Casual
РЦБ.RU

Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы

Март 2005


    Начиная с 1995 г. Санкт-Петербург имеет достаточно большой опыт работы на рынке заимствований, в том числе на рынке облигационных займов. Рассмотрим, что необходимо сделать на современном этапе и нужно иметь в виду эмитентам, которые выходят на рынок.
    В начале 2004 г. Правительство Санкт-Петербурга приняло Концепцию управления государственным долгом города на 2004-2008 гг., в которой нашел отражение весь накопленный опыт и учтены рекомендации ведущих рейтинговых агентств и так называемых <бест практис>, которые были разработаны с участием Минфина РФ.
    В результате утвержден целый ряд документов, в которых закреплены основные положения: принципы управления рисками заимствований, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе; нормативно утверждены основные принципы предоставления гарантий; появилась формализованная методика о том, как предоставляются гарантии; намечены основные мероприятия по развитию рынка облигаций как основного вида заимствования для Санкт-Петербурга (см.: www.fincom.spb.ru).
    Попытаемся проанализировать, что нужно сделать, что можно сделать, что желательно делать, что желательно не делать, что нельзя делать и без чего нельзя двигаться дальше.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

    Так как концепция утверждена, следует придерживаться ее принципов, повышать открытость, транспарентность бюджета. Это касается не только процесса выпуска и обслуживания долговых обязательств, но и исполнения бюджета в целом. В результате необходимо выстраивать предсказуемую политику, которая фактически является обеспечивающей частью инвестиционной политики.
    Не имея четкой, внятной инвестиционной политики, невозможно планировать заимствования на среднесрочный период и трудно определиться с потребностями, которые следует обеспечить. Единственное, что можно определить, - объем рефинансирования, но это пассивный вариант. Поэтому один из основных этапов развития, в том числе и заимствований, - выстраивание инвестиционной политики бюджета в целом, поскольку она является основным потребителем заемных средств.
    План выстраивания бюджетных процессов включает в себя несколько аспектов. Поступление доходов имеет достаточно большую сезонность, особенно у субъектов Федерации, не говоря уже о расходовании средств. Если посмотреть, например, данные об исполнении бюджета и Минфина, и Москвы, и Санкт-Петербурга, то можно увидеть, что очень большой объем расходов приходится на последние месяцы - до 18% расходуется в декабре. Для доходов и расходов характерна сезонность, поэтому могут образовываться и кассовые разрывы, и временно избыточная ликвидность.
    Таким образом, необходимо прежде всего выстраивать более четкую систему прогнозирования доходов и расходов, равномерно планировать вложения средств и внедрять принципы управления ликвидностью - это и привлечение для покрытия кассовых разрывов, если они возникают, и временное размещение свободных средств.
    В данном случае возможны два варианта. Первый вариант - депозиты, которые разрешены на 2004 г. согласно ст. 152 Федерального бюджета (уже приняты в первом чтении поправки в ст. 236 Бюджетного кодекса РФ, которая разрешает регионам-<донорам> размещать средства на депозиты). Вторым вариантом размещения средств являются операции РЕПО, которые были внедрены в работу осенью 1999 г. и активно нами используются.
    Квинтэссенцией всего является выстраивание системы риск-менеджмента, поскольку даже размещения в депозиты - это тоже принятие риска. Выстраивание системы риск-менеджмента необходимо на всех этапах, включая нивелирование ситуаций возникновения разрывов ликвидности и риск-менеджмент в долговой политике.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

    Можно определиться с количеством выпусков. Это больше относится к Санкт-Петербургу, поскольку у северной столицы в обращении достаточно много выпусков, среди которых есть мелкие (с относительно небольшим объемом в обращении). Политика укрупнения проводится давно: с прошлого года начали укрупнять выпуски, в том числе запустили биржевой механизм обмена.
    Обмен и укрупнение не могут быть самоцелью, они напрямую зависят от потребностей рынка. Как и каждый участник рынка, мы не можем покупать или продавать бумаги по любой цене - следует учитывать экономическую целесообразность и необходимые рыночные уровни. Таким образом, это можно делать, если рынок позволит.
    Вместе с тем укрупнение конкретного выпуска может привести к возникновению пиковых ситуаций, т. е. должен быть баланс интересов: укрупнение выпуска и отсутствие проблемных пиков в будущем.
    Можно использовать долговой опыт при реализации ипотечных программ. Сегодня ипотека - достаточно популярное слово. Напрямую использовать опыт заимствования, конечно, не получится, но наработки в системе управления долгом, особенно последние изменения в работе АИЖК и в законодательной базе, позволят активно развивать ипотечный рынок.
    Можно развивать торговую систему, торговые возможности. В этом случае следует учитывать опыт работы с долговыми инструментами и по управлению долгом. Это развитие и самих биржевых технологий, и расчетных технологий, и инструментария - со стороны как эмитента, так и торговой системы. Влияние эмитента минимально, однако его мнение тоже может быть учтено, так как при работе постоянно контактируют с ним.

ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ?

    Желательно не останавливаться на достигнутом. В данном вопросе все понятно, жизнь не стоит на месте, появляются новые условия работы, эмитенту необходимо всегда быть на гребне волны.
    Желательно, чтобы каждый эмитент определял свою долговую политику: что он хочет получить от рынка заимствований, каким хочет видеть рынок своих долгов.
    Вместе с тем можно представить ситуацию, когда эмитент вдруг решил выпускать 5-летнюю бумагу, но, пока регистрировал, выбирал организатора и т. д., рынок <ушел>, и по приемлемой ставке, которую он себе наметил, разместиться уже нельзя. Из такой ситуации существует два выхода: или размещать другую бумагу, или платить достаточно большие премии.
    Для того чтобы этого избежать, в своей практике мы используем следующий способ: ежегодно регистрируем условия эмиссии как можно большего спектра бумаг. Их сроки: до 1 года, 1-5 лет, 5-30 лет; виды бумаг: купонные (с переменным купоном, с постоянным), с амортизацией, со встроенными опционами. Это позволит всегда иметь возможность выпустить бумагу, которая будет востребована и адекватно оценена рынком, а ставки будут приемлемы для эмитента. (Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг значительно усложнило процесс оперативного выхода на биржевой рынок; решение данной проблем запланировано на 2005 г.)

ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО НЕ ДЕЛАТЬ?

    Нежелательно скрывать информацию о себе (это касается каждого эмитента любого этапа), решать текущие проблемы в ущерб стратегическим. Да простят меня андеррайтеры, желательно избегать частных размещений. Это вызвано тем, что частные размещения для некоторых эмитентов, например новых, возможно, единственный способ выхода на рынок. Другой пример - стагнация рынка в целом, которая была в период кризиса 1998-1999 гг. Мы в своей практике стараемся придерживаться рыночных методов, так как рыночная цена более справедливая и менее затратная для эмитентов.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

    Нельзя покупать риски. В принципе субъект Федерации не должен участвовать в финансировании коммерческих проектов. Занимать нужно и можно, но только на развитие инфраструктуры города. Для участия в коммерческих проектах этого делать ни в коем случае не следует.
    Эмитенту нельзя, например, играть на срочном рынке, принимать риски, тем более нашей страны, где расчеты очень ненадежные.
    Нельзя зависеть от узкого круга кредиторов и дилеров. Как только мы превращаем облигации в форму кредита, мы попадаем в зависимость от одного дилера, одного участника.
    Нельзя создавать пиковые нагрузки на бюджет - это вопрос возникновения рисков в будущем.
    Нельзя увлекаться инструментами с <плавающими> ставками по нескольким причинам. Во-первых, у нас не существует рынка <коротких> ставок. Во-вторых, в Бразилии, которая увлекалась <плавающими> ставками, они выросли до заоблачных высот.

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

    Дальнейшая работа невозможна прежде всего без четких межбюджетных отношений. Нельзя планировать бюджет любого субъекта, муниципалитета, не имея четких межбюджетных отношений на несколько лет вперед, которые постоянно меняются. Были акцизы, потом они стали федеральными. Перераспределяются доходные источники, расходные полномочия. Планировать в таких условиях инвестиционную составляющую и заимствования очень тяжело, особенно если речь идет о значительной доле финансирования инвестиционных расходов за счет заимствований. Поэтому базисным пунктом является наличие четких межбюджетных отношений.
    Формирование смежных секторов - самый последний, но наиболее важный аспект. Можно долго обсуждать, где торговаться, как торговаться, какие бумаги могут быть, какой объем хороший и большой и т. д., но все это ничто, если нет возможности регулировать спрос и предложение, процентные риски. Наверное, каждый участник согласится, что покупать кредитный риск Санкт-Петербурга или Москвы можно, но нельзя купить (по крайней мере, корректно оценить) торговый, процентный риск, фактически не имея никакого инструмента хеджа.
    Таким образом, можно сделать вывод, что ценообразование нечеткое: нет <коротких> ставок, ГКО исчезло, рынок БОБРов как таковой не существует. Межбанковский рынок не самый показательный по части ставок. Поэтому для качественного развития на новом уровне нам нужен рынок <коротких> ставок, процентных свопов, который позволял бы участникам хеджировать свои процентные риски. В перспективе - срочный рынок, который тоже не может быть развит без рынка процентных срочных инструментов, поскольку базовый актив резко ограничен.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Делайте ваши ставки, господа!
Пора снимать "розовые очки"
Риск как спасение от инфляции
Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
Новости
В ожидании позитивных новостей
Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
Металлургия: новые возможности для инвесторов
Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
Челябинский трубопрокатный завод
Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
Российский облигационный конгресс-2004
Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
Республика Саха: большие возможности большого региона
Новому рынку региональных облигаций - три года
Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100