Casual
РЦБ.RU

Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.

Март 2005


    Государственный долг Москвы по состоянию на 7 декабря 2004 г. составил 103 млрд руб., внутренний долг - 63 млрд руб., рублевый эквивалент внешнего долга - 40 млрд руб. По структуре долга 57,5% приходится на рублевые облигации, 27,9% - на еврозаймы, 7,3% - на бюджетные ссуды, 5% - на государственные гарантии, 2% - на рублевые кредиты, 0,25% от общего долга - это валютные кредиты. На конец 2005 г. государственный долг Москвы не превысит 126 млрд руб. - 32% от доходной части бюджета. На 2005 г. запланировано привлечение 29,5 млрд руб. посредством облигационных займов и 8,7 млрд руб. за счет кредитов. Погашение облигационных займов составит 18 млрд руб.

    По состоянию на декабрь программа государственных заимствований Москвы на 2004 г. была практически выполнена.
    В 2004 г. объем привлеченных средств превысил 50 млрд руб. На внутреннем рынке было привлечено 36,5 млрд руб., из них 95% в форме облигационных займов. На внешнем рынке был размещен еврозаем, объем которого составил 374 млн евро.
    Скажем несколько слов о еврозайме, с тем чтобы впоследствии остановиться только на рублевых облигациях: 24 сентября 2004 г. было осуществлено размещение сертификатов участия в кредите Москве, которые выпустил Dresdner Bank AG. Дата погашения - 11-й год, т. е. они 7-летние, выпуск размещен по номиналу, ставка купонного дохода - 6,45% годовых. Собранные заявки накануне аукциона в 3,5 раза превышали объем размещаемых бумаг. Столь агрессивный спрос дал возможность снизить ставку купонного дохода на 17,5 б. п. относительно предварительно объявленной. Покупателями еврозайма выступили представители из 23 стран (Великобритания, Германия, Сингапур, Южная Корея, Гонконг и др.). Среди них - пенсионные и инвестиционные фонды, финансовые компании, банки и частные лица.
    Отмечу один интересный факт: в числе покупателей были пенсионные фонды, которые обычно покупают инструменты с таким инвестиционным рейтингом, который на тот момент Москве еще не был присвоен.
    Возвращаясь к рублевым заимствованиям, необходимо отметить, что 98% размещений состоялось на бирже и всего лишь 2% пришлось на сберегательный заем, который был размещен через сеть уполномоченных банков: Сбербанк, Внешторгбанк и Банк Москвы.
    В этом году прошло 7 аукционов. Впервые была апробирована практика проведения двух аукционов в один день, что давало возможность переводить неудовлетворенный спрос с первого аукциона на второй. Всего в результате аукционов было привлечено 31,3 млрд руб., что составило 93% от общего объема первичного размещения на бирже. Общий объем заявок, поданных на аукционах, в 2,5 раза превышал объем размещаемых облигаций.
    Кроме аукционов, размещение проводилось в ходе вторичных торгов на бирже. Это были точечные сделки, когда проведение аукциона было нецелесообразно, точнее когда суммы, требуемые бюджету, были незначительны. Всего вне аукционов было размещено облигаций на 2,3 млрд руб., что составило 7% от общего объема первичного размещения.
    В рамках управления долгом проводились активные операции по откупу. Летнее затишье на рынке и ценовые откаты были использованы для откупа облигаций с погашением в 2004 г. В частности, 30-й выпуск с погашением в ноябре 2004 г. был на 75% выкуплен в июне за счет временно свободных денежных средств в московском казначействе.
    Кроме того, за счет экономии по обслуживанию государственного долга были выкуплены бумаги с погашением в 2005 г. на сумму 500 млн руб. Все операции по откупу проходили в рамках основных торгов фондовой секции ММВБ, т. е. без каких-либо преференций отдельным участникам рынка.
    Приведем некоторые статистические показатели рынка московских облигаций. На сегодняшний день в обращении находится 14 выпусков облигаций внутреннего облигационного займа и 1 выпуск сберегательного займа на общую сумму 59 млрд руб. Срок погашения этих выпусков - от 2 мес. до 10 лет, дюрация московских бумаг составляет 3 года 3 мес. (в прошлом году - 2 года).
    Кривая доходности всех выпусков по состоянию на 8 декабря 2004 г. находится на уровне 8,1% годовых, спрэд к ОФЗ с аналогичным сроком погашения составляет от 18 до 150 б. п.
    Среднедневной оборот по московским облигациям в режиме основных торгов и в режиме переговорных сделок фондовой секции ММВБ, начиная с 1 января 2004 г., составил почти 1 млрд руб. Коэффициент оборачиваемости, т. е. отношение среднедневного оборота к общему объему облигаций, находящихся в обращении, составил 1,65%. Для сравнения: соответствующий показатель обыкновенных акций РАО <ЕЭС России> составил 1,6%. Это говорит о том, что и долговой инструмент, которым являются облигации, включает спекулятивную составляющую. Данный факт - заслуга участников рынка, и он нас устраивает, потому что повышает ликвидность московских облигаций.
    Облигации Москвы допущены к торгам на пяти площадках России: ММВБ, СПВБ, Санкт-Петербургская и Московская фондовые биржи и биржа РТС. Однако фактически весь оборот приходится на ММВБ. Фондовой биржей ММВБ принято решение о включении всех московских облигаций в котировальный лист <А> первого уровня, поэтому с нового года московские облигации будут торговаться на фондовой бирже ММВБ.
