако темпы прироста размеров долга соответствуют темпам роста доходов бюджета (рис. 2).

        Очевидна положительная тенденция - увеличение доли ценных бумаг в структуре долга. Это позволяет сокращать расходы на обслуживание и оперативно управлять долгом, в частности привлекать необходимый объем средств в нужное время. Особенно этот момент важен для Якутии, так как кассовое исполнение имеет сезонную несбалансированность.
        Кредиты банков были основным видом заимствования в 2000 г., а в последние годы их доля снизилась, учитывая краткосрочность и относительную дороговизну кредитных ресурсов.
        Стоит отметить, что в 2004 г. Республике Саха (Якутия) - первой из субъектов РФ удалось привлечь синдицированный кредит объемом 1 млрд руб. Организатором синдиката выступил Банк Москвы. Срок кредита - 2 года при ставке 12,5 % годовых. Сумма и сроки организованного финансирования являются максимальными среди всех синдицированных кредитов, полученных регионами после 1998 г. Синдицированный кредит стал еще одним инструментом заимствования для республики, привлеченным для диверсификации источников финансирования дефицита бюджета.
        В 2002-2004 гг. государственные гарантии занимали в структуре долга от 10-15% и предоставлялись под инвестиционные проекты, такие как строительство газопроводов, газификация села, железные дороги, дорожное строительство, воздушный транспорт и др.
        На рис. 3 видно, каким образом рассрочены платежи по долгу. Пики платежей по облигациям приходятся на 2006 г. - 1 млрд руб. и на 2007 г. - 2 млрд руб.

        Обязательства перед федеральным бюджетом распределены до 2015 г. включительно. До 2016 г. рассрочена государственная гарантия по субзайму муниципалитета г. Нерюнгри перед ЕБРР по линии реформы ЖКХ (рис. 4).
        При условии проведения реструктуризации график погашения становится более сглаженным и равномерным.
        Объем расходов по обслуживанию государственного долга РС(Я) на 2004 г. утвержден в размере 611 млн руб. и не превышает установленного бюджетным законодательством ограничения 15% от объема расходов государственного бюджета РС(Я).
        Расчетные показатели кредитоспособности Республики находятся в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ и, более того, достаточно далеки от предельных нормативов (см. рис. 1).
        Так, соотношение объема долга к собственным доходам в 2000 г. было 82%, в 2003 г. - 54%, а по оценкам исполнения бюджета 2004 г. составит не более 58%.
        Отношение расходов на обслуживание госдолга к общим расходам бюджета по бюджетному кодексу не должно превышать 15%; в 2000 г. этот показатель составлял 0,8%, в 2001 г. - 1,8%, в 2002 г. - 0,3%, в 2003 г. - 0,6% от общей суммы расходов бюджета.
        Более жесткие ограничения к параметрам долга республики вводятся исходя из задачи более гибкого управления долгом.
        Показатель <отношение текущих расходов к доходам бюджета> весьма интересен и позволяет оценить как <потребляются> поступившие доходы. Чем ниже данный параметр, тем больше направляется средств на капитальные вложения, т. е. на инвестиционные цели. Тренд изменений данного соотношения свидетельствует о том, что регион вкладывается в бюджет развития.

    ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ

        За период с 1995 по 2004 г. Правительство Якутии в лице Министерства финансов РС (Я) выпустило 12 облигационных займов общей номинальной суммой 6757,7 млн руб. (табл. 3).

    Таблица 3. ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
    Эмитент Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
    Форма выпускаемых облигаций Государственные документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом) с постоянным купонным доходом Государственные документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом) с фиксированным купонным доходом
    Государственный регистрационный номер RU25002RSY RU25004RSY RU25005RSY RU25005RSY
    Номинальный объем выпуска 30 октября 2002 г. 26 июня 2003 г. 1000 млн руб.
    Транши 27 апреля 2004 г. 17 июня 2008 г. 700 млн руб. 300 млн руб. 2000 млн руб.
    Дата начала размещения 1,5 года 5 лет 18 декабря 2003 г. 18 марта 2004 г. 26 июня 2003 г.
    Дата погашения 15 % годовых 12% годовых 16 марта 2006 г. 21 апреля 2007 г.
    Срок обращения 470 млн руб. 800 млн руб. 2 года 3 мес. 3 года
    Ставки по купонам
    15, 14, 13% годовых 11, 10, 9, 8% годовых
    Периодичность выплаты купонов Ежеквартально
    Вторичное обращение ММВБ, СПВБ, РТС, внебиржевой рынок
    Примечания Облигации погашены Бумаги включены в Котировальный список ММВБ "А" 1-го уровня

