Casual
РЦБ.RU

Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика

Март 2005

    7 декабря 2004 г. исполнилось 70 лет со дня образования Красноярского края. Это один из самых богатых природными ресурсами регионов России, его площадь составляет более 1/7 части территории страны.
    Основные богатства края - медь, никель, кобальт, платиноиды. Край занимает ведущее место в России по добыче и запасам нефти, газа - открыто 25 месторождений. По общим объемам разведанных запасов край находится на 2-м месте в России после Тюмени. Доля угля в запасах страны составляет 1/4, по добыче золота край также занимает ведущее место. На его территории находятся железные руды, лес и другие богатства.
    Одна из особенностей Красноярского края - его сложное административно-политическое устройство. В его состав входят два автономных округа, являющихся субъектами Федерации, - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа.
    Губернатор края Александр Хлопонин выступил с инициативой объединения края и округов в единый субъект Федерации. Эту инициативу поддержал Президент РФ и губернаторы автономных округов. В апреле 2005 г. во всех субъектах пройдет референдум по вопросу объединения края. Полностью процесс объединения должен завершиться к 1 января 2007 г. Однако в связи с изменениями в федеральном законодательстве уже со следующего года большая часть бюджетных полномочий автономных округов будет передана Администрации края.
    Красноярский край относится к регионам с крупными бюджетами. Регион является <донором> и не получает дотаций из федерального фонда поддержки. Поэтому объем трансфертов, получаемых им от Федерации, ограничивается субвенциями и субсидиями для финансирования на территории края отдельных федеральных бюджетных полномочий. Доля собственных доходов краевого бюджета в общем объеме доходов составляет 87%. Таким образом, сильной стороной его бюджета является высокая степень финансовой независимости.
    Необходимо подчеркнуть, что за последние несколько лет темпы роста доходов краевого бюджета значительно выше, чем у других субъектов России. Так, за последние 4 года доходы краевого бюджета увеличились в 2,5 раза, и по итогам 2004 г. можно ожидать поступления доходов на уровне 32 млрд руб.
    На протяжении 3 последних лет краевой бюджет исполнялся с дефицитом. Однако бюджет 2004 г. исполнен со значительным профицитом, который составил около 800 млн руб., или 2,5% от объема доходов.
    Основными налогоплательщиками края являются такие предприятия, как <Норильский никель>, Ачинский глиноземный комбинат, Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, золотодобывающая артель <Полюс>, Красноярская ГЭС, угольные разрезы. По структуре крупнейших плательщиков можно судить о том, что основными отраслями промышленности края являются цветная металлургия и топливно-энергетический комплекс.
    Общеизвестно, что формирование бюджетов субъектов Федерации на 2005 г. проходит в условиях административной реформы и реформы межбюджетных отношений. Кроме того, со следующего года полностью реформируется система бухгалтерского учета и бюджетной классификации.
    Администрация Красноярского края внесла в местное Законодательное собрание проект бюджета на 2005 г., в котором учтены все изменения федерального законодательства в области бюджетной и налоговой политики. Наряду с проектом закона о бюджете разработано и внесено еще 34 законопроекта с целью приведения краевой бюджетной системы в соответствие с преобразованиями, проходящими на федеральном уровне.
    Краевой бюджет на 2005 г. составит по доходам с учетом полученных полномочий автономных округов 43,2 млрд руб., а по расходам планируется 46 млрд руб. Дефицит составит 2800 млн руб., источниками его покрытия будут изменения остатков на счете краевого бюджета, поступление средств от продажи имущества, заемные средства.
    Размер консолидированного бюджета Красноярского края достигнет 61 млрд руб. Рост доходов краевого бюджета в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составит 24%, несмотря на то, что все эти годы формирование доходов консолидированного бюджета происходило в условиях реализации налоговой реформы, сопровождаемой сокращением налоговой нагрузки на экономику территории и централизацией средств на федеральном уровне.
    Объем консолидированного бюджета края по сравнению с 2002 г. увеличился на 20 млрд руб. За этот период благодаря налаживанию отношений с крупными финансово-промышленными группами, переводу центров прибыли на территорию края, снижению количества банкротств предприятий и убыточных предприятий, реструктуризации задолженности, значительному росту фонда оплаты труда, а также благоприятной конъюнктуре цен на рынке цветных металлов был существенно увеличен налоговый потенциал края, в частности по налогу на прибыль и подоходному налогу.
    В 2005 г. предполагается продолжить взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, такими как <Норильский никель>, <Русал>. Налоговые платежи от финансово-промышленных групп будут производиться в условиях, предусмотренных соглашениями.
    Таким образом, спланирован достаточно реальный объем доходной части бюджета, и при условии выполнения всех запланированных мероприятий будут решены поставленные задачи перед бюджетом.