    Кроме того, 16 сентября 2004 г. Центральный банк России принял решение о включении московских облигаций в ломбардный список, и с 18 октября 2004 г. он проводит сделки прямого РЕПО под их обеспечение. Банки уже давно используют московские облигации в качестве залога на рынке межбанковского кредитования, активно также проходят сделки РЕПО на срок от 2 до 14 дней.
    В ноябре 2004 г. с разницей в один день два международных агентства - Fitch Ratings и впоследствии Moody's Investors Service присвоили Москве инвестиционный рейтинг. Агентство Standard & Poor's пока оценивает рейтинг Москвы на ступень ниже.
    Государственный долг Москвы по состоянию на 7 декабря 2004 г. составил 103 млрд руб., внутренний долг - 63 млрд руб., рублевый эквивалент внешнего долга - 40 млрд руб. По структуре долга 57,5% приходится на рублевые облигации, 27,9% - на еврозаймы, 7,3% - на бюджетные ссуды, 5% - на государственные гарантии, 2% - на рублевые кредиты, 0,25% от общего долга - это валютные кредиты.
    Соотношение московского государственного долга к доходной части бюджета составляет 27,7% (бюджетное требование - не более 100%). Расходы по обслуживанию долга на конец года не превысят 2% от расходной части бюджета (бюджетное требование - не более 15%). Таким образом, показатели долговой нагрузки соответствуют предписанным Бюджетным кодексом ограничениям и имеют большой запас прочности.
    Что касается планов на 2005 г., то проект закона о бюджете Москвы на 2005 г. прошел второе чтение, т. е. возможны корректировки показателей. Дефицит запланирован на следующий год в размере 26 млрд руб., что составит 6,8% доходной части бюджета. По нашим оценкам, на конец 2005 г. государственный долг Москвы не превысит 126 млрд руб. - 32% от доходной части бюджета.
    Согласно предварительной программе государственных заимствований на 2005 г. запланировано привлечение 29,5 млрд руб. посредством облигационных займов и 8,7 млрд руб. за счет кредитов. Погашение облигационных займов составит 18 млрд руб. Возможны корректировки, т. е. замена кредитов на займы или наоборот, в зависимости от конъюнктуры, складывающейся на рынке.
    Кроме того, по инициативе Комитета государственных заимствований в проект закона о бюджете на 2005 г. внесены поправки, дающие право Правительству Москвы менять количественные характеристики программы заимствований при условии сохранения суммы дефицита. Это дает возможность проводить операции РЕПО на открытом рынке при наличии временно свободных остатков на счетах казначейства.
    Первичные размещения планируется проводить в форме аукционов, исключительно на бирже, но возможны и доразмещения, как это было в 2004 г. Это будут незначительные объемы, т. е. основной акцент будет сделан на аукционы. Возможно проведение операций откупа, в том числе в форме аукционов. Эту возможность мы уже проработали с ММВБ и в случае глубокой ценовой коррекции (если рынок будет <откатываться>) попытаемся его поддержать.
    Продолжится работа по развитию рынка срочных инструментов, где базовым активом будут являться московские облигации. К сожалению, торговля на РТС фьючерсом на 29-ю облигацию на сегодняшний день прекращена. Тем не менее надеемся на развитие данного инструмента в рамках ММВБ.
    В 2005 г. мы собираемся вести открытый диалог с участниками рынка в рамках форума на интернет-сайте moscowdebt.ru. Будем рады вашим предложениям, которые позволят улучшить рынок московских облигаций, готовы выслушать критику и замечания в наш адрес.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Делайте ваши ставки, господа!
Пора снимать "розовые очки"
Риск как спасение от инфляции
Налогообложение доходов физических лиц: новый год - новые проблемы?
Новости
В ожидании позитивных новостей
Эффективность управления пенсионными накоплениями в 2004 г.
Риски эмитента и ожидаемая доходность облигаций
Вкладчикам банков, которые хотят приумножить свой капитал
Металлургия: новые возможности для инвесторов
Металлургия и горно-добывающая промышленность: еще один год благополучия
Челябинский трубопрокатный завод
Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией
Российский облигационный конгресс-2004
Москва: политика на рынке облигаций в 2005 г.
Санкт-Петербург: долговая политика второй столицы
Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика
Республика Саха: большие возможности большого региона
Новому рынку региональных облигаций - три года
Некоторые формы неэффективности на рынке региональных облигаций
Перспективы развития технологии электронного документооборота в учетной системе рынка ценных бумаг
Новые услуги клиентам НДЦ на рынке перерегистрации ценных бумаг с использованием возможностей электронного документооборота
О возможностях, предоставляемых системой электронного документооборота НДЦ
Использование ЦУС ММВБ в качестве удостоверяющего центра корпоративной информационной системы
Совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота
Сделки на рынке негосударственных облигационных займов в 2004 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100