        С 2002 г. Минфин Якутии осуществил 4 эмиссии облигаций общим номинальным объемом 4,270 млрд руб. Форма выпуска - документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением и с постоянным или фиксированным купонным доходом. Срок обращения облигаций - от 1,5 до 5 лет. Процентные ставки по купонам снижаются.
        Облигации серии 02 объемом 470 млн руб. были успешно погашены в апреле 2004 г. В 2005 г. планируется разместить более <длинные> бумаги на 2,0 млрд руб. Также намечается введение принципиально новых типов государственных облигаций с правом досрочного погашения, с амортизацией долга, долгосрочных облигаций со встроенной краткосрочной структурой и возможностью реинвестирования и др.
        Кроме того, Республика Саха в 2005 г. намерена воспользоваться правом досрочного выкупа своих облигаций. В связи с этим в проекте закона Республики С (Я) <О бюджете на 2005 г.> предусмотрена сумма 800 млн руб. Выкуп планируется произвести в основном по облигациям 2006-2007 гг. погашения, что позволить сгладить пиковые платежи указанных лет.
        В прошлом году республике удалось реструктуризировать долг по так называемому <золотому> кредиту, в результате чего долг будет гаситься равномерными долями в течение 11 лет, т. е. до 2015 г. включительно.
        Достижение республики - признание ее лучшим после Москвы и Санкт-Петербурга эмитентом 2003 г. на рынке субфедеральных займов - по результатам опроса журнала <Рынок ценных бумаг>.
        Улучшается качественное состояние долга - преимущество отдается ценным бумагам как виду заимствований, увеличивается срочность долга, снижается стоимость обслуживания. Существенно расширился круг инвесторов и кредиторов. В начале каждого финансового года крупные банки России открывают лимиты республике. При этом, кроме кредитных линий, устанавливаются лимиты на приобретение облигаций республики и предоставление государственных гарантий.
        Продолжается активная политика управления долгом - замена дорогих и <коротких> банковских кредитов на более дешевые и долгосрочные займы. Это дает возможность отсрочить выплаты по погашению и <растянуть> накладные расходы по заимствованиям.
        Правительство республики переходит к долгосрочному планированию заимствований и привязке системы заимствований к перспективному финансовому плану развития региона. В структуре долга его большая часть устанавливается в виде государственных ценных бумаг, ведь именно посредством государственных облигационных займов можно оперативно и эффективно управлять государственным долгом и минимизировать расходы на его обслуживание.
        В области управления долгом интересен опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Включение облигаций Москвы в ломбардный список Центробанка, операции Санкт-Петербурга по размещению временно свободных денежных средств, использование операций РЕПО и др. - опыт, который внимательно изучают и стараются реализовать в недалеком будущем в республике.
        Облигационные займы - оптимальные инструменты для эффективного управления государственным долгом, так как позволяют эмитенту:

  • минимизировать процентные ставки по обслуживанию облигаций;
  • сглаживать пиковые платежи по исполнению бюджета республики и по погашению долга;
  • обеспечить долгосрочность займов;
  • обеспечить гибкое управление долгом в части облигационных займов, позволяя путем досрочного выкупа и дополнительного размещения заменять дорогие и <короткие> бумаги на более дешевые и долгосрочные, тем самым снижая основной долг и расходы на обслуживание облигаций;
  • планировать привлечение средств и погашение задолженности в соответствии с графиком исполнения бюджета.
        Кроме того, выпуск облигационных займов позволяет мобилизовать средства под конкретные инвестиционные проекты и делает их реальным механизмом финансирования стратегических программ региона.
        Нельзя не отметить, что субфедеральные облигационные займы обладают рядом преимуществ относительно корпоративных облигаций - это льготный порядок налогообложения доходов и отсутствие длительного периода блокирования до выхода облигаций на вторичный рынок.
        При системном подходе к управлению долгом облигационные займы будут представлять собой не нагрузку для бюджета, а дополнительный источник пополнения доходной базы и перспективный инструмент финансирования инвестиционных проектов. В итоге администрация региона будет управлять чем-то вроде стабилизационного фонда, т. е. активами, а не накопленным долгом.
        Основными задачами долговой политики Республики Саха (Якутия) остаются повышение качества управления долгом республики, минимизация стоимости обслуживания займов, равномерное распределение платежей по долгу и инвестиционная направленность займов.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Делайте ваши ставки, господа!
    Пора снимать "розовые очки"
    Риск как спасение от инфляции
    Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
    Новости
    В ожидании позитивных новостей
    Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
    Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
    Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
    Металлургия: новые возможности для инвесторов
    Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
    Челябинский трубопрокатный завод
    Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
    Российский облигационный конгресс-2004
    Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
    Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
    Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
    Республика Саха: большие возможности большого региона
    Новому рынку региональных облигаций - три года
    Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
    Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
    Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
    О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
    Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
    Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
    Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100