    Имея значительный по объему бюджет, Красноярский край является одним из крупнейших заемщиков среди субъектов Федерации. У него безупречная долговая история за все время работы с банками, которая длится уже 8 лет. За все эти годы Администрация края не допустила ни одной просрочки по уплате процентов и погашению основного долга.
    На российском облигационном рынке Красноярский край впервые появился в 1996 г. как эмитент так называемых <сельских> облигаций. В 1998 г., несмотря на сложную ситуацию, он стал одним из 7 регионов, полностью и в срок выполнивших свои обязательства по агрооблигациям.
    Дебютный послекризисный выпуск региональных рублевых облигаций был размещен в декабре 2003 г. Объем выпуска составил 1,5 млрд руб., срок обращения - 2 года, цена размещения - 95,5% от номинала, размер купона - 10,3% годовых, что соответствовало эффективной доходности на уровне 13,5% годовых. По этому займу 8 декабря 2004 г. выплачен уже 4-й купон.
    Второй выпуск облигаций Красноярского края был размещен 20 октября 2004 г. Его объем, так же как и предыдущего выпуска, составил 1,5 млрд руб., срок обращения - 2 года, цена размещения - 100%, ставка всех купонов - 10,95%, что соответствует эффективной доходности погашения на уровне 11,4% годовых.
    Надо отметить, что, кроме таких общеизвестных признанных факторов, как создание публичной кредитной истории, расширение круга инвесторов, увеличение сроков заимствований и т. д., выход края на рынок облигационных заимствований имел следующий положительный результат: коммерческие банки, вынужденные бороться за нас как за первоклассного заемщика, установили для края конкурентные ставки по банковским кредитам, ориентируясь на облигационные заимствования. Сегодня мы привлекаем банковские кредиты по ставке ниже ставки рефинансирования либо на ее уровне. Так, средневзвешенная ставка по банковским кредитам, входящим в долговой портфель региона в 2004 г., составляет чуть более 12% годовых.
    По состоянию на 1 декабря 2004 г. объем госдолга края - 9 млрд руб. Структура долгового портфеля следующая: банковские кредиты - 30% , облигационные займы - 33% , гарантии края - 16%, кредиты из бюджетов других уровней - 21%. Таким образом, облигационные заимствования и кредиты банков почти равны и составляют в совокупности 2/3 долгового портфеля.
    Характерной особенностью гарантийных обязательств края является то, что все они выданы в обеспечение исполнения обязательств перед федеральным бюджетом. В отличие от многих субъектов Федерации, на сегодняшний день край урегулировал все свои отношения с Минфином по этим обязательствам. Последнее соглашение о реструктуризации обязательств по гарантии, выданной в обеспечение так называемого <золотого кредита>, полученного Васильевским рудником, находится на подписании в Минфине.
    Таким образом, можно констатировать, что политика края в области управления долгом в последнее время реализуется по следующим направлениям: диверсификация и оптимизация долгового портфеля, минимизация расходов на обслуживание госдолга и увеличение сроков заимствований.
    С учетом этого общий объем привлечения заемных средств в 2005 г. составит 9700 млн руб. Основной объем заимствований - свыше 5 млрд руб. - предполагается осуществить, так же как и в предыдущие годы, в виде банковских кредитов. Хотелось бы отметить, что объем банковских кредитов в текущем году сопоставим с объемом, предусмотренным в бюджете прошлого года: 5,6 млрд руб. - в 2004 г., 5,7 млрд руб. - в 2005 г.
    Вторым по величине инструментом заимствований станут облигационные займы. По сравнению с 2004 г. их объемы увеличатся в 2 раза и достигнут 3 млрд руб. Учитывая, что облигационные займы являются более <длинными> долговыми инструментами, такое изменение в структуре долгового портфеля края позволяет диверсифицировать нагрузку на бюджеты следующих лет, а также расширить круг потенциальных кредиторов. С учетом всех операций по привлечению и погашению чистое сальдо по получению заемных средств составит около 2 млрд руб., а государственный долг в целом на конец 2005 г. не превысит 11 млрд руб.
    К сказанному следует добавить, что темпы роста собственных доходов края превышают темпы роста государственного долга края. В связи с этим, несмотря на увеличение абсолютного значения долга, процентное соотношение долга к собственным доходам региона имеют тенденцию к снижению: в 2003 г. - 47%, в 2004 г. - 35%, в 2005 г. планируется 34%.
    Успех привлечения заемных средств во многом зависит от безусловного исполнения принятых на себя ранее долговых обязательств. С точки зрения руководства края, точное и безупречное погашение долговых обязательств - основа долговой политики.
    В заключение хотелось бы отметить, что Красноярский край намерен и в дальнейшем осуществлять рыночные заимствования, стать активным и постоянным участником фондового рынка.

  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Делайте ваши ставки, господа!
Пора снимать "розовые очки"
Риск как спасение от инфляции
Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
Новости
В ожидании позитивных новостей
Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
Металлургия: новые возможности для инвесторов
Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
Челябинский трубопрокатный завод
Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
Российский облигационный конгресс-2004
Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
Республика Саха: большие возможности большого региона
Новому рынку региональных облигаций - три года
Